Научная статья на тему 'Общая физическая подготовка в спортивной борьбе и целесообразность увеличения ее объемов'

Общая физическая подготовка в спортивной борьбе и целесообразность увеличения ее объемов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2703
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / WRESTLING / ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / GENERAL DEVELOPING EXERCISES / НАГРУЗКА / LOADS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов А.С., Закиров Д.Р.

В статье рассмотрены задачи физической подготовки спортсменов. Основу специфического содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. Это процесс воспитания физических способностей, необходимых в спортивной деятельности. Физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PHYSICAL TRAINING IN WRESTLING AND EXPEDIENCY OF ITS VOLUMES INCREASING

The paper considers the problem of an athlete physical training. The basis of the specific content of sports training is athletes physical fitness. It is the process of physical abilities educating required in sport. Physical training is inextricably linked with the increase of an organisms overall functionality, a versatile physical development and health promotion.

Текст научной работы на тему «Общая физическая подготовка в спортивной борьбе и целесообразность увеличения ее объемов»

ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Рег. номер Эл № ФС77-42717 от 16 ноября 2010 г.

Ш (2011)

(Выпуск 18)

УДК 796.82

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УВЕЛИЧЕНИЯ ЕЕ ОБЪЕМОВ

А.С. Кузнецов - доктор педагогических наук, профессор Д.Р. Закиров - соискатель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

GENERAL PHYSICAL TRAINING IN WRESTLING AND EXPEDIENCY OF

ITS VOLUMES' INCREASING

A.S. Kuznetsov - Doctor of Education, Professor D.R. Zakirov - Competitor The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: kamgafksit@,mail. ru

Ключевые слова: физическая подготовка, спортивная борьба, общеразвивающие упражнения, нагрузка.

Аннотация. В статье рассмотрены задачи физической подготовки спортсменов. Основу специфического содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. Это процесс воспитания физических способностей, необходимых в спортивной деятельности. Физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.

Key words: physical training, wrestling, General developing exercises, loads.

Summary. The paper considers the problem of an athlete physical training. The basis of the specific content of sports training is athlete's physical fitness. It is the process of physical abilities educating required in sport. Physical training is inextricably linked with the increase of an organism's overall functionality, a versatile physical development and health promotion.

1728074479001

Анализ содержания программ по спортивной борьбе показал, что самым главным в них является достижение физических кондиций и овладение различными общеразвивающими упражнениями, на что преимущественно и затрачен их текстовой материал. Невольно закрадывается мысль о том, что, писавшие эти программы, больше знакомы с оздоровительной физической культурой, нежели со спортивной борьбой.

Ярким примером искривления методологии является тот факт, что в качестве контрольных и переводных нормативов в ДЮСШ и СДЮШОР определены нормативы физической подготовленности.

Естественно, что каждый руководитель в этом случае строит внутришкольный педагогический контроль именно по этому принципу. Содержание технико-тактической подготовки отдается на откуп совести и уровня подготовленности тренера, поскольку в программе полностью отсутствует содержание контрольных нормативов по объему техники и тактики.

Нормативом по технической подготовке является выполнение разряда без выяснения содержания специфических приемов, за счет которых были достигнуты спортивные результаты. Таким образом, проверить учебную работу тренера на предмет ее специфического содержания нет возможности. Обыкновенная демонстрация приемов борьбы в не соревновательных условиях, как правило, не отображают содержания соревновательного технического арсенала.

Отслеживание становления соревновательного технического арсенала, как показателя профессиональной деятельности тренера, в ДЮСШ до сих пор не ведется.

Естественно, что содержание программ соответствует направленности и содержанию материалов научно-методической литературы по спортивной борьбе. Значительная часть специальной литературы по спортивной борьбе посвящена проблемам повышения физических качеств борцов путем использования общефизических и специальных упражнений, способствующих развитию силы, быстроты и выносливости.

Много работ посвящено развитию специальной выносливости (работоспособности) борцов, совершенствованию скоростных качеств борцов скоростно-силовых, способностей.

Причем, при исследовании специальной выносливости борца может использоваться велоэргометр [4].

Особенно вредным, на наш взгляд, является мнение многих тренеров о том, что достаточно найти «бойца», дать ему два - три приема, развить выносливость и чемпион готов. В связи с этим многие тренеры используют рекомендации по раннему отбору детей в спортивные секции.

Неудивительны поэтому факты, когда дети покидают секции и ДЮСШ по единоборствам даже после успешной сдачи вступительных нормативов и полугодичных занятий. Об этом свидетельствуют данные анкетного опроса тренеров и детей, бросивших спортивные секции [14; 6].

Настораживает тенденция переноса физических нормативов на детский организм в условиях ранней специализации. Вопросу ранней направленности физических нагрузок в процессе тренировок по спортивной борьбе посвящено достаточно большое количество работ.

Однако, имеется ряд работ, в которых поднимается вопрос о непосильности функциональных нагрузок, особенно для юных борцов. О вторичности силовой подготовки при изучении техники пишут О.П. Юшков, В.П. Сердюк, [15]. Решающее влияние технико-тактической подготовленности на соревновательный результат отмечали В.М. Максимова, В.А. Никуличев [8].

При, проведенном нами, опросе тренеров. На вопрос: «Сколько процентов детей остается в секциях единоборств после первого года обучения?», зафиксирован усредненный ответ - 26 %.

При опросе детей, бросивших секции единоборств выяснилось, что секции были покинуты по причинам:

ошибся в выборе вида спорта 24%

ошибся в выборе вида единоборств 35%

монотонные, не интересные занятия 36%

слишком сложные упражнения 27%

боязнь соревновательных схваток (боев) 42%

тяжелые физические нагрузки 98%

не присваивают разрядов 53%

мало борьбы, боев 61%

мало приемов единоборств 72%

слишком много упражнений, не относящихся к единоборствам 74%

Эти цифры свидетельствуют о том, что значительная часть детей идет в секции за образовательным компонентом, а не за физическим развитием, которое происходит само собой. В то же время основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки, аргументируя это, прежде всего, тезисом о том, что для проведения приема нужна сила!

Несмотря на авторство идеи периодизации спортивной тренировки, связанной с максимизацией функциональных нагрузок, Л.П. Матвеев критикует тенденцию насыщения тренировочного процесса массированными объемами общефизических нагрузок в ущерб учебному процессу - «Массированным использованием различных средств во время тренировки мы стремимся возместить их недостаточную направленность, что ведет к неоправданному разрастанию количественной составляющей тренировки в ущерб ее качеству» [9].

Недвусмысленно на эту тему высказывается Ю.В. Верхошанский [2], подвергающий сомнению добротность теории периодизации спортивной тренировки. Подводящими к этой мысли оказались, на наш взгляд, положения о сенситивности развития функциональных качеств [1].

На наш взгляд, к критике положений теории периодизации тренировки можно добавить и факторы индивидуальных и планетарных биологических ритмов.

Особенно опасна реализация ее положений при работе с детьми.

Чрезмерные физические нагрузки, разрушающие детский организм, особенно в ранний период, обусловлены общей тенденцией спорта - конкуренцией. «Огромная конкуренция в спорте ...стимулирует рост спортивных результатов, большинство из которых приближается к пределу возможностей человека» [11].

Увлечение многих тренеров общефизическими нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях, в конечном итоге, оцениваются не общефизические качества, а специфические действия [12]. Спортивная борьба является одним из сложнейших видов, имеющим большой набор технических действий и большую степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы [5].

Если вопрос о снижении тренировочных нагрузок ставится на высоком научном уровне, то при решении задачи укрепления здоровья всего населения, в особенности детей и подростков, то этот вопрос становится еще более правомерным.

Таким образом, на сегодняшний день в единоборствах, особенно в спортивной борьбе, доминирующим видом подготовки является физическая подготовка, что приводит к

систематическим перегрузкам функциональных систем. Однако, в создавшихся экологических условиях особенно необходимо соблюдать принцип - «не мешайте организму жить» (слова из врачебной клятвы: не вреди), вытекает непреложное требование к педагогу, воспитателю, тренеру: совмещай желаемое с возможным, не спеши в достижении цели.

Все эти факторы имеют концептуальное значение, поскольку отображают общую тенденцию к завышенной эксплуатации функциональных резервов и, как следствие, к сокращению контингента занимающихся спортивной борьбой, к сокращению их спортивного долголетия.

Результатами насильственной политики воспитания и обучения в периоде детства могут явиться: преждевременное изнашивание органов иммунной защиты, ведущее к «омолаживанию» ряда заболеваний; активизации роста усиленно нагружаемых органов при задержке роста и развития сопредельных, приводящая к явлениям дисгармоничной акселерации развития организма [10].

В.И. Лях [7] также отмечает, наличие неверной ориентации на увеличение объемов физических нагрузок без учета наклонностей детей и без широкого диапозона двигательных умений.

Посредственный уровень задатков и способностей не должен служить препятствием для зачисления в ДЮСШ. Ведь одаренность человека обнаруживается только через деятельность и по преимуществу в том виде деятельности, к которой он имеет задатки и способности [13].

В циклических и скоростно-силовых видах преодолевающих упражнений с ограниченным техническим содержанием задатки и способности обнаруживаются уже на ранних этапах подготовки и, даже, при наборе.

Естественно, что, чем более сложен технически и тактически вид избранного вида спорта, тем дольше будет «скрытый» период усвоения сложного технико-тактического материала и проявления необходимых специфических способностей.

Основной путь поиска юных спортсменов - организация тренировки для возможно большего числа детей и подростков. Такие исходные теоретические предпосылки обуславливают новые уровни требований на первой ступени отбора, не ограничивающего прием в ДЮСШ детей со средними физическими возможностями [3].

Литература

1. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. - Киев : Здоров'я, 1987. - 221 с.

2. Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 2. - С. 21-26, 39-42.

3. Гужаловский, А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Гужаловский. - М., 1979. - 23 с.

4. Дахновский, В.С. Велоэргометрическое тестирование специальной работоспособности дзюдоистов / В.С. Дахновский, Г. А. Венглярский // Спортивная борьба : ежегодник. - М., 1982. - С. 59-61.

5. Колмановский, А. А. Некоторые вопросы подготовки юношей / А. А. Колмановский // Пути совершенствования в спортивной борьбе. - М. : Физкультура и спорт, 1963. - С. 66-75.

6. Кузнецов, А.С. Оптимизация базовой технической подготоски борцов греко-римского стиля : дис. ... канд. пед. наук / А.С. Кузнецов. - Краснодар : КГАФК, 1995. - 131 с.

7. Лях, В.И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3. - С. 15-18.

8. Максимова, В. М. Планирование нагрузок в годичном цикле подготовки спортсменов высших разрядов / В.М. Максимова, В. А. Никуличев // Спортивная борьба : ежегодник. - М., 1983. - С. 13-14.

9. Матвеев, Л.П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1969. - № 4. - С. 49-53.

10. Никитюк, Б. А. Интегративная антропология и социальная практика / Б. А. Никитюк // Гипнология и интегративная антропология на службе педагогической, спортивной, медицинской и психотерапевтической практики : материалы Междунар. конференции. - Майкоп, 1994. - С. 195-203.

11. Новиков, А. А. Система подготовки борцов с учетом квалификации и возраста / А. А. Новиков, А.И. Колесов // Спортивная борьба : ежегодник. - М., 1972. - С. 5.

12. Торопин, Г.И. Чтобы оставаться сильнейшими (проблемы подготовки резервов) / Г.И. Торопин // Спортивная борьба : ежегодник. - М., 1984. - С. 41-43.

13. Учение о тренировке / под ред. Д. Харре. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 326 с.

14. Шулика, Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : дис. ... д-ра пед. наук / Ю.А. Шулика. - Краснодар, 1993. - 452 с.

15. Юшков, О.П. Начальное обучение в вольной борьбе / О.П. Юшков, В.П. Сердюк // Спортивная борьба : ежегодник. - М., 1982. - С. 19-23.

Literature

1. Balsevich, V.K. Physical human activity / V.K. Balsevich, V.A. Zaporozhanov. - Kiev : Zdorov'ya, 1987.

- 221 p.

2. Verhoshanskiy, Yu.V. Towards a scientific theory and methodology of sports training / Yu.V. Verhoshanskiy // Theory and Practice of Physical Culture. - 1997. - No. 2. - P. 21-26, 39-42.

3. Guzhalovskiy, A.A. Stages of development of physical (motor) skills and a problem of optimization of physical training of school age children : synopsis of a thesis ... Dr. of Ped. Sciences / A.A. Guzhalovskiy. - M., 1979. -23 p.

4. Dakhnovskiy, V.S. Veloergometric testing of a special performance of judo athletes / V.S. Dakhnovskiy, G.A. Venglyarskiy // Wrestling : yearbook. - M., 1982. - P. 59-61.

5. Kolmanovskiy, A.A. Some of the issues of youngsters' training / A.A. Kolmanovskiy // Ways of improving in wrestling. - Moscow : Physical Culture and Sport, 1963. - P. 66-75.

6. Kuznetsov, A.S. Optimization of the basic technical training of wrestlers in Greco-Roman style : Thesis. ... Candidate. Of Ped. Sciences / A.S. Kuznetsov. - Krasnodar : KGAFK, 1995. - 131 p.

7. Lyakh, V.I. Sensitive periods of development of coordination abilities of children of school age / V.I. Lyakh // Theory and Practice of Physical Culture. - 1990. - No. 3. - P. 15-18.

8. Maximova, V.M. Planning of loads in the annual cycle of preparation of senior grade athletes / V.M. Maksimova, V.A. Nikulichev // Wrestling : yearbook. - M., 1983. - P. 13-14.

9. Matveev, L.P. On the problems of the theory and methodology of sports training / L.P. Matveev // Theory and Practice of Physical Culture. - 1969. - No. 4. - P. 49-53.

10. Nikityuk, B.A. Integrative Anthropology and Social Practice / B.A. Nikityuk // Hypnology and integrative anthropology at the service of educational, sporting, medical and psychological practices : Proceedings of the Intern. conference. - Maikop, 1994. - P. 195-203.

11. Novikov, A.A. The system of wrestlers' training in accordance with the qualification and age / A.A. Novikov, A.I. Kolesov // Wrestling : yearbook. - M., 1972. - P. 5.

12. Toropin, G.I. To remain the strongest (problems of training of provision) / G.I. Toropin // Wrestling : yearbook. - M., 1984. - P. 41-43.

13. The doctrine about the training / under the editorship of D. Harre. - Moscow : Physical Culture and Sport, 1971. - 326 p.

14. Shulika, Yu.A. Many years of technical and tactical training in wrestling : Thesis. ... Dr. of Ped. Sciences / Yu.A. Shulika. - Krasnodar, 1993. - 452 p.

16. Yushkov, O.P. Initial training in freestyle wrestling / O.P. Yushkov, V.P. Serdyuk // Wrestling : yearbook. - M., 1982. - P. 19-23.

Статья поступила в редакцию 17.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.