Научная статья на тему 'Рекреационно-туристический комплекс в условиях кластеризации'

Рекреационно-туристический комплекс в условиях кластеризации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ВЪЕЗДНОЙ И ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рой О.М.

В статье рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая деятельность рекреационно-туристических зон, предлагается методика оценки рекреационнотуристического потенциала территории, претендующей на получение статуса особой экономической зоны. Описываются структура рекреационно-туристического комплекса и возможность его формирования в условиях кластеризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рой О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reviewing the current legislation relating to recreational and tourist areas this article analyzes recreational and tourist potential of the territory which aspires to obtain a status of Special Economic Zone. It offers the method for evaluation of recreational and tourist potential of a territory. Also it demonstrates a structure of recreational and tourist system and describes the modes of transformation of this system through the lenses of clustering.

Текст научной работы на тему «Рекреационно-туристический комплекс в условиях кластеризации»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 330.15

О. М. Рой

Рекреационно-туристический комплекс в условиях кластеризации

В статье рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая деятельность рекреационно-туристических зон, предлагается методика оценки рекреационно-туристического потенциала территории, претендующей на получение статуса особой экономической зоны. Описываются структура рекреационно-туристического комплекса и возможность его формирования в условиях кластеризации.

Ключевые слова:рекреационно-туристический комплекс, рекреационно-туристический потенциал территории, рекреационно-туристический кластер, особые экономические зоны, въездной и выездной туризм.

Стремление к модернизации и повышению уровня инновационного развития территорий привело к появлению в стране категории особых экономических зон (ОЭЗ), развивающихся в условиях особого режима предпринимательской деятельности. Резидентам ОЭЗ могут быть предоставлены налоговые и таможенные льготы, льготы по аренде земельных участков и пр.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»1 предусматривает четыре типа таких зон:

- промышленно-производственные,

- технико-внедренческие,

- туристско-рекреационные и портовые.

Особые экономические зоны создаются на

20 лет, они должны способствовать улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций в развитие туристической инфраструктуры.

Туристско-рекреационные ОЭЗ — самые многочисленные: на них приходится 13 из 24 зон, созданных к 2011 г. В законодательстве нет точного определения туристско-рекреационной зоны, но его можно сформулировать, исходя из содержания отдельных норм Федерального закона № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах"»2 (ст. 2 и ст. 4). С учётом содержащихся в этих статьях положений туристско-рекреационная ОЭЗ — это определяемая правительством часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреаци-онной деятельности. Понятие же туристско-рекреационной деятельности дано в ч. 2.1 ст. 10 этого закона: «Под туристско-рекре-ационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству,

1 Bruhn M. Qualitatsmanagement fur Dienstleistungen. Grundlagen, Konzepte, Methoden. 6. Aufl. Berlin, New York et al., 2008. P. 59.

2 Закон опубликован в «Российской газете» 09.06.2006. URL: http://www.rg.ru/2006/06/08/ekonom-zony-dok.html (дата обращения: 03.09.2012).

реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод».

Управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны»3, в ведении которой находятся 25 действующих и вновь создаваемых особых экономических зон России, выделяет четыре типа ОЭЗ, специализирующихся на следующих направлениях:

• развитие промышленного производства (4 зоны),

• технологические инновации (4 зоны),

• развитие туристско-рекреационного бизнеса (14 зон),

• развитие портово-логистических и транспортных узлов (3 зоны).

Всего в создание ОЭЗ государством инвестировано 45 млрд руб. ($ 1,5 млрд). Основная часть инвестиций направлена в промышленные (почти 15 млрд руб.) и инновационные (26 млрд руб.) зоны, а на развитие туристических ОЭЗ выделено только 2,5 млрд руб. Частные инвесторы заявили о готовности вложить в реализацию программы более 200 млрд руб.4

В 2011 г. у резидентов ОЭЗ появилось дополнительное преимущество: теперь регионы могут предоставлять им налоговые льготы5. Однако показатель соотношения бюджетных денег и средств инвесторов у рекреационных зон значительно меньше, нежели у зон других типов, что делает создание новых

рекреационно-туристических ОЭЗ чрезвычайно затратным для государства, которое с большой осторожностью вкладывает средства в рекреационные зоны, не считая их точками роста региональных экономик.

Сейчас в России создаются семь ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях, республиках Алтай и Бурятия). Планируется организовать особые экономические зоны и в моногородах.

По оценке Всемирной туристской организации (ЮНВТО), при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры Россия могла бы принимать до 40 млн иностранных туристов в год6. Однако мы крайне неэффективно используем свои возможности в этой сфере. Одна из причин — отсутствие у территорий, претендующих на статус ОЭЗ, эффективных методик оценки рекреационно-туристического потенциала (РТП), то есть совокупности природных, социокультурных благ, служащих источниками для формирования на территории центра притяжения туристических потоков и расширения внутреннего рынка сбыта продукции или услуг местных предприятий. Рекреа-ционно-туристический потенциал возникает в результате последовательного освоения производителями специализированных товаров и услуг, рассчитанных на удовлетворение потребности людей в получении информации, впечатлений и знаний в различных областях, а также услуг по оздоровлению и психологической реабилитации.

Статус ОЭЗ может быть присвоен далеко не всем территориям с рекреационно-туристиче-ским потенциалом, и органам местного самоуправления таких территорий придется привлекать инвесторов, используя местный РТП.

3 Открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» // URL: http://www.oao-oez.ru/management_company/ (дата обращения: 10.09.2012).

4 Информация по вопросу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в особых экономических зонах и технопарках // Сайт Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. URL: http://www.komfed.ru/ section_136/section_140/666.html (дата обращения: 18 ноября 2011 г.).

5 Ошибка резидентов. 20 компаний покинули ОЭЗ // Российская газета. Федеральный выпуск № 5680 (7). URL: http://www.rg.ru/2012/01/17/minekonom.html (дата обращения: 07.09.2012).

6 Россия может ежегодно принимать до 40 млн иностранных туристов — ЮНВТО // Интерфакс. URL: www.interfax.ru/ print.asp?sec=1466&id=71550/ (дата обращения: 05.03.2012).

Рис. 1. Схема освоения рекреационного потенциала

Как правило, РТП создают предприятия (учреждения) двух типов: относящиеся к туристической инфраструктуре и производители рекреационного продукта (рис. 1). Вместе они формируют сложную экономическую среду.

РТП имеет несколько уровней актуализации, из которых наиболее важную роль играют естественный, организационно-экономический и институциональный уровни. Актуализация предполагает возможность раскрыть ресурсы РТП и реализовать их на благо общества с целью удовлетворения универсальных потребностей людей, безотносительно к их профессиональной и демографической обособленности.

Естественную актуализацию РТП территории нередко сдерживает малодоступность объектов, располагающих рекреационной ценностью. Кроме того, заболоченность, скажем, берегов водоемов или низкая тем-

пература воды в этих водоемах могут стать и естественными ограничителями в освоении используемого ресурса.

Организационно-экономическая актуализация территории становится возможной при формировании соответствующих экономической среды и инфраструктуры, которые обеспечат привлечение инвестиций, создание необходимой для освоения территории материальной базы, объектов жизнеобеспечения, а также экономически устойчивых предприятий, активно участвующих в предоставлении услуг.

Институциональные ограничения в процессе актуализации РТП связаны с неготовностью бизнеса, государства и органов местной власти оказывать содействие в освоении потенциала. Это вызвано неразвитостью законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, осваивающих

местные богатства. Например, институциональным ограничением для освоения РТП может стать заповедный статус территории, накладывающий жёсткие рамки в присвоении её благ, или неразграниченность прав собственности на входящие в границы этой зоны земельные участки.

Главными субъектами, обеспечивающими актуализацию РТП, являются производители туристического продукта и операторы туристической инфраструктуры.

В туристическую инфраструктуру входят туристические комплексы, системы транспортного и коммунального обеспечения, объекты бытового обслуживания, жилищный сектор — то есть все то, что участвует в создании стационарных условий для производства туристических услуг. Объекты инфраструктуры используются для обслуживания туристов и удовлетворения потребностей местного населения и бизнеса в благоприятной и комфортной среде обитания. Частные компании неохотно вкладываются в создание объектов инфраструктуры, считают эти вложения неоправданными и невыгодными, то есть возникает «проблема безбилетника»7. Нежелание бизнеса финансировать возведение инфраструктурных объектов заметно сдерживает приток частных инвестиций в эту сферу, и расходы ложатся в основном на государство. Вкладывая средства в инфраструктуру, государство не только играет роль «коллективного уполномоченного», но и способствует привлечению на данную территорию бизнеса, который расширяет спектр услуг для населения и наращивает налоговую базу местных сообществ.

Поставщики услуг специализируются на удовлетворении индивидуальных потребностей граждан путём предоставления определённого перечня продукции или услуг, востребованных людьми, прибывающими на данную территорию с целью приобретения на данной территории специфических благ.

Уровень РТП определяется суммарным значением совокупности показателей,

характеризующим состояние и перспективы рекреационного объекта. Таким образом, можно сформировать перечень показателей, используемых для оценки РТП. Эти показатели могут быть выявлены экспертным способом и служить основой для сравнения рекреационных территорий, претендующих на статус ОЭЗ.

Используя стандартную 5-10 - разрядную экспертную шкалу, по представленным в таблице показателям можно определить их экспертные значения, обосновав возможность сравнивать результаты. Полученное сводное значение каждого показателя можно использовать в качестве одного из инструментов отбора перспективной рекреацион-но-туристической зоны (см. табл.).

Вводя конкретные экспертные значения по каждой рекреационно-туристической зоне, можно с помощью сравнительного анализа проводить оценку инвестиционных проектов, выявлять их слабые и сильные стороны. На основе сводной экспертной оценки можно оценить состояние рекреационно-туристического комплекса (РТК), выступающего институциональной основой освоения рекреационно-туристического потенциала территории. Этот комплекс, включающий в себя набор учреждений, хозяйствующих субъектов, общественных, научных организаций и пр., ориентирован на максимально полное освоение среды. Главные особенности такого РТК:

- ориентация на сферу обслуживания,

- регулируемый нормами и правилами порядок присвоения общественных благ, производимых на данной территории, и способствующий сохранению и воспроизводству этих благ в интересах будущих поколений.

Входящие в структуру РТК хозяйствующие субъекты формируют между собой единую технологическую цепочку, на заключительные звенья которой — непосредственное оказание услуг населению — приходится основная доля добавленной стоимости. Чтобы этот процесс был продуктивным, нужна раз-

7 Проблема безбилетника (the free-rider problem) — экономический феномен, который проявляется в том, что люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет. У них возникает соблазн стать «безбилетниками», то есть теми, кто пользуется выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод.

Проектная матрица экспертной оценки рекреационно-туристической зоны

Параметры сравнения Показатели, используемые при оценке объекта Экспертные значения

Естественные - уникальность; - полезность; - экологическая ёмкость; - доступность; - устойчивость к антропогенному воздействию; - возможность универсального и разнопланового использования и пр.

Организационно-экономические - потенциальная численность обслуживаемых на территории туристов (наличие и размер жилищно-гостиничного фонда); - качество работы организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование объекта; - средний уровень рентабельности предприятий, оказывающих туристические услуги; - средний уровень рентабельности предприятий, обеспечивающих инфраструктурную поддержку; - степень скоординированности работ между ведомствами, контролирующими качество услуг и использование рекреационных ресурсов; - характер компетентности лиц, ответственных за соблюдение действующих норм и стандартов; - уровень трансакционных издержек предприятий, предоставляющих туристические услуги; - степень влияния ограничений на работу местных предприятий со стороны надзорных органов и пр.

Институциональные - правовой статус объекта; - степень регламентации работы специализированных предприятий и учреждений; - вероятность нарушения установленных норм и правил; - эффективность применения установленных правил и норм; - степень материальной обеспеченности выполнения действующих норм и пр.

витая соответствующая инфраструктура — необходимый, хотя и наиболее затратный, элемент РТК.

Функционирование РТК имеет ярко выраженный сезонный характер. Финансирование и налаживание инфраструктуры летнего отдыха осуществляется в основном зимой, а зимнего — летом. В России довольно сложно круглый год поддерживать высокий уровень наплыва туристов, поэтому механизм предоставления туристических услуг разрабатывается с учетом смены времен года.

По данным Росстата8, за последние 20 лет число объектов туристского назначения в нашей стране заметно сократилось. Если в 1995 г. было зарегистрировано 2 492 предприятий и

учреждений, занимающихся организацией отдыха, то в 2010 г. — лишь 1 776. Тем не менее туристический поток внутри страны имеет явную тенденцию к увеличению. В 2004 г. населению было реализовано 739 тыс. «внутрирос-сийских» турпутевок, а в 2010 г. — уже 991 тыс. путевок. В денежном выражении стоимость реализованных за этот период путевок выросла в 2,8 раза — с 7 030 млн руб. до 19 785 млн руб. Однако если сравнивать с выездным туризмом, темпы роста потока «внутренних» туристов явно недостаточны: число турпутевок, купленных россиянами для поездки на отдых за рубеж, за тот же период (2004 - 2010 гг.) выросло с 1140 тыс. до 3 397 тыс., а в стоимостном выражении — с 18 843 млн до 149 883 млн руб.

8 Российский статистический ежегодник. 2011. М.: Росстат, 2011. С. 293.

Главный источник государственного финансирования инфраструктурных проектов в сфере туристической деятельности — утверждённая Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»9. На ее реализацию будет выделено 332 млрд руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета — 96 млрд руб. (28,9 %), за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ —25 млрд руб. (7,5 %); за счет средств внебюджетных источников — 211 млрд руб. (63,6 %)10. Основной объём финансирования заложен на 2015-2018 гг.

К потенциальному потребителю бюджетных ресурсов Программа предъявляет особые требования: «максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам», может быть обеспечена за счет акцентирования внимания на наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма субъектах Российской Федерации и кластерного подхода к реализации программы, а также осуществления «проектов федерального масштаба, направленных на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг»11.

Кластерный подход предусматривает концентрацию на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Такой подход к размещению производительных сил повышает экономическую эффективность за счет постоянства взаимосвязей, сокращения транспортных расходов, рационального использования местных ресурсов и создания условий для

комплексного территориального развития.

Структура туристического кластера предусматривает устойчивую связь между четырьмя субъектами, участвующими в создании добавленной стоимости:

- производителем рекреационного продукта,

- оператором инфраструктурных объектов,

- поставщиком туристических и рекреационных услуг,

- потребителем.

В структуру возводимого на кластерной основе РТК должны входить не только специализированные туристические организации, но и предприятия, связанные с производством рекреационного продукта, который придает данной территории свойство уникальности и привлекательности, а также операторы инфраструктурных объектов, обеспечивающих участников комплекса общественными благами. Наличие же в этой цепочке потребителей объясняется тем влиянием, которое оказывает на все остальные звенья этой цепочки платёжеспособность конечного звена (потребителя), стимулирующего разнообразие и качество деятельности других участников РТК. Благодаря формированию соответствующей экономической среды субъекты, входящие в кооперационную сеть, будут способствовать привлечению средств в развитие туристического комплекса, расширению спектра услуг и раскрытию рекреационно-ту-ристического потенциала территории.

Важным условием для развития рекреа-ционно-туристических кластеров является активная маркетинговая политика местных органов власти, которая (политика) способствовала бы привлечению туристов и созданию благоприятного инвестиционного климата, привлекательного для внешних инвесторов. Эта работа должны быть встроена в общую структуру государственной поддержки развития туристических зон.

Отечественные исследователи12 выделяют

9 Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/ (дата обращения:04.09.2012).

10 Там же.

11 Там же.

12 См., например, Пидгурская Н. Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Иркутск, 2006. 22 с.

дополнительные признаки рекреационно-туристского кластера: 1) присутствие на территории организаций, реализующих конкурентоспособные турпродукты, что способствует развитию смежных отраслей, вовлечению местного населения в туристскую деятельность; 2) наличие устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации; 3) наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе; 4) наличие уникальных туристских ресурсов, позволяющих с меньшими затратами создавать сильные туристские бренды; 5) способность действующих на территории турфирм привлекать туристов, которые предъявляют высокие требования к составу и качеству туристских услуг; 6) наличие на территории соответствующей инфра-структуры13.

Реализация кластерной политики обеспечит формирование и развитие конкурентоспособности предприятий, повысит эффективность их взаимодействия.

В программе развития внутреннего и въездного туризма в России в 2011-2018 гг. определены приоритетные направления формирования рекреационно-туристиче-ских комплексов, инициированные субъектами федерации, в составе которых эти РТК формируются. Среди них: РТК «Плёс» (Ивановская область), РТК «Рязанский» (Рязанская область), автотуристический кластер «Всплеск» (Ростовская область), РТК «Псковский» и два алтайских кластера — «Белокуриха» и «Золотые ворота». Все эти проекты имеют ярко выраженную инфраструктурную направленность. Так, проект РТК «Плес» предусматривает строительство канализационной сети и очистных сооружений, формирование инженерно-транспортной инфраструктуры речного вокзала (вклю-

чая берегоукрепление и дноуглубление), сети электроснабжения, связи и теплоснабжения, строительство газопровода, водопровода, канализации и объектов уличного освещения. При создании РТК «Рязанский» из федерального бюджета будут финансироваться строительство дорог, сетей электроснабжения, связи и теплоснабжения, газо- и водопровода, канализации, очистных сооружений и пр.14 Аналогичный подход будет применен и при формировании других РТК.

В соответствии с базовым принципом федерально-целевых программ, финансирование данной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников. Режим софинансирования, по мнению разработчиков программы, наиболее оптимален для реализации проектов, нацеленных на развитие внутреннего и въездного туризма.

Основные условия для получения финансовой помощи при создании РТК определяют показатели туристической привлекательности: число создаваемых рабочих мест, объёмы привлекаемых частных инвестиций и возможности местных бюджетов. Так, участие Псковской области в федеральной целевой программе развития внутреннего и въездного туризма позволит к 2015 г. увеличить туристический поток в регион до 600 тыс. человек в год, привлечь в сферу туризма региона более 5 млрд руб. частных инвестиций и создать 1-2 тыс. дополнительных рабочих мест для жителей области. Всего на создание кластера планируется затратить почти 1,5 млрд руб., из них свыше 500 млн руб. будет выделено из федерального бюджета, около 100 млн руб. — из регионального бюджета и более 800 млн руб. составят средства частных инвесторов15.

Таким образом, РТК создаются при наличии «ядра» в виде культурных, исторических

13 Пидгурская Н. Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Иркутск, 2006. 22 с.

14 Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/ (дата обращения:04.09.2012).

15 Утвержден туристическо-рекреационный кластер «Псковский» — один из 6 пилотных проектов в России // Информационный портал ADVIS.ru. URL: http://www.advis.ru/php/print_news.php?id=61329B58-9664-FC43-A688-B3D2B85710A4 (дата обращения: 05.09.2012).

и природных объектов. Обеспечивающую инженерную инфраструктуру планируется строить на средства федерального и региональных бюджетов, и львиная доля этих расходов придётся на транспорт и дорожное строительство, то есть на создание цивилизованных условий для автотуристов. Прокладка новых дорог заложена в государственной программе РФ «Развитие транспортной системы» и рассматриваемой здесь федеральной целевой программе развития туризма, однако цели и график реализации отраслевых программ зачастую не совпадают с планами развития особых экономических зон,

а сроки выполнения этих программ не всегда согласованы.

Для того чтобы претендовать на государственную поддержку при создании РТК, региону нужно провести маркетинговое исследование и, основываясь на его результатах, обосновать перед федеральной властью наличие в регионе туристического потенциала, а затем разработать проект создания кластера и привлечь инвесторов. Однако получить такую поддержку сегодня трудно, что заставляет регионы самостоятельно изыскивать средства на освоение своего рекреационно-туристического потенциала.

Литература

1. Информация по вопросу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в особых экономических зонах и технопарках // URL: http://www.komfed.ru/section_136/ section_140/666.html (дата обращения: 18.11.2011).

2. Ошибка резидентов. 20 компаний покинули ОЭЗ // Российская газета. Федеральный выпуск № 5680 (7). URL: http://www.rg.ru/2012/01/17/minekonom.html (дата обращения: 07.09.2012).

3. Пидгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Иркутск, 2006. - 22 с.

4. Российский статистический ежегодник. 2011. - М.: Росстат, 2011. - 784 с.

5. Россия может ежегодно принимать до 40 млн иностранных туристов — ЮНВТО // Интерфакс. URL: www.interfax.ru/print.asp?sec=1466&id=71550/ (дата обращения: 05.03.2012).

6. Утвержден туристско-рекреационный кластер «Псковский» — один из 6 пилотных проектов в России // Информационный портал ADVIS.ru. URL: http://www.advis.ru/php/print_news. php?id=61329B58-9664-FC43-A688-B3D2B85710A4 (дата обращения: 05.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.