ловиях, а содержание, методику, специфику, этапность и пр. изложить в специальных инструкциях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нестеров, А. А. Состояние и перспективы научного обоснования системы руководящих документов по физической подготовке и массовому спорту в СА и ВМФ. / А. А. Нестеров, Ю. К. Демьяненко, В. А. Щеголев. - Л.: ВДКИФК, 1983. - 68с.
2. Указ Президента РФ №4868-1 от 27.04.1993 г.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
А.Ю. Горобий
Качество и эффективность процесса физического воспитания в образовательных школах во многом зависит от изучения духовных запросов, потребностей и интересов, связанных с физическим совершенствованием школьников.
В связи с этим проводилось анкетирование девушек 10-11 классов, целью которого было выявление отношения к урокам физической культуры и причин снижения интереса к ним, мотивов занятий физической культурой и степени удовлетворенности ими, определение степени удовлетворенности разными видами двигательной активности, личностных потребностей старшеклассниц. В анкетировании приняло участие 165 девушек старших классов средних образовательных школ г. Воронежа.
Многочисленные исследования показывают, что учащиеся старших классов, особенно девушки, утрачивают интерес к урокам физической культуры, что крайне отрицательно сказывается на их здоровье, дальнейшей трудовой и семейной жизни.
Результаты данной части опроса отражают наличие этой тенденции. Большинство старшеклассниц (42,4% - 70 человек) имеют удовлетворительное отношение к урокам физической культуры (девушкам уроки отчасти нравятся, отчасти - нет). 24,2% (40 человек) проявляют безразличие к урокам и 11,6% (19 человек) имеют пассивно-негативное отношение (посещение ограничивается получением отметки). И лишь 21,8% респондентов (36 человек) проявляют активно-позитивный интерес к данной дисциплине (уроки доставляют удовольствие).
Ответы старшеклассниц на вопрос о регулярности посещения уроков физической культуры свидетельствуют о следующем: 18,2% девушек регулярно посещают уроки, 57,6% школьниц имеют пропуски по уважительным причинам, 24,2% - ходят на занятия не регулярно, пропуская их без уважительных причин.
Проблема падения интереса старшеклассниц к урокам физической культуры заставляет проанализировать причины данного явления.
Основными причинами безразличного и негативного отношения респонденты считают: неспособность уроков удовлетворять личные потребности старшеклассниц (1 ранг), неудовлетворенность программой (отсутствие видов двигательной активности, соответствующих интересам учащихся) (2 ранг);
однообразие и монотонность уроков (3 ранг); некорректность и невнимательность учителей к учащимся (4 ранг); отсутствие эмоциональных, интересных упражнений (5 ранг).
Главными причинами, определяющими интерес старшеклассниц к урокам, на взгляд респондентов, являются: учет в занятиях индивидуальных мотивов (28,8%) и их ориентация на виды двигательной активности, соответствующие их интересам (19,7%). Привлекательны для школьниц уроки, отличающиеся эмоциональным, интересным проведением (12,1%), с разнообразным учебным материалом (10,6%), а также очень важно для старшеклассниц внимательное, корректное отношение преподавателя (9,1%).
Исследование показало, что негативное и безразличное отношение школьниц старших классов отражает реальное состояние проблем физического воспитания в школе, в частности невысокий методический уровень проводимых уроков, отсутствие учета потребностно-мотивационных ориентаций школьников в подборе средств и методов педагогического воздействия. В свою очередь, эти же причины, только со знаком «+», определяют интерес к урокам физической культуры. Безусловно, формировать активно-позитивное отношение школьниц к данному предмету необходимо с учетом полученных причинно-следственных связей.
В данном контексте представляет интерес диагностика мотивов для занятий физической культурой и их соотношение со степенью удовлетворенности реальными уроками физической культуры.
Структура мотивов для занятий физической культурой представлена в таблице 1. Мотивы ранжировались в порядке убывания.
Таблица 1
Мотивы посещения уроков физической культуры девушками
10-11 классов
Мотивы Сумма Хср. Ранг
Укрепление здоровья 369 2,24 1
Формирование фигуры 492 2,98 2
Формирование культуры движений 643 3,90 3
Снятие умственного напряжения 720 4,36 4
Получение оценки 867 5,25 5
Удовольствие от занятий физ/упр 902 5,46 6
Желание повысить уровень двигательных способностей 919 5,56 7
Развитие физических качеств 1008 6,11 8
Результаты оценки степени удовлетворенности реальными уроками физической культуры отражены в таблице 4. Степень удовлетворенности оценивалась старшеклассницами по 5-балльной системе: 5б - вполне удовлетворена; 3б - пожалуй, удовлетворена; 1б - пожалуй, не удовлетворена; 0б - вполне не удовлетворена.
Исследования показали, что мотив укрепления здоровья для девушек является первостепенным (1 ранг). Полученные результаты согласуются с мнением достаточно большого количества исследователей (Журавлев А.Н., 2001; Медведева Е.С., 2000; Меркулова О.В., 2001). Это - положительное свидетельство того, что молодежь задумывается о своем здоровье как важной жизненной ценности.
Степень удовлетворенности уроками физической культуры как средст-
вом укрепления здоровья (таблица 2) у старшеклассниц достаточна различна. Большинство склоняется к тому, что уроки, пожалуй, способствуют сохранению и укреплению здоровья (41,2%). 34% респондентов с сомнением относятся к данному предмету, одни считают, что уроки физической культуры, пожалуй, способствуют укреплению здоровья (17%), другие (17%) - отрицают это влияние.
Исследования показали, что школьниц в возрасте 14-17 лет физическая культура в большей степени привлекает как средство создания имиджа современной девушки, который, прежде всего, выражается в формировании красивого телосложения, а также в умении красиво двигаться, танцевать, иметь красивую походку. По данным психологов, это - естественное явление для девушек 15-17 лет, выраженное в стремлении заинтересовать противоположный пол. Все это, возможно, определило значимость данных мотивов (2, 3 ранги) для старшеклассниц.
Таблица 2
Степень удовлетворенности старшеклассниц реальными уроками
физической культуры
Мотивы Степень удовлетворенности уроками (% респ-к)
5б -вполне удовлетворена 3б -пожалуй удовлетворена 1б -пожалуй не удовлетворена 0б -вполне не удовлетворена
Укрепления здоровья 21,2 41,2 17,0 17,0
Формирование фигуры 17,6 10,3 13,3 58,8
Формирование культуры движения 17,6 17,0 15,7 49,7
Снятие умственного напряжения, усталости 33,9 52,7 13,4 0,0
Получение оценки 52,7 47,3 0 0
Удовольствие от занятий физическими упражнениями 20,6 17,0 19,4 43,0
Повышение уровня двигательных способностей 27,3 29,7 20 22,4
Развитие физических качеств и повышение физической подготовленности 21,2 9,1 17,0 52,7
Реальная направленность и содержание уроков физической культуры, по ответам респондентов, свидетельствует, что мотивы формирования красивого телосложения и культуры движений в полной мере реализуются для 17,6% девушек (таблица 4). Большинство участниц опроса высказали полную неудовлетворенность занятиями как средством коррекции телосложения (46,1%), эстетического развития (58,8%).
Достаточно привлекательным для учащихся старших классов является мотив снятия умственного напряжения, возможности переключиться на другой вид деятельности (4ранг). Стремление школьниц снизить порог умственного напряжения, переключиться с учебы на подвижный вид деятельности понятно, так как нагрузка в школе достаточно высокая, и без определенной разгрузки учащимся очень сложно выдержать ритм учебного дня.
Степень удовлетворенности уроками в этом отношении у 33,9% стар-
шеклассниц высокая, 52,7% девушек согласны с тем, что уроки, пожалуй, способствуют снятию напряжения в ходе учебы в школе.
Результаты опроса позволили выявить противоречие, которое состоит в высокой заинтересованности старшеклассниц в укреплении здоровья и формировании эстетического телосложения, культуры движений и низкой мотивации на повышение уровня двигательных способностей (7 ранг) и развитию физических качеств (8 ранг). У девушек, как утверждает Е.П. Ильин (1984), в этом возрасте заметен спад интереса к трудным, программным упражнениям. Это явление Е.П. Ильин объясняет тем, что с ростом самопознания девушки заботятся о своем престиже и чутко реагируют на неудачи, которые могут произойти во время сложных упражнений.
Возможно, это противоречие обусловлено отсутствием методического обеспечения с учетом потребностно-мотивационных ориентаций в подборе средств и методов физического воспитания, направленных на сопряженное решение задач двигательной и физической подготовки школьниц.
Так, ответы респондентов в отношении того, что уроки способствуют развитию физических качеств, в большинстве своем отрицательные. Старшеклассницы в основном считают, что их уроки не направлены на полноценное развитие физических качеств (52,7%).
Налицо и тот факт, что во многом посещение уроков физической культуры учащимися обусловлено получением оценки (за полугодие, год), а не приобретением ими необходимых знаний и умений: так, у девушек этот мотив находится на 5 месте.
Мотив «удовольствие от занятий физическими упражнениями» находится по степени значимости для девушек на 6 месте. Большинство среди них отметили низкую степень удовлетворенности занятиями физическими упражнениями (43,0%), и только 20,6% школьниц вполне удовлетворены теми физическими упражнениями, которые являются содержанием учебного материала по данной дисциплине. Это, безусловно, заставляет задуматься о том, насколько уроки физической культуры отвечают интересам учащихся и удовлетворяют их потребностям. И если сравнить ответы девушек на вопрос об удовлетворенности программой по физической культуре, то 72,7% учащихся не удовлетворены, 10,3% - не совсем удовлетворены и лишь 16,9% удовлетворены с теми видами двигательной активности, которые составляют учебный материал.
Таким образом, изучение состояния мотивационной сферы школьниц старших классов и степени удовлетворенности реальными уроками физической культуры показало, что для девушек первостепенными мотивами являются те, которые отражают их эстетическое начало, проявляются в желании иметь красивое телосложение и обладать культурой движения. Исследование показали низкую мотивацию к повышению уровня своей физической подготовленности, во многом обусловленную не удовлетворенностью уроками как средством полноценного развития физических качеств.
Итогом данной части исследования стала оценка степени удовлетворенности девушек старших классов различными видами двигательной активности (таблица 3).
Таблица 3
Соотношение степени удовлетворенности (%) старшеклассниц разными видами двигательной активности
Виды двигательной активности Степень удовлетворенности уроками (% респ-к)
5б -вполне удовлетворена 3б -пожалуй удовлетворена 1б -пожалуй не удовлетворена 0б -вполне не удовлетворена
Спортивные игры (волейбол, баскетбол) 21,2 17,0 16,4 45,4
Лыжи 17,0 10,3 30,3 42,4
Плавание 58,2 22,4 12,7 6,7
Гимнастика на снарядах 10,3 13,3 20 56,4
Легкая атлетика 6,7 12,7 33,3 47,3
Разновидности аэробики (танцевальная, силовая, степ, слайд и др.) 81,8 12,1 6,1 0,0
Исследование показало, что практически весь контингент опрошенных (81,8%) выделяет разновидности аэробики (танцевальная, силовая и др.) как вид двигательной активности, удовлетворяющий их интересам и потребностям. По мнению А.В. Войлокова (1971), основной причиной повышенного интереса к отдельным формам занятий является тяга к удовлетворению своих эстетических потребностей, так как развивающиеся в этом возрасте эстетические чувства, взгляды, вкусы помогают девушкам воспринимать и оценивать красоту двигательных действий.
Большинству старшеклассниц (58,2%) близким является плавание. Однако в беседе с ними отмечено, что лишь у 10,3% школьниц плавание входит в программу по физическому воспитанию.
Спортивные игры в меньшей степени отвечают запросам школьниц старших классов (21,2%). Не интересными, а скорее трудными для освоения и двигательного совершенствования являются легкая атлетика (6,7%) и гимнастика на снарядах (10,3%).
Таким образом, опрос старшеклассниц позволил констатировать следующие положения:
-девушки 10-11 классов в большинстве своем имеют удовлетворительное отношение к урокам физической культуры;
-причинами безразличного и пассивно-негативного отношения к урокам, по мнению респондентов, выступают: неспособность уроков отвечать запросам учащихся; неудовлетворенность программой, однообразие и монотонность учебного материала, некорректное и невнимательное отношение учителей, отсутствие интересных упражнений;
-поддержание интереса девушек старших классов должно осуществляться за счет: учета индивидуальных мотивов, ориентации на виды двигательной активности, соответствующие интересам учащихся, повышения эмоциональности проведения уроков, включения разнообразного учебного материала;
-ведущими мотивами интереса к урокам физической культуры являются: укрепление здоровья, формирование фигуры, формирование культуры движения, снятие умственного напряжения, получение оценки;
- достаточно высокая степень удовлетворенности от уроков у девушек 10-11 классов проявляется лишь в отношении занятий как средства снижения порога умственного напряжения в ходе учебы в школе;
- у старшеклассниц отмечается низкая мотивация к повышению уровня своей физической подготовленности, во многом обусловленная неудовлетворенностью уроками как средством полноценного развития физических качеств;
-разновидности аэробики (танцевальная, силовая и др.) являются теми видами двигательной активности, которые в большей степени отвечают потребностям и интересам старшеклассниц.
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
РЕКРЕАЦИИ
М. С. Данилейко
На современном этапе развития образовательной системы в средней школе существует острая потребность в изучении, профилактике и коррекции негативных явлений в поведении первоклассников при адаптации их к условиям школы.
Задачами данного исследования являются:
- исследования коррекции поведения ребенка средствами физической рекреации,
- апробация методики физической рекреации с целью коррекции поведения младших школьников.
Учащиеся первых классов после учебных занятий посещают уроки в секциях дополнительного образования, а именно настольного тенниса и спортивных танцев. Эти спортивные направления нами выбраны по двум причинам, во-первых, это - парная деятельность, которая требует умения совместного принятия решения в управлении своими действиями и действиями партнера. Во-вторых, в спортивных танцах наблюдается элемент сотрудничества, взаимодействия между детьми, в отличие от настольного тенниса, где ярко выраженную направленность имеет элемент соперничества между ними.
Мы предположили, что занятия физической рекреацией с детьми асоциального типа поведения с учетом их индивидуально-психических особенностей позволят ускорить процесс адаптации школьников к учебной деятельности и окажут положительное влияние на изменение стереотипа поведения занимающихся.
Педагогический эксперимент проводился в четыре этапа. В эксперименте приняли участие учащиеся первых классов школ № 156 и № 619 Калининского района Санкт-Петербурга (п=40). Педагогам, работающим в классах, была предложена схема социальной адаптации, разработанная Э.М. Александровской (1984), для определения уровня социализации ребенка в различных сферах учебной деятельности.
На начальном этапе занятия по этой методике проводились в конце каждой учебной недели первой четверти и далее два раза в месяц в течение всего учебного года. На основании полученных данных нами были определены группы адаптированных и дезадаптированных учащихся. Учащиеся, испытывающие затруднения в восприятии норм школьной жизни, отобранные по схеме наблюдения социальной адаптации, составили экспериментальную и контрольную группы.