Научная статья на тему 'Оценка эффективности применения ароматерапии в комплексной программе оптимизации физической работоспособности и функционального состояния организма мальчиков и девочек 9-10 лет'

Оценка эффективности применения ароматерапии в комплексной программе оптимизации физической работоспособности и функционального состояния организма мальчиков и девочек 9-10 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МАЛЬЧИКИ / ДЕВОЧКИ / 9-10 ЛЕТ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АРОМАТЕРАПИЯ / ФУНКЦіОНАЛЬНИЙ СТАН / ФіЗИЧНА ПРАЦЕЗДАТНіСТЬ / ФіЗИЧНЕ ЗДОРОВ'Я / ХЛОПЧИКИ / ДіВЧАТКА / 9-10 РОКіВ / РЕАБіЛіТАЦіЯ / АРОМАТЕРАПіЯ / FUNCTIONAL STATE / PHYSICAL CAPACITY / PHYSICAL HEALTH / BOYS / GIRLIES / 9-10 YEARS OLD / REHABILITATION / AROMATHERAPY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толкачева Е. В., Богдановская Н. В., Маликов Николай Васильевич

Проведено изучение эффективности реабилитационных мероприятий, включающих систематические сеансы ароматерапии, среди часто болеющих мальчиков и девочек 9-10 лет. Результаты исследования позволили констатировать высокую эффективность разработанной нами реабилитационной программы, которая способствовала выраженной оптимизации функционального состояния, физической работоспособности и физического здоровья детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толкачева Е. В., Богдановская Н. В., Маликов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of efficiency of aromatherapies application in the complex program of optimization of physical capacity and functional state of organism boys and girls 9-10 years old

The study of efficiency of rehabilitation program, including the systematic sessions of aromatherapies, among boys and girls 9-10 years old which are often ill is conducted. Research results allowed to establish high efficiency of the rehabilitation program developed by us, and which was instrumental in the expressed optimization of the functional state, physical capacity and physical health of children of junior school age.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности применения ароматерапии в комплексной программе оптимизации физической работоспособности и функционального состояния организма мальчиков и девочек 9-10 лет»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРОМА ТЕРАПИИВ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

ОРГАНИЗМА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ

ТолкачеваЕ.В., Богдановская Н.В., Маликов Н.В.

Запорожский национальный университет

Аннотация. Проведено изучение эффективности реабилитационных мероприятий, включающих систематические сеансы ароматерапии, среди часто болеющих мальчиков и девочек 9-10 лет. Результаты исследования позволили констатировать высокую эффективность разработанной нами реабилитационной программы, которая способствовала выраженной оптимизации функционального состояния, физической работоспособности и физического здоровья детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: функциональное состояние, физическая работоспособность физическое здоровье, мальчики, девочки, 9-10 лет, реабилитация, ароматерапия

Анотація. Толкачьова О.В., Богдановська Н.В., Маліков М.В. Оцінка ефективності застосування ароматерапії в комплексній програмі оптимізації фізичної працездатності та функціонального стану організму хлопчиків і дівчаток 9-10 років. Проведено вивчення ефективності реабілітаційних заходів, які включають систематичні сеанси ароматерапії, серед хлопчиків і дівчаток 9-10 років, які часто хворіють. Результати дослідження дозволили констатувати високу ефективність розробленої нами реабілітаційної програми, яка сприяла вираженій оптимізації функціонального стану, фізичної працездатності і фізичного здоров'я дітей молодшого шкільного віку.

Ключові слова: функціональний стан, фізична працездатність, фізичне здоров'я, хлопчики, дівчатка, 9-10 років, реабілітація, ароматерапія.

Annotation. Tolkacheva E.V., Bogdanovskaya N.V., Malikov N.V. Estimation of efficiency of aromatherapies application in the complex program of optimization of physical capacity and functional state of organism boys and girls 9-10 years old. The study of efficiency of rehabilitation program, including the systematic sessions of aromatherapies, among boys and girls 9-10 years old which are often ill is conducted. Research results allowed to establish high efficiency of the rehabilitation program developed by us, and which was instrumental in the expressed optimization of the functional state, physical capacity and physical health of children of junior school age.

Keywords: functional state, physical capacity, physical health, boys, girlies, 9-10 years old, rehabilitation, aromatherapy.

Введение.

У словия современной жизни характеризуются высоким уровнем острой и хронической заболеваемости среди самых разнообразных категорий населения [1-4]. Особенно тревожной выглядит данная ситуация в отношении детей школьного возраста, наиболее подверженным неблагоприятным воздействиям окружающей среды в связи с незавершенностью морфофункциональногоразвития организма. Исследованиями целого ряда авторов отмечено, что в нозологической структуре детского организма значительное место занимают различные вирусные инфекции, существенно влияющие на общее функциональное состояние и здоровье формирующегося организма [5, 7, 10]. Вполне естественно, что для практического решения данного вопроса в настоящее время разрабатывается достаточно большое количество различных реабилитационных программ, направленных на оптимизацию основных физиологических систем, повышение физической и умственной работоспособности школьников различного пола и возраста. Вместе с тем, по нашему мнению, недостаточное внимание при этом отводится средствам ароматерапии, характеризующимся высокой степенью простоты, доступности и достаточно выраженным профилактическим и оздоровительным эффектом [6, 9, 11, 12].

Актуальность и несомненная практическая значимость указанной проблемы послужили предпосылками для проведения настоящего исследования

Работа выполнена в соответствии с планом НИР Запорожскогонационального университета.

Формулирование целей работы.

Целью исследования стало изучение эффективности программы реабилитационных мероприятий, включающих систематические сеансы ароматерапии, среди часто болеющих мальчиков и девочек 9-10 лет.

Результаты исследо вания.

В соответствии с целью исследования нами было проведено обследование часто болеющих 33 мальчиков и 41 девочки в возрасте 9-10 лет. Все школьники и школьницы были разделены на две группы основную (17 мальчиков и 21 девочка) и сравнительную (16 мальчиков и 20 девочек). Основное отличие между представителями указанных групп состояло в том, что представители основной группы, наряду с традиционной программой реабилитационных мероприятий для часто болеющих детей, систематически (1 раз в 2 месяца) проходили сеансы ароматерапии Продолжительность каждой из процедур 12-и дневного курса (за исключением выходных дней) составляла 20-25 минут, концентрация летучих веществ в воздухе соответствовала 0,5 мл/м3 (2-3 капли масла на 15 м2 помещения). Аромакомпозиция состояла из следующего набора эфирных масел: роза, иланг-иланг, лимон, апельсин горький.

Для оценки эффективности предложенной нами программы реабилитации у всех обследованных в начале эксперимента, через 4 и 8 месяцев после начала применения реабилитационных мероприятий определяли уровень физической работоспособности с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона с расчетом индекса

работоспособности (ИР, абсолютные единицы, а.е.); уровень физического состояния (УФС, а.е.) - по методике Пироговой-Иващенко; уровень функционального состояния систем кровообращения (УФСссс, баллы), внешнего дыхания (УФСвд баллы) и физического здоровья (УФЗ, баллы) - с помощью разработанной нами компьютерной программы «Школяр-люкс» [8].

Все полученные в ходе исследования экспериментальные материалы были обработаны с использованием статистического пакета Microsoft Exell.

В соответствии с целью эксперимента оценку эффективности разработанной нами реабилитационной программы для контингента часто болеющих детей младшего школьного возраста мы проводили на основе результатов сравнительного анализа динамики их физической работоспособности функционального состояния и физического здоровья в процессе практического применения данной программы.

Таблица 1

Величины изученных показателей у мальчиков и девочек 9-10 лет основной и сравнительной групп в начале

эксперимента (М±м)

Показатели Мальчики Девочки

Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа

УФС, а.е. 0,44±0,02 ниже среднего 0,49±0,02 ниже среднего 0,45±0,01 ниже среднего 0,45±0,01 ниже среднего

ИР, а.е. 10,77±0,38 ниже среднего 9,89±0,68 ниже среднего 10,84±0,29 ниже среднего 10,86±0,33 ниже среднего

УФСссс, баллы 47,63±1,28 ниже среднего 43,53±2,12 ниже среднего 38,80±1,58 ниже среднего 41,10±1,26 ниже среднего

УФСвд, баллы 37,31±4,23 ниже среднего 34,35±2,73 ниже среднего 30,65±2,30 ниже среднего 33,43±1,98 ниже среднего

УФЗ, баллы 26,72±1,59 низкий 23,25±1,35 низкий 25,47±1,90 низкий 27,53±2,22 низкий

Как видно из результатов, приведенных в таблице 1, в начале исследования нам не удалось зарегистрировать достоверных межгрупповых различий между мальчиками и девочками основной и сравнительной групп.

Независимо от пола, у всех обследованных детей в возрасте 9-10 лет на данном этапе эксперимента отмечались «ниже среднего) уровни физического состояния организма (УФС) (значения данного показателя колебались в интервале от 0,44±0,02 а.е до 0,49±0,02 а.е., физической работоспособности (ИР) (9,89±0,68 а.е. -10,86±0,33 а.е.), функциональногосостояния систем кровообращения (УФСссс) (38,80±1,58 балла - 47,63±1,28 балла), внешнего дыхания (УФСвд) (30,65±2,30 балла - 37,31±4,23 балла), а также «низкий» уровень физического здоровья (УФЗ) (23,25±1,35 балла - 27,53±2,22 балла).

Представленные материалы могут свидетельствовать как в пользу однородности подобранных нами групп детей, так и о неблагоприятном их функциональном состоянии их организма до начала применения реабилитационных мероприятий.

В соответствии с разработанной нами схемой эксперимента следующее обследование школьников и школьниц 9-10 лет, принявших участие в исследовании, было проведено через 4 месяца после прохождения ими соответствующих реабилитационных мероприятий. Для удобства интерпретации данных мы посчитали возможным использовать на этом этапе работы величины относительного изменения значений изучаемых параметров к таковым, полученным в начале исследования

Согласно данным таблицы 2 уже через 4 месяца прохождения реабилитационных курсов у мальчиков и девочек основной и сравнительной групп отмечалась позитивная тенденция изменения использованных в работе показателей.

Таблица2

Величины относительного прироста изученных показателей у мальчиков и девочек 9-10 лет основной и сравнительной групп после 4 месяцев эксперимента (в % к значениям данных показателей, зарегистрированных в начале исследования)

Показатели Мальчики Девочки

Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа

УФС 2,37±1,30 8,97±1,22*** 6,70±1,34 11,30±1,21**

ИР -4,70±1,20 -16,05±1,18*** -6,64±1,32 -13,95±1,34***

УФСссс 6,17±1,34 9,86±1,23* 5,28±1,35 5,91±1,37

УФСвд 5,03±1,37 7,36±1,40 4,89±1,38 8,83±1,41*

УФЗ 15,92±1,47 16,29±1,29 6,32±1,32 12,66±1,41**

* - p < 0,05; ** - - p < 0,01; *** - - p < 0,001 по сравнению с группой сравнения.

Вместе с тем, нельзя не отметить гораздо большую выраженность данной тенденции у детей младшего школьного возраста, проходивших реабилитационный курс в сочетании с сеансами ароматерапии. Так, для мальчиков были характерны статистически значимо более интенсивные, чем в группе сравнения, темпы улучшения физического состояния их организма (соответственно 8,97±1,22% и 2,37±1,30%), уровня физической работоспособности (16,05±1,18% и 4,70±1,%) и уровня функционального состояния сердечнососудистой системы (9,86±1,23% и 6,17±1,34%). Отмечалась также тенденция к более существенным, у представителей основной группы, величинам прироста уровней функционального состояния дыхательной системы и физического здоровья.

Практически аналогичная картина наблюдалась и среди обследованных девочек Для представительниц основной группы были характерны достоверно более значительные темпы повышения уровня физического состояния их организма (на 11,30±1,21% против 6,70±1,34% в группе сравнения), физической работоспособности (соответственно 13,95±1,34% и 6,64±1,32%), функционального состояния системы внешнего дыхания (8,83±1,41% и 4,89±1,38%) и уровня физического здоровья (12,66±1,41% и 6,32±1,32%).

Очевидно, таким образом, что уже к 4 месяцу эксперимента систематическое применение сеансов ароматерапии способствовало оптимизации интегральных параметров организма детей младшего школьного возраста 9-10 лет.

Таблица 3

Величины изученных показателей у мальчиков и девочек 9-10 лет основной и сравнительной групп через 8

месяцев после начала эксперимента

Показатели Мальчики Девочки

Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа

УФС, а.е. 0,48±0,01 ниже среднего 0,58±0,01*** средний 0,51±0,01 ниже среднего 0,54±0,01** средний

ИР, а.е. 9,70±0,20 средний 7,11±0,35*** средний 9,40±0,22 средний 8,26±0,21*** средний

УФСссс, баллы 51,69±1,06 ниже среднего 48,47±1,98 ниже среднего 41,10±1,37 ниже среднего 46,81±1,17** ниже среднего

УФСвд Баллы 40,19±3,51 ниже среднего 39,65±2,49 ниже среднего 33,45±2,14 ниже среднего 40,19±1,92** ниже среднего

УФЗ, баллы 32,29±1,60 низкий 31,08±0,86 низкий 29,09±1,64 низкий 35,26±2,17** ниже среднего

Достаточно интересными выглядели результаты заключительного обследования детей основной и сравнительной группы, которое было проведено через 8 месяцев прохождения ими соответствующего реабилитационного курса (табл. 3).

К данному этапу эксперимента у мальчиков основной группы регистрировались достоверно более высокие значения уровня физического состояния, который уже соответствовал «среднему» функциональному классу (соответственно 0,58±0,01 а.е. и 0,58±0,01 а.е.) и значимо более лучшие величины ИР (7,11±0,35 а.е. и 9,70±0,20 а.е.), который также соответствовал «среднему» структурному подразделению Существенных межгрупповых различий по абсолютным значениями УФСссс, УФсвд и УФЗ зафиксировать не удалось

Более существенные отличия были отмечены нами среди обследованногоконтингента девочек 9-10 лет. Так, у представительниц основной группы, прошедших в течение 8 месяцев курс реабилитации в сочетании с сеансами ароматерапии, регистрировались достоверно более лучшие, чем у школьниц группы сравнения, значения всех изученных показателей. Для них были характерны более высокие, соответствующие «среднему» функциональному классу, величины УФС (0,54±0,01 а.е. против 0,51±0,01 а.е. в группе сравнения) и ИР (8,26±0,21 а.е. и 9,40±0,22 а.е.), а также статистически значимо лучшие, «ниже среднего), значения УФСссс (соответственно 46,81±1,17 балла и 41,10±1,37 балла), УФСвд (41,10±1,37 балла и 33,45±2,14 балла) и УФЗ (35,26±2,17 балла и 29,09±1,64 балла).

Подтвердили объективность приведенных данных и результаты сравнительного анализа величин относительного изменения изученных показателей к заключительному этапу эксперимента.

Таблица4

Величины относительного прироста изученных показателей у мальчиков и девочек 9-10 лет основной и сравнительной групп после 8 месяцев эксперимента (в % к значениям данных показателей, зарегистрированных в начале исследования)

Показатели Мальчики Девочки

Сравнительная группа Основная группа Сравнительная группа Основная группа

УФС 8,57±1,17 19,30±1,13*** 13,06±1,25 20,06±1,21***

ИР -9,92±1,13 -28,18±1,12*** -13,28±1,25 -23,95±1,19***

УФСссс 8,53±1,30 11,35±1,37* 5,93±1,32 13,90±1,36***

УФСвд 7,71±1,30 15,41±1,35*** 9,14±1,37 20,23±1,39***

УФЗ 20,84±1,42 33,66±1,18*** 14,18±1,32 28,08±1,40***

Как видно из результатов, представленных в таблице 4, к окончанию исследования, для мальчиков основной группы были характерны достоверно более высокие темпы позитивных изменений практически всех изученных параметров. Так, у них отмечалось более выраженное (более, чем в 2 раза) повышение уровня физического состояния организма (соответственно 19,30±1,13% и 8,57±1,17%) и уровня физической работоспособности (почти в 3 раза) (на 28,18±1,12% против 9,92±1,13 в группе сравнения). Существенными (почти в 2 раза) выглядели у них также темпы прироста УФСвд (соответственно 15,41±1,35% и 7,71±1,30%) и УФЗ (33,66±1,18% и 20,84±1,42%). Менее выраженными, но тоже статистически значимыми выглядели и значения относительного прироста УФСссс (соответственно 11,35±1,37% против 8,53±1,30% среди мальчиков сравнительной группы).

Еще более выраженными оказались позитивные изменения среди девочек 9-10 лет основной группы У них регистрировались достоверно более высокие значения относительного прироста УФС (соответственно 20,06±1,21% и 13,06±1,25%), уровня физической работоспособности (23,95±1,19% и 13,28±1,25%), уровней функционального состояния систем кровообращения (13,90±1,36% и 5,93±1,32%) и внешнего дыхания (20,23±1,39% и 9,14±1,37%) и физического здоровья (28,08±1,40% против 14,18±1,32% в группе сравнения). Выводы.

Таким образом, представленные материалы убедительно свидетельствуют о достаточно высокой эффективности применения среди мальчиков и девочек 9-10 лет реабилитационных программ, структурным элементом которых являются систематические сеансы ароматерапии. Использование данных программ способствовало оптимизации функционального состояния и физического здоровья младших школьников, а также повышению их физической работоспособности. Полученные результаты являются основанием для широкого применения разработанных нами реабилитационных мероприятий среди указанного контингента часто болеющих школьников и школьниц,

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем применения ароматерапии в комплексной программе оптимизации физической работоспособности и функционального состояния организма мальчиков и девочек 9-10 лет.

Литература

1. Антипенко Е.Н. Приоритеты здоровья населения Украины // Медицина Украины - 1996. - №2. - С. 214.

2. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. - 1998. - №1. - С. 5-10.

3. Богдановская Н.В. Особенности функционального состояния и адаптивных возможностей сердечнососудистой системы организма детей младшего школьного возраста // Вісник Запорізького державного університету: Збірник наукових статей. Біологічні науки - Запоріжжя, 2002. - №2. - С. 110-114.

4. Высочин Ю.В., Шапошников В.И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культурав школе - 1999. - №3. - С. 69-72.

5. Лук’янова О.М. Національна програма “Діти України”: Медичні та соціальні аспекти // Охорона здоров’я: державні програми. - 1998. - №3. - С. 54-57.

6. Мак-Гилверн К., Рид. Дж. Основы ароматерапии / Пер. англ. к.м.н. Ю.Г. Сандалова. - М.: Росмэн, 1997. -96 с.

7. Маликов Н.В., Богдановская Н.В. Современные проблемы адаптации: Запорожский национальный университет. - Запорожье, 2007. - 341 с.

8. Маліков М.В., Богдановська Н.В., Сватьєв А.В. Функціональна діагностика в фізичному вихованні та спорті. Навчальний посібник. - Запоріжжя: ЗНУ, 2006. - 246 с. (під грифом МОН України).

9. Николаевский В.В., Еременко А.Е., Иванов И.К. Биологическая активность эфирных масел. - М.: Медицина, 1987. - 144 с.

10. Няньковський С.Л., Ковальський О.В. Прогнозування стану здоров’я і захворювань у дітей // Практична медицина. - 1997. - №7-8. - С. 30-36.

11. Солдатченко С.С., Белоусов Е.В., Пидаев А.В. Ароматерапия для каждой семьи. - К.:Здоров’я. -2001. -

480с.

12. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. - Ставрополь: Атлант, 1998. - 144 с.

Поступила в редакцию 07.05.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.