Научная статья на тему 'Физическое воспитание в общеобразовательных школах Советской Украины (в период 20-x годов ХХ века)'

Физическое воспитание в общеобразовательных школах Советской Украины (в период 20-x годов ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕВУШЕК / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / SCHOOL CURRICULA / EXERCISES FOR GIRLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гук Алексей Михайлович

Статье исследуется становление форм и содержания учебных школьных программ, освещаются особенности физического воспитания школьников, в частности девушек. Анализируется материальное и методическое обеспечение, признание физической культуры как главного и обязательного школьного предмета в Советской Украине в период 20-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION IN COMPREHENSIVE SCHOOLS OF SOVIET UKRAINE IN THE 1920s

The article investigates the emergence of forms and content of school curricula, clarifies features of physical education for schoolchildren, girls in particular. It analyzes the financial and methodological support and acceptance of physical education as a principal and compulsory school subject in Soviet Ukraine during the 1920s.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание в общеобразовательных школах Советской Украины (в период 20-x годов ХХ века)»

УДК 37.037(09)(477)

ГУК Алексей Михайлович, соискатель, преподаватель кафедры физической культуры Тернопольского национального экономического университета (Украина). Автор 4 научных публикаций

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ (в период 20^ годов ХХ века)

В статье исследуется становление форм и содержания учебных школьных программ, освещаются особенности физического воспитания школьников, в частности девушек. Анализируется материальное и методическое обеспечение, признание физической культуры как главного и обязательного школьного предмета в Советской Украине в период 20-х годов.

Ключевые слова: физическое воспитание и спорт, учебные программы, упражнения для девушек.

Главной проблемой формирования системы физического воспитания является подготовка учебных программ, определяющих объем знаний, умений и навыков производить двигательные действия, которые подлежат усвоению и содействуют развитию ученика в соответствии с государственными требованиями. Учебная программа школьного физического воспитания - это совокупность теоретического и практического материала, специально подобранного для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных заданий. Необходимость создания учебных программ по физическому воспитанию школьников, которые бы учитывали все разнообразие интересов учеников, местных условий, национальных и региональных традиций, является очень актуальной в наше время. Поэтому будет весьма интересен исторический опыт становления и развития содержания и средств физического воспитания учащихся в период 20-х годов на Украине.

© Гук А.М., 2013

Исследованиям становления системы физической культуры и формированием учебных программ по физическому воспитанию в Украине принадлежат труды украинских ученых: И. Бреслава, Е. Бутаковой, Б. Голощапова, В. Дмитру-ка, М. Крука, Л. Куна, О. Мешко, Ф. Самоукова, В. Столбова и др.

Но исследователи уделяли недостаточно внимания освещению учебных программ по физической культуре, которые бы предусматривали отдельные занятия с девушками и учитывали бы возрастные, половые особенности организма школьниц.

Целью исследования является изучение особенностей развития форм и содержания учебных программ по физическому воспитанию в пределах общеобразовательних школ Советской Украины в период 20-х годов.

В конце 1919 года на большей территории Украины окончательно закрепилась советская власть. Начальный период ее деятельности обо-

значился многими кардинальными изменениями в сфере физического воспитания в общеобразовательных заведениях. Советская власть рассматривала физкультуру и спорт не только как средство физического развития и оздоровления, но и как средство воспитания подрастающего поколения в духе коммунистических идей. Особенное внимание уделялось работе с детьми и школьной молодежью [5, с. 179]. Так, на основе партийных решений в апреле 1919 года

I Всероссийский съезд по физкультуре и допризывной подготовке разрабатывает программу развития советского физического воспитания и спортивного движения на военный период. Народным комиссариатом образования (НКО) и Всеобучем, в состав которого входил отдел физической подготовки военнослужащих и допризывников, в 1919 году было разработано содержание занятий с детьми и подростками. Именно эти материалы послужили губернским отделам наробразования основой для составления региональных программ по физической культуре, которые в значительной степени отличались по содержанию, зависели от местных условий. Общим элементом данных программ была их военная направленность [5, с. 180]. Состояли они из краткого перечисления приближенных к сокольской системе гимнастических и спортивных упражнений и являлись составной частью общеобразовательных комплексных программ.

Особенно ощутимо тормозило развитие физического воспитания в школах исследуемого периода пассивное (или даже негативное) отношение окружных, губернских отделов нароб-разования к проблемам развития физической культуры. В частности, в отчете 1-го Волынского совещания по физической культуре было указано: «Окружной Волынский ВНО в этом направлении ничего не делает, даже не имеет отведенных часов для занятия по физкультуре» [1, с. 12]. Имели место случаи, когда физкультура как школьный предмет вообще игнорировалась, не включалась в расписание или заменялся другим предметом. Ситуация усложнялась недостатком или отсутствием учителей, инструкторов по физической культуре [12, с. 4].

Материалы исследований свидетельствуют, что уже в начале 20-х годов основной формой физического воспитания считался урок, но в большинстве школ Украины проводить его фактически не было возможности. В частности, в 2,5 тыс. школ Донбасса на конец 1921 года физическое развитие учеников почти не осуществлялось [11, с. 29]. Для проведения уроков физкультуры не были предусмотрены не только гимнастические залы или спортивные площадки, но и вообще места для выполнения физических упражнений. Поэтому школы ограничивались изучением элементов гигиены, санитарии, играми, экскурсиями, предоставлением горячих завтраков. Подобная ситуация была типичной, особенно для сельских школ. Понятно, что об отдельных нормативах для мальчиков и девочек, учете их половых особенностей или разделение на группы не говорилось [1, с. 19].

В следующем 1923/1924 учебном году в учебных заведениях больших городов, промышленных центров происходят определенные сдвиги в физическом воспитании. Об этом свидетельствуют архивные данные, в частности в регионе Донбасса. В школах при заводе «Оборона Красного Луганска» физическим воспитаниям были охвачены 400 детей в возрасте от 7 до 11 лет. Занятия гимнастикой приобретали массовый характер. Еженедельные занятия в 12 группах проводились под надзором врача. При заводе «Октябрьской революции» под руководством известного в Луганске педагога-инициа-тора О.Т. Мусялик дважды в неделю по 35 мин занимались почти 400 учеников ГУ-УШ классов. Занятия проводились по реформированной шведско-сокольской системе. Девочки участвовали в фигурном маршировании, выполняли свободные упражнения с обручами, лентами, флажками, шарфиками, упражнялись в танцах. Уроки физкультуры содержали 4 момента: строевые упражнения (10 мин), общие упражнения (10 мин), отделения (10 мин), подвижные игры (5 мин). С апреля 1923 года начались занятия по физической культуре в Луганской трудовой школе № 2. Девочки в возрасте 7-11 лет входили в состав 6 групп (вместе с мальчиками -

250 учеников), с которыми работала вышеупомянутая О.Т. Мусялик [2, с. 13].

На начало 1923/24 учебного года в Луганской железнодорожной школе имени Ленина дважды в неделю проводились занятия по физической культуре в 29 группах, половину учащихся (435) составляли девочки. Осенью 1923 года занятия физкультурой проводились в 7 трудовых школах города (по 10 мальчиков и девочек 7-11 лет, по 250 юношей и девушек 12-16 лет). Физическое развитие школьников осуществлялось по единственной программе для школ Луганска, которую создал Областной совет физической культуры (ОСФК) [9, с. 231].

В Мариуполе на 1 января 1924 года физическим воспитанием в 13 городских учебных заведениях были охвачены 78 % учеников. В целом по губернии на март 1924 года в 44 заведениях социального воспитания и 17 школах профобразования более чем с 17 тыс. детей школьного возраста проводились занятия физкультурой. Успешно проводились занятия по физическому воспитанию в заведениях наробразования Мариупольского, Артемовского округов, г. Сторо-бильска, в которых свыше 15 тыс. детей (из них половина - девочки) было охвачено занятиями [6, с. 15]. Не принимая во внимание низкое материальное обеспечение и значительную нехватку кадров, можно сказать, что еще в первой половине 1924 года большая часть заведений социального воспитания и профобразования Донбасса ввела и осуществляла физическое развитие школьников.

В июне 1923 года по указанию ВЦВК партии большевиков был создан Высший совет физической культуры (ВСФК) и республиканские органы управления делами физкультуры и спорта. Что касается Украины, это был Высший совет физической культуры Украины (ВСФКУ). ВСФК сразу ставит вопрос об обязательном введении урока физической культуры во все учебные планы и обязывает окружные и губернские отделы наробразования разработать учебные программы по физической культуре для единственной трудовой школы-семилетки, которая имела два концентра и была наиболее распространенным

заведением социального воспитания Украины того времени. Характерными признаками данной программы были отказ от старых методов обучения, преимущество отдавалось оздоровлению, элементам гигиены, учету возрастных особенностей учеников, развитию дыхательной системы детского организма, а также стремились не допускать перегрузок [7, с. 81].

До конца 1923 года ВСФК утверждает и основные положения методик физического воспитания в школе с учетом содержания но-восоставленных программ для единственной трудовой школы-семилетки [8, с. 48]. В следующем 1924 году формирование нормативной базы физического воспитания как обязательного предмета в учереждениях социального воспитания и профобразования продолжается. ВСФКУ разработало программы занятий по физической культуре для двух возрастных групп учеников: 9-12 лет и 13-15 лет. Интересно, что в них отсутствовал футбол - популярное спортивное увлечение среди детей и молодежи. Для мальчиков его заменили гандболом, для девочек предлагался баскетбол [4, с. 8].

Введенное ВСФК с 1923/24 учебного года преподавание физической культуры в школах на практике осуществлялось очень медленно. В 1924/25 учебном году оно проводилось в основном в больших городах, а в масштабе всего Советского Союза не больше как в 3 % школ. В Харькове, который в то время был столицей Советской Украины, уроки физкультуры систематически проводились в 60 % школ, что было одним из лучших показателей в целом по стране [7, с. 65].

На основе указанных партийных постановлений в 1927 году Государственный ученый совет, Наркомос и Главсоцвос принимают программу по физическому воспитанию для школ 1-го уровня, которая имела научное содержание, а главное - была первой единственной и обязательной для всех регионов СССР, определяла конкретные задачи физического воспитания учеников, средства и методы урока физической культуры, упрощала его структуру. Объяснительная записка к программе рекомендовала

использование «метода проворного воспитания», который содействовал правильному развитию формы тела и гибкости в суставах. Преимущество отдавалось опять-таки гимнастическим упражнениям. Перечня требований для обязательного усвоения на уроках не было. Работа по физическому воспитанию в школах 1-го уровня должна была проводиться не менее 3 раз в неделю в каждой группе (1-4 классы). Кроме уроков, это могли быть утренняя гимнастика, упражнения на воздухе. Для школ П-го уровня (5-7 классы) на физкультуру отводилось

2 академических часа в неделю. Обязательными формами физического воспитания были не только учебные занятия, но и внешкольные мероприятия: спортивные игры, развлечения, танцы, экскурсии [9, с. 181].

Важным звеном общеобразовательной системы 20-х годов были школы ФЗО (фабричнозаводского обучения) для молодежи 15-16 лет. Они призваны были ликвидировать неграмотность, предоставляя учащимся возможность получить образование и необходимые профессиональные навыки, совмещать учебу с работой.

Как свидетельствуют архивные данные, в учебных планах ФЗО физического воспитания не было. Допускалось введение кружков. Отдельные школы вместо полноценных занятий проводили режимную гимнастику - зарядку [3, с. 2]. Пользуясь таким состоянием дел, руководство заводов и фабрик во многих школах ФЗО Украины уменьшало или вообще не выделяло часов на физическое развитие, ограничивало его финансирование, забирало для своих потребностей спортивные залы.

Всеукраинская научно-методическая конференция по физической культуре в 1928 году разрабатывает формы учета знаний по физическому воспитанию (в то время уже обязательному предмету во всех общеобразовательных заведениях Украины) для старшего концентра трудовых школ и школ ФЗО. Учет знаний учеников состоял из 3 частей. Первая - врачебно-антропометрический контроль была обязательна для всех возрастных групп обоего пола. Это измерение роста сидя и стоя, размаха рук,

массы тела, обхвата груди в состоянии покоя. Вторая часть была экзаменом по физическому воспитанию и проводилась в 3 возрастных группах как для юношей, так и для девушек: 12-14 лет, 15-16 лет, 17-18 лет и старше. Практические задания для девочек 12-14 лет включали бег на 30 м, метание мяча в цель, прыжок с разбега в длину, подготовительные упражнения (комбинация из изученных гимнастических элементов на 4/4 по два движения в такт); для 15-16 лет: бег на 60 м, метания мяча с ручкой или облегченного ядра, прыжки с разбега в высоту, подтягивание в смешанном висении, плавание (при наличии условий); для учениц 17-18 лет: бег на 100 м, метание мяча с ручкой или толкание облегченного ядра (сумма рук), упражнения для пресса, прыжки с разбега в высоту, плавание (при наличии условий). Третья составная часть -педагогический контроль предусматривала оценивание отношения учениц к занятиям по физическому воспитанию, посещение уроков, знание пройденного теоретического курса, личную гигиену девушки, знание ею главных гигиенических процедур. Оценивались результаты по 4-балльной системе: плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично [10, с. 66].

Летом 1929 года Всеукраинское методическое совещание утверждает наконец новые учебные планы, которые вводили 2 обязательных еженедельных часа во всех группах школ ФЗО, отдельно от военной подготовки, санитарии и гигиены. Программа по физкультуре 1928/29 учебного года предусматривала, в частности, разные для девушек и юношей нормативы по легкой атлетике и при выполнении военно-спортивных упражнений [8, с. 271].

Анализируя учебные программы по физической культуре 20-х годов, можно утверждать, что в исследуемый период были попытки теоретического изучения возрастных и половых особенностей школьников и практического внедрения требований к занятиям физкультурой с учетом физиологических отличий девушек и юношей, ознакомления учениц с правилами личной гигиены. Не рекомендовались на уроках спортивные игры, которые требовали

значительных усилий от детей младшего школьного возраста, упражнения, которые оказывали большую нагрузку на сердечно-сосудистую систему, бег и прыжки для девушек в критические дни. Учителя обязательно должны были учитывать особенности организма девушек во время проведения уроков физического воспитания.

Формирование учебных программ по физическому воспитанию происходило всецело под контролем руководящей парии большевиков, носило идеологический характер и больше внимания уделялось военной подготовке, чем физическому развитию школьников.

Выводы. Годы исследуемого периода были временами научных поисков, экспериментов, достижений и промахов в формировании форм и содержания учебных программ по физической культуре в школе. Среди исследованных источников большинство дают информацию о преподавании физической культуры в школах

Советской Украины одинаковом для мальчиков и девочек. Данных о физическом воспитании девушек в школах мало, что объясняется особенностями того времени. Планирование занятий по физкультуре в школах было достаточно условным, часто зависело от местных реалий, отношения к физическому воспитанию органов образования округов, губерний, руководства промышленных предприятий. Учебные программы по физическому воспитанию 20-х годов были несовершенными, не предусматривали отдельных занятий с мальчиками и девочками, но были попытки учета возрастных, половых особенностей организма, в частности девушек.

В дальнейших исследованиях планируется раскрыть основные формы занятий по физическому воспитанию девушек вне школы и их участие в общественно-спортивных организациях Украины в период 1919-1939 годов.

Список источников и литературы

1. Государственный архив Житомирской области. Ф. 31. Оп. 1. Д. 119. Л. 19. Отчет 1-го Волынского совещания по физической культуре.

2. Государственный архив Луганской области. Ф. 691. Оп. 1. Д. 5. Л. 11, 13.

3. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. Ф. 166. Оп. 6. Д. 699. Л. 3.

4. Центральный государственный архив высших органов исполнительной власти и управления Украины. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1704 а. Л. 8об.

5. Голощапов Б.Г. История физической культуры и спорта. М., 2001. 192 с.

6. Донбасс. Первое спортивно-техническое совещание по физкультуре // ВФК. 1924. № 17-18. С. 15.

7. КрукМ.З. Шкільна фізична культура в Україні (20-30-ті рр. ХХ ст.). Житомир, 2011. С. 215.

8. Порадник по соціальному вихованню / Головсоцвих Наркомосу УРСР. Харків, 1929. С. 271.

9. Самоуков Ф.И., Столбов В.В., Торопов Н.И. Физическая культура и спорт в СССР. М., 1967. 352 с.

10. Тимошенко В. Зміст педагогічної парадигми фізичного виховання у загально освітній школі УРСР (1920-30-ті рр.) // Освіта регіону. 2011. № 5. С. 65-69.

11. ІІІ Губернское совещание по просвещению Донбасса // Просвещение Донбасса. 1922. № 1-2. С. 29.

12. Уроки физкультуры в школьном общеобразовательном комплексе // Физкультура и спорт. 1929. № 6. С. 3-4.

References

1. State Archive of the Zhitomir Region. Fund 31, inv. 1, file 119, sh.19. Report of the 1st Volyn Meeting on Physical Culture.

2. State Archive of the Lugansk Region. Fund 691, inv. 1, file 5, sh. 11, 13.

3. Central State Archive of Higher Authorities and Government of Ukraine. Fund 166, inv. 6, file 699, sh. 3.

4. Central State Archive of Higher Executive Authorities and Government of Ukraine. Fund 1, inv. 2, file 1704 a, sh. 8 reverse.

5. Goloshchapov B.G. Istoriyafizicheskoy kul ’tury i sporta [The History of Physical Education and Sport]. Moscow, 2001. 192 p.

6. Donbass. Pervoe sportivno-tekhnicheskoe soveshchanie po fizkul’ture [Donbass. The First Technical and Sports Meeting on Physical Education]. VFK, 1924, no. 17-18, p. 15.

7. Kruk M.Z. Shkil’na fizychna kul’tura v Ukrai’ni (20-30-ti rr. XX st.) [Physical Education in Ukrainian Schools (1920s-1930s)]. Zhytomyr, 2011, p. 215.

8. Poradnyk po social’nomu vyhovannju. Golovsocvyh Narkomosu URSR [Social Education Advisor. General Directorate of Social Education of the People’s Commissariat for Education of the USSR]. Kharkiv, 1929, p. 271.

9. Samoukov F.I., Stolbov VV, Toropov N.I. Fizicheskaya kul’tura i sport v SSSR [Physical Education and Sport in the USSR]. Moscow, 1967. 352 p.

10. Tymoshenko V. Zmist pedagogichnoi’ paradygmy fizychnogo vyhovannja u zagal’no osvitnij shkoli URSR (1920—30-ti rr.) [Content of Pedagogical Paradigm of Physical Education in the Secondary School of the USSR (1920s-1930s)]. Osvita regionu, 2011, no. 5, pp. 65—69.

11. III Gubernskoe soveshhanye po prosveshhenyju Donbassa [The 3rd Provincial Meeting on Donbass Education]. Prosveshhenye Donbassa [Donbass Education]. 1922, no. 1—2, p. 29.

12. Uroki fizkul’tury v shkol’nom obshcheobrazovatel’nom komplekse [Physical Education Lessons in the Comprehensive School Complex]. Fizkul’tura i sport, 1929, no. 6, pp. 3—4.

Guk Aleksey Mikhailovich

Physical Education Department, Ternopil National Economic University (Ternopil, Ukraine)

PHYSICAL EDUCATION IN COMPREHENSIVE SCHOOLS OF SOVIET UKRAINE IN THE 1920s

The article investigates the emergence of forms and content of school curricula, clarifies features of physical education for schoolchildren, girls in particular. It analyzes the financial and methodological support and acceptance of physical education as a principal and compulsory school subject in Soviet Ukraine during the 1920s.

Keywords: physical education and sport, school curricula, exercises for girls.

Контактная информация: адрес: 46000, Украина, г. Тернополь, ул. Львовская, д. 11;

e-mail: Guk_oleksa@ukr.net

Рецензент — Выхрущ А.В. доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры психологических и педагогических дисциплин Тернопольского национального экономического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.