Научная статья на тему 'Динамика показателей физического состояния организма юношей и девушек 17-18 лет в процессе систематических занятий степ-аэробикой'

Динамика показателей физического состояния организма юношей и девушек 17-18 лет в процессе систематических занятий степ-аэробикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СТЕП-АЭРОБИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколова О. В.

Изучена динамика показателей физического состояния организма, а именно физической работоспособности, функционального состояния и уровня физического здоровья у юношей и девушек 17-18 лет, под влиянием систематических занятий степ-аэробикой. Результаты исследования дали возможность констатировать высокую эффективность предложенной студентам данного возраста программы тренировочных занятий, которая способствовала выраженной оптимизации их функционального состояния, физической работоспособности и физического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей физического состояния организма юношей и девушек 17-18 лет в процессе систематических занятий степ-аэробикой»

УДК 796.015.5 - 057.875

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 17-18 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТЕП-АЭРОБИКОЙ

О.В. Соколова

Запорожский национальный университет, Украина Для связи с автором: [email protected]

Аннотация:

Изучена динамика показателей физического состояния организма, а именно физической работоспособности, функционального состояния и уровня физического здоровья у юношей и девушек 17-18 лет, под влиянием систематических занятий степ-аэробикой. Результаты исследования дали возможность констатировать высокую эффективность предложенной студентам данного возраста программы тренировочных занятий, которая способствовала выраженной оптимизации их функционального состояния, физической работоспособности и физического здоровья.

Ключевые слова: физическое состояние, функциональное состояние, физическая работоспособность, степ-аэробика.

THE DYNAMICS OF THE INDEXES OF THE PHYSICAL STATE OF THE ORGANISM OF

17-18 YEARS OLD BOYS AND GIRLS IN THE PROCESS OF REGULAR STEP-AEROBICS STUDIES

O.V.Sokolova

Zaporizhzha National University, Ukraine Abstract:

The study of the dynamics of the indexes of the physical state, notably physical capacity, functional state and physical health level of 17-18 years boys and girls under the influence of regular step-aerobics studies is carried out. The results of the research let us state the high effectiveness of the proposed training studies program for the students of this age, which contributes to the optimization of the functional state, physical capacity and physical health.

Key words: physical state, functional state, physical capacity, physical health, step-aerobics.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время среди студенческой молодежи наблюдается тенденция к ухудшению уровня общего физического состояния их организма, в частности физической подготовленности, а также функционального состояния ведущих физиологических систем и уровня физического здоровья в целом. По мнению большинства специалистов, одними из главных причин данной ситуации являются не только негативные особенности социально-экономического и экологического характера, но и объективно выраженная среди современных студентов гиподинамия, игнорирование основных принципов здорового образа жизни, снижение интереса к занятиям физической культурой и спортом

и, наконец, низкая эффективность процесса физического воспитания в высших учебных заведениях [1].

Исследованиями значительного количества авторов по данной проблеме показано положительное влияние систематических занятий физической культурой и спортом на такие компоненты общего физического состояния, как уровень здоровья и функциональное состояние развивающегося организма [7, 8]. Вместе с тем, практически отсутствуют экспериментальные работы, связанные с изучением влияния на юношеский организм таких видов спортивной деятельности, как степ-аэробика, получившая в последнее время значительное развитие как в Украине, так и во всем мире [3,5]. Очевидно, что только детальное иссле-

дование особенностей реакции юношеского организма на систематические занятия степ-аэробикой способно стать основой для создания наиболее эффективной программы тренировочных занятий по данному виду спорта среди студентов[4].

Актуальность и несомненная практическая значимость указанной проблемы послужили предпосылками для проведения настоящего исследования.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР Запорожского национального университета.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ РАБОТЫ

Целью исследования стало изучение влияния систематических занятий степ-аэробикой на показатели физического состояния, в частности на функциональное состояние, уровень физической работоспособности и физического здоровья юношей и девушек 17-18 лет.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с целью исследования нами было проведено обследование 37 юношей и 44 девушек в возрасте 17-18 лет, студентов 1-го курса Запорожского Национального Университета. Все студенты и студентки были разделены на две группы: экспериментальную (19 юношей и 23 девушки), представители которой в течение 8 месяцев систематически занимались степ-аэробикой, и контрольную (18 юношей и 21 девушка), представители которой занимались физической культурой по традиционной программе для высших учебных заведений.

У всех обследованных в начале эксперимента, через 4 и 8 месяцев определяли: уровень физической работоспособности с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона с расчетом индекса работоспособности (ИР, абсолютные единицы, а.е.); уровень физического состояния (УФС, а.е.) - по методике Пироговой-Иващенко; уровень функционального состояния систем кровообращения (УФСссс, баллы), уровень функционального состояния системы внешнего дыхания

(УФСвд, баллы) и физического здоровья (УФЗ, баллы) - с помощью компьютерной программы «Здоровье» [9]. Все полученные в ходе исследования экспериментальные материалы были обработаны с использованием статистического пакета MюrosoftExceL

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с целью эксперимента оценку степени влияния систематических занятий степ-аэробикой на физическое состояние студентов мы проводили на основе результатов сравнительного анализа динамики их физической работоспособности, функционального состояния и физического здоровья. Как видно из результатов, приведенных в таблице 1, в начале исследования нам не удалось зарегистрировать достоверных межгрупповых различий между юношами и девушками экспериментальной и контрольной групп.

Независимо от пола у всех обследованных студентов до начала систематических занятий степ-аэробикой отмечались «ниже среднего» уровни физического состояния их организма (УФС) (значения данного показателя колебались в интервале от 0,42±0,01 а.е до 0,46±0,01 а.е.) и функционального состояния системы кровообращения (УФСссс) (41,39±1,58 балла - 47,43±1,49 балла), «низкие» уровни функционального состояния системы внешнего дыхания (УФСвд) (26,16±1,92 балла -28,74±1,11 балла) и физического здоровья (УФЗ) (22,54±1,83 балла - 29,57±3,02 балла). Кроме этого, среди обследованных юношей данного возраста регистрировался «средний», а среди девушек - «ниже среднего» уровень физической работоспособности их организма (ИР).

В соответствии с разработанной нами схемой эксперимента следующее обследование студентов и студенток, принявших участие в исследовании, было проведено через 4 месяца. Для удобства интерпретации данных мы посчитали возможным использовать на этом этапе работы величины относительного изменения значений изучаемых параметров к таковым, полученным в начале эксперимента.

Таблица 1 - Величины изученных показателей у юношей и девушек 17-18 лет экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в начале эксперимента (М±м)

Показатели Юноши Девушки

КГ ЭГ КГ ЭГ

УФС, а.е. 0,46±0,01 ниже среднего 0,43±0,02 ниже среднего 0,46±0,01 ниже среднего 0,43±0,02 ниже среднего

ИР, а.е. 9,98±0,31 средний 10,56±0,53 средний 9,98±0,31 средний 10,56±0,53 средний

УФСссс, баллы 41,39±1,58 ниже среднего 45,79±1,90 ниже среднего 41,39±1,58 ниже среднего 45,79±1,90 ниже среднего

УФСвд, баллы 28,17±3,07 низкий 26,16±1,92 низкий 28,17±3,07 низкий 26,16±1,92 низкий

УФЗ, баллы 29,57±3,02 низкий 26,02±2,31 низкий 29,57±3,02 низкий 26,02±2,31 низкий

Таблица 2 - Величины относительного прироста изученных показателей юношей и девушек 17-18 лет экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп после 4 месяцев эксперимента (в % к значениям данных показателей, зарегистрированным в начале исследования) (М±м)

Показатели Юноши Девушки

КГ ЭГ КГ ЭГ

УФС 4,85±1,32 6,32±1,28 3,12±1,34 3,93±1,32

ИР -3,84±1,34 -5,98±1,27 -2,84±1,27 -5,31 ±1,29

УФСссс 2,28±1,33 2,99±1,35 0,22±1,33 4,49±1,42*

УФСвд 7,69±1,35 10,26±1,39 7,44±1,34 10,44±1,40

УФЗ 7,92±1,34 12,53±1,34** 12,49±1,34 15,71 ±1,38

Примечание: здесь и далее: *- p < 0,05; **- p < 0,01; ***- p < 0,001 по сравнению с контрольной группой

Как видно из таблицы 2, уже через 4 месяца систематических занятий степ-аэробикой у юношей и девушек экспериментальной группы отмечалась позитивная тенденция изменения использованных в работе показателей. Так, для юношей была характерна тенденция к более выраженным темпам улучшения их физического состояния (УФС), физической работоспособности (ИР), функционального состояния системы внешнего дыхания (УФСвд), а также достоверно более высокие значения относительного прироста значений уровня физического здоровья (УФЗ) (соответственно, 12,53±1,34% против 7,92±1,34% в контрольной группе).

Практически аналогичные данные были получены и при анализе результатов эксперимента среди девушек данного возраста. У представительниц экспериментальной группы была зарегистрирована тенденция к более высоким темпам позитивных изменений УФС, ИР, УФСвд, УФЗ, а также статистически значимо более выраженные величины улучшения функционального состояния сердечнососудистой системы их организма (4,49±1,42% против 0,22±1,33% среди студенток контрольной группы).

Наиболее выраженные межгрупповые различия были получены нами, как и предполагалось, через 8 месяцев после начала исследования.

В соответствии с материалами, представленными в таблице 3, через 8 месяцев систематических занятий степ-аэробикой у студентов экспериментальной группы отмечалась тенденция к более высоким значениям уровня их физической работоспособности (значения ИР соотносились как 9,11±0,28 а.е. и 9,23±0,21 а.е.), функционального состояния дыхательной системы (32,58±1,73 балла и 31,78±2,45 балла) и уровня физического здоровья (34,36±1,79 балла и 33,87±2,18 балла). Более того, к данному этапу эксперимента у представителей экспериментальной группы регистрировался достоверно более высокий, чем в контрольной группе, уровень функционального состояния системы кровообращения (значения УФСссс соотносились как 49,53±1,71 балла и 43,06±1,21 балла).

Еще более выраженными оказались межгрупповые различия в группе обследованных девушек. Через 8 месяцев занятий степ-аэробикой у студенток 17-18 лет экспериментальной группы были зафиксированы статистически

Таблица 3 - Величины изученных показателей юношей и девушек 17-18 лет экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп через 8 месяцев после начала эксперимента (М±м)

Показатели Юноши Девушки

КГ ЭГ КГ . ЭГ

УФС, а.е. 0,50±0,01 ниже среднего 0,50±0,01 ниже среднего 0,44±0,01 ниже среднего 0,47±0,01* ниже среднего

ИР, а.е. 9,23±0,21 средний 9,11±0,28 средний 10,46±0,17 средний 9,59±0,21** средний

УФСссс, баллы 43,06±1,21 ниже среднего 49,53±1,71** средний 43,33±1,38 ниже среднего 52,61 ±1,47*** средний

УФСвд, баллы 31,78±2,45 низкий 32,58±1,73 ниже среднего 30,76±1,26 низкий 36,35±0,99** ниже среднего

УФЗ, баллы 33,87±2,18 ниже среднего 34,36±1,79 ниже среднего 27,63±1,55 низкий 36,15±1,99** ниже среднего

Таблица 4 - Величины относительного прироста изученных показателей юношей и девушек 17-18 лет экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп после 8 месяцев эксперимента (в % к значениям данных показателей, зарегистрированным в начале исследования) (М±м)

Показатели Юноши Девушки

КГ ЭГ . КГ ЭГ

УФС 9,62±1,18 16,51 ±1,17*** 5,90±1,29 8,85±1,35*

ИР -7,51 ±1,20 -13,76±1,13*** -5,43±1,19 -11,33±1,21**

УФСссс 4,03±1,26 8,16±1,34* 2,36±1,35 10,91 ±1,41***

УФСвд 12,82±1,28 24,55±1,34*** 17,24±1,31 26,48±1,34***

УФЗ 14,54±1,23 32,03±1,27*** 22,57±1,31 40,70±1,32***

значимо более высокие, чем у представительниц контрольной группы, значения УФС (соответственно, 0,47±0,01 а.е. и 0,44±0,01 а.е.), ИР (9,59±0,21 а.е. и 10,46±0,17 а.е.), УФСссс (52,61±1,47 балла и 43,33±1,38 балла), УФСвд (36,35±0,99 балла и 30,76±1,26 балла) и УФЗ (36,15±1,99 балла и 27,63±1,55 балла). Полностью подтвердили объективность приведенных данных и результаты сравнительного анализа величин относительного изменения изученных показателей к заключительному этапу эксперимента.

В соответствии с данными, приведенными в таблице 4, независимо от пола, для представителей экспериментальной группы были характерны достоверно более высокие значения относительного прироста УФС, ИР, УФСссс, УФСвд УФЗ.

Так, межгрупповые соотношения по УФС среди юношей контрольной и экспериментальной групп выглядели как 9,62±1,18% и 16,51 ± 1,17%, по ИР - как -7,51±1,20% и -13,76±1,13%, по УФСссс - 4,03±1,26% и 8,16±1,34%, УФСвд - 12,82±1,28% и

24,55±1,34%, а по УФЗ - как 14,54±1,23% и 32,03±1,27%.

Среди девушек изменения УФС составили 8,85±1,35% у студенток экспериментальной группы и 5,90±1,29% у студенток контрольной группы, изменения ИР, соответственно, - -11,33±1,21% и -5,43±1,19%, УФСссс - 10,91±1,41% и 2,36±1,35%, УФСвд - 26,48±1,34% и 17,24±1,31%, а УФЗ -40,70±1,32% и 22,57±1,31%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные в данном исследовании экспериментальные материалы позволили констатировать выраженное положительное влияние систематических занятий степ-аэробикой на показатели физического состояния, а именно на функциональное состояние, уровни физической работоспособности и физического здоровья юношей и девушек 17-18 лет. Очевидно, что широкое привлечение студентов к занятиям данным видом спорта будет способствовать оптимизации физического состояния их организма в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиоло-гии человека / В. К. Бальсевич // Советский спорт, 2009. - 218 с.

2. Булатова, М.М. Фитнес и двигательная активность: проблемы и пути решения / М. М. Булатова // Теорiя та методика фiзичного виховання i спорту. - 2010-№ 1-С. 3-7.

3. Верблюдов, 1.Б. Оптимiзацiя ждив^уально!' тренувально-оздоровчоТ програми для студентiв вищих педагогiчних навчальних закладiв : дис. ... канд. наук. з фiз. виховання i спорту : спец. 24.00.02 / Сумський держ. педагопчний ун-т iM. А. С. Мака-ренка. - Суми, 2011-С. 147-168.

4. Юбальник, О.Я. Оптимiзацiя рiвня руховоТ активностi пiдлiткiв 13—15 роюв шляхом впровад-ження ф™ес-технологм в систему фiзичного виховання / О.Я. Юбальник // Педагопка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту : наук. моногр. / [за ред. С. С. брмакова]. — 2010. — № 9—С. 73—77.

5. Круцевич, Т.Ю. Рекреа^я у фiзичнiй культурi рiзних груп населення: навч. Посiбник для студ. вищ. нав. закл. / Т. Ю. Круцевич, Г В. Безверхня. — К. : Олiмпiйська лтература, 2010. — 248 с.

6. Кучма, В.Р. Влияние современных форм организации физического воспитания на состояние здоро-

BIBLIOGRAPHY

1. Balsevich, V.K. Essays on the age of human kinesiology, Soviet Sport, 2009.—218 p.

2. Bulatov, M.M. Fitness and physical activity: problems and solutions, 2010- № 1- S. 3-7.

3. Kibalnik, O. Optimizatsiya rivnya ruhovoT aktivnosti pidlitkiv 13 - 15 ans, 2010 - № 9 - pp 73-77.

4. Krutsevich, T.Y. Rekreatsiya have fizichniy kulturi riznih population groups, K .: Olimpiyska literatura, 2010 - 248 p.

5. Kuchma, V.R. Influence of modern forms of organization of physical education on the health status of preschool children, M: Medicine, 2006 - № 3- S. 50-53.

вья детей дошкольного возраста / В.Р. Кучма, Т.Ю. Вишневецкая, А.Ю. Макарова // Гигиена и санитария: науч.-практ. журнал. — М. : Медицина, 2006. — № 3—С. 50-53.

7. Малков, М.В. Функцюнальна дiагностика в фiзичному вихованж та спортг Навчальний поЫбник. / М.В. Малков, Н.В. Богдановська, А.В. Сватьев. — Запорiжжя: ЗНУ, 2008. — 246 с. (шд грифом МОН УкраТни).

8. Платонов, В.Н. Сохранение и укрепление здоровья людей — приоритетное направление современного здравоохранения / В.Н. Платонов // Спортивна медицина.—2006. — № 2.—С. 3-14.

9. Приходько, ВВ. Педагопчна антрополопя i направлежсть реформи вищоi осв™ в Укра^ / В В. Приходько // Вюник Чернтвського державного педагопчного ужверситету. Вип. 44. Серiя: Педагопчж науки. Фiзичне виховання та спорт. — Чержпв, 2007 —С. 77-82.

6. Malikov, M.V., Bogdanovska N.V., Svatjev A.V. Funktsionalna diagnostika in fizichnomu vihovanni that sporti, Zaporizhzhia: ZNU, 2008. - 246 p. (pid stamped MES of Ukraine).

7. Platonov, V.N. Preserving and strengthening health -a priority of modern healthcare, 2006 - №2 - P. 3-14.

8. Prikhodko, V.V. Pedagogichna antropologiya i napravlenist reform vischoT osviti in UkraTni, Chernigiv, 2007- S.77-82.

9. Verblyudov, I B. Optimizatsiya individualnoT trenuvalno-ozdorovchoT prog for studentiv vischih pedagogichnih navchalnih zakladiv: Dis. ... PhD. Sciences. h fiz. vihovannya i Sport: spec. 24.00.02, Sumi, 2011- pp. 147-168.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Соколова Ольга Валентиновна — кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент кафедры ТМФВиС Запорожского национального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.