Научная статья на тему 'Центр народных культур «Диалог»'

Центр народных культур «Диалог» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр народных культур «Диалог»»

Ожидаемые результаты

1. Эффективная работа студенческой творческой группы по созданию банка электронных портфолио учебных достижений студентов согласно разработанной программе.

2. Банк электронных портфолио учебных достижений студентов, размещенный на сайте КПТТ.

3. Повышение у студентов уровня компьютерной грамотности и информационной культуры, сформированности компонентов общих компетенций.

4. Повышение интереса работодателей к студентам выпускных групп КПТТ.

Перспективы

При условии успешной реализации проекта в 2015/16 учебном году предполагается:

1. Увеличение количества участников творческой группы по созданию банка электронных портфолио учебных достижений студентов КПТТ.

2. Продолжение пополнения банка электронных портфолио индивидуальных достижений студентов.

Формы представления

результатов проекта

Письменное информирование социальных партнеров о банке электронных портфолио, размещенного на сайте техникума.

Представление банка электронных портфолио учебных достижений студентов на круглом столе с участием потенциальных работодателей и студентов КПТТ.

центр народных культур «диалог»

М. Ю. Буравцова, преподаватель ГОУ СПО «Осинниковский горнотехнический колледж»

В Осинниковском горнотехническом колледже, наряду с русскими обучающимися, получают образование студенты разных национальностей. Это представители тывинской, шорской, азейбарджанской, дагестанской, украинской, татарской, немецкой, казахской культур (всего 15 % от общего числа обучающихся). Результаты обучения данной категории студентов за последние три года снизились:

• показатель успеваемости — на 5 %;

• показатель качества знаний — на 7 %

• показатель отчисления увеличился на 2 %

• доля участников мероприятий снизилась на 8 %.

Анкетирование показало, что причиной этого является низкий уровень социальной адаптации к условиям поликультурного пространства колледжа: сложные взаимоотношения с русскоязычными обучающимися, наличие языковых барьеров при изучении дисциплин, проживание вдали от дома и родных, различия в национальных системах образования и менталитете.

Осинниковский горнотехнический колледж готовит специалистов для угледобывающей, строительной, автотранспортной и геологоразведочной отраслей. Такие выпускники востребованы как на трудовом рынке Кемеровской области, так и в других регионах. Решение проблемы адаптации к условиям образовательной органи-

зации во многом будет способствовать успешности студентов в профессии. Таким образом, адаптация молодежи к условиям межнационального взаимодействия является для нас актуальной проблемой, поскольку влияет на показатели успеваемости, качества, численного состава обучающихся колледжа. Создание центра «Диалог» для колледжа стало необходимым.

Проект стартовал в 2013/14 учебном году.

Сроки реализации проекта: три года (сентябрь 2013 — июнь 2016 года).

Цель проекта — через деятельность центра народных культур «Диалог» способствовать созданию условий для благоприятной адаптации обучающихся к поликультурной образовательной среде колледжа.

Прогнозируемые результаты

Прогнозируется улучшение динамики показателей обучения студентов — представителей

различных этносов и национальностей и коренных народов Сибири:

• увеличение показателя успеваемости на 10 %;

• увеличение показателя качества знаний на 10 %;

• уменьшение показателя отчисления на 5 %;

• увеличение доли участников мероприятий на 20 %.

Продуктивность проекта. Создание информационных проспектов, фото- и видеоматериалов для музея колледжа, публикации в научных изданиях, выпуск студенческой газеты, создание методических рекомендаций для классных руководителей и преподавателей системы среднего профессионального образования.

Задачи проекта

1. Провести диагностику проблемы адаптации обучающихся — представителей различных этносов и национальностей и коренных народов Сибири к поликультурной среде колледжа.

2. Сформировать творческую группу преподавателей и обучающихся, заинтересованных в данной проблеме.

3. Разработать и реализовать программу мероприятий по проекту, создать социальное поле центра.

4. Проанализировать полученные результаты, поставить задачи на будущее.

Проект способствует развитию общих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Этапы реализации проекта

1. Диагностика адаптации обучающихся — представителей различных националь-

ностей, этносов и коренных народов Сибири к поликультурной среде колледжа. Сроки реализации этапа: сентябрь-октябрь 2013 года.

Успешную адаптацию мы рассматриваем как включенность обучающихся в новую социальную среду, в учебно-познавательный процесс, в новую систему отношений.

Критерии успешной адаптации:

- выработка новых способов поведения (активное участие в жизни колледжа);

- преодоление дидактического барьера (повышение показателей успеваемости и качества знаний).

Критерии успешной адаптации к поликультурной образовательной среде:

- отсутствие барьеров в общении (языковых, психологических, культурологических, конфессиональных);

- отсутствие конфликтов на межнациональной почве.

Диагностика показала, что адаптация к поликультурной среде обучающихся — представителей различных национальностей, этносов и коренных народов Сибири — проходит неравномерно. У 20 % респондентов выявлен высокий уровень адаптации, у 50 %% — средний и у 30 %% — низкий.

2. Создание творческой группы преподавателей и обучающихся, заинтересованных в данной проблеме. Сроки реализации этапа: ноябрь-декабрь 2013 года.

Внутриколледжное поле центра «Диалог»

Организует деятельность центра разработчик проекта, в творческую группу входят студенты, преподаватели, заведующие отделениями, классные руководители учебных групп, психолог и социальный педагог колледжа, педагог-организатор, руководитель физического воспитания, воспитатели общежития, представители родительского комитета.

3. Создание и реализация программы мероприятий центра народных культур «Диалог». Срок реализации этапа: январь 2014 — апрель 2016 года.

Проект предполага- . ет реализацию целого комплекса мероприятий: организацию и проведение народных праздников на базе колледжа, таких как Православное Крещение, Ша-гаа (тывинский Новый год), Масленица, Пасха, Чыл пажи (шорский праздник солнцестояния) и др., участие студентов в научно-практических конференциях по данному направлению, в ежегодных чтениях «Торбоковская яркая звезда», встречи с поэтами области, в том числе представителями коренных народов области; посещение краеведческих музеев, выставок народных мастеров, выпуск информационных проспектов к значимым датам, студенческой газеты «Диалог», организация бесед и круглых столов по теме «Мы разные, но мы вместе», создание в социальной сети группы по интересам «Край любимый — наш Кузбасс», организацию и проведение спортивных национальных соревнований (в том числе на ба-

Международная НПК, КузГПА, кафедра шорского языка и литературы, участница — Монгуш Сайзана ^

зе клуба вольной борьбы г. Осинники), организацию в столовой колледжа дней национальной кухни и др. Для преподавателей и классных руководителей запланировано проведение мастер-классов, семинаров по теме «Создание благоприятной для обучения поликультурной среды в колледже».

Социальное поле центра «Диалог»

Центр народных культур колледжа воплощает идею социального партнерства и сотрудничает:

- с Российским университетом дружбы народов (г. Москва);

- Научно-образовательным центром языков и культур народов Сибири (НОЦЯК ЦПО НФИ КемГУ, г. Новокузнецк);

- шорским обществом Осинниковского городского округа «Тагдагал»;

- Центральной городской библиотекой Осинниковского городского округа;

- музеями области (Осинниковским городским краеведческим музеем, музеем Кузнецкой крепости, музеем-заповедником «Томская писаница» и др.);

- средствами массовой информации (ТРК Осинники, городской газетой «Время и жизнь», региональным изданием «Кузбасс — регион согласия» и др.);

- осинниковским клубом вольной борьбы;

- детской художественной школой № 18 Осинниковского городского округа;

- детской музыкальной школой № 20 Осин-никовского городского округа.

4. Анализ полученных результатов и проектирование дальнейшего развития центра. Срок реализации этапа: май-июнь 2016 года.

Критериями оценки результатов деятельности центра станут:

- показатели успеваемости и качества знаний обучающихся — представителей различных национальностей, этносов и коренных народов Сибири — за данный период времени;

- снижение показателя отчислений обучающихся — представителей различных национальностей, этносов и коренных народов Сибири;

- доля участия студентов — представителей различных национальностей, этносов и коренных народов Сибири — в мероприятиях на различном уровне (от внутриколледжного до международного);

- отсутствие в колледже и студенческом общежитии правонарушений, связанных с межнациональными конфликтами.

Предполагаем, что работа центра даст положительные результаты и его дальнейшее развитие, расширение социального поля, вовлечение в работу более широкого круга участников станет новой целью деятельности центра.

физика внутри нас

С. П. Гончарова, преподаватель физики ГАОУ СПО «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»

Актуальность проекта «Физика внутри нас» для ГАОУ СПО КО ЮТАиС заключается в следующем.

Во-первых, в нашем техникуме проблема низкого уровня здоровья является довольно острой. Так, по данным медицинских документов, среди 225 обучающихся 1-го курса I группу здоровья имеют только 137 человек (62 %); II группа — 81 обучающийся (36 %о), III группа — 5 обучающихся (2 %).

Во-вторых, выпускники техникума, получающие профессии «автомеханик», «тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля», специальности «механизация сельского хозяйства», «техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», обучаются по программам подготовки водителей и сдают экзамен в ГИБДД на право вождения автомобиля категорий «В» и «С». Многие из выпускников после техникума работают водителями. Высокая интенсивность дорожного движения, значительный рост количества автотранспортных средств предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья водителей, одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителя медицинских противопоказаний.

Поэтому воспитывать сегодня студентов, ориентированных на сохранение своего здоровья, — значит завтра получить профессионала,

способного полноценно трудиться и покорять вершины профмастерства.

В-третьих, здоровый человек, особенно подросток, редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким, не стоит об этом и беспокоиться. Анкетирование, проведенное среди студентов 1-го курса ЮТАиС, показало, что в ряду ценностных ориентаций здоровье находится лишь на 6-7-м месте из 10.

В нашем образовательном учреждении формированию потребности в здоровом образе жизни уделяется большое внимание, складывается оно преимущественно из мероприятий, направленных на отказ от вредных привычек, пропаганду занятий спортом и т. д. Эти мероприятия дают несомненный положительный эффект.

Но, на наш взгляд, приобщение к здоровому образу жизни будет более эффективным, если оно будет базироваться на серьезном теоретическом изучении основ функционирования здорового организма, выполнении практических работ, наглядно демонстрирующих влияние различных факторов на здоровье человека.

Физика, ее явления и законы действуют в мире не только неживой, но и живой природы, поэтому изучение физических понятий, законов, теорий позволит обратить внимание студентов на физиологию и здоровье.

Этапы реализации проекта

Этап 1

Задача: подготовить методическое обеспечение реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.