Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ / ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / МОТИВ / ИНТЕРЕС / ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗА ЖИЗНИ / ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Сергей Меркурьевич, Борисова Ксения Олеговна, Федоров Игорь Григорьевич

В статье рассматривается проблема значения физической подготовки военнослужащих для их полноценной профессиональной деятельности в позитивном смысле этого слова. О стимулизации и о подъеме мотивации к физическим упражнениям и спорту. Также способности проявить самостоятельность и инициативу. О многогранном процессе, в котором используются различные средства, формы и методы. Кроме этого, об изменении образа жизни за период обучения в вузе. Ещё рассказывается о том, что физическому обучению и воспитанию присущи общие и частные закономерности педагогической деятельности, и конечно же специфические черты. И то, что педагогический процесс совершенствования физических способностей военнослужащих связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Конечно же изучается в статье актуальность физической подготовки, которая обусловлена различными факторами. В ней также раскрывается понимание механизма взаимосвязей между физической подготовленностью и результатами учебно-боевой деятельности. В статье рассказывается ещё и о направлении физической подготовки в военно-учебном заведении. И что она, (физическая подготовка), должна способствовать пропаганде здорового образа жизни, воспитанию духовности и нравственности, морально-волевых и психических качеств. Ещё сравниваются между собой с целью выявить различия между тренированным и не тренированным организмами военнослужащих. Разбирается учебно-боевая деятельность военнослужащих при выполнении физических упражнений. Изучаются высокая и недостаточная физическая готовность. Формируются специфичные для них функциональные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Сергей Меркурьевич, Борисова Ксения Олеговна, Федоров Игорь Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF PHYSICAL TRAINING FOR FULL PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MILITARY PERSONNEL

In article the problem of value of physical training of the military personnel for their full professional activity in positive sense of this word is considered. About a stimulization and about rise in motivation to physical exercises and sport. Also abilities to show independence and an initiative. About many-sided process in which various means, forms and methods are used. Besides, about change of a way of life during training in higher education institution. It is still told that the general and private regularities of pedagogical activity, and of course peculiar features are inherent in physical training and education. And the fact that pedagogical process of improvement of physical abilities of the military personnel is connected with direct impact on biological human nature. Of course the relevance of physical training which is caused by various factors is studied in article. In it the understanding of the mechanism of interrelations between physical fitness and results of educational and fighting activity also reveals. In article it is told also about the direction of physical training in military school. And that it, (physical training), has to promote promotion of a healthy lifestyle, education of spirituality and morality, moral and strong-willed and mental qualities. Are still compared among themselves to the purpose to reveal distinctions between trained and not trained by organisms of the military personnel. Educational and fighting activity of the military personnel when performing physical exercises understands. Are studied high and insufficient physical readiness. Functional systems, specific to them, are formed.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

вузовских занятиях и помогают, на наш взгляд, эффективно развивать коммуникативно-речевые умения будущих педагогов успешно применять в профессиональной деятельности речевые стратегии и тактики. Разумеется, перечень речевых тактик, актуальных для успешного педагогического воздействия, далеко не полный и может регулярно пополняться новыми на основе анализа практического опыта педагогов.

Литература:

1. Зотова, Т.Ю. Методика обучения педагогическому спору в системе профессиональной подготовки учителя / Т.Ю. Зотова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 1. - С. 126-130.

2. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. - Омск, 1999. - 285 с.

3. Клюев, Е.В. Риторика: учеб. пособие для вузов / Е.В. Клюев. - Москва: Приор-издат, 2005. - 270 с.

4. Суркова, А.П. Основные стратегии и тактики комического воздействия педагога на школьников в учебно-речевой ситуации / А.П. Суркова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 05 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 290-295.

Педагогика

УДК 796/799

кандидат педагогических наук, доцент Иванов Сергей Меркурьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва); старший преподаватель кафедры физического воспитания Борисова Ксения Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва); старший преподаватель кафедры физического воспитания Федоров Игорь Григорьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва)

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматривается проблема значения физической подготовки военнослужащих для их полноценной профессиональной деятельности в позитивном смысле этого слова. О стимулизации и о подъеме мотивации к физическим упражнениям и спорту. Также способности проявить самостоятельность и инициативу. О многогранном процессе, в котором используются различные средства, формы и методы. Кроме этого, об изменении образа жизни за период обучения в вузе. Ещё рассказывается о том, что физическому обучению и воспитанию присущи общие и частные закономерности педагогической деятельности, и конечно же специфические черты. И то, что педагогический процесс совершенствования физических способностей военнослужащих связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Конечно же изучается в статье актуальность физической подготовки, которая обусловлена различными факторами. В ней также раскрывается понимание механизма взаимосвязей между физической подготовленностью и результатами учебно-боевой деятельности. В статье рассказывается ещё и о направлении физической подготовки в военно-учебном заведении. И что она, (физическая подготовка), должна способствовать пропаганде здорового образа жизни, воспитанию духовности и нравственности, морально-волевых и психических качеств. Ещё сравниваются между собой с целью выявить различия между тренированным и не тренированным организмами военнослужащих. Разбирается учебно-боевая деятельность военнослужащих при выполнении физических упражнений. Изучаются высокая и недостаточная физическая готовность. Формируются специфичные для них функциональные системы.

Ключевые слова: физическая подготовка и воспитание, занятия по физической культуре, мотив, интерес, показатели образа жизни, период обучения.

Annotation. In article the problem of value of physical training of the military personnel for their full professional activity in positive sense of this word is considered. About a stimulization and about rise in motivation to physical exercises and sport. Also abilities to show independence and an initiative. About many-sided process in which various means, forms and methods are used. Besides, about change of a way of life during training in higher education institution. It is still told that the general and private regularities of pedagogical activity, and of course peculiar features are inherent in physical training and education. And the fact that pedagogical process of improvement of physical abilities of the military personnel is connected with direct impact on biological human nature. Of course the relevance of physical training which is caused by various factors is studied in article. In it the understanding of the mechanism of interrelations between physical fitness and results of educational and fighting activity also reveals. In article it is told also about the direction of physical training in military school. And that it, (physical training), has to promote promotion of a healthy lifestyle, education of spirituality and morality, moral and strong-willed and mental qualities. Are still compared among themselves to the purpose to reveal distinctions between trained and not trained by organisms of the military personnel. Educational and fighting activity of the military personnel when performing physical exercises understands. Are studied high and insufficient physical readiness. Functional systems, specific to them, are formed.

Key words: physical training and education, physical education lessons, motive, interest, lifestyle indicators, training period.

Введение. Физическая подготовка - это важная и необходимая составляющая общевоинского развития профессионализма и военно-специальной подготовки военнослужащих, неотделимая часть военно - образовательного процесса, значение которого выражается ввиде гармоничного сочетания морально-волевых и физических сил, а также возрождения, преобразования и сформированности главных жизненных ценностей Г1, С. 921. Физическая подготовка в военно-учебных заведениях и в воинских формированиях ориентирована на улучшение и повышения качества двигательных способностей военнослужащих, практическое освоение упражнений, приемов и действий учебной программы, овладение ими теоретическими знаниями, привитие организаторско - методических умений и навыков в руководстве процессом физической подготовленности военнослужащих [4, С. 731. В образовательных учреждениях армии и флота России физическая подготовка должна быть направлена на пропаганду здорового образа жизни, воспитанию у будущих офицеров этических и нравственных ценностей, морально-

волевых и психических качеств, привития желания к регулярным занятиям физическими упражнениями, в том числе и самостоятельно. В образовательной системе военнослужащих физическая подготовка и спорт - являются

обязательными и важными составляющими обучения и воспитания. Они неотделимо связанны с другими изучаемыми в

ввузе дисциплинами. Этот трудоемкий иимеющий много граний процесс, в котором используются всевозможные средства, формы и методы, имеет только один объект - военнослужащих, единую цель - сформировать их как высоких профессионалов - специалистов своего дела в будущей военной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Особенности боевой деятельности требуют постоянного наличия у военнослужащих высокого уровня физической подготовленности, который

обеспечивает более быстрое овладение воинской специальностью, устойчивую повседневную работоспособность

и резервы функциональных возможностей организма для действий в самые напряженные моменты современного боя.

Актуальность физической подготовки обусловлена рядом факторов: возросшими требованиями современного боя к физической готовности специалистов военной сферы; важнейшим вкладом физической подготовки в повышении эффективности профессиональных действий любых военных специалистов; усилением значения и

места физической подготовки военных специалистов при военно-специальных действиях, в том числе и в боевых и в экстремальных условиях; недостаточным уровнем, а порою и откровенно низким уровнем физической подготовки молодого поколения и возросшей напряженностью процесса их обучения;

необходимостью качественной подготовленностью выпускников -учебных заведений Минобороны РФ

к проведению формирования и повышения уровня физической подготовки у вверенного им подчиненного личного состава; важнейшим значением физической подготовки в укреплении и повышении общего состояния здоровья организма и обеспечении профессионализма на долгие годы у военнослужащих различных специальностей. Многочисленный и долгосрочный период, а вместе с ними полученный опыт от ведения всевозможных войн на протяжении длительного периода времени Русской армии и флотом, убедительно приводит к важному выводу о том, что физическая подготовка специалистов военной деятельности, является неотъемлемой составляющей системы боевого совершенствования войск и играет одну из главнейших ролей в повышении боеготовности воинских подразделений [8, С. 1921. В современное время это явление разъясняется с точки зрения так называемого переноса подготовленности военнослужащих. Перенес подготовленности - это одна из наиболее важных и сложных проблем теории и практики физической культуры вообще и физической подготовки войск в особенности.

Современные научные знания еще неполностью раскрывают механизмы и закономерности переноса подготовленности военнослужащих. Под переносом в широком смысле этого слова толкуется литературными источниками как влияние одного вида деятельности человека на другой [5, С. 1511. В узком же смысле, здесь мы имеем ввиду что это влияние систематическими физическими занятиями на различные показатели учебно-боевой и боевой видов деятельности. В данном контексте эффект физической подготовки, заключившийся в морально-этическом, тактико-стратегическом, психологическом и физическом совершенствовании, а также в усилении слаженности личного состава, переносится на специфическую военно-профессиональную деятельность.

При выполнении живым человеческим организмом того или иного вида деятельности осуществляются различные сложные движения и действия, которые сопровождаются мышечными сокращениями, активизацией функций действующих двигательных структур, сенсорным контролем и управляющим воздействием со стороны центральной нервной системы человека [1, С. 891. Вместе с тем, каждая работа задействует определенные органы и системы, вызывает специфичное сочетание взаимосвязей в психической и биологической сферах организма, т.е. формирует своеобразное центрально-периферическое образование - функциональную систему характерную только для данного вида деятельности. Во время занятий физическими упражнениями появляются, рождаются и образовываются специфичные для них функциональные системы. Особые функции в системе также образовываются и в процессе различных видах учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих [7, С. 721.

В преобладающем большинстве перенос подготовленности военнослужащих происходит в целом. Наблюдать перенос отдельных ее сторон в «чистом виде» почти невозможно. Однако в каждом виде деятельности можно выделить основное звено, которое требует преимущественного проявления тех или иных показателей. Это дает возможность более глубоко уяснить механизмы переноса применительно к отдельным сторонам подготовленности человека. Грамотные и ежедневные занятия физическими упражнениями положительно воздействуют на появление, развитие и увеличение основных физических качеств, на укрепление и усиление опорно-двигательного аппарата организма человека. На занятиях физической подготовкой достигается одна из основных целей - это укрепление и увеличение массы мышц в человеческом организме [2, С. 571. Можно отметить что, мышечная масса у специалистов военной сферы деятельности, полноценно и каждодневно занимающихся физкультурой, составляет 50-55% веса тела, а у неежедневно занимающихся физическими упражнениями - 40-45%. В результате этих физических воздействий укрепляется опорно-двигательный аппарат в организме человека, и как следствие уменьшается вероятность получения различных травм, как в обычных видах деятельности, так и в приближенных к боевым.

В науке некоторые ученые высказывают, исследуют и доказывают мысль о том, что занимаясь регулярно физической культурой это может повлиять и на антропометрические данные человека, в частности на рост и на его внешние данные, особенно это явно проявляется у подрастающих и растущих (формирующихся внешне) молодых людей (в возрасте до 27 лет). В связи с формированием и появлением повышенной мышечной массы в человеческом организме и как правило, уменьшением жировой прослойки, мышцы превращаются в более рельефный вид, устанавливаются осанка, строевая стойка и выправка. Телосложение человека становится более статной и физически развитой в хорошем понимании этого слова. Положительно и плодотворно физическая подготовка оказывает своё воздействие на военных специалистов не только в физической сфере деятельности, но и в умственной. Увеличение объема умственной деятельности у военнослужащих различных специальностей имеет очень важное значение, так как у некоторых воинских специальностей это является основой их вида деятельности и связан он прежде всего с боевой подготовкой [3, С. 271. Боевая подготовка по праву считается одной из основных видов подготовки военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, которая представляет из себя процесс высокоорганизованный и имеющий свой определенный вектор деятельности в воинском обучении и воспитании специалистов в военной сфере, а также в слаживании подразделений в мирное и в военное время для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Одной из характеристик профессионального состояния военнослужащих, как и различных воинских формирований, является понятие «боевая готовность». В структуре боеготовности войск можно выделить следующие неотъемлемые компоненты: готовность личного состава к различным действиям в своей военной сфере деятельности, готовность материально-технических средств и готовность организационных форм. Под готовность личного состава к различным действиям в своей военной сфере деятельности в буквальном смысле понимается, совокупность отдельных присущих только им готовностей и необходимой, (важнейшей составляющей), боевой слаженностью, (сработаностью, укрепленностью), воинских формирований [3, С. 761. Здесь важно обратить внимание на то, что профессиональный уровень боевой готовности военнослужащих может быть обеспечен только при необходимой, своевременной и достаточной подготовленностью их во всех предназначенных им сферах деятельности. При этом следует отметить, что никакой из вышеназванных компонентов, даже при максимальной степени их

развития, не способны компенсировать низкий уровень развития за счет других более высоких и развитых компонентов. Поэтому нельзя недооценивать значение физической готовности военнослужащих. Физическая готовность - это такое состояние военнослужащего, которое соответствует требованиям современного боя и позволяет успешно выполнять боевые задачи применительно к его боевому предназначению. Формирование физической готовности военнослужащих к предстоящей боевой деятельности обеспечивается под воздействием всех составных частей их жизнедеятельности при ведущем значении физической подготовки. По данным исследований проведенных военными учеными, получен вывод о том, что показатели военно-профессиональных приёмов и действий к концу учений у военнослужащих, имеющих удовлетворительную и неудовлетворительную аттестацию по физической подготовке, снижаются на 35-40%, а у военнослужащих с хорошей и отличной аттестацией лишь на 10-15%. Современные и настоящие реалии жизни требуют от военных специалистов установления, образования и поддержания на высоком уровне морально-волевых и физических качеств, ну и конечно же способности выдерживать тяжелые психические и физические нагрузки, и напряжения, испытываемые военнослужащими в условиях, приближенных к боевым. Это дает огромное основание полагать о том, что физическая подготовка, основополагающая составная часть физической готовности военнослужащих, которая занимает огромное место в системе боевой подготовки военнослужащих и их формированиях, и является её неотъемлемой частью. В современное время место такого предмета как «физическая подготовка» в системе подготовки военнослужащих и их формированиях четко определено. Во всех программах боевой готовности содержится предмет «Физическая подготовка». Физическая подготовка теперь представляет собой систему, формирующая и преобразовывающая наиглавнейшие физические качества, и конечно же будет такой системой, которая будет развивать необходимые элементарные способности человеческого организма, и которая будет учитывать основные виды деятельности специалистов военной сферы деятельности. Все вышеизложенное убедительно обосновывает значение физической подготовки - как основной составляющей боевой подготовки военнослужащих и их формированиях к выполнению боевых и других задач в соответствии с их предназначением и одного из ориентированного вектора увеличения боеготовности военнослужащих РФ (НФП-2009) [6, С. 121.

Выводы. Подводя итог вышеизложенному, мы приходим к выводу о том, что физическая подготовка позволяет значительно повысить устойчивость физиологических и психических функций организма человека для полноценной профессиональной деятельности военнослужащих и обеспечить в условиях физических нагрузок и психических напряжений физическую и умственную работоспособность на высоком и квалифицированном уровне. Следовательно, значение физической подготовки для полноценной и высококвалифицированной деятельности военнослужащих заключается в: оснащении физической подготовки к выполнению профессиональных задач, укреплении состояния здоровья, улучшении уровня физического развития организма воина, создании правильного представления о здоровом образе жизни; воспитании этичности и нравственности, морально-волевых и психических качеств, привития желания и организованности выполнять физические упражнения регулярно; формировании командных, организаторско-методических умений и навыков; формирования устойчивости организма к неблагоприятным факторам военной службы. Только понимание сплоченности взаимосвязей между физической подготовленностью и результатами боевой подготовленности может обеспечить наиболее эффективное применение в интересах увеличения и улучшения боевой готовности военных специалистов того обширного арсенала методических приемов, которые разработаны в системе физической подготовки специалистов в военной сфере деятельности Министерства обороны Российской Федерации.

Литература:

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Верхошанский Ю.В. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.

2. Галкин, Н.Б. Самоконтроль при занятиях физической подготовкой и спортом / Галкин Н.Б., Яичникова Л.П. - Л.: ВДКИФК, 1989. - 123 с.

3. Дедов, А.Е. Основы теории и методики физической подготовки слушателей и курсантов военно-учебных заведений некомандного профиля / Дедов А.Е., Пшеницын А.В.: Уч. пос. - Ярославль: ЯВФЭИ, 2004. - 342 с.

4. Организация и методика проведения физической культуры (физической подготовки) в военно-учебном заведении / Дедов А.Е., Чайкин И.Н., Пшеницын А.В. [и др.1: Учеб. - Ярославль: ЯВФЭИ, 2004. - 478 с.

5. Миронов, В.В. Физическая культура / Миронов В.В., Собина В.А., Яцковец А.С.: Учеб. - М.: Воениздат, 2005. - 462 с.

6. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). - М.: Ред.-изд. центр ГШ ВС РФ, 2009. - 198 с.

7. Руководство, организация и обеспечение физической подготовки в воинской части и подразделении: Уч.-метод. пос. - М.: Воениздат, 1990. - 169 с.

8. Теория и практика спорта в СА и ВМФ: Учебник / Под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина и В.П.Силина: Учеб. - Л.: ВДКИФК, 1984. - 434 с.

Pedagogy

UDC 378.018.556

candidate of technical sciences, docent Imaeva Emma Shaukatovna

Federal State Budgetar Educational Institution of Higher Education Ufa State Petroleum Technological University (Ufa);

candidate of pedagogic sciences, assistant professor Ryakhova Anna Grigorevna

Federal State Budgetar Educational Institution of Higher Education

Ufa State Petroleum Technological University (Ufa);

senior lecturer Mazidullin Denis Narisovich

Federal State Budgetar Educational Institution of Higher Education

Ufa State Petroleum Technological University (Ufa)

COMMUNICATIVE ASPECTS OF TEACHING IN THE AUDIENCE OF NON-RUSSIAN-SPEAKING STUDENTS

Аннотация. Методика преподавания в высшей школе подразумевает применение методов оптимизации обучения, поиск новых приёмов обучения, особенно в аудитории с иностранными студентами. Совокупность применяемых методов преподавания общетехнических дисциплин включает универсальный набор символов, терминов, мнемотехнику, правила и мыслительные процедуры, наполняющие память. В нерусскоязычной аудитории также важны такие факторы, как владение преподавателем культурой речи, сформированной терминологической системой дисциплины, фонетическими нормами и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.