Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка и воспитание / занятия по физической культуре / мотив / интерес / показатели образа жизни / период обучения / physical training and education / physical education lessons / motive / interest / lifestyle indicators / training period

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Сергей Меркурьевич, Дуюнов Евгений Александрович, Сорокин Константин Викторович

В статье рассматривается проблема физической подготовки личного состава разведывательных подразделений в процессе учебно-боевой деятельности. Приводится анализ проведенных исследований по проблематике повышения боеспособности у военнослужащих различных родов и видов войск. Затрагивается полученный опыт боевых действий, который свидетельствует о недостаточной подготовке войск к выполнению боевых задач. Ставится вопрос об актуальности разработки специальных комплексных программ физических упражнений, адекватных содержанию, структуре и объему боевых приемов и действий в различных элементах боя при решении конкретных боевых задач. О многогранном процессе, в котором используются различные средства, формы и методы. И то, что педагогический процесс совершенствования физических способностей военнослужащих связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Конечно же изучается в статье актуальность физической подготовки, которая обусловлена различными факторами. В ней также раскрывается понимание механизма взаимосвязей между физической подготовленностью и результатами учебно-боевой деятельности. Разбирается учебно-боевая деятельность военнослужащих при выполнении физических упражнений. Изучаются высокая и недостаточная физическая готовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Сергей Меркурьевич, Дуюнов Евгений Александрович, Сорокин Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of physical training of personnel of intelligence units in the process of combat training. The analysis of the above studies on the problems of improving combat capability in military personnel of various kinds and types of troops is given. The experience gained in combat operations is touched upon, which indicates insufficient training of troops to perform combat tasks. The question is raised about the relevance of developing special comprehensive programs for physical exercises adequate to the content, structure and volume of combat techniques and actions in various elements of combat when solving specific combat tasks. About many-sided process in which various means, forms and methods are used. And the fact that pedagogical process of improvement of physical abilities of the military personnel is connected with direct impact on biological human nature. Of course the relevance of physical training which is caused by various factors is studied in article. In it the understanding of the mechanism of interrelations between physical fitness and results of educational and fighting activity also reveals. Educational and fighting activity of the military personnel when performing physical exercises understands. Are studied high and insufficient physical readiness. Functional systems, specific to them, are formed.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

8. Минина, H.H. Метапредметные результаты обучения биологии и химии / H.H. Минина, К.О. Ахтареев, И.В. Согрина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28675

9. Неустроев, Н.Д. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе / Н.Д. Неустроев, H.H. Гаврильева // Педагогика. Психология. Философия. - 2017. - № 2 (06). - С. 28-33

10. Семенов, A.A. Становление и развитие школьного биологического образования в современной России / A.A. Семенов, X. Сайто // Самарский научный вестник. - 2018. - Т.7. - № 3 (24). - С. 339-343

11. Теремов, A.B. О разработке концепции биологического образования школьников в Российской Федерации / A.B. Теремов, С.К. Пятунина // Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы X Всероссийской с международным участием научно-методической конференции. - М., 2019. - С. 326-333

Педагогика

УДК 796/799

кандидат педагогических наук, доцент Иванов Сергей Меркурьевич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха); кандидат педагогических наук Дуюнов Евгений Александрович Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха); кандидат педагогических наук Сорокин Константин Викторович Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ

УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема физической подготовки личного состава разведывательных подразделений в процессе учебно-боевой деятельности. Приводится анализ проведенных исследований по проблематике повышения боеспособности у военнослужащих различных родов и видов войск. Затрагивается полученный опыт боевых действий, который свидетельствует о недостаточной подготовке войск к выполнению боевых задач. Ставится вопрос об актуальности разработки специальных комплексных программ физических упражнений, адекватных содержанию, структуре и объему боевых приемов и действий в различных элементах боя при решении конкретных боевых задач. О многогранном процессе, в котором используются различные средства, формы и методы. И то, что педагогический процесс совершенствования физических способностей военнослужащих связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Конечно же изучается в статье актуальность физической подготовки, которая обусловлена различными факторами. В ней также раскрывается понимание механизма взаимосвязей между физической подготовленностью и результатами учебно-боевой деятельности. Разбирается учебно-боевая деятельность военнослужащих при выполнении физических упражнений. Изучаются высокая и недостаточная физическая готовность.

Ключевые слова: физическая подготовка и воспитание, занятия по физической культуре, мотив, интерес, показатели образа жизни, период обучения.

Annotation. The article deals with the problem of physical training of personnel of intelligence units in the process of combat training. The analysis of the above studies on the problems of improving combat capability in military personnel of various kinds and types of troops is given. The experience gained in combat operations is touched upon, which indicates insufficient training of troops to perform combat tasks. The question is raised about the relevance of developing special comprehensive programs for physical exercises adequate to the content, structure and volume of combat techniques and actions in various elements of combat when solving specific combat tasks. About many-sided process in which various means, forms and methods are used. And the fact that pedagogical process of improvement of physical abilities of the military personnel is connected with direct impact on biological human nature. Of course the relevance of physical training which is caused by various factors is studied in article. In it the understanding of the mechanism of interrelations between physical fitness and results of educational and fighting activity also reveals. Educational and fighting activity of the military personnel when performing physical exercises understands. Are studied high and insufficient physical readiness. Functional systems, specific to them, are formed.

Key words: physical training and education, physical education lessons, motive, interest, lifestyle indicators, training period.

Введение. Проблема повышения уровня физической подготовленности военнослужащих к профессиональной деятельности всегда была актуальной, а в современных условиях приобрела особую значимость.

Существующие средства и организация физической подготовки не в полной мере учитывают характер и требования высокоинтенсивных и объемных комплексных боевых действий к их организму при отработке различных элементов боя в решении конкретных боевых задач на различных этапах слаживания подразделений. Это характерно и для системы контроля за уровнем физической подготовленности. Все это затрудняет реализацию объективной необходимости подчинения процесса физического совершенствования военнослужащих интересам повышения боеспособности. Исследования ряда авторов в этом направлении не исчерпали всех возможностей интенсификации физической подготовки.

Ряд исследований, проведенных в последние годы, показывает положительный эффект применения рассмотренных положений для совершенствования системы физической подготовки. Это касается подчинения этапности проведения физической подготовки соответственно этапам боевой подготовки и применения различных вариантов комплексных действий в физической подготовке военнослужащих. А.В. Курбатов (1988) обосновал систему планирования физической подготовки в тесном взаимодействии с этапностью прохождения программного материала по тактике [3, С. 62]. Экспериментальная проверка его программы физической подготовки показала положительные стороны такого планирования для повышения боевой и физической подготовленности.

Г.Н. Блахин (1987) экспериментально обосновал, что использование в системе физической подготовки мотострелков комплексных упражнений из арсенала тренировочных средств военных троеборцев имеет положительный эффект при их подготовке к боевой деятельности [1, С. 255]. Тем не менее, средства тренировки военных троеборцев недостаточно

соответствуют по объему, содержанию и структуре аналогичным параметрам боевой деятельности мотострелков, хотя и ближе к ним, чем традиционные средства. Кроме того, эффективность использования средств тренировки военных троеборцев была показана лишь на примере непосредственной подготовки к ротным тактическим учениям, чем безусловно не ограничивается процесс боевой подготовки военнослужащих.

A.A. Сопоцько (1981) в своей работе предлагает добиться интенсификации процесса обучения физическим упражнениям за счет возможности существенного повышения готовности военнослужащих разведывательных подразделений разведывательных войск к активным действиям в условиях пустыни и высокогорья, используя средства и методы физической и психической подготовки на основе повышения общей резистентности к экстремальным факторам и специальной адаптации к конкретным климато-географическим условиям [5, С. 83].

B.П. Гилев (1982) предложил в физической подготовке разведчиков для сокращения сроков подготовки к ведению боевых действий произвести увеличение объема времени, отпущенного программой боевой подготовки, за счет времени других разделов подготовки [2, С. 130].

Ю.Н. Лосев (1988) в своей работе предложил осуществлять ускоренное обучение молодых солдат, готовящихся для службы в республике Афганистан, поэтапным формированием и совершенствованием основных физических качеств, использовал методику дробного распределения физической нагрузки, заключающейся в проведении двух учебных занятий по физической подготовке продолжительностью 25 минут с интервалом между занятиями не менее 4 часов в условиях жары [4, С. 152].

Результаты этих исследований свидетельствуют об имеющейся возможности добиться у военнослужащих в сжатые сроки значительного развития отдельных физических качеств и формирования двигательных навыков. Но вопрос об оптимизации процесса обучения военнослужащих разведывательных подразделений за счет использования специальных комплексных упражнений в процессе занятий по тактической подготовке для исследования поставлен не был.

Изложение основного материала статьи. Практика боевой подготовки войск показывает, что до начала общевойсковых учений с каждым подразделением целенаправленно проводятся занятия, как правило, по всем предметам обучения кроме физической подготовки. На них отрабатываются все необходимые для успешных действий вопросы. Кроме этого, непосредственно перед учениями проводятся занятия с задачей проверить готовность и устранить имеющиеся в подразделениях недостатки. Сразу же становится очевидным по кому же принципу необходимо организовать и физическую подготовку, а тактические учения должны в свою очередь включать и элементы совершенствования и проверки физической подготовленности подразделений, как это есть по попутным дисциплинам.

В периоде повышенной боевой готовности, в зависимости от задач, поставленных частям, может проводиться специальная подготовка личного состава, которая заключается в ускоренной боевой подготовке к выполнению конкретной боевой задачи. Опыт подготовки войск к боевому применению в Афганистане и Чечне показывает, что минимальное время этого периода может составлять 4-7 недель. Изучение документальных материалов свидетельствует, что официальных программ подготовки в этот период не существует, однако имеющиеся планы и опыт подготовки частей позволяют составить представление о содержании этого периода.

Опыт боевых действий свидетельствует, что подготовка войск к выполнению боевых задач должна носить целенаправленный характер и подразделяться на заблаговременную и непосредственную. В период непосредственной подготовки личного состава к боевым действиям целесообразно включать: закрепление практических навыков в действиях при вооружении и на технике; обучение правильному выбору позиции, оборудованию места для стрельбы, ведению наблюдения и стрельбы в условиях горно-пустынной или другой местности; тренировки в действиях в населенных пунктах, ведении разведки, ориентировании, блокировании противника, поддержании тесного взаимодействия друг с другом, в совершении длительных маршей, кроссов, в передвижении в горах и в других условиях, особенно ночью, переноса тяжестей; обучение оказанию первой медицинской помощи раненым, а также тренировку в эвакуации их с поля боя; тренировки на выживаемость.

Непосредственная подготовка личного состава начиналась с проведения разбора и подведения итогов прошедших боевых действий, на которых главное внимание уделялось вскрытию недостатков, их причин и пропаганде опыта действий как отдельных военнослужащих, так и подразделений в целом.

Очевидно, что учет всеми компонентами системы физической подготовки высоко нагрузочного и комплексного характера боевой деятельности позволит расширить возможности предварительной адаптации военнослужащих к крайне равномерным, сложным по навыкам и выполняемым в затрудненных условиях действиям на поле боя.

Вопросы интенсификации учебного процесса, а также оценки качества подготовки военнослужащих к боевым действиям осуществляются в процессе долевой выучки войск, основу которой составляет тактическая подготовка.

Наличие этапов раздельного обучения военнослужащих (около 1-го месяца), этапов подготовки и слаживания отделения, взвода, роты и батальона (около 1-го месяца каждый) позволяет осуществлять непрерывную и последовательную боевую подготовку в воинских частях в течение периодов обучения. Каждому такому этапу соответствует определенное содержание тактических мероприятий. Содержание и объем отрабатываемых тактических действий предполагает подготовку и проверку к действиям при решении конкретных боевых задач этапа (задачи отделения, взвода, роты, батальона). Логическим завершением каждого этапа являются боевые стрельбы, контрольно-тренировочные занятия, тактические учения.

Таким образом, непрерывность, неравномерность, разнохарактерность боевых приемов и действий подчеркивает их сложный комплексный характер. Такие условия тактической подготовки позволяют приблизить ее к условиям реального боя. При этом цикличность боевых действий на тактике соответствует той, что должна иметь место в современном общевойсковом бою.

Количество военно-профессиональных приемов и действий, объединенных в различные элементы боя, и количество этих элементов увеличивается от этапа к этапу, что позволяет осуществлять непрерывную и последовательную подготовку военнослужащих и подразделений к комплексным нагрузкам боя. И если преодолеваемое в пешем порядке расстояние на этапах подготовки отделения и взвода составляет от трех до пяти километров, то на этапах подготовки роты и батальона оно составляет от пятнадцати до двадцати километров.

Нормативную основу тактической подготовки составляют боевые тактические нормативы. Их содержание предполагает определенную совокупность рассмотренных выше боевых приемов и действий для каждого этапа. Отработка этих нормативов на фоне решения различных боевых задач подчеркивает высокую физическую нагрузочность большинства из них.

В целом можно констатировать, что средства, формы и организация тактической подготовки имеют все возможности обеспечить готовность военнослужащих к выполнению боевой задачи. Характер физических нагрузок здесь вполне позволяет, наряду с другими, предъявлять требования к двигательным способностям военнослужащих переносить

длительные и интенсивные нагрузки комплексного характера, достаточно сложные по навыкам и выполняемые в затрудненных условиях при отработке различных элементов боя, решая конкретные тактические задачи.

Учитывая высоко нагрузочный комплексный характер боевой деятельности в современном общевойсковом бою и в процессе тактической подготовки актуальным является разработка специальных комплексных программ физических упражнений, адекватных содержанию, структуре и объему боевых приемов и действий в различных элементах боя при решении конкретных боевых задач на соответствующих этапах боевого обучения. Это должно позволить использовать их на различных этапах подготовки военнослужащих и слаживания подразделений, что обеспечит более тесную взаимосвязь физической подготовки с задачами и интересами тактики.

Выводы. Таким образом, вышеприведенный материал говорит о необходимости учета комплексного проявления двигательной активности военнослужащих в бою при совершенствовании и контроле их двигательных способностей посредством специальных комплексных программ физических упражнений. В контроле за двигательными способностями это позволит получить наиболее объективную информацию о степени готовности двигательной функции военнослужащих к боевым действиям комплексного характера. Все это позволит конкретизировать процесс физического совершенствования разведывательных подразделений и тем самым полнее учесть специальную направленность физической подготовки.

Литература:

1. Блахин, Т.Н. Подготовка военнослужащих к ведению боевых действий средствами военного троеборья (на практике мотострелков) / Т.Н. Блахин. - Ленинград, ВДКИФК, 1987. -255 с.

2. Гилев, В.П. К вопросу применения обучающего электронного тренажера на занятиях по рукопашному бою /

B.П. Гилев, А.И. Ступин // Тез. итог, научн. конф., по св. 70-лет. ВС СССР и Инс-та. - Ленинград: ВДКИФК, 1982. -

C. 130-131

3. Курбатов, A.B. Комплексная физическая тренировка военнослужащих мотострелковых подразделений / A.B. Курбатов // Тезисы докладов итоговой научной конференции института. - Ленинград: ВДКИФК, 1988. - С. 62-65

4. Лосев, Ю.Н. Построение физической тренировки молодого пополнения, набавляемого в ДРА / Ю.Н. Лосев. -Ленинград, ВДКИФК, 1988. - 152 с.

5. Сопоцько, A.A. Физическая подготовка личного состава ВДВ к действиям в горно-пустынной местности / A.A. Сопоцько,-Ленинград:, ВДКИФК, 1981. - 83 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); преподаватель Желонкин Вадим Викторович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Барнаульский юридический институт МВД России» (г. Барнаул); преподаватель Алешин Евгений Александрович

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь)

ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫШЕЙ ШКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЯМИ УСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. Система современного профессионального образования направлена на достижение основной цели -подготовки специалистов высокого уровня, имеющих актуальные профессиональные навыки, позволяющие успешно осуществлять свою деятельность. Реализация новых стандартов актуализирует проблему качества подготовки выпускников высших учебных заведений. Качество подготовки в настоящее время все больше становится социально востребованной категорией. Это обусловлено тем, что обучающийся помимо основных - профессиональных, должен овладеть системой сопутствующих компетенцией, среди которых: универсальные, ключевые, надпрофессиональные. Качество подготовки специалистов представляет собой многомерное явление, на которое оказывает влияние ряд факторов: подготовленность поступающих абитуриентов, мотивированность обучающихся, уровень профессиональной квалификации научно-педагогического состава, материально-техническое оснащение вуза, уровень разработки образовательных программ, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса и т.д. В условиях новых стандартов особую важность приобретает контроль качества подготовки обучающихся. Степень освоения учебной дисциплины студентами определяется их результатами. В настоящее время, дискуссионным продолжает оставаться вопрос подбора диагностического инструментария, соответствующего Федеральным государственным образовательным стандартам (И.А. Артюшин, A.A. Баранов, М.А. Дубцова, Г.А. Лысака, O.E. Пермякова, И.А. Ширшова и т.д.). Поскольку предметом контроля и оценки выступают не только знания, умения и навыки, но и компетенции, необходимо тщательно подходить к подбору фонда оценочных средств. Анализ имеющихся подходов к вопросу оценивания позволяет сделать вывод о том, что слабо освещенным остается вопрос относительно прямого оценивания обучающихся с учетом уровня усвоения учебного материала, т.е. мерой овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями. В настоящей статье авторами предпринята попытка проанализировать теоретические подходы к определению уровней освоения учебного материала обучающимися вузов и в соответствии с ними подобрать адекватные формы, методы и средства оценивания результатов освоения основной образовательной программы.

Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс, формы, методы, средства оценивания, фонд оценочных средств, компетенции, обучающиеся, педагогический контроль.

Annotation. The system of modern vocational education is aimed at achieving the main goal - the training of high-level specialists with relevant professional skills that allow them to successfully carry out their activities. The implementation of new standards actualizes the problem of the quality of training graduates of higher educational institutions. The quality of training is now increasingly becoming a socially demanded category. This is due to the fact that the student, in addition to the main professional ones, must master a system of related competencies, including: universal, key, supra professional. The quality of training of specialists is a multidimensional phenomenon, which is influenced by a number of factors: the preparedness of incoming applicants, the motivation of students, the level of professional qualification of the scientific and pedagogical staff, the material and technical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.