УДК 378 + 796.8
Н.В. Никифоров
физическое самосовершенствование Личности Подростков на занятиях по вольной борьбе
Обоснованы возможность и целесообразность формирования умений физического самосовершенствования школьников в процессе занятий вольной борьбой на основе создания спортивно-педагогической среды, коррекции содержания учебного плана, приемов обучения и творчества тренера. Использование их способствовало повышению уровня физической подготовленности, спортивной результативности перспективных борцов.
Ключевые слова: региональная программа, вольная борьба, физическое самосовершенствование, внеурочная подготовка, индивидуальное обучение, самоконтроль.
В Республике Саха (Якутия) существует уникальный опыт действия региональной программы по развитию вольной борьбы как спорта высоких достижений и физкультурно-массовой деятельности.
Система физического самосовершенствования личности, разработанная специалистами физической культуры для воспитанников секции вольной борьбы, в которой главный акцент был сделан на разработку локальной технологии физического самосовершенствования личности будущих перспективных борцов спортивных школ Республики Саха (Якутия), включает:
• коррекцию содержания программ общей физической и специальной физической подготовки в зависимости от «профиля» групп и индивидуальных особенностей занимающихся;
• разработку программы целевой подготовки (для членов общественной организации «Юные бооту-ры») и общего спецкурса «Помоги себе сам», включающего следующие разделы: «Познай свои возможности», «Азбука юного боотура», «Слагаемые жизненной карьеры»;
• разработку содержания и системы расчетов «Паспорта личностно-спортивного развития воспитанника» для тренерско-преподавательского состава, в котором три раза в течение отчетного года тренерами, врачом и социальным педагогом ДЮСШ № 5 г. Якутска (в начале и по двум полугодиям) должны были фиксироваться показатели физического развития, динамика двигательных возможностей, скоростно-силовых качеств, уровень воспитанности, социокультурные (общественные, интеллектуальные и спортивные достижения). За нарушения спортивно-тренировочного режима, здоровьеразрушающие привычки, общественно порицаемые поступки начислялись штрафные очки;
• разработку для воспитанников «Дневника самосовершенствования» и доступной для детского понимания системы набора и подсчета очков.
НИКИФОРОВ Никита Васильевич - ст. преподаватель ИФКиС ЯГУ
E-mail: [email protected]
В условиях Республики Саха (Якутия) особое воспитывающее воздействие оказывают взаимоотношения наставников и воспитанников, сохранившееся в сельской местности социальное явление - уhуйаан (буквально - научение). Передача опыта представителя старшего поколения младшему, называемое у якутов «уhуйуу», представляет собой процесс целенаправленного практического опыта наставника. Передача опыта социальной жизни выступает значимым условием, стимулирующим саморазвитие личности младшего по возрасту участника в процессе совместной деятельности в секции борьбы, создает атмосферу взаимной ответственности и взаимной поддержки. Это обуславливает управляемость, оперативность всей системы этнопедагогического воздействия на школьников-подростков [1].
Анализ региональных исследований позволяет выделить наличие этнических специфических особенностей самобытной системы отношений между тренером и спортсменами, совпадающей в базовых параметрах с традициями восточных единоборств. Ее характерными признаками выступают иерархичность и глубина отношений между наставником и учениками, когда тренер несет ответственность не только за спортивные достижения, но и за жизненную карьеру своих воспитанников; система совместного творчества и саморазвития предполагает освоение воспитанником личного и социального опыта тренера.
В современных социокультурных условиях Республики Саха (Якутия) вольная борьба выступает как общечеловеческая ценность, существенный элемент культуры, показатель развития физической культуры молодежи.
За время, прошедшее с момента появления первых чемпионов России, мира и Олимпийских игр, вольная борьба превратилась в мощную социокультурную данность регионального масштаба, являющуюся одним из важнейших институтов современной жизни республики.
Первоначальные мотивы занятий вольной борьбой у детей и подростков зачастую слабо связаны с социаль-
ной значимостью этой деятельности. Побудительной причиной такого выбора являются зачастую либо прямо асоциальные мотивы (повышение авторитета среди подростков за счет превосходящей физической силы), либо внешние атрибуты (красивая фигура, яркая спортивная форма, «престижность» вида спорта и т.п.). От квалификации и педагогического мастерства тренеров-практиков зависит, чтобы эти первоначальные мотивы впоследствии превратились в более содержательные и социально значимые, перешли в осознанное, осмысленное стремление к гармоническому совершенству, выраженному в единстве тела, воли и разума, то есть к воспитанию личности как активного участника общественного прогресса.
Занятия вольной борьбой предоставляют огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения, они ценны тем, что приучают преодолевать трудности. Эффект от занятий борьбой столь ярок и значителен, что многие спортивные специалисты рекомендовали использовать ее как подсобный вид спорта. Ярко выраженные воспитательная, оздоровительная и образовательная функции спортивной борьбы стали основанием для ее введения в учебные программы общеобразовательных школ Турции, Франции, Болгарии, Венгрии, Ирана, Мексики, Монголии, США, Финляндии, Швеции, Японии и др. [2].
В настоящее время в общеобразовательных школах 46 стран мира спортивная борьба является обязательным предметом (в Болгарии, например, борьба культивируется даже в тех школах, где нет ковра, а в Министерстве просвещения введена специальная должность инспектора по борьбе).
Ю.А. Шахмурадов отмечает, что занятия вольной борьбой уже по природе своей тесно связаны с этикой, моралью. «Борьба и спорт - это области человеческой деятельности, в основе которых лежит нравственное поведение». Нравственность и связанный с ней определенный «дух», образ мыслей и чувств, пользующийся всеобщим уважением, присущи вольной борьбе не как некий внешний атрибут, а как элементарные и необходимые предпосылки [3].
Утвержденные правила и нормативы спортивной деятельности предъявляют к ее участникам определенные нравственные требования, заключающиеся в соблюдении принципа честной спортивной борьбы. Спортивная этика как квинтэссенция основных моральных положений обозначает приоритет честного состязания по установленным правилам, повышенную заботу субъектов субкультуры о внешности, выступающей главным фактором атрибуции, культурного самосознания и идентификации (физический облик, одежда, тип физических действий).
Наша система воспитания и физического самосовершенствования подростков строится на практическом опыте известных тренеров по вольной борьбе -Д.П. Коркина, Н.Н. Волкова и М.С Скрябина с учетом принципов: спортивно-ориентированной направлен-
ности; интеллектуального самоконтроля и ценностных установок; потребности в физкультурной образованности; индивидуальных особенностей в спортивнофизкультурном развитии; научности; системности и междисциплинарности; непрерывности формирования соответствующих умений и навыков физического самосовершенствования; единства спортивно-педагогических требований в учебно-тренировочной и общественно значимой деятельности.
Формирование потребности в физическом самосовершенствовании личности осуществлялось по следующим основным направлениям: создание спортивнопедагогической среды; коррекция содержания учебного материала; методы, приемы обучения и виды деятельности; творчество тренера (табл. 1).
Разработанная нами технология по физическому самосовершенствованию была использована ДЮСШ № 5 г. Якутска. Для проведения экспериментальной работы из группы юных борцов были выделены экспериментальная (Эк. гр.) и контрольная (Кон. гр.) группы.
Апробированная с учетом этнорегиональных условий технология по физическому совершенствованию юных борцов показала, что уровень физической подготовленности их повысилось на 15-19%, и снизилось количественно в 4 раза число спортсменов с низкой двигательной культурой, в 1,5 раза повысила спортивную результативность перспективных борцов, навыки самоконтроля увеличились в 1,5-2 раза и обеспечила высокий уровень физической подготовленности - занимающихся стало больше на 18% и число спортсменов со средним уровнем физической подготовленности увеличилось на 19%. В табл. 2 приведены материалы анкетирования по усвоению прикладных знаний и умений по физическому самосовершенствованию борцов.
Таким образом, эффективность процесса физического самосовершенствования личности в условиях ДЮСШ заключается в достижении соответствия между его целями и результатами и зависит от учета свойств субъектов воспитания, приоритетными из которых являются: особенности занимающихся, обусловленные возрастом и спецификой избранного вида спорта; характеристикой личностного потенциала и деятельности тренерско-преподавательского состава; особенности соотношения компонентов процесса физического самосовершенствования личности, таких как физическое совершенствование, полная реализация в двигательных действиях собственных физических способностей, умение эффективно расходовать свой спортивный потенциал.
Таблица 1
Пути формирования потребности личности в физическом самосовершенствовании
№ Направление Содержание
1. Содержание учебного материала - изменение подхода к анализу изучаемого материала, явлений и введение в программу теоретического раздела; - непредвзятая оценка изучаемых явлений, событий через аргументацию фактами, документами и т.д.
2. Методы, приемы обучения и виды деятельности занимающихся - разнообразие форм и методов обучения: уроки различной направленности, научнопрактическая, внеурочная самоподготовка по предмету; - индивидуализация обучения с учетом выявленных интересов и способностей (наклонностей) учащихся; - осуществление в каждом педагогическом действии соучастия учеников, родителей в учебном процессе на основе гармонии человека с природой и культурой, с людьми и самим собой
3 Творчество тренера, учителя физкультуры - изменение отношения учашцхся к совершенствованию физического развития в ходе систематических занятий вольной борьбой, а родителей - к вольной борьбе как к средству, обеспечивающему успешную социализацию в мужское сообщество, сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков самоконтроля и саморазвития; - наличие интереса к дополнительным тренировкам, самостоятельным занятиям; - расширение программного материала и желание заниматься при школе спортом во внеу-чебное время; - выполнение самостоятельных домашних занятий по физической подготовке; овладение навыками дополнительных спортивных достижений; расширение теоретического уровня знаний по избранной спортивной специализации, физкультурно-оздоровительным средствам по улучшению здоровья; - повышение организаторских навыков у подростков в проведении спортивных занятий и мероприятий; - повышение физических кондиций и улучшение двигательных действий по пространственному, временному и силовому параметрам
Таблица 2
Материалы анкетирования по усвоению прикладных знаний и умений по физическому самосовершенствованию борцов ДЮСШ № 5
Виды знаний и умений Да, смог бы, я делал это самостоятельно Смог бы с посторонней помощью Нет, не смог бы
Эк. гр. Кон. гр. Эк. гр. Кон. гр. Эк. гр. Кон. гр.
1. Осуществлять самоконтроль во время систематических самостоятельных занятий по физическому самосовершенствованию 85% 25% 15% 50% 25%
2. Разработать и поддерживать оптимальный для конкретного спортсмена-подростка двигательный режим 78% 33% 21% 36% 1% 31%
3. Определить индивидуальную рациональную физическую нагрузку 95% 45% 5% 35% - 20%
4. Освоить рациональные способы двигательных действий 67% 33% 33% 57% - 10%
5. Сформировать потребность к сознательной заботе о совершенстве своего тела, своего физического, социального и психологического здоровья 67% 25% 22% 33% 11% 42%
Л и т е р а т у р а 2. Волков Н.Н. На ковре - борцы Якутии. - Якутск: Бичик,
2003. - 240 с.
1. Данилов Д.А. Социально-воспитательная работа в сель- 3. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические ском социуме. - Новосибирск: Наука, 1999. - 136 с. основы многолетней подготовки борцов. - М.: Высшая школа,
1997. - 189 с.
М.И. Соловьева, С.С. Кузьмина. ДИНАМИКА НАКОПЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЛИШАЙНИКАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕЗОНА ГОДА
N.V Nikiforov
Physical self-perfection of teenager personality during the freestyle wrestling lessons
The author gives reasons of possibility and suitability of formation of abilities of physical self-perfection of teenager personality during the freestyle wrestling lessons in sports and pedagogical environment. All the mentioned contributes to the increase of physical qualification level of promising wrestlers.
Key-words: regional program, freestyle wrestling, physical self-perfection, after-hours training, individual education, self-control.
v
УДК 57.022 М.И. Соловьева, С.С. Кузьмина
ДИНАМИКА НАКОПЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЛИШАЙНИКАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕЗОНА ГОДА
Исследовано накопление аскорбиновой кислоты, суммы низкомолекулярных антиоксидантов, полисахаридов, активность пе-роксидазы в трех видах лишайников р.СШопіа в зависимости от сезонных изменений. Установлены степень и характер сезонных изменений количественного состава данных биологически активных веществ в исследованных лишайниках, что подтверждает их активное участие в приспособлении к изменяющимся условиям окружающей среды.
Ключевые слова: антиоксиданты, полисахариды, лишайники, низкомолекулярные антиоксиданты, пероксидаза, аскорбиновая кислота, сезоны года, адаптация.
Приспособленность растительного организма формируется в процессе естественного отбора, которая создает предпосылки для изменения особенностей строения организмов растений, их жизненных форм, способов размножения, распространения, типа обмена веществ применительно к конкретным условиям местообитания. Процесс подгонки свойств растительного организма к условиям произрастания составляет сущность адаптации [1].
Многочисленные литературные данные [2, 4, 5, 6] свидетельствуют о влиянии экологических условий произрастания растений на качественный и количественный состав биологически активных веществ (БАВ), что указывает на их активное участие в приспособлении растений к изменяющимся условиям окружающей среды.
Актуальность изучения биохимического состава растений, произрастающих в резко континентальных условиях криолитозоны, заключается в эффективности действия биологически активных добавок, разработанных на их основе. Биологически активные добавки, содержащие БАВ антиоксидантного действия, можно использовать для коррекции патологических состояний ор-
СОЛОВЬЕВА Марианна Иннокентьевна - ст. преподаватель БГФ ЯГУ.
E-mail: [email protected]
КУЗЬМИНА Саргылана Семеновна - к.б.н., доцент БГФ ЯГУ.
E-mail: [email protected]
ганизма человека, связанных с нарушением иммунитета, регуляции обмена веществ, воспалительных процессов и т.д. Анализ литературы показал высокую привлекательность в этом плане слоевищ лишайников как сырья для получения из них биологически активных добавок и лекарственных препаратов. Кроме того, широкое распространение лишайников по территории Якутии позволяет использовать их в качестве адекватного объекта для изучения механизмов адаптации растений к климатогеографическим и техногенным воздействиям среды.
Нами проведена работа по установлению степени и характера влияния сезонных изменений на накопление биологически активных веществ в трех видах лишайников: Cladonia amaurocraea (Flk.) Shaer., Cladonia rangiferina (L.) Wed., Cladina stellaris (Opiz.) Brodo.
Сбор лишайников для изучения влияния сезона года на их биохимический состав производился на территории Центральной Якутии в 22 км севернее г. Якутска в течение 2-х лет (2004-2005 гг.); летом (июль), осенью (октябрь), зимой (январь) и весной (апрель). Для биохимических анализов отбирались только живые части слоевищ, в которых определяли активность пероксидазы [7], суммарное содержание низкомолекулярных антиоксидантов (НМАО) и содержание аскорбиновой кислоты (АК) [3], суммарное содержание полисахаридов [8] на спектрофотометре Beckman DU-650 (США). Для статистической обработки полученных данных использовали t-критерий Стьюдента.