УДК 913
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
И.В. Козырева
Алтайский государственный университет Барнаул, Россия
Аннотация. Формирование объектов туристской инфраструктуры ведется с учетом природных условий территории. Чаще всего именно аттрактивные районы являются сложными для строительства сооружений и зданий, предназначенных для сферы туризма. Это происходит в силу того, что для некоторых функциональных типов территориальной рекреационной системы, определенные природные условия являются главным фактором формирования и развития. В Алтайском крае представлены все функциональные типы территориальной рекреационной системы. Однако условия для возведения объектов инфраструктуры края крайне неоднородны. В статье выделены группы районов края по степени сложности возведения в них сооружений и линейных объектов, определены возможные опасные природные явления, оказывающие воздействие на процесс строительства и функционирования туристской инфраструктуры.
Ключевые слова: туристская инфраструктура, Алтайский край, формирование объектов инфраструктуры, физико-географические особенности территории.
PHYSICO-GEOGRAPHICAL FEATURES OF THE ALTAI TERRITORY AS A CONDITION FOR THE FORMATION
OF TOURIST INFRASTRUCTURE
I.V. Kozyreva
Altai State University Barnaul, Russia
Abstract. The formation of tourist infrastructure is carried out taking into account the natural conditions of the territory. Most often, it is attractive areas are
complicated areas in the process of construction of structures and buildings intended for groups of tourists. This is due to the fact that for some functional types of territorial recreational system, certain conditions are the main factor in the formation and development. In Altai Territory all functional types of territorial recreational system are presented. However, the conditions for the construction of infrastructure of the region are extremely heterogeneous. The article selected group of districts of the region according to the degree of difficulty of forming them in line and point structures, the possible natural hazards affecting the process of the construction and operation of tourist infrastructure.
Keywords: tourist infrastructure, Altai territory, formation of infrastructure, physical and geographical features of the territory.
Термин «туристская инфраструктура» носит сложный комплексный, иногда даже противоречивый характер, где многие авторы вкладывают в его содержание различный смысл. По нашему мнению, основными характеристиками, определяющими туристскую инфраструктуру, с точки зрения рекреационной географии, являются:
- наличие единой туристской территории, рекреационного района, где реализуется и потребляется турпродукт;
- установление временных параметров;
- наличие туристских целей группы отдыхающих в процессе осуществления туристской деятельности.
В общем виде мы определяем туристскую инфраструктуру как комплекс инженерно-технических объектов, обусловленных развитием туризма, туристских систем (объектов туристского назначения), составляющих и обеспечивающих функционирование ТРС (рекреационного района), используемые в определенный период времени на определенной рекреационной территории в социокультурном пространстве для удовлетворения туристских потребностей группы отдыхающих [2].
Таким образом, мы применяем территориальный подход к определению туристской инфраструктуры, которая должна быть расположена на определенной рекреационной территории, пространстве, ограниченном определенными границами. Примерами таких территорий могут быть город, район, область, край, регион, страна. Определяя физико-географические условия фор-
мирования туристской инфраструктуры Алтайского края, мы структурировали все инфраструктурные объекты по функциональному признаку (рис. 1).
Туристская инфраструктура
Инженерная
Транспортная
Инфраструткура размещения и питания
Досуговая, деловая и сервисная
Рисунок 1. Группы объектов туристской инфраструктуры по функциональному назначению (составлено автором)
Возведение групп объектов на территории края производится с учетом природных условий. Существует ряд факторов, осложняющих строительство и эксплуатацию сооружений и объектов инженерной, досуговой, сервисной инфраструктуры, средств размещения и питания. В целом условия территории края определяются как чрезвычайно неоднородные [1, с. 216-217].
Для Приобского плато и Бийско-Чумышской возвышенности являются просадочные лёссовые и лёссовидные грунты; для Кулундинской равнины — обширные бессточные пространства с близким к поверхности залеганием грунтовых вод; для Алтая и Салаирского кряжа сложный рельеф и различные геодинамические и физико-географические явления (обвалы, осыпи, лавины и т.д.)
Исследователями дополнительно составлена карта районирования природных условий по степени и сложности строительства объектов с учетом вышеперечисленных факторов. Так, выделяют три группы районов: относительно простые; осложненные; сложные и очень сложные. Группировка районов определяется резкорасчлененным горным рельефом, наличием трещин вскальных и полускальных породах, распространением карбонатных пород, развитием островной многолетней мерзлоты, неблагоприятными физико-
геологическими процессами и явлениями, связанными с горным характером территории и мерзлотой, возможными землетрясениями 7-8 баллов, уровнем залегания грунтовых вод и др.
Данные характеристики территории в разной степени осложняют строительство объектов инфраструктуры, преимущественно зданий для размещения и пребывания туристов. Так, сейсмичность оказывает большое влияние на строительство зданий и сооружений, транспортных сетей, объектов инженерной инфраструктуры. Возведение инфраструктурных объектов ведется в соответствии с нормативами по гражданскому строительству. Платформа, лежащая в основе равнин и плато края, обеспечивает устойчивость территории, а значит, мощных колебаний земной коры районы края не испытывают. Несмотря на то, что большая часть территории края расположена на равнинных территориях, которые находятся на юго-восточной окраине ЗападноСибирской плиты изменения земной поверхности происходят непрерывно, и продолжаются в настоящее время. Наличие на востоке и юге края Алтае -Салаирской складчатой системы позволяют говорить о возможном риске повышенной сейсмичности территории.
В результате землетрясений происходит нарушение целостности зданий, сооружений, их разрушение, а также разрывы коммуникационных, инженерных сетей, транспортной инфраструктуры. Однако, как правило, землетрясения с небольшой магнитудой лишь усиливают трещины и просадки зданий, которые имеют долгий срок эксплуатации, либо возведены в сложных инженерно-геологических условиях.
Сейсмическое районирование территории Алтайского края основывается на ряде карт ОСР-97 и региональных нормативных документах [1; 4]. В действующей редакции Постановления Администрации Алтайского края от 09.04.15 приведены списки населенных пунктов, расположенных в сейсмических районах. Так, в Алтайском крае существуют территории, подверженные разрушительным землетрясениям (8 баллов и выше по шкале MSK-64): с. Алтайское (Алтайский район), г. Бийск (Бийский район), с. Быстрый Исток (Быстроистокский район), с. Красногорское (Красногорский район), с Крас-нощеково (Краснощековский район), с. Смоленское (Смоленский район), с. Советское (Советский район), с. Соколово (Зональный район), с. Сорокино (Заринский район), с. Троицкое (Троицкий район), с. Шипуново (Шипунов-
ский район). В то же время данные территории края являются наиболее популярными и освоенными в туристском отношении. По данным Управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности к районам с наибольшей численностью туристов относят: Алтайский, Бийский, Смоленский, Краснощековский, Егорьевский, Завьяловский районы.
Территории с сейсмической опасностью являются районами среднего-рья и высокогорий. Строительство и эксплуатация объектов в данных районах более дорогостоящее в силу дополнительных инженерно-геологических изысканий, систем сейсмоизоляции, дополнительных строительных элементов, повышающих сейсмостойкость зданий и сооружений, транспортных сооружений. В то же время данные условия создают перспективы для развития активных, спортивных видов туризма в рамках территориальных рекреационных систем спортивного типа, требующих наличие качественной и безопасной базы туристской инфраструктуры.
Высокая степень сейсмической опасности территории может являться ограничивающим фактором развития туристской инфраструктуры в силу нарушения свойств устойчивости и надежности ее объектов. При этом фактически большинство объектов инфраструктуры Алтайского края сосредоточены именно в границах территорий повышенной сейсмической опасности. Для ТРС лечебного, оздоровительного, познавательного типов на территории края отмечена высокая степень возникновения сейсмических событий (6-7 баллов по шкале MSK-64).
Другой сложностью в процессе возведения объектов туристской инфраструктуры является близкое залегание грунтовых вод к поверхности земли, что требует увеличения финансовых расходов в процессе сооружения систем гидроизоляции, дренажа. Значительные уклоны территории повышают вероятность наличия слоя грунтовых вод у поверхности. При наличии засоленных грунтов повышается степень агрессивности подземных вод к материалам подземных конструкций за счет растворения солей, содержащихся в грунте. При данном типе грунта под воздействием вод возможны просадка и набухание, что повышает риск эксплуатации зданий [6].
Возможность просадки грунтов ставит под угрозу безопасность эксплуатации зданий, возникает опасность вертикальной деформации. Происходит изменение надежности опор, что нарушает целостность фундамента, и как
следствие возникновение трещин конструкции, иногда обвал. В силу низкого температурного режима в регионе в зимнее время существует опасность «выталкивания» фундамента грунтом, что так же приводит к разрушению инженерных объектов.
Дополнительное воздействие на объекты туристской инфраструктуры могут оказывать водный, термический и ледовый режим рек, степень густоты речной сети, режим увлажнения территории (в том числе количество осадков), термический режим, которые влияют на риск возникновения паводков и наводнений на территории края.
Наводнения территорий наносят огромный ущерб объектам инфраструктуры. В результате подтоплений происходят разрушение зданий и сооружений, повреждение объектов транспортных сетей. Главной рекой края является река Обь с крупными притоками Бия, Катунь, Чарыш, Алей, Чумыш. На всей территории края сток рек формируется за счет снегового и снегодож-девого питания. Паводки возможны в летне-весенний период. Территории, расположенные на юге и северо-востоке края, обеспечены густой и очень густой типами речной сети, что повышает риск возникновения подтоплений туристских районов. В соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края № 129 от 09.04.15 в крае выделены районы и города с рисками возникновения паводка (наводнения). Наиболее подвержены риску 22 муниципальных района края, 7 городских округов. Среди них районы, также являющиеся лидерами по приему турпотока: Красногорский, Бийский, Смоленский, Алтайский районы. Паводковая обстановка становится неблагоприятной ежегодно в связи с повышением уровня воды в водоемах. При этом для районов, где расположены инфраструктурные объекты, требуется дополнительная инженерная защита, строительство дамб, использование насосных станций для предотвращения скапливания талых вод, что требует крупных денежных вложений.
Также в процессе строительства инфраструктурных объектов крайне важны климатические особенности. Традиционно ведется учет температурного, ветрового режимов, количества осадков, степень глубины промерзания грунта, что особенно важно для объектов, расположенных на территории Алтайского края. В отличие от других регионов, расположенных, например,
в центральной и южной частях России, глубина промерзания грунта территории Алтайского края существенно больше. Это означает более дорогостоящее и трудоемкое строительство инфраструктурных объектов. При возведении зданий и сооружений в процессе заложения фундамента, установки сваи, прокладки линейных объектов инженерной, транспортной инфраструктуры необходим учет расчетного значения промерзания грунта.
При строительстве объектов группы транспортной инфраструктуры необходим учет почвенного покрова, угла наклона поверхности, глубины расчленения рельефа, залегания грунтовых вод являются обязательными при строительстве линейных объектов транспортной инфраструктуры. Основными транспортными артериями Алтайского края являются автомобильные дороги. Основная сложность строительства автомобильных дорог на территории края обуславливается просадочностью лёссовидных грунтов на равнинных территориях, значительным расчленением рельефа на правобережье Оби, предгорных равнинах, в горной части крутизной и неустойчивостью склонов. Исследователи выделяют 4 группы районов территории края по степени сложности строительства автомобильных дорог [1]:
1. Относительно простые, районы, где грунтовое основание для полотна дороги устойчивое, рельеф благоприятный для строительства (территории Кулундинской равнины, правобережье Оби).
2. Осложненные, территории, сложенные преимущественно неустойчивыми породами. Требуется сооружение верхней части земляного полотна, укрепление откосов одерновкой или посевом трав, устройство водоотводных канав-лотков на продольных уклонах (территории Приобского плато, Бийско-Чумышской возвышенности, Предалтайской равнины).
3. Сложные, районы, где необходимы отсыпка или намыв высоких насыпей с укрепленными откосами, устройство большого количества водопропускных сооружений и мостовых переходов (поймы реки Оби и ее крупных притоков).
4. Очень сложные, районы в пределах горных территорий, где наблюдаются гидромерзлотные условия, большие уклоны и глубина расчленения рельефа, что существенно повышает стоимость строительства дорог (Тигирецкий, Бащелакский, Коргонский, Коксуйский, Ануйский хребты).
Итак, большинство районов края относятся к осложненным, сложным и очень сложным районам. Наиболее дорогостоящее и технологически сложное строительство дорожной инфраструктуры наблюдается в Чарышском районе, Змеиногорском, Краснощековском, где в настоящее время активно формируется туристская инфраструктура в рамках реализации краевой программы развития туризма.
Рельеф, климат, особенности грунтов территории могут существенно усложнять строительство и железнодорожных путей. Проектирование проекта железнодорожного полотна, сооружений требуют сбора и анализа инженерно-геологических, мерзлотно-грунтовых, гидрологических, климатических особенностей. При этом при строительстве следует проводить ряд про-тиводеформационных мероприятий, а также применять методы обеспечения прочности и устойчивости земляного полотна.
Таким образом, строительство инфраструктурных объектов края, чаще всего, проводится в малоблагоприятных для этих целей районах. Популярные туристские районы, в большей степени, подвержены негативному, разрушительному влиянию природных факторов. При этом увеличиваются денежные изыскания на строительство безопасных и комфортных инфраструктурных объектов, их ремонт и восстановление в случае повреждения. Потому природные условия могут являться и лимитирующими фактором при развитии туристской инфраструктуры. При этом, возможно, следует принять во внимание районы края, с хорошо развитыми социально — экономическими условиями с целью развития инфраструктуры, туризма, что позволит нивелировать уровень требуемых вложений в другие районы.
Библиографический список
1. Алтайский край. Атлас. Т. I. — М.: Барнаул. изд-во Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Т. 1-111978. — 222 с.
2. Колупаева И.В. К вопросу использования термина «туристская инфраструктура» // Наука и туризм: стратегии взаимодействия [Текст]: сборник статей/под ред. А.Г. Редькина. — Вып. 6 (4). — Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2017. — 60 с.
3. СП 50-101-2004 Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений /Информационно-правовой портал «Гарант», 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://http://base.garant.ru/3924712/.
4. СП 14.13330.2011 Строительство в сейсмических районах [Электронный ресурс] /Информационно-правовой портал «Гарант», 2018. [Электронный ресурс]. URL: http:/http://base.garant.ru/6180777/.
5. Постановление Администрации Алтайского края № 129 от 09.04.15 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» [Электронный ресурс]/Официальный сайт Алтайского края, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.altairegion22.ru/ upload/iblock/754/286_pp_02.08.2017.pdf.
References
1. Altajskij kraj. Atlas. T.I — M.: Barnaul. izd-vo Glavnoe upravlenie geodezii i kartografii pri Sovete Ministrov SSSR, T.1-11- 1978. — 222 p.
2. Kolupaeva I.V. K voprosu ispol'zovaniya termina «turistskaya infra-struktura» //Nauka i turizm: strategii vzaimodejstviya [Tekst]: sbornik statej/pod red. A.G. Red'kina. — Vyp. 6 (4). — Вarnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2017.- 60 p.
3. SP 50-101-2004 Proektirovanie i ustrojstvo osnovanij i fundamentov zdanij i sooruzhenij /Informacionno-pravovoj portal «Garant», 2018. [EHlektronnyj resurs]. URL: — Rezhim dostupa: http://http://base.garant.ru/3924712/.
4. SP 14.13330.2011 Stroitel'stvo v sejsmicheskih rajonah /Informacionno-pravovoj portal «Garant», 2018. [EHlektronnyj resurs]. URL: http:/http://base.garant.ru/6180777/.
5. Postanovlenie Administracii Altajskogo kraya № 129 ot 09.04.15 «Ob utverzhdenii normativov gradostroitel'nogo proektirovaniya Altajskogo kraya» /Oficial'nyj sajt Altajskogo kraya, 2018. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.altairegion22.ru/upload/iblock/754/286_pp_02.08.2017.pdf.