considered. The substantial component of innovative sports and improving technologies in variable part of sports and pedagogical disciplines in structure of training of bachelors of physical training reveals.
Key words: poly cultural education, tolerance, the personal focused approach, sports and improving technologies, fitness technologies.
Borisova Vera Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy,
Panfilov Oleg Petrovich, doctor of biological Sciences, professor, panfilov30@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy,
Shestakova Tatiana Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tgpu@,tula.net, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy
УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
С.Г. Жестков, С.Ф. Гончаренко, И.В. Ткачев
Изучена динамика физической работоспособности, функционального состояния и уровня физического здоровья студентов под влиянием систематических занятий легкой атлетикой. Результаты исследования дали возможность констатировать высокую эффективность тренировочной программы, которая способствовала оптимизации показателей физического состояния организма студентов.
Ключевые слова: физическое состояние, функциональное состояние, физическая работоспособность, легкая атлетика.
В настоящее время среди студенческой молодежи наблюдается тенденция к ухудшению уровня общего физического состояния их организма, в частности, физической подготовленности, а также функционального состояния ведущих физиологических систем и уровня физического здоровья в целом. По мнению большинства специалистов, одной из главных причин данной ситуации являются не только негативные особенности социально-экономического и экологического характера, но и объективно выраженная среди современных студентов гиподинамия, игнорирование основных принципов здорового образа жизни, снижение интереса к занятиям физической культурой и спортом и, наконец, низкая эффективность процесса физического воспитания в вузах [2].
Предусмотренные вузовской программой занятия по физической культуре удовлетворяют лишь 35-40 % общей суточной двигательной потребности студентов [3]. Отсутствие у большинства из них необходимой
мотивации к занятиям физическими упражнениями еще больше усугубляет создавшееся положение. Между тем, уровень проявления основных двигательных способностей вузовской молодежи, который достигается в процессе регламентированных занятий по физическому воспитанию, не отвечает запросам настоящего времени [6]. Многими исследователями отмечается, что сложившаяся система физического воспитания в вузе требует дальнейшего совершенствования и развития. Особую актуальность на современном этапе приобретают вопросы, связанные с развитием и совершенствованием основных физических качеств, в частности, с развитием выносливости и скоростно-силовых качеств.
Исследованиями значительного количества авторов по данной проблеме показано положительное влияние систематических занятий физической культурой и спортом на такие компоненты общего физического состояния, как уровень здоровья и функциональное состояние развивающегося организма [4]. Очевидно, что только детальное исследование особенностей реакции юношеского организма на систематические занятия легкой атлетикой, способны стать основой для создания наиболее эффективной программы тренировочных занятий по данному виду спорта среди студентов [1].
Анализ научно-методической литературы показал, что имеющиеся в литературе рекомендации о развитии и совершенствовании физических качеств у студентов имеют разобщенный и противоречивый характер. Методика развития выносливости и скоростно-силовых качеств зачастую копируется из спорта, что не в полной мере учитывает цели и задачи физического воспитания студентов, специфику их учебно-трудовой деятельности. Выбор тренировочных средств, методов, а главное, величины физической нагрузки при этом носит, в основном, эмпирический характер. Это обуславливает необходимость проведения научных исследований в данном направлении.
Уровень здоровья тесно связан с уровнем двигательной активности и физической подготовленности человека. Поэтому уроки физической культуры, которые для основной массы школьников и студентов являются единственным средством увеличения двигательной активности, приобретают большую значимость для укрепления и сохранения здоровья молодого поколения. Студенты с более высоким уровнем двигательной активности, физической подготовленности и работоспособности отличаются лучшей способностью к мобилизации памяти, эмоциональной устойчивостью, большей уверенностью в своих действиях. Известно, что наиболее эффективным для развития двигательного потенциала и укрепления здоровья учащейся молодежи является применение в процессе физического воспитания средств спортивной тренировки. Легкая атлетика обладает наиболее объемным арсеналом средств для направленной физической подготовки занимающихся [5].
Таким образом, анализ приведенных данных свидетельствует об ухудшении здоровья, о росте заболеваемости, различных отклонениях в состоянии здоровья современной молодежи. Наряду с ростом заболеваемости, у студентов отмечается ухудшение показателей физического здоровья, их несоответствие общепринятым нормам. Среди факторов, влияющих на рост заболеваемости студентов и низкий уровень физического развития, следует отметить дефицит двигательной активности. Совокупность указанных факторов обуславливает уровень физической подготовленности и работоспособности, которые, в свою очередь, являются важными показателями профессиональной подготовки студентов.
В последние годы фактически отсутствуют научные исследования, в которых задача разработки дифференцированной технологии физической подготовки студентов на занятиях по физической культуре рассматривались бы на основе учета сочетания морфофункциональных особенностей и соматических типов [2]. Причем в условиях стабильной тенденции снижения уровня здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи. Актуальность и несомненная практическая значимость указанной проблемы послужили предпосылками для проведения настоящего исследования.
Работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работой кафедры физического воспитания Запорожского национального университета (ЗНУ).
Целью исследования стало изучение влияния систематических занятий легкой атлетикой на показатели физического состояния, в частности, на функциональное состояние, уровень физической работоспособности и физического здоровья студентов ЗНУ.
В соответствии с целью исследования нами было проведено обследование 37 юношей и 44 девушек в возрасте 17-18 лет, студентов 1 курса ЗНУ. Все студенты и студентки были разделены на две группы: экспериментальную (19 юношей и 23 девушки), представители которой в течение 8 месяцев систематически занимались легкой атлетикой и контрольную (18 юношей и 21 девушка), представители которой занимались физической культурой по традиционной программе для высших учебных заведений.
У всех обследованных в начале эксперимента, через 4 и 8 месяцев определяли: уровень физической работоспособности с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона с расчетом индекса работоспособности (ИР, абсолютные единицы, а.е.); уровень физического состояния (УФС, а.е.) - по методике Пироговой-Иващенко; уровень функционального состояния системы внешнего дыхания (УФСвд, баллы) и физического здоровья (УФЗ, баллы) - с помощью компьютерной программы «Здоровье» [7]. Все полученные в ходе исследования
экспериментальные материалы были обработаны с использованием статистического пакета Microsoft Excel.
Как видно из результатов в начале исследования нам не удалось зарегистрировать достоверных межгрупповых различий между юношами и девушками экспериментальной и контрольной групп (табл.1).
Таблица 1
Величины изученных показателей экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в начале эксперимента (М±т)
Показатели Юноши Девушки
КГ ЭГ КГ ЭГ
ИР, а.е. 9,98±0,31 средний 10,56±0,53 средний 9,98±0,31 средний 10,56±0,53 средний
УФЗ, баллы 29,57±3,02 низкий 26,02±2,31 низкий 29,57±3,02 низкий 26,02±2,31 низкий
0,46±0,01 0,43±0,02 0,46±0,01 0,43±0,02
УФС, а.е. ниже ниже ниже ниже
среднего среднего среднего среднего
УФСвд, 28,17±3,07 26,16±1,92 28,17±3,07 26,16±1,92
баллы низкий низкий низкий низкий
Независимо от пола, у всех обследованных студентов до начала систематических занятий легкой атлетикой отмечались «ниже среднего» уровни физического состояния их организма (УФС) (значения данного показателя колебались в интервале от 0,42±0,01 а.е. до 0,46±0,01 а.е.), «низкие» уровни функционального состояния системы внешнего дыхания (УФСвд) (26,16±1,92 балла - 28,74±1,11 балла) и физического здоровья (УФЗ) (22,54±1,83 балла - 29,57±3,02 балла). Кроме этого, среди обследованных юношей данного возраста регистрировался «средний», а среди девушек «ниже среднего» уровень физической работоспособности их организма (ИР).
В соответствии с разработанной нами схемой эксперимента следующее обследование студентов и студенток, принявших участие в исследовании, было проведено через 4 месяца. Для удобства интерпретации данных мы посчитали возможным использовать на этом этапе работы величины относительного изменения значений изучаемых параметров к таковым, полученным в начале эксперимента.
Через 4 месяца систематических занятий легкой атлетикой у юношей и девушек экспериментальной группы отмечалась позитивная тенденция изменения использованных в работе показателей (табл.2).
Таблица 2
Динамика изученных показателей экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп (в % к значениям данных показателей, зарегистрированных в начале исследования) (М±т)
Показатели Юноши Девушки
КГ ЭГ КГ ЭГ
ИР -3,84±1,34 -5,98±1,27 -2,84±1,27 -5,31±1,29
УФЗ 7,92±1,34 12,53±1,34** 12,49±1,34 15,71±1,38
УФС, а.е. 4,85±1,32 6,32±1,28 3,12±1,34 3,93±1,32
УФСвд, баллы 7,69±1,35 10,26±1,39 7,44±1,34 10,44±1,40
Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - p<0,001 по сравнению с контрольной
группой.
Так, для юношей была характерна тенденция к более выраженным темпам улучшения их физического состояния (УФС), физической работоспособности (ИР), функционального состояния системы внешнего дыхания (УФСвд), а также достоверно более высокие значения относительного прироста значений уровня физического здоровья (УФЗ) (соответственно 12,53±1,34 % против 7,92±1,34 % в контрольной группе).
Практически аналогичные данные были получены и при анализе результатов эксперимента среди девушек данного возраста. У представительниц экспериментальной группы была зарегистрирована тенденция к более высоким темпам позитивных изменений ИР, УФЗ, УФС, УФСвд, а также статистически значимо более выраженные величины улучшения функционального состояния сердечнососудистой системы их организма (4,49±1,42 % против 0,22±1,33 % среди студенток контрольной группы).
Полностью подтвердили объективность приведенных данных и результаты сравнительного анализа величин относительного изменения изученных показателей к заключительному этапу эксперимента. В соответствии с полученными данными независимо от пола, для представителей экспериментальной группы были характерны достоверно более высокие значения относительного прироста ИР, УФЗ, УФС, УФСвд.
Представленные в данном исследовании экспериментальные материалы позволили констатировать выраженное положительное влияние систематических занятий легкой атлетикой на показатели физического состояния, а именно, на функциональное состояние, уровни физической работоспособности и физического здоровья юношей и девушек 17-18 лет. Очевидно, что широкое привлечение студентов к занятиям данным видом спорта, будет способствовать оптимизации физического состояния их организма в целом.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры. М.: РГАФК, 2002. 30с.
2. Бахрах И.И. Спортивно-медицинские проблемы биологического возраста подростков: автореф. дис. ...д-ра. мед. наук. М., 1980. 43 с.
3. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) // Теория и практика физической культуры. 1987. № 8. С. 22-24.
4. Лагуткина И.А. Технология оптимизации тренировочных нагрузок на занятиях физической культурой со студентами неспециализированного вуза: автореф. дис ...канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 23 с.
5. Легкая атлетика / под общ. ред. А.Н. Макарова. М.: Просвещение, 1987. 304 с.
6. Мякотных В.В. Организация и методика комплексной оздоровительной тренировки легкоатлетической направленности студентов вуза: автореф. дис ...канд. пед. наук. Омск, 1993. 20 с.
7. Малшов М.В. Богдановська Н.В., Сватьев А.В. Функщональна дiагностика в фiзичному вихованш та спорта Навчальний пошбник (тд грифом МОН Украши). Запорiжжя: ЗНУ, 2008. 246 с.
Жестков Сергей Геннадьевич, ст. преп., [email protected], Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет,
Гончаренко Сергей Феликсович, преп., [email protected], Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет,
Ткачев Игор Володимирович, преп.-методист, [email protected], Украина, Запорожье, Запорожское музыкальное училище им. П. Майбороди
PHYSICAL STATE STUDENTS ZNU IN SYSTEMATIC ATHLETICS S.G. Zhestkov, S.F. Goncharenko, I.V. Tkachov
Studied the dynamics of physical performance, functional status, and level of physical health of students under the influence of systematic athletics. Results of the study, were given the opportunity to state the high efficiency of the training program, which helped optimize the parameters of the physical condition of the body of students.
Key words: physical condition, functional status, physical performance, athletics.
Zhestkov Sergey Gennadevich, senior teacher, hostkvoamail.ru, Ukraine, Zaporizhzhya, Zaporizhzhya National University,
Goncharenko Sergiy Feliksovich, teacher, hostkvo a mail.ru, Ukraine, Zaporizhzhya, Zaporizhzhya National University,
Tkachov Igor Volodimirovich, teacher-methodist, hostkvoamail.ru, Ukraine, Zaporizhzhya, Zaporizhzhya music school im. P. Mayborodу