Научная статья на тему 'Физика внутри нас'

Физика внутри нас Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физика внутри нас»

«преподаватель года». юбилей

4. Анализ полученных результатов и проектирование дальнейшего развития центра. Срок реализации этапа: май-июнь 2016 года.

Критериями оценки результатов деятельности центра станут:

- показатели успеваемости и качества знаний обучающихся — представителей различных национальностей, этносов и коренных народов Сибири — за данный период времени;

- снижение показателя отчислений обучающихся — представителей различных национальностей, этносов и коренных народов Сибири;

- доля участия студентов — представителей различных национальностей, этносов и коренных народов Сибири — в мероприятиях на различном уровне (от внутриколледжного до международного);

- отсутствие в колледже и студенческом общежитии правонарушений, связанных с межнациональными конфликтами.

Предполагаем, что работа центра даст положительные результаты и его дальнейшее развитие, расширение социального поля, вовлечение в работу более широкого круга участников станет новой целью деятельности центра.

ФИЗИКА ВНУТРИ НАС

С. П. Гончарова, преподаватель физики ГАОУ СПО «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»

Актуальность проекта «Физика внутри нас» для ГАОУ СПО КО ЮТАиС заключается в следующем.

Во-первых, в нашем техникуме проблема низкого уровня здоровья является довольно острой. Так, по данным медицинских документов, среди 225 обучающихся 1-го курса I группу здоровья имеют только 137 человек (62 %); II группа — 81 обучающийся (36 %о), III группа — 5 обучающихся (2 %).

Во-вторых, выпускники техникума, получающие профессии «автомеханик», «тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля», специальности «механизация сельского хозяйства», «техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», обучаются по программам подготовки водителей и сдают экзамен в ГИБДД на право вождения автомобиля категорий «В» и «С». Многие из выпускников после техникума работают водителями. Высокая интенсивность дорожного движения, значительный рост количества автотранспортных средств предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья водителей, одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителя медицинских противопоказаний.

Поэтому воспитывать сегодня студентов, ориентированных на сохранение своего здоровья, — значит завтра получить профессионала,

способного полноценно трудиться и покорять вершины профмастерства.

В-третьих, здоровый человек, особенно подросток, редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким, не стоит об этом и беспокоиться. Анкетирование, проведенное среди студентов 1-го курса ЮТАиС, показало, что в ряду ценностных ориентаций здоровье находится лишь на 6-7-м месте из 10.

В нашем образовательном учреждении формированию потребности в здоровом образе жизни уделяется большое внимание, складывается оно преимущественно из мероприятий, направленных на отказ от вредных привычек, пропаганду занятий спортом и т. д. Эти мероприятия дают несомненный положительный эффект.

Но, на наш взгляд, приобщение к здоровому образу жизни будет более эффективным, если оно будет базироваться на серьезном теоретическом изучении основ функционирования здорового организма, выполнении практических работ, наглядно демонстрирующих влияние различных факторов на здоровье человека.

Физика, ее явления и законы действуют в мире не только неживой, но и живой природы, поэтому изучение физических понятий, законов, теорий позволит обратить внимание студентов на физиологию и здоровье.

Этапы реализации проекта

Этап 1

Задача: подготовить методическое обеспечение реализации проекта.

Содержание

• Проанализировать рабочую программу по физике, определить темы и разделы, содержание которых связано с функционированием организма человека.

• Скорректировать календарно-тематиче-ское планирование, включить в план практические работы, определяющие взаимосвязь физики и физиологии (медицины, биологии).

• Разработать методические указания по выполнению практических работ:

- расчет пульса до и после дозированной нагрузки,

- определение экономичности работы сердца,

- определение минутного объема крови расчетным путем,

- определение работы сердца,

- определение остроты зрения,

- определение дефекта цветового восприятия,

- определение воздушно-теплового режима помещения.

Результат: определение содержания, структуры, методики реализации проекта.

Продукт: календарно-тематическое планирование, в которое включены практические работы, определяющие взаимосвязь физики и физиологии (медицины, биологии), методические указания по проведению практических работ, макет карты здоровья «Будь здоров».

Этап 2

Задачи

• Изучить физические основы работы системы кровообращения.

• Выполнить исследовательскую работу «Дела сердечные: кровообращение, артериальное давление».

Содержание

• Анкетирование студентов на знание физических и биологических составляющих понятия «артериальное давление».

По результатам анкеты было выяснено, что только около половины студентов понимают механизм работы сердца:

- 43 % студентов связывают понятия «давление жидкости» (физическое) и «артериальное давление» (медицинское),

- 64 %% — уверены в том, что артериальное давление является последствием механических колебаний сердца,

- 79 %% — считают, что существуют ограничения по показаниям артериального давления для автомобилистов.

• Изучение на занятиях разделов физики: «Механические волны», «Основы молекулярно-

- «преподаватель года». юбилей -

кинетической теории», «Давление твердых тел, жидкостей и газов» — с включением вопросов здоровьесбережения.

• Проведение практического занятия «Механические колебания. Расчет пульса до и после дозированной нагрузки».

• Проведение практических работ «Определение экономичности работы сердца», «Определение минутного объема крови расчетным путем», «Определение работы сердца».

Результат: повышение интереса и мотивации обучающихся к изучению физики, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью, формирование навыка контроля самочувствия.

Продукт: исследовательская работа «Дела сердечные: кровообращение, артериальное давление».

Этап 3

Задачи

• Изучить функционирование органов зрения как оптической системы человека.

• Научить приемам, дающим возможность сберечь зрение.

• Выполнить исследовательскую работу «Берегите глаза!».

Содержание

• Анкетирование обучающихся на знание причин, приводящих к снижению зрения. В результате было выявлено, что студенты не заботятся о своем зрении: 85 %% опрошенных проводят свое свободное время за компьютером без перерыва более трех часов, 46 %% — более двух часов. В рационе обучающихся отсутствуют продукты, которые положительно воздействуют на зрение.

• Изучение на занятиях раздела физики «Геометрическая оптика».

• Разучивание комплекса упражнений для глаз и внедрение его в учебный процесс.

• Проведение практических работ: «Определение остроты зрения», «Определение дефекта цветового восприятия».

Результат: повышение интереса и мотивации обучающихся к изучению физики, выработка навыков, позволяющих сохранить зрение.

Продукт: исследовательская работа «Берегите глаза».

Этап 4

Задачи

• Исследовать санитарно-экологические условия обучения в ЮТАиС с применением полученных на уроках физики знаний и умений.

- «преподаватель года». юбилей -

• Выполнить исследовательскую работу «Валеологический анализ санитарных условий обучения в ЮТАиС».

• Разработать рекомендации для педагогов и администрации техникума по оптимизации санитарных условий обучения.

Содержание

• Изучение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях в части требований к оборудованию помещений; воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; режиму образовательного процесса.

• Ключевое мероприятие этапа — проведение исследования по определению воздушно-теплового режима в кабинетах ЮТАиС.

Изучая на занятиях разделы «Агрегатные состояния вещества», «Волновая оптика», обучающиеся решали количественные и ситуационные задачи, содержание которых связано с физиологией человека и его здоровьем. Анализируя полученные на занятиях знания и нормы СанПиНа, студенты делали выводы о соответствии санитарных условий ЮТАиС имеющимся требованиям.

Результаты данного исследования были представлены студентами на круглом столе «Организация учебной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий».

Результат: повышение интереса и мотивации обучающихся к изучению физики. Привлечение внимания администрации и педагогов ЮТАиС к проекту. Разработка и реализация в учебном процессе рекомендаций по созданию оптимальных санитарных условий обучения.

Продукт: исследовательская работа «Валеологический анализ санитарных условий обучения в ЮТАиС».

Этап 5

Задача: подведение итогов. Создание, оформление и заполнение индивидуальной карты здоровья студента «Будь здоров».

Содержание

• Анализ результатов исследований и обсуждение с обучающимися формата карты здоровья.

• Освоение с помощью преподавателя информатики и участников студии «Фокус» компьютерных программ Photoshop, CorelDraw.

• Создание и оформление индивидуальных карт здоровья.

Результат: развитие у студентов способности к обучению, практических способностей,

умения делать собственный выбор, умения оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития, формирование умения контролировать свое самочувствие.

Продукт: карта здоровья студентов «Будь здоров».

Результат проекта

В ходе реализации проекта обучающиеся изучили восемь разделов физики в аспекте физиологического развития и здоровья. При этом повысилась мотивация студентов к изучению физики: студенты осознали необходимость изучения физических законов, теорий для объяснения функционирования человеческого организма, следовательно, для сохранения здоровья. Об этом говорят заполненные студентами журналы здоровья. Вот некоторые из их выводов.

• Здоровье — самое ценное, что у нас есть.

• Если у человека хорошее здоровье, то дальше все зависит от него: создание семьи, успех в карьере.

• Семья может помочь человеку избежать болезни, но бывают болезни неизлечимые, когда человеку не поможет никто. Поэтому я ставлю здоровье на первое место.

• Я буду сдавать на права, а водителю важно иметь хорошее здоровье, особенно давление и зрение. Я знаю, как контролировать свое здоровье.

Были выполнены три исследовательские работы, авторами которых стали шесть студентов.

В ходе проекта разработаны рекомендации для педагогов и администрации техникума по оптимизации санитарно-экологических условий обучения, которые были представлены на круглом столе «Организация учебной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий» и не только приняты к сведению, но и реализуются в учебном процессе.

Разученные комплексы упражнений для глаз введены в практику учебного процесса и систематически выполняются на аудиторных занятиях.

Реализация данного проекта позволила решить практические задачи связи физики с жизнью.

Перспективы проекта

В ходе реализации проекта студенты ставили новые вопросы, касающиеся здоровья человека:

• Как влияют сотовые телефоны на организм человека?

«преподаватель года». юбилей

• Какое влияние оказывает прослушивание музыки через наушники на органы слуха?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Насколько вредны выбросы тепловых двигателей?

На эти и многие другие вопросы могут ответить такие разделы физики, как «Основы термодинамики», «Механические волны»,

«Электромагнитные колебания и волны».

Это значит, что проект получит свое продолжение: будут ставиться новые содержательные задачи, проводиться исследования, журнал здоровья студентов «Будь здоров» наполнится новыми разделами.

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

А. В. Давыдова, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

В последнее время ценностные ориентации населения, а в особенности молодежи, претерпели большие изменения, что является результатом кризиса ценностей в российском обществе. На этом фоне особенно остро обозначились проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В проекте Министерства образования и науки РФ «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены стратегические задачи по формированию гармоничной личности, одной из которых является создание системы социально-педагогической поддержки уязвимых категорий детей и подростков.

В условиях профессионального становления представители молодежи должны иметь возможность не только получить необходимый минимум образования, но и приобрести те личностные качества, которые позволят им быть полноценными гражданами, активными социальными деятелями.

В работе нашего образовательного учреждения уже имеет место практика поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (проведение праздников для детей социально-реабилитационного центра «Маленький принц», детских домов, сотрудничество с ДОЛ «Журавлик» и др.). Однако такие разовые формы не дают возможности в полной мере удовлетворить потребности социума и решить профессиональные задачи подготовки будущих педагогов в контексте современной культуры.

На наш взгляд, раннее включение обучающихся в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную социально значимую деятельность способствуют профессиональному и личностному развитию будущего педагога.

Кроме того, студенты-первокурсники, поступившие в Кемеровский педагогический колледж на базе 9 классов, ощущают себя в новой роли более взрослых, более организованных членов общества, способных на реализацию собственного Я и готовых к включению в различные виды практической деятельности в рамках выбранной специальности. Однако федеральный государственный образовательный стандарт разработан так, что на I курсе студенты осваивают лишь дисциплины общеобразовательного цикла и в ознакомительном плане изучают такие профильные дисциплины, как педагогика и психология. Таким образом, мотивы профессиональной подготовки и личностная активность, не найдя должной реализации в учебном процессе, чаще всего снижаются.

Перед педагогами и кураторами, работающими со студентами-первокурсниками, стоит проблема: обеспечение включения в педагогическую деятельность студентов-первокурсников в условиях ФГОС нового поколения (т. к. в учебном плане отсутствует учебная и производственная практика), развитие их педагогических способностей (организаторских, коммуникативных, эмпатических и др.) и поддержание интереса к педагогической профессии.

Одновременно с этим в нашем обществе существует серьезная проблема — дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке.

Обозначенные проблемы стали основой для разработки социально-педагогического проекта «От сердца к сердцу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.