Научная статья на тему 'Физическое воспитание школьников в современных условиях школы'

Физическое воспитание школьников в современных условиях школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3019
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ / PHYSICAL EDUCATION / ALL-RUSSIAN SPORTS AND FITNESS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" / HEALTH / PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN / SCHOOL PROGRAM / PHYSICAL EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Съёмова Светлана Геннадьевна

Рассматривается современное состояние и перспектива развития дисциплины «Физическая культура » в рамках школьной программы. Делается сравнительный анализ уровня здоровья и физического развития школьников, на примере арзамасской средней школы № 2 имени А. С. Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Съёмова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Education of Schoolboys in Modern Conditions of School

The article discusses the current state and prospects of development of the discipline “physical culture” in the framework of the school curriculum. A comparative analysis of the level of health and physical development of schoolchildren is done, using the example of MBOU Secondary School No. 2 named after A. S. Pushkin, Arzamas.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание школьников в современных условиях школы»

УДК 796.01 ББК 74.2675

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

С. Г. Съёмова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия

Рассматривается современное состояние и перспектива развития дисциплины «Физическая культура» в рамках школьной программы. Делается сравнительный анализ уровня здоровья и физического развития школьников, на примере арзамасской средней школы № 2 имени А. С. Пушкина.

Ключевые слова: физическая культура, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», здоровье, физическое развитие школьников, школьная программа, учитель физкультуры.

Вопрос о развитии образования в современной России является одним из самых насущных. Сегодня на всех уровнях власти и в среде различных социальных групп ведётся очень много дискуссий по поводу места физической культуры в общей системе отечественного образования и воспитания.

К сожалению, в педагогической среде и в широких массах населения остаётся недооценённым значение физической культуры как главного средства физического развития подрастающего поколения. Люди, далекие от практической деятельности с детьми школьного возраста, не замечают реального изменения в лучшую сторону в физическом развитии детей последних лет, которые происходят благодаря шагам государства по развитию физической культуры в стране.

Дисциплина «Физическая культура» в рамках школьной программы направлена главным образом на решение задач по повышению дневной и недельной двигательной активности подрастающего поколения. Школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам. В младшем звене происходит закладывание и формирование основ физического воспитания и физической подготовки [1].

Для реализации планов по улучшению здоровья и повышения физического развития школьников в школьную программу был введён третий час физкультуры. Этот шаг по существу был правильным, но при этом не учитывалось резкое увеличение рождаемости, из-за которой самой школе приходится работать в две смены, кроме того остаются старые школьные здания, в которых просто нет возможности для проведения занятий.

Так как трёхчасовая программа не даёт ожидаемого результата, были запущены другие меры, например, в школах исчезли малоэффективные специальные группы по физической культуре и были заменены внеурочной деятельностью.

К сожалению, ухудшилось отношение к ученикам, освобождённым от занятий физической культурой. Стала преобладать тенденция, направленная на то, что якобы таких детей попросту в российских школах не должно быть и заниматься спортом обязаны все, в соответствии со своими возможностями по состоянию здоровья. При этом согласно ФГОС необходимо индивидуально учитывать способности каждого ребёнка.

Одной из мер физического развития детей последнего времени стало введение нормативов ВСФК ГТО как возвращение к практике советской школы воспитания молодёжи, в которой важное место отводится самостоятельной подготовке. Например, для сдачи норм первой и второй ступени, что соответствует только младшему школьному возрасту, даются рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 8 часов) и говорится, что не только общеобразовательные учреждения должны играть роль в организации физкультурно-оздоровительной работы, в этом должны участвовать и сами родители, большинство из которых даже не догадываются о слабом физическом развитии своих детей. Только личное участие учителя физической культуры на родительских собраниях с отчётом оценивания тестирований может дать представление и объяснить задачи современной физической культуры.

Условия для взросления и развития молодёжи в нашем обществе не во всём благоприятны.

С. Г. Съёмова

Происходит закономерное изменение менталитета поколений. Современные информационные технологии вынуждают молодёжь упрощённо думать, мыслить, мало двигаться. Для родителей условия жизни также стали другими, им приходится постоянно работать, чтобы содержать семью в достатке [3].

Родители понимают, что посещение спортивных секций — хорошее решение для воспитания ребёнка, но с годами растёт количество семей, где нет материальной возможности оплачивать посещение спортивных секций.

Элементарное воспитание детей легло на плечи школы, да и само обучение не всегда в школе для ребёнка проходит в спокойной, комфортной обстановке, без трудностей и конфликтов.

К сожалению, сегодня социальный статус учителя зависит от жалоб родителей. Современные родители пытаются командовать учебным процессом, не зная внутренней системы школы и прислушиваясь ко многим негативным моментам из СМИ. Чтобы выдержать такую систему, сложившуюся в последние годы в образовании, учитель должен обладать большим опытом работы и преданностью своему делу.

Сегодня для учителей физкультуры начальной школы главное не столько реализовать сами планы, сколько сохранить здоровье детей и научить их самих сохранять собственное здоровье.

В 2017/18 учебном году в общеобразовательных школах был введён дополнительный час в неделю внеурочной работы спортивных секций, взятый из трёхчасовой программы ФК. Выгодой можно считать для самого ребёнка отсутствие строгой системы оценивания. Благодаря этому выполняется главная задача именно в аспекте популяризации избранного вида спорта. Есть возможность у сильных и одарённых детей проявить себя именно в избранном виде спорта.

Большим минусом можно считать сокращение времени на одну треть от урока ФК, в котором остался объём планирования и подготовка к ГТО. Многое ещё зависит и от самого общеобразовательного учреждения, его направления, где нередко уроки физической культуры ставятся на последнее место в ряду школьных дисциплин.

Разумеется, во всех мерах есть недостатки, но в целом ощущается, что Министерством образования как государственным органом ведётся работа и происходит целенаправленное движение вперёд в деле оздоровления нации.

Цель нашего исследования: проанализировать уровень здоровья и физического развития школьников арзамасской средней школы № 2 имени А. С. Пушкина.

Для изучения статистики здоровья и физического развития школьников рассмотрим сравнение детей начальной школы (70 человек) с группами детей, которые сейчас учатся в среднем и старшем звене (103 человека).

Так, школьники 7-8 лет имели в среднем 2,5 % диагноза; школьники 10-14 лет 4 % диагноза, а старшеклассники—в среднем 6 % и более функциональных отклонений и хронических заболеваний.

Доля детей I и II основной группы здоровья в младшем и старших звеньях с 2009 по 2013 г. составляла 53 %, из них с I основной, то есть полностью здоровых детей было менее 13 %.

Тот же показатель среди обучающихся в средних классах с 2013 по 2017 г. составил 60 %, где доля детей с I основной группой в одном классе возросла до 20 %.

Сегодня здоровых детей младшего звена около 72 %, из них I группу образуют 36 % [2].

Если сравнивать сегодняшних детей, обучающихся в начальной школе, с детьми среднего и старшего звена, то видна разница в процентном соотношении между здоровыми и физически развитыми детей.

Свой вклад в дело популяризации физической культуры и спорта, а также в развитие патриотического воспитания внесли и прошедшие в России Олимпийские зимние игры и чемпионат мира по футболу.

Многие родители сознательно записывают своих детей с раннего возраста в спортивные секции, где дети не только постигают спортивные знания и умения, но и физически крепнут.

Таким образом, несмотря на существующие проблемы в состоянии дисциплины «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, происходит постепенное изменение в лучшую сторону в физическом развитии и укреплении здоровья школьников.

Положительное влияние дали меры государства, направленные на популяризацию и формирование спортивного и здорового образа жизни нации. К ним следует отнести: введение третьего часа урока физической культуры в школьные планы, введение ВСФК ГТО, целенаправленную пропаганду физической культуры и спорта.

134

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, 4

Физическое воспитание школьников в современных условиях школы

При этом нельзя не отметить недостатки. К ним можно отнести: сокращение времени на одну треть от урока ФК, в котором остался объём планирования и подготовка к ГТО, нехватка инвентаря и отсутствие дополнительных спортивных залов.

Для повышения эффективности работы специалистов по физической культуре в школе можно рекомендовать установить цикл подготовки детей к нормативам с повторяемостью 2-4 раза в год. За успешную подготовку обучающихся к выполнению нормативов ГТО необходимо установить поощрения для учителей физической культуры в школах.

Список литературы

1. Гончарова, Н. Н. Инновационные подходы к организации мониторинга физического состояния школьников в процессе физического воспитания / Н. Н. Гончарова, Ю. А. Юхно, Г. В. Лукьянцева // Физ. воспитание студентов. — 2012. — № 5. — С. 43-46.

2. Михайлова, С. В. Здоровье школьников и студентов как участников образовательного процесса / С. В. Михайлова, Е. А. Болтачева, Е. В. Любова, Т. В. Хрычева // Агаджаняновские чтения : сб. ст. по материалам II Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2018. — С. 170-273.

3. Сидорова, Т. В. Информационные технологии в учебном процессе дисциплины «Физическая культура» / Т. В. Сидорова, А. Я. Антонов, С. Г. Съёмова // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. — Н. Новгород, 2016. — С. 271-276.

Поступила в редакцию 15 октября 2018 г.

Для цитирования: Съёмова, С. Г. Физическое воспитание школьников в современных условиях школы / С. Г. Съёмова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 4. — С. 133-136.

Сведения об авторе

Съёмова Светлана Геннадьевна—старший преподаватель кафедры физической культуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал; заслуженный мастер спорта по лёгкой атлетике. Арзамас, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 4, pp. 133-136.

Physical Education of Schoolboys in Modern Conditions of School Syemova S.G.

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch. Arzamas, Russia [email protected]

The article discusses the current state and prospects of development of the discipline "physical culture" in the framework of the school curriculum. A comparative analysis of the level of health and physical development of schoolchildren is done, using the example of MBOU Secondary School No. 2 named after A. S. Pushkin, Arzamas.

Keywords: physical education, All-Russian sports and fitness complex «Ready for Labor and Defense», health, physical development of schoolchildren, school program, physical education teacher.

References

1. Goncharova N.N., Yukhno Y.A., Luk'yantseva G.V. Innovatsionnyye podkhody k organizatsii monitoringa fizicheskogo sostoyaniya shko'nikov v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Innovative approaches to the organization of monitoring of physical state schoolchildren in physical education]. Fizicheskoye vospitaniye studentov [Physical education of students], 2012, no. 5, pp. 43-46 (In Russ.).

2. Mikhaylova S.V., Boltacheva E.A., Lyubova E.V., Khrycheva T.V. Zdorov'ye shkol'nikov i studentov kak uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Health of schoolchildren and students as participants of the educational process]. Agadzhanyanovskiye chteniya: sbornik statey po materialam II Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii [Agadzhanyanovskiye readings: a collection of articles on the materials of the II All-Russian scientific-practical conference. ]. Moscow, 2018. Pp. 170-273 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.