Деканат весь кипит,
Сам декан говорит:
«Неприглядна ученья картина!»
Мы на это плюем
И уверены в том,
Что и сам он - большая...
Припев:
Как пришел в институт -
был я «кровь с молоком».
Волос пышный, красавец мужчина...
А теперь посмотри - голова босиком...!
И могила исправит мне спину...
Припев:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, да сессия сама пойдёт!
Подучим, подучим, да скинем!!!...
Зинаида Алексеевна Вологодская в течение своей жизни никогда не расставалась с учениками. Мне часто приходилось с ней участвовать в проведении физических мероприятий: конференций, занятий, в подведении итогов конкурсов научных проектов в Лесниковском лицее одаренных детей, в школах города и области. Ученик 47-й гимназии Петя Климай стал победителем международной Олимпиады по физике. В настоящее время живет в США. Студенты-физики Влад Бесман и Вадим Шейхман стали в разные года победителями как математической, так и физической Олимпиад в СССР. Шейхман работает в США, а Бесман - в Москве. По инициативе З.А. Вологодской только в нашей области создано и работает научное общество учащихся (НОУ) «Эврика».
Но, к сожалению, пришли другие времена в 90-е годы, и «все смешалось в доме Облонских». В школе оставили для физики 2 часа в неделю, закрыли физические журналы, физика стала не-востребована в России. У студентов потерялась необходимость в приобретении этой специальности, поскольку в эпоху экономического кризиса исчезла возможность найти работу. В школах нет учителей физики, математики, информатики. Пединститут прекратил свое существование так же, как и физико-математический факультет, исчезают физические кафедры. На 1 курс набирают случайных людей. Доктор педагогических наук, крупный специалист в области профориентации начал торговать таблетками, доказав этим, что в эпоху рыночной экономики профориентация является направлением в науке лженаучным. Преподавательский состав в связи с малыми зарплатами (в 10 раз меньше, чем у чиновников вуза!) вынужден зарабатывать на жизнь, занимаясь репетиторством, благодаря огрехам школьного образования.
Но мы времена не выбираем, мы в них живем и умираем - не нами это сказано. Надо ве-82
рить и в то, что вернется время, когда не только учить физику (а значит и готовить инженеров!) и математику будет надо, но потребуются и специалисты-методисты. Знать - это одно, а учить наукам - это другое. Хочется закончить это воспоминание о З.А. Вологодской не на грустной ноте, а выразить уверенность в том, что в России придут такие времена, когда наследие З.А. Вологодской по методике физического образования станет вос-требованнным. А сейчас со всех регионов России приходят соболезнования. Вот одно из последних.
Профессор О.Г. Марков, г. Орел: «Выражаю соболезнование всем, знавшим ее и родным, и скорблю сам».
Несмотря на грусть расставания, образ Зинаиды Алексеевны вызывает положительные эмоции, и в душе звучат слова известной песни: Еще косою острою В лучах трава не скошена. Еще не вся черемуха К тебе в окошке брошена! А жаль!
Зинаида Алексеевна! Мы всегда будем помнить о Вас! Республика «Физмат» скорбит! Вечная память! Могущество государства зависит не от количества добытого газа и нефти, а от количества созданных Вами мыслящих интеллектов!
Все, кто еще продолжает работать в системе образования, не забывают слова Ф.И. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать -В Россию надо только верить.
УДК 378.12
Левченко Е.Ю.
Курганский государственный университет, Курган
физическое образование в кургане за 65 лет: люди и вехи
Аннотация. В статье кратко описывается история кафедры «Теоретическая и экспериментальная физика, компьютерные методы физики» Курганского государственного университета с момента её основания в 1952 году по настоящее время.
Ключевые слова: кафедра физики, Курган, люди, вехи.
Levchenko E.Y.
Kurgan State University, Kurgan
physical education in kurgan over 65 years: people and milestones
Abstract. The article describes the history of the Department "Theoretical and experimental phys-
ics, computer methods of physics" Kurgan state University since its founding in 1952 to the present.
Keywords: department of physics, Kurgan, people, milestones.
В каждой школе Кургана можно встретить выпускника физико-математического факультета педагогического института, а в каждом кабинете физики - выпускника кафедры физики КГУ (ныне факультет естественных наук).
История кафедры начинается с 1952 года, когда в педагогическом институте была создана кафедра физики. Первым заведующим кафедрой стал молодой выпускник Пермского госуниверситета, старший преподаватель Р.И. Малафеев, ныне профессор, доктор педагогических наук (рисунок 1). Основной задачей кафедры была организация базы физического и политехнического образования в Курганской области. В первые годы были организованы не только основные физические лаборатории, но и мастерские для формирования политехнических навыков. При кафедре существовал небольшой автопарк для обучения студентов машиноведению и практике вождения автомобиля и мотоцикла. Первоначально студенты обучались на специальности «Физика с основами производства».
С началом космической эры с 1958 года на кафедре работала станция по наблюдению за искусственными спутниками Земли, основателем которой был Р.В. Смирнов. К дежурству на ней привлекались преподаватели (В.Н. Балахнев, П.И. Иванов и А.Н. Коновалов) и студенты.
Рисунок 1 - Р.И. Малафеев с коллегами по кафедре (слева направо: М.Л. Варлакова, Л.М. Богомолова, В.И. Лырчикова, Р.И. Малафеев, ЕЮ. Левченко, И.Г. Калеганова, Л.В. Тыщенко)
В 1959 году кафедру возглавил выпускник аспирантуры Ленинградского государственного пединститута (ныне Российский государственный педуниверситет) Игорь Васильевич Федоров. Именно с него в научной работе кафедры появилась тематика, связанная с фундаментальными исследованиями в области физики термоэлектрических явлений. В последующие годы на кафедре сформировалась научная школа физиков-экс-СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 10
периментаторов во главе с кандидатом физико-математических наук, профессором Владимиром Лукичем Налетовым.
С начала 60-х годов на кафедре физики начинаются формироваться два научных направления: научные исследования в области физики твердого тела и научно-методическое направление, связанное с теорией и методикой обучения физике.
В этот период кафедру возглавляет кандидат физико-математических наук, доцент Куликов Виктор Александрович. Он много сделал для создания и оснащения специализированных лабораторий, в которых можно было проводить полноценные научные исследования. Исследования проводятся в тесном сотрудничестве с ведущими вузами. В результате на кафедре появляется группа высококвалифицированных ученых в области физики твердого тела (кандидаты наук, доценты
A.С. Парахин, В.М. Овсянов, Т.Н. Новгородова,
B.И. Бочегов, Т.В. Дензанова, А.П. Тыщенко). При кафедре открывается аспирантура, которой руководит профессор В.Л. Налетов. Большое внимание уделяется прикладным и внедренческим аспектам. Проводятся дорогостоящие научно-исследовательские работы совместно с предприятиями ряда городов России и Курганской области, оформляется серия авторских свидетельств на наукоемкие изобретения. Особые успехи были достигнуты в области технологий получения сверхчистых материалов. Рост научных исследований продолжается до начала кризисных явлений 90-х годов.
В 70-80-х голах пополняется и расширяется учебная база кафедры физики. Создаются новые лаборатории, в которых применяются современные эффективные методы обучения - автоматизированный программированный контроль, фронтальная организация практикума. Созданная лаборатория электроники и радиотехники (доцент П.М. Логиновских) до сих пор отвечает современным стандартам.
С 1971 по 1979 год физико-математический факультет возглавляла З.А. Вологодская, доцент кафедры теоретической физики, кандидат педагогических наук. Это был творческий декан, отличавшийся высоким профессионализмом, пользовавшийся большим авторитетом у преподавателей и студентов. З.А. Вологодская много сделала для сплочения коллектива студентов и преподавателей. По ее инициативе на физмате возникла республика «Физмат», в которой ежегодно весной проводился День науки, собиравший всех студентов и преподавателей, так как проходил всегда задорно и весело.
В 1979 году в связи с расширением научных исследований кафедра была разделена на две: кафедру теоретической физики и кафедру общей физики в составе физико-математического факультета. В мае 2003 года кафедра общей физики была переименована в кафедру физики
83
конденсированного состояния вещества (ФКСВ) и вошла в состав факультета естественных наук, а в 2005 году получила название «Кафедра экспериментальной физики» (зав. кафедрой - кандидат физико-математических наук, доцент Василий Иванович Бочегов (рисунок 2)). На протяжении ряда лет эта кафедра являлась выпускающей для физических специальностей и занималась подготовкой многих специальностей по курсам общей физики, физики конденсированного состояния вещества, радиоэлектроники.
В настоящее время экспериментальная работа по физике проводится в рамках научной темы «Экспериментальное и теоретическое исследование свойств кристаллических веществ, применяемых в термоэлектричестве». Разработана новая методика расчета основных параметров электронов в кристаллических полуметаллах. Результаты исследований используются при поиске и прогнозировании свойств веществ, используемых в полупроводниковой технике, включая термоэлектричество. На основе проведенных научно-технологических исследований по этой теме с 2005 года ведется хоздоговорная инновационная работа по очистке полупроводниковых материалов.
Кафедра теоретической физики была образована в 1979 году. У ее истоков стояли первые заведующие кафедрой, профессора Радиогел Иванович Малафеев и Зинаида Алексеевна Вологодская. Именно они основали научную школу в области теории и методики обучения физике. В этот период на кафедре разрабатывались и совершенствовались основные курсы теоретической физики. Их блестяще читали Рэм Владимирович Смирнов, Лидия Ивановна Асеева, Лидия Михайловна Богомолова.
В первые годы много внимания уделялось развитию лабораторий методики преподавания физики. При активном участии Аркадия Николаевича Коновалова был оборудован кабинет астрономии, в котором и сегодня часто проводят экскурсии для школьников. Научная работа кафедры в то время была связана с разработкой вопросов методики преподавания физики в средней школе. Большое внимание уделялось таким вопросам, как проблемное обучение, развитие самостоятельности учащихся, формирование интереса школьников к физике. Ведущие преподаватели участвовали в подготовке и издании фундаментальных учебников «Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе» (1981 год), «Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы» (1990 год) и «Проблемное обучение физике в школе» (1993 год).
На кафедре ежегодно издается сборник научных трудов. Научно-методическая работа сосредоточена в основном на решении вопросов развития самостоятельности и творческого мышления студентов. Реализована региональная программа «Одаренные дети», в выполнении которой активное участие приняли З.А. Вологодская, В.И. Лырчикова, Л.В. Тыщенко; руководитель программы Р.И. Малафеев был удостоен премии Губернатора Курганской области (1998 год), по итогам работы были изданы сборники творческих задач для учащихся.
С 1984 г. по 1994 г. кафедрой заведовала доцент, кандидат педагогических наук Валентина Игоревна Лырчикова, с 1994 г. по 1998 г. - кандидат педагогических наук, доцент Людмила Викторовна Тыщенко. В этот период сформировалась научная школа Радиогела Ивановича Малафеева (рисунок 3).
Рисунок 2 - В.И. Бочегов в научно-исследовательской лаборатории термоэлектричества
Рисунок 3 - Р.И. Малафеев на лекции по классической механике
Если исходить из всей совокупности норм и требований, предъявляемых к научным школам, то школу Р И. Малафеева можно назвать молодой. Однако, судя по тому, что проделано ученым и его учениками, следует отметить, что корни этого научного формирования уходят в середину далеких теперь 60-х годов. Именно тогда заведующий кафедрой физики Курганского педагогического института обратился к теме «Интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения физике». Это направление педагогической науки так увлекло Радиогела Ивановича, что стало его призванием. По сей день, открывая все новые и новые грани этой сложной научно-практической проблемы, он упорно, настойчиво работает сам и постоянно вовлекает в ее исследование работников вузов и учителей школ.
Работая с учащимися, студентами и учителями, овладевая глубоко учебными предметами, он увлекся темой «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике». Тема всегда актуальна, а степень ее теоретической разработанности во многом может определять и уровень учебного процесса в целом, и уровень работы каждого учителя.
По этой теме Радиогел Иванович и написал диссертацию, успешно защитив ее в Московском областном пединституте имени Н.К. Крупской, стал кандидатом педагогических наук, а вскоре и доцентом.
С начала 60-х годов и по сегодняшний день он плодотворно сотрудничает с учителями школ, тем самым обеспечивая единство науки и педагогической практики.
Первым учителем, кто очень заинтересовался исследованиями Радиогела Ивановича, была Евгения Федоровна Самыгина, работавшая на кафедре и в средней школе № 11 г. Кургана. Позже ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Совместно они разрабатывали технологии обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках физики, проводили педагогические эксперименты, подвергая результаты тщательному анализу. Результаты их исследований нашли отражение в книге «Развитие творческих способностей учащихся. Из опыта преподавания физики в 11 школе г. Кургана», которая была опубликована в 1966 году.
В 1962 году при кафедре физики пединститута Радиогелом Ивановичем был организован кружок для учащихся 8-х классов школ города, увлекающихся физикой. Уже в конце учебного года некоторые члены кружка, и прежде всего ученики Е.Ф. Самыгиной, становятся победителями первой олимпиады по физике, которая проводилась учеными Сибирского филиала Академии наук СССР. Летом того же года 6 учеников кружка приглашаются в Новосибирский академгородок, успешно выдерживают вступительные экзамены и зачисляются в первую в стране физматшколу.
Коллегами Радиогела Ивановича в его неустан-СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 10
ном научном труде были не только учителя, помогавшие апробировать и воплощать в практику его идеи, но и студенты, выполнявшие под его руководством дипломные работы. К ним у преподавателя был повышенный интерес и достаточно высокие требования. Именно такой подход обеспечивал взаимную ответственность, высокий уровень студенческих работ. Приведем для примера такие факты: в 1972-73 учебном году работа студентки Л.В. Щеновой по теме «Творческий кружок по физике» была представлена на Всесоюзный конкурс. В рецензии отмечен высокий теоретический уровень работы, самостоятельный творческий взгляд на проблему, актуальность и глубина содержания. Студентка награждена дипломом Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Центрального Комитета ВЛКСМ. Материалы некоторых дипломных работ публиковались в центральном педагогическом журнале «Физика в школе».
Совместным трудом Р.И. Малафеева и доцентов кафедры Л.В. Тыщенко и В.И. Лырчиковой подготовлен и опубликован ряд пособий по методике и технике школьного физического эксперимента, которыми уже много лет пользуются студенты старших курсов при выполнении лабораторных работ. Диапазон направлений и проблем, по которым Р.И. Малафеевым осуществлялась научно-исследовательская работа, всегда был очень широк. В результате определилась тема его докторской диссертации: «Проблемное обучение в преподавании физики».
Защита докторской диссертации состоялась в 1990 году в Академии педагогических наук СССР. Все члены совета единогласно проголосовали за присуждение Р.И. Малафееву ученой степени доктора педагогических наук. В 1991 году Радиогелу Ивановичу присваивается ученое звание профессора.
Академик АПН СССР, доктор педагогических наук В.Г. Разумовский, в то время являвшийся вице-президентом академии, писал: «Имя Р.И. Малафеева хорошо известно дидактам, методистам и учителям на протяжении трех десятилетий... Им создана теория развития учащихся на основе единой, логически цельной и охватывающей все звенья учебного процесса системы проблемного обучения. Практическое значение исследования подтверждено широким использованием его книг и методических рекомендаций, учителями и методистами страны».
Присвоение Р.И. Малафееву ученой степени доктора педагогических наук и ученого звания «профессор» сразу же повлияло на решение такого общественно значимого вопроса, как открытие аспирантуры при кафедре теоретической физики, теории и методики обучения физике. К настоящему времени в аспирантуре защищено 14 кандидатских диссертаций. Ученица Р.И. Малафеева, проректор Института повышения квалификации Н.А. Криволапова защитила докторскую диссертацию. В настоящее время она является одним из
85
ведущих ученых-методистов Курганской области.
В 1994 году Радиогел Иванович избран действительным членом Академии педагогических и социальных наук. К настоящему времени Радиогелом Ивановичем опубликовано более 160 научных работ, в том числе более 20 книг и учебных пособий.
С середины 80-х годов на кафедре серьезно развиваются фундаментальные исследования по теоретической и экспериментальной физике. В них участвуют молодые специалисты: кандидаты физико-математических наук, доценты В.О. Швалев (физика поверхностных явлений), Е.Л. Филистов (теория гравитации), Е.Ю. Левченко (научное направление - спектроскопия сложных органических молекул.
С 1998 г. развивается новое направление исследований (руководитель - кандидат физико-математических наук, доцент Е.Ю. Левченко), связанное с использованием компьютерных методов в физике и обучении физике. В это время на кафедре работает три профессора и четыре доцента. Четкой организации учебного процесса способствует работа учебно-вспомогательного персонала, которой долгое время руководит Ирина Гавриловна Калеганова.
С 1998 года кафедру теоретической физики, компьютерных методов физики возглавляет Евгений Юрьевич Левченко (рисунок 4). Под его руководством создается лаборатория компьютерных методов физики, которая оснащается оригинальным, разработанным на кафедре оборудованием. Расширяется тематика дипломных работ. Аспирантура при кафедре продолжает работать над современными методами обучения предметам естественнонаучного цикла с использованием компьютеров - за последние пять лет защищено четыре кандидатские диссертации (А.В. Говорков, И.Н. Рогова, Л.И. Говоркова, М.С. Таранов). На рисунке 6 работа аспирантов кафедры. В настоящее время старшие преподаватели кафедры М.Г. Варлакова и В.Г. Вапнярчук работают над кандидатскими диссертациями.
Рисунок 4 - Заведующий кафедрой «Теоретическая и экспериментальная физика, компьютерные методы физики КГУ» Е.Ю. Левченко
Рисунок 5 - В кабинете астрономии
Кандидат педагогических наук Андрей Викторович Говорков активно разрабатывает проблему компьютерных методов в натурном учебном физическом эксперименте: в эти исследования были поощрены грантом областного Правительства, выигран конкурс по двум областным грантам, защищена кандидатская диссертация.
В 2009 году произошло слияние выпускающих физических кафедр. В настоящее время все педагогические, учебно-методические и научные ресурсы сосредоточены на кафедре «Теоретическая и экспериментальная физика, компьютерные методы физики». На кафедре работали 2 профессора, 11 доцентов и два старших преподавателя. В очной аспирантуре обучается четыре человека.
Выпускники специальности «Физика» кроме физико-технологических предприятий (Т.Г. Кардаполов - директор ООО «Роснаносвет ЯНАО», Е.Н. Селезнев - НИИ ядерных материалов, С.В. Накоряков - гл.специалист по инновациям ЯНАО и т.д.) успешно трудятся в различных сферах. Некоторые стали руководителями системы образования (доктор педагогических наук Б.А. Куган - начальник Главного управления образования Курганской области, С.М. Пан - первый заместитель начальника ГлавУО, И.С. Сбродов -начальник отдела образования департамента социальной политики Администрации г. Кургана, доктор педагогических наук Н.А. Криволапова -проректор института повышения квалификации работников образования) и известными в области учителями (Н.К. Казина, Н.В. Раузетдинова и др.), многие работают на государственной службе. Малым и средним бизнесом успешно занимаются Д.Р. Баженов и А.Е. Горобец («Оргтехсервис»), Д.М. Пелявин («Товарищество предпринимателей»), Ю.Н. Богомолова («Формоза»).
Фундаментальная подготовка позволяет выпускникам быстро осваивать новые востребованные профессии и рынки труда.
Вероятность достижения предельного состояния выражается формулой [2].
(
P = exp
AU Tn
T U ч 1 un
-1
(1)
AU
где - приращение энтропии за промежуток времени от начала отчета;
ди - энергия, превратившаяся в работу пластической деформации;
Т - средняя абсолютная температура за промежуток времени;
U,
- начальный упругий энтропийный напор
Рисунок 6 - Научная работа аспирантов кафедры
УДК 621.86.065.4+531
Марфицын С.В., Марфицын В.П. ООО «Дельта», Курган
о вероятностном подходе к ударным нагрузкам
Аннотация. Статья посвящена обоснованию правомерности вероятностного подхода к вопросу об ударной нагрузке. Объясняются некоторые феномены поведения сталей.
Ключевые слова: ударная нагрузка, энтропийные процессы, восстановительные процессы, полиномы Чебышева
Marfitsyn S.V., Marfitsyn V.P. Delta LLC, Kurgan
about probabilistic approach to impact loads
Abstract. The article is devoted to the substantiation of legitimacy of the approach to the impact load issue. We explain some phenomena of steel behavior.
Keywords: impact load, entropy processes, regenerative processes, the Chebyshev polynomials.
При применении полиномов Чебышева 1-го рода в сопротивлении материалов рассматривается отношение рабочего напряжения к напряжению предела текучести металла. Причем за предельное состояние это отношение принимается равным единице [1]. Покажем, что вероятность достижения предельного состояния может принимать значение равное двум. Для этого обратимся к определению вероятности достижения предельного состояния [2].
к моменту текучести;
ип =и т - потенциальная энергия образца до достижения предела текучести;
Тп - средняя температура за промежуток времени до достижения предела текучести.
Используя формулу Эйлера для комплексного числа, имеем
е^пп _ 1
где г - мнимая единица; п - 3,14...; п - 1,3,5,7.
Тогда уравнение (1) принимает вид
&и Тп
р = еТ ип + е1ЛП .
Обозначим энтропийно-энергетический пара-
ди Тп_
т ип
метр п через ф, а энтропийно-энергетиче-
ский параметр 6 через ф1, тогда р = £ф+ .
При t ^ 0 и ф^ 0. Тогда в0 + вю = 1 + 1 = 2.
Рисунок 1 - Зависимость отношения динамического предела текучести к статическому от величины статического предела текучести
n