Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВУЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианов А.С.

В настоящее время у человека, который не уделяет должного внимания физической культуре, появляется резкая нехватка физической активности в жизни. Особо злободневно она проявляется на этапах студенческой жизни человека, когда закладывается основа социально-психологических и физических качеств. Сегодня неизбежно осознание того, что система физического воспитания далека от идеала. На всех образовательных уровнях физического воспитания в Российской Федерации существуют свои изъяны, которые препятствуют поддержанию и улучшению качества воспитания здорового нового поколения. Физическая культура как учебная дисциплина в силу своих особенностей требует от обучающегося особых качеств, которые могут быть развиты в ходе систематического занятия по студенческой учебной программе. Однако на современном этапе выявляется негативная тенденция вытеснения физической культуры как необходимости для гармоничного развития организма и личности человека на принудительную обязанность учебного заведения [5, с. 108]. Главной целью исследования настоящей статьи является выявление проблем физического воспитания в вузах Российской Федерации и определение основных условий его развития на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрианов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND PROBLEMS

Currently, a person who does not pay due attention to physical culture has a sharp lack of physical activity in life. It is especially topical at the stages of a person’s student life, when the foundation of socio-psychological and physical qualities is laid. Today, it is inevitable that the system of physical education is far from ideal. At all educational levels of physical education in the Russian Federation, there are shortcomings that prevent the maintenance and improvement of the quality of education of a healthy new generation. Physical culture, as an academic discipline, by virtue of its features, requires special qualities from the student, which can be developed in the course of a systematic lesson on the student’s curriculum. However, at the present stage, there is a negative tendency to replace physical culture, as a necessity for the harmonious development of the human body and personality, with the compulsory duty of an educational institution [5, p. 108]. The main purpose of the research of this article is to identify the problems of physical education in higher education institutions of the Russian Federation and to determine the main conditions for its development at the present stage.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ»

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Андрианов А.С.,

кандидат педагогических наук, Барнаульский юридический институт МВД РФ,

Е-mail: vyzemsky@bk.ru

В настоящее время у человека, который не уделяет должного внимания физической культуре, появляется резкая нехватка физической активности в жизни. Особо злободневно она проявляется на этапах студенческой жизни человека, когда закладывается основа социально-психологических и физических качеств. Сегодня неизбежно осознание того, что система физического воспитания далека от идеала. На всех образовательных уровнях физического воспитания в Российской Федерации существуют свои изъяны, которые препятствуют поддержанию и улучшению качества воспитания здорового нового поколения. Физическая культура как учебная дисциплина в силу своих особенностей требует от обучающегося особых качеств, которые могут быть развиты в ходе систематического занятия по студенческой учебной программе. Однако на современном этапе выявляется негативная тенденция вытеснения физической культуры как необходимости для гармоничного развития организма и личности человека на принудительную обязанность учебного заведения [5, с. 108]. Главной целью исследования настоящей статьи является выявление проблем физического воспитания в вузах Российской Федерации и определение основных условий его развития на современном этапе.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, здоровый образ жизни, вузы Российской Федерации, студент.

PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND PROBLEMS

A. S. Andrianov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Barnaul Law Institute of the MIAof the Russian Federation,

Е-mail: vyzemsky@bk.ru

Currently, a person who does not pay due attention to physical culture has a sharp lack of physical activity in life. It is especially topical at the stages of a person's student life, when the foundation of socio-psychological and physical qualities is laid. Today, it is inevitable that the system of physical education is far from ideal. At all educational levels of physical education in the Russian Federation, there are shortcomings that prevent the maintenance and improvement of the quality of education of a healthy new generation. Physical culture, as an academic discipline, by virtue ofits features, requires special qualities from the student, which can be developed in the course of a systematic lesson on the student's curriculum. However, at the present stage, there is a negative tendency to replace physical culture, as a necessity for the harmonious development of the human body and personality, with the

compulsory duty of an educational institution [5, p. 108]. The main purpose of the research of this article is to identify the problems of physical education in higher education institutions of the Russian Federation and to determine the main conditions for its development at the present stage.

Keywords: physical education, physical culture, healthy lifestyle, universities of the Russian Federation, student.

Введение

Современная стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 года рассчитывает на увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 34,5 % до 80% [7]. Однако дальнейшее развитие физического воспитания обусловлено внешними и внутренними факторами:

- внешние - это государственная политика в области физического воспитания и модернизация в процессе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта;

- внутренние - координация образовательного процесса непосредственно внутри самой системы, проведение переподготовки кадров в сфере физического образования, создание новых спортивных комплексов и подержание состояния уже существующих [6, с. 59].

Задачи исследования

1. Проанализировать литературу по состоянию физического воспитания в вузах России.

2. Сформулировать проблемы физического воспитания молодежи студенческого возраста.

3. Выработать меры, способствующие развитию физического воспитания студентов.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, беседа, математический анализ.

Постановка проблемы

Встает вопрос о тенденциях развития современного физического воспитания в России, которые будут способствовать популяризации физической культуры среди

молодежи с целью оздоровления населения страны. Статистические данные свидетельствуют, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателям регулярных занятий физической культурой среди населения от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50% населения, тогда как в Российской Федерации -только около 11 %.

Результаты и обсуждение исследования

Для решения первой задачи исследования был проведен теоретический анализ литературы в целях определения состояния физической культуры в вузах России и основные проблемы ее развития. Современная наука с особой острой уделяет внимание проблемам развития физическоговоспи-тания среди молодежи.

М.В. Антонов в своих трудах производит анализ нынешней ситуации в сфере физического воспитания молодежи в стране и отмечает, что проводимая государством политика в сфере физической культуры не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, а также возможности и потенциал массового спорта и спорта высших достижений не используется в полной мере. Автор считает, что «одной из проблем развития физической культуры в нашей стране является факт отсутствия законодательной базы любительского массового спорта или частичного ее присутствия и обеспечение территориальной и ценовой доступности учреждений спортивно-досуговой сферы» [3, с. 320].

В своих трудах А.О.Чижов говорит о том, что «среди граждан нашей страны не популярна регулярная физическая активность, а основной фактор недостаточного развития физического воспитания среди молодежи России - это финансирование» [9, с. 219]. Автор отмечает государственное финансовое обеспечение необходимым условием развития физической культуры и спорта среди молодежи.

Е.Б. Дуплинская и К.С. Селиванов выделяют следующие позитивные тенденции развития физического воспитания среди молодежи России, которые требуют наибольших финансовых вложений. Это и «вовлечение различных социальных групп населения в массовый спорт, и оздоровительную физическую культуру, и выпуск качественного спортивного инвентаря, оборудования, и строительство новых спортивных объектов, и совершенствование деятельности имеющихся» [4, с. 204].

Т.Н. Тисова отмечает, что сфера физического воспитания студенческой молодежи в современной России отстает по своим масштабам от успехов, достигнутых в социально-экономической сфере. Автор отмечает экономически эффективное вложение в развитие физической культуры населения страны, что, несомненно, отразится на улучшении качества жизни граждан России. К условиям развития физической культуры в стране автор относит следующее: обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности [8, с. 65].

Сравнивая содержание данных статей, можно прийти к выводу, что многие специалисты в области физической культуры озабочены положением развития физического воспитания в современной России и осознают вклад физической активности и спорта в развитие потенциала страны, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения. Ос-

новные проблемы развития физического воспитания сегодня: недостаток финансирования спортивных проектов, недостаточная популяризация спорта среди населения и отсутствие достаточной поддержки любительского и массового спорта государством [2, а 23].

В настоящее время были выделены следующие проблемы в направлении физического воспитания молодежи студенческого возраста:

- стандартизация (ГОСТы). Из-за повсеместного применения единой базы стандартов происходит снижение эффективности образовательного процесса, так как не учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Такой метод образовательного процесса пагубно влияет на формирование здорового организма;

-материально-техническая обеспеченность реализации конкретных программ физической подготовки. Недостаточная финансовая помощь со стороны государства, оказываемая на поддержание и улучшение физического воспитания в России;

- низкая материальная заинтересованность преподавательского состава, стимулирующая нехватку квалифицированных педагогических кадров, которые являются ключевым звеном в системе физического воспитания в вузе, способным заинтересовать студента к самостоятельным занятиям физической культурой. Однако в связи с невысокой оплатой труда педагоги вынуждены работать в нескольких организациях, что создает пробел в качестве исполнения трудовых обязанностей;

- неграмотное внедрение новых программ и методов преподавания. Не учитывается специфика будущей профессиональной деятельности студентов;

- коммерциализация дополнительного физического образования на базе государственных учреждений. С целью извлечь хоть малую долю выгоды от простаивающих муниципальных учреждений государство практикует передачу спортивных залов, бассейнов и оздоровительных комплек-

сов в частные руки на арендной основе;

- недостаточная компетенция нового поколения преподавателей в сфере физического образования. Низкая популярность профессии педагога физической культуры культивирует нехватку молодых кадров в сфере физического образования.

Для разрешения вышеперечисленных проблем следует применить ряд мер, которые поспособствуют развитию физического воспитания студенческой молодежи вузов в России. Такими мерами могут стать следующие условия:

1. Изменения в государственном финансировании. Повышение оклада преподавателей с высокой квалификацией и внедрение новых методов обучения специалистов в сфере физического воспитания. Грамотное перераспределение бюджетных средств, предназначенных на строительство новых объектов и поддержание старых. Закупка необходимого современного инвентаря.

2. Поощрение заинтересованности молодого поколения в занятиях физическим спортом. Культивация здорового образа жизни, стимулирование и контроль массовости физкультуры и спорта.

3. Проведение контроля за деятельностью коммерческих организаций, предоставляющих свои услуги на платной основе.

4. Гуманизация занятий физической культуры в вузах. Внедрение свободного выбора занятий и проявления инициативы учащихся, что позволит превратить насаженную повинность в осознанное решение заниматься спортом.

5. При формировании новых учебных программ во внимание стоит брать научные данные и разработки в области планирования учебного процесса. Учет морфофизио-логических особенностей и функциональных возможностей студентов позволит улучшить качество физическое воспитания будущих специалистов в разных сферах.

6. Использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, модели, новые формы, методы, подходы в соответствии с педагогическими условиями.

7. Направленность физической культуры студентов определять с учетом будущей профессиональной деятельности. Использовать научно-обоснованные средства и методы, направленные на формирование наиболее важных для профессиональной деятельности физических качеств и профессиональных умений, навыков.

8. Вести контроль и учет за уровнем развития и совершенствования физических качеств в соответствии с поставленными целями учебного процесса. Внедрение новых форм контроля за сформированностью общих и профессиональных компетенций позволит улучшить качество профессионального образования при выпуске высококвалифицированных специалистов.

Заключение и выводы

Какими бы иллюзорными выдвинутые тезисы не оказались, в совокупности они способны направить дальнейшее развитие физического воспитания России в нужном направлении. Однако неоспоримым остается тот факт, что тенденции дальнейшего формирования физического воспитания среди студенческой молодежи в подавляющей степени зависят от государственной поддержки. Только совокупность внешних и внутренних факторов физического воспитания студентов в стране будет оказывать неоспоримый эффект в успешном развитии физической культуры и спорта.

Адекватная оценка условий труда, возможность свободно ориентироваться на производстве, физическая подготовка, здоровый бодрый дух - все это залог успешной качественно выполненной работы, которая предопределяется прежде всего занятиями по физической культуре с целенаправленной подготовкой будущих специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо начинать предпринимать необходимые меры на государственном и местном (администрации вуза, кафедр физического воспитания и другое) уровне для скоординированной работы всех структур, заинтере-

сованных в профессиональной подготовке будущих выпускников.

Развитие и обновление физического воспитания среди студенческой молодежи в России несет фундаментальное значение

для формирования продуктивного генофонда нашей страны, поэтому в интересах государства - всесторонне поддерживать систему образования всеми необходимыми ресурсами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андрианов А.С. Занятия физической культурой и спортом подростков старшего школьного возраста - необходимость современности // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 2 (39). С. 206-208.

2. Андрианов А.С. Адаптированность слушателей первоначального обучения образовательных учреждений МВД России к учебной деятельности средствами пропаганды здорового образа жизни / А.С. Андрианов, И.В. Медведев // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-4. С. 23-29.

3. Антонов М.В. Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы // Молодой ученый. 2015. № 3 (8). С. 320-326.

4. Дуплинская Е.Б. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ / Е.Б. Дуплинская, К.С. Селиванов // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 204-207.

5. Замятина М.Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России // Инновационные педагогические технологии: Материалы II Международной научной конференции (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 108-110.

6. Панов Е.В. Тенденции развития спорта и физической культуры в России / Е.В.Панов, А.И. Кравчук, Е.В. Паршин, А.С. Сундуков // Научный журнал «Дискурс». 2017. № 10 (12). С. 59-60.

7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р).

8. Тисова Т.Н. Пути развития физической культуры и спорта в современной России // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2014. № 4. С. 65-68.

9. Чижов А.О. Проблемы государственного финансирования физической культуры и спорта Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. № 4. С. 219-221.

REFERENCES

1. Andrianov A.S. Zanyatiya fizicheskoj kul'turoj i sportom podrostkov starshego shkol'nogo vozrasta - neobhodimost' sovremennosti // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii 2020. № 2 (39). S. 206-208.

2. Andrianov A.S. Adaptirovannost' slushatelej pervonachal'nogo obucheniya obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii k uchebnoj deyatel'nosti sredstvami propagandy zdorovogo obraza zhizni / A.S. Andrianov, I.V. Medvedev // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 55-4. S. 23-29.

3. Antonov M.V. Municipal'naya politika v sfere fizicheskoj kul'tury: organizacionnye i pravovye osnovy// Molodoj uchenyj. 2015. № 3 (8). S. 320-326.

4. Duplinskaya E.B. Prioritety gosudarstvennoj politiki v finansirovanii fizicheskoj kul'tury i sporta v RF / E.B. Duplinskaya, K.S. Selivanov // Molodoj uchenyj. 2014. № 11. S. 204-207.

5. Zamyatina M.R. Problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury v Rossii// Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Kazan', maj 2015 g.). Kazan': Buk, 2015. S. 108-110.

6. Panov E.V. Tendencii razvitiya sporta i fizicheskoj kul'tury v Rossii / E.V. Panov, A.I. Kravdiuk, E.V. Parshin, A.S. Sundukov // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». 2017. № 10(12). S. 59-60.

7. Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 24 noyabrya 2020 g. № 3081-r).

8. Tisova T.N. Puti razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v sovremennoj Rossii // Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2014. № 4. S. 65-68.

9. Chizhov A.O. Problemy gosudarstvennogo finansirovaniya fizicheskoj kul'tury i sporta Rossijskoj Federacii // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. 2008. № 4. S. 219221.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Андрианов Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры огневой и технической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД Российской Федерации, г. Барнаул.

E-mail: vyzemsky@bk.ru

Дата поступления статьи: 30.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.