Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper compares the data on schoolchildren’s physical development, by using three different rating tables (centile Russian and foreign tables) and calculating the Z score. It also gives data of comparison of the anthropometric indices obtained with these tables, as well as a correlation between the results obtained by applying these methods. In addition, anthropometric indices (body weight, height, physical development harmonicity) were studied in 1st- and 5th form pupils from Moscow general educational schools. The basic trends of the schoolchildren’s physical development in the past 10 years are analyzed. The findings indicate the positive changes in Moscow schoolchildren’s physical development, which are characterized by an increase in the number of children with a normal body weight, by a relative decrease in that of children with low body weight, and by a rise in the proportion of tall children.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ»

ний соматоскопических признаков (21,8 и 11,4% соответственно); у таких детей в 2 раза чаще (53,7 и 27,9%) встречаются сниженные относительно возрастно-половых норм показатели мышечной силы кистей рук, процессы вторичной дентитации чаще отстают от возрастной нормы (25,9 и 12,5%); страдают компенсированным и субкомпенсиро-ванным кариесом соответственно 70 и 53,1% обследованных.

Выводы. 1. Распространенность отклонений в состоянии здоровья детей с пограничным уровнем минерализации достоверно выше, чем при ее нормальном уровне. Болезни костно-мышечной системы занимают 2-е ранговое место, но встречаются в 2 раза чаще у школьников с пограничным уровнем минерализации.

2. В группе обследованных со сниженной минерализацией костной ткани (остеопения, диагностированная по показателям денситометрии в интервале от —1,2 до —2,5 50) по сравнению с детьми с пограничным уровнем минерализации показатели биологического возраста, гармоничности мор-фофункционального состояния и соматоскопических признаков находятся на достоверно более низком уровне, а распространенность отклонений в состоянии здоровья и, в частности, болезней опорно-двигательного аппарата значительно выше.

3. Состояние большинства детей с повышенным уровнем минерализации костной ткани, при котором показатель 7-зсог выше, чем 0,0 БЕ), характеризуется соответствующим или ускоренным биологическим развитием в значительном проценте случаев в сочетании с резко дисгармоничным мор-фофункциональным состоянием, малым числом нарушений опорно-двигательного аппарата, средними показателями мышечной силы, своевременным или ранним прорезыванием постоянных зубов при незначительной распространенности кариеса, избыточным жироотложением или ожирением, определяющим высокую распространенность болезней эндокринной системы и нарушений обмена веществ (12,4 на 100 обследованных).

4. Дети, имеющие замедленное биологическое созревание, дисгармоничное и резко дисгармоничное морфофункциональное состояние, минимальную толщину жировых складок, сниженные и низкие показатели мышечной силы кистей рук, задержку процессов вторичной дентитации в сочетании с заболеванием кариесом, относятся к группе риска наличия у них начальных стадий остеопени-ческого состояния, а указанные показатели в комплексе можно рассматривать как прогностические нарушения минерализации костной ткани.

5. С целью ранней диагностики донозологиче-ских стадий остеопенических состояний в системе мониторинга здоровья детского населения необходимо проводить оценку физического развития по комплексной методике, дополненной изучением соматоскопических признаков, которая тесно взаимосвязана с показателями минерализации костной ткани и может служить скрининг-тестом.

J1 и тер ату р а

1. Кучма В. Р., Сухарева Л. М. // Вести. РАМН. - 2003. - № 8. - С. 6-10.

2. Остеопороз у подростков: факторы риска, подходы к профилактике: Информационное письмо / Щеп-лягина JI. А., Ильин А. Г., Звездина И. В. и др. — М., 2000.

3. Щеплягина Л. А., Ильин А. Г., Звездина И. В. и др. // Рос. педиатр, журн. — 1999. — № 2. — С. 31—36.

4. Christiansen С. // Am. J. Med. - 1993. — Vol. 94. -P. 646-650.

Поступила 30.01.04

Summary. Retarded biological maturation, disharmonie and severely disharmonie morphofunctional status, the minimum thickness of fatty folds, decreased and low muscular force of the hands, delayed processes of secondary dentition concurrent with caries are shown to be prenosological criteria for osteopenia, impaired bone mineralization in children. Monitoring of children's health should include the assessment of physical development by the complex procedure supplemented by examination of somatoscopic signs.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2004 УДК 613.955:572.51(470-25)

Л. Ю. Волкова, М. В. Копытько, И. Я. Конь

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

ГУ НИИ питания РАМН, Москва

Физическое развитие, характеризуя процессы роста и развития ребенка, по праву считается одним из важнейших и информативных критериев состояния здоровья детского населения, результаты оценки физического развития отражают всю совокупность факторов, влияющих на организм человека, и служат информативными гигиеническими критериями [3,4, 6, 9]. Вместе с тем при анализе антропометрических индексов нередко используются различные подходы, которые, по мнению ряда специалистов, могут в итоге приводить к различиям в конечной оценке полученных результатов. В связи с этим представляется актуальным и целесообразным сопоставление результатов, полученных с помощью различных методов оценки физи-

ческого развития детей. В доступной литературе подобных исследований мы не обнаружили.

К числу наиболее распространенных подходов по оценке физического развития относится использование центильных таблиц как отечественных, так и зарубежных авторов [7, 8], а также показателя 2-скор, который наиболее широко применяется в последние годы [2, 6, 8, 10]. Задачами настоящего исследования явились сравнительный анализ трех различных способов оценки результатов антропометрических измерений отечественные [7] и зарубежные [8] центильные шкалы, а также метод ¿-скор [8]; оценка физического развития (масса и длина тела и их соотношения в зависимости от возраста детей) у детей 1-го (6—8 лет) и 5-го

Таблица 1

Коэффициент корреляции (г) между различными видами оценочных шкал

Таблица 3

Распределение учащихся 1-х классов по показателю масса тела/возраст (в % от общего числа)

Показатель Сравниваемые оценочные шкалы

ОДиЗД ОД и г-скор ЗД и г-скор

Длина тела/возраст 0,89 0,85 0,89

Масса тела/возраст 0,94 0,91 0,93

Масса тела/длина тела 0,99 0,91 0,90

Примечание. ОД — отечественные, ЗД — зарубежные центильные таблицы.

(10—12 лет) классов московских общеобразовательных школ (следует указать, что систематическая оценка физического развития московских школьников в последние годы не проводилась); сопоставление полученных результатов с данными других авторов.

В исследования были включены московские учащиеся 1 -х и 5-х классов 9 общеобразовательных школ из 5 административных округов Москвы. Всего под наблюдением находилось 628 детей, из них 336 учащихся 1-х классов в возрасте от 6 до 8 лет и 292 учащихся 5-х классов в возрасте от 9 до 12 лет.

Для сопоставления различных способов оценки результатов антропометрических измерений была сформирована подвыборка из 168 детей (25% всех обследованных детей).

Данные о возрасте детей были получены при анализе медицинских карт. Возраст учитывался с точностью до месяца.

Измерение массы и длины тела проводилось в первой половине дня, без обуви и одежды. Массу тела измеряли при помощи медицинских весов с точностью до 0,1 кг, длину — при помощи стандартного ростомера с точностью до 0,5 см. Измерения антропометрических показателей проводили в октябре—ноябре 2002 г. (первичное исследование) и в апреле—мае 2003 г. (повторное исследование). Оценку уровня физического развития проводили при помощи двух методов — центильного и г-скор. В случае центильного метода использовались два вида оценочных шкал: центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития [8] и отечественные центильные таблицы [7]. При использовании всех методов оценки физического развития вычислялись 3 основных антропометрических индекса: длина тела по возрасту, масса тела по возрасту и масса тела по длине тела. В случае центильного метода величина длины или массы тела выражается в центилях стандартной популяции или в процентах от медианы стандарта. При зычис-

Таблица 2

Распределение учащихся 1-х классов по показателю длина тела/возраст (в % от общего числа)

Показател ь Первичное наблюдение Повторное наблюдение

Нормальный рост (25—97 процентиль, или -1 < г-скор < 2) 72,7 72,6

Задержка роста (< 25 процентиль, или г-скор < -1) 5 4,2

Из них г-скор < -2 0,2 0,4

Высокий рост (> 97 процентиль, или г-скор > 2) 22,2 22,8

Показатель

Первичное наблюдение

Повторное наблюдение

63,4 63,4

10,2 11,2

1,2 1,2

26 25,4

10,7 12,6

Нормальная масса (25—90 процен-

тиль, или —1 < г-скор < 1,5) Дефицит массы тела (< 25 процен-

тиль, или г-скор < -1) Из них г-скор < -2 Избыток массы тела (> 90 процен-

тиль, или г-скор > 1,5) Из них г-скор > 2

лении г-скор или г-балла (балл стандартного отклонения) эти показатели рассчитываются как число стандартных отклонений или сигм, на которое исследуемый показатель (масса, длина тела) отличается от медианы стандартной популяции (цит. по [8]).

Первым этапом нашей работы явилось сопоставление оценки результатов полученных данных о массе и длине тела школьников с помощью трех различных оценочных шкал: центильных отечественных и зарубежных и с вычислением г-скор. Данные по сопоставимости антропометрических индексов, полученных с помощью этих таблиц, а также с помощью г-скор, и корреляционная зависимость между результатами приведены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, сильная положительная корреляционная связь (от 0,85 до 0,99) выявлена между всеми сопоставимыми оценочными шкалами. Наиболее тесная корреляционная связь (от 0,89 до 0,99) выявлена при сравнении отечественных и зарубежных центильных шкал для всех трех показателей (масса по возрасту, длина тела по возрасту и масса тела для длины тела). Все три типа оценочных шкал имеют тесную корреляционную связь (от 0,9 до 0,99) при оценке таких параметров, как масса тела по возрасту и масса тела для длины тела. Полученные результаты свидетельствуют о том, что конечный вывод о состоянии физического развития оказывается практически одинаковым при использовании всех трех типов оценочных шкал. Следовательно, для характеристики физического развития детей школьного возраста в равной мере могут быть использованы как центильный метод определения с помощью и отечественных, и зарубежных таблиц, так и метод г-скор, который наи-

Таблица 4

Распределение учащихся 1-х классов по показателю масса тела/длина тела (в % от общего числа)

Показатель

Первичное наблюдение

Повторное наблюдение

Нормальный индекс масса тела/длина тела (25—90 процентиль, или -1 < Ъ-скор < 1,5) Сниженный индекс масса тела/длина тела (дефицит массы) (< 25 процентиль, или г-скор < -1) Из них г-скор < -2

Повышенный индекс масса тела/длина тела (избыток массы) (> 90 процентиль, или ¿-скор >1,5) Из них г-скор > 2

65

21,2 2,6

13,4 6,8

64,4

18,6 1,8

16

7,6

Таблица 5

Распределение учащихся 5-х классов по показателю длина тела/возраст (в % от общего числа)

Таблица 7

Распределение учащихся 5-х классов по показателю масса тела/длина тела (в % от общего числа)

Показатель Первичное наблюдение Повторное наблюдение

Нормальный рост (25—97 процентиль, или —1 < г-скор < 2) 75 75,6

Задержка роста (< 25 процентиль, или г-скор < -1) 10,6 9,7

Из них г-скор < -2 2,2 1,5

Высокий рост (> 97 процентиль, или г-скор > 2) 14,6 14,7

более широко применяется в зарубежных исследованиях.

С учетом этого вывода мы провели дальнейший анализ физического развития обследованных детей с использованием центильных таблиц отечественных авторов и метода г-скор по трем основным антропометрическим индексам. Полученные данные представлены в табл. 2—4.

Как видно из табл. 2, среди учащихся первых классов преобладают нормальные показатели длина тела/возраст (72,6—72,7% детей при первичном и повторном наблюдении). Относительное число детей со значительной задержкой роста (г-скор < -2) невелико (0,2—0,4%). В то же время доля детей с очень высоким ростом (г-скор > 2) составляет 22,2—22,8%. У большинства первоклассников (63,4%) отмечен также нормальный индекс масса тела/возраст (см. табл. 3), причем при первичном и повторном измерении число детей с нормальной массой тела было одинаковым. Дети с очень низкой массой тела составляли 1,2%, их число также не изменялось при первичном и повторном измерении. Однако отмечалось на 2% больше детей по сравнению с первичным осмотром с избыточной (¿-скор > 2) массой тела для соответствующего возраста — 10,7—12,6%. Анализ гармоничности физического развития, о которой судят по показателю масса тела/длина тела, показывает, что таковая была у 2/3 обследованных первоклассников (см. табл. 4). Однако у 19—21% детей было отмечено дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела, в том числе у 1,8—2,6% детей выявлен значительный дефицит массы тела. У 13— 16% детей было обнаружено дисгармоничное физическое развитие за счет избытка массы тела, в том числе у 6,8—7.6% за счет значительного избытка массы (см. табл. 4).

В табл. 5—7 представлены аналогичные данные о физическом развитии учащихся 5-х классов.

Таблица 6

Распределение учащихся 5-х классов по показателю масса тела/возраст (в % от общего числа)

Показатель

Первичное наблюдение

Повторное наблюдение

Нормальная масса (25—90 процентиль,

или —1 < г-скор < 1,5) 63,2 64,4

Дефицит массы тела (< 25 процентиль,

или г-скор < -1) 14 13

Из них г-скор < -2 3,6 1,6

Избыток массы тела (> 90 процентиль,

или г-скор > 1,5) 22,8 22,6

Из них г-скор > 2 8,6 9,0

Показатель

Первичное наблюдение

Повторное наблюдение

Нормальный индекс масса тела/длина тела (25—90 процентиль, или -1 < г-скор < 1,5) 56,8 54,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сниженный индекс масса тела/длина тела (дефицит массы) (< 25 процентиль, или г-скор < -1) 31 32 Из них г-скор < -2 7,2 5,6 Повышенный индекс масса тела/ длина тела (избыток массы) (> 90 процентиль, или г-скор >1,5) 12 11 Из них г-скор > 2 5,4 5,8

Как видно из представленных таблиц, среди учащихся 5-х классов преобладают нормальные показатели длины тела для этого возраста (у 75— 75,6% детей, см. табл. 5). Число детей с задержкой роста невелико (2,2—1,5%), однако выше, чем у первоклассников. Так же, как и у учащихся 1-х классов, выявлена значительна доля детей с высоким ростом (г-скор > 2), которая составляет 14,6— 14,7% общего числа пятиклассников. Нормальная масса тела для возраста зарегистрирована (см. табл. 6) у большинства пятиклассников (63,2—64,4%), что очень близко к показателям первоклассников. Однако число детей с низкой и очень низкой массой тела больше, чем у первоклассников, и составляет в среднем 13—14% (в том числе у 1,6—3,6% детей очень низкая масса тела). Напротив, число детей с избыточной (г-скор > 2) массой тела несколько меньше, чем у первоклассников (22%). Еще в большей степени наблюдаются различия между уровнем гармоничности физического развития у первоклассников и пятиклассников. Число детей с гармоничным физическим развитием составило 55—57% у пятиклассников против 64—65% у первоклассников, причем у пятиклассников дисгармоничное физическое развитие наблюдается в основном за счет дефицита массы тела в отличие от первоклассников, у которых преобладает избыточная масса тела.

Первым этапом нашей работы явилось сопоставление трех наиболее распространенных способов оценки физического развития. Проведенное сопоставление выявило практическую идентичность результатов оценки физического развития, полученных с помощью центильного метода и метода Ъ-скор.

Таким образом, полученные данные позволяют говорить о правомерности использования любого из этих методоз. В период подготовки данной статьи аналогичные результаты у детей дошкольного возраста были получены И. М. Якубовой [10]. В связи с этим, с нашей точки зрения, интенсивные дискуссии по вопросу о преимуществах того или иного метода оценки едва ли представляются обоснованными.

Переходя к обсуждению конкретных результатов изучения физического развития московских школьников 1-х и 5-х классов, следует указать, что у значительной части обследованных детей (63— 75%) регистрировались нормальные показатели массы и длины тела. Эти результаты согласуются с данными, полученными в результате исследова-

ния, проведенного в 7 Федеральных округах Российской Федерации по инициативе НИИ им. Н. А. Семашко, в котором отмечается нормальное физическое развитие у 67% детей [2].

Среди обследованных нами детей дефицит массы тела составил в среднем для учащихся 1 -х классов 10,2—11,2%, у 5-х классов — 13—14%. В то же время было выявлено значительное число детей с избыточной массой тела (26% среди учащихся 1-х классов, 22% среди пятиклассников). По данным последних лет [1,2, 11, 12], дефицит массы тела регистрируется у 10—22% российских детей школьного возраста, а избыток массы тела характерен для 7—16%, что согласуется с нашими данными.

Значительная задержка роста (2-скор < -2) была выявлена у 0,4% первоклассников и у 2,2% пятиклассников. По данным исследования, проведенного НИИ им. Н. А. Семашко, в различных регионах Российской Федерации доля детей со значительной задержкой роста составила от 1,2% в Центральном федеральном округе до 5,9% в Северо-Западном федеральном округе [2]. Достаточно неожиданными оказались полученные нами результаты, касающиеся высокорослых детей. Их было более 22% среди первоклассников и 14% среди пятиклассников. В середине 90-х годов высокорослых детей зарегистрировано не более 4% [2, 4, 5], и только в 2000—2001 гг. их стало 11,4%, причем доля высокорослых детей в Центральном федеральном округе составила 14,8% [2].

Данные наблюдений за длиной тела и развитием московских школьников во второй половине XX века зафиксировали начало акселерации роста и развития подрастающего поколения в 60-е годы, ее пик в середине 70-х, элементы децелерации в 80-х и ее развитие в 90-е годы [12]. Можно полагать поэтому, что полученные нами данные являются указанием на вновь начавшийся процесс акселерации, который наблюдался в 60—70-е годы, сменившись в 80—90-е годы элементами децелерации. Это предположение требует, однако, дальнейшего изучения с оценкой всего комплекса показателей, характеризующих процесс акселерации. Вместе с тем нельзя исключить, что одной из причин увеличения числа высокорослых детей является гормональный дисбаланс как следствие неблагоприятной экологической обстановки, высокой интенсивности обучения, социального напряжения в обществе.

В то же время увеличилось число детей с дисгармоничным развитием за счет увеличения группы детей со сниженной и низкой массой тела [1,5, 11, 12]. По данным исследования, проведенного НИИ им. Н. А. Семашко, наибольшее число детей с низкой массой тела зарегистрировано в Уральском федеральном округе (15,8%), а наименьшее — в Центральном федеральном округе (10,2%) [2]. В связи с обсуждаемой проблемой дисгармоничного развития школьников по данным, полученным в ходе нашего исследования, отклонение в физическом развитии детей регистрировалось также преимущественно за счет школьников со сниженной и низкой массой тела (10—14%). Долядетей со сниженным индексом масса тела/длина тела сократилась за наблюдаемый период среди первоклассников на 2,6%, а среди пятиклассников эти изменения были несущественны (около 1%). При этом среди первоклассников доля детей с повышенным

индексом масса тела/длина тела увеличилась на 2,6%, а среди пятиклассников несколько снизилась (на 1%). Увеличение негармонично развитых первоклассников происходит в основном за счет возрастания числа детей с избыточной массой тела.

По результатам оценки физического развития российских детей из разных регионов России, проведенной НИИ им. Н. А. Семашко, к 2001 г. доля детей с нормальным физическим развитием увеличилась и составила 67,1% по сравнению с 1996— 1997 гг., когда этот показатель составлял 55,2%. По сравнению с 1996—1997 гг. к 2001 г. сократилась доля детей, имеющих низкую массу тела (с 16,4 до 11,4%) [10]. Аналогичные данные также были получены по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г.

Таким образом, в последнее время наметились положительные сдвиги в физическом развитии московских школьников, которые характеризуются увеличением числа детей с нормальной массой тела и относительным уменьшением числа детей с низкой массой тела. Вместе с тем серьезной проблемой является значительная распространенность детей с избыточной массой тела и дисгармоничным физическим развитием. Эти данные указывают на необходимость разработки различных подходов к коррекции этих состояний, в частности путем оптимизации двигательного режима и рационализации питания, в том числе питания в школе.

Л итература

1. Абросимова Л. П., Кабирова Е. В., Симакова Т. А., Шерстобитов Р. Г. // Гиг. и сан. — 1998. — № 2. — С. 30-31.

2. Дети России 2000-2001 гг. - М., 2003.

3. Киек О. В., Засорин Б. В., Боев В. М. // Гиг. и сан. —

1999. - № 5. - С. 74-76.

4. Мартинчик А. Н., Батурин А. К. // Гиг. и сан. —

2000. - № 1. - С. 68-71.

5. Матвеева Я. А., Кузмичев 10. Г., Богомолова Е. С. и др. // Гиг. и сан. - 1998. - № 2. - С. 26-28.

6. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей / Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. - М., 1999. - С. 86-89.

7. Морфофункциональные константы детского организма: Спразочник / Доскин В. А., Келлер X., Му-равенко Н. М. и др. — М., 1997.

8. Определение изменений в состоянии питания: Пособие по оценке влияния программ дополнительного питания на состояние питания уязвимых групп населения / Отв. ред. В. Е. Тюменева. — Женева, 1985.

9. Сердюковская Г. //., Сухарев А. Г., Белостоцкая Е. М. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей. — М., 1986.

10. Якубова И. М., Кузмичев 10. Г., Поляшова А. С. // Вопр. дет. диетол. — 2003. — Т. 1, № 4. — С. 5—9.

11. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. — 2000. — № 1. -С. 65-68.

12. Ямпольская Ю. А. Актовая речь: Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половине XX века. /Москва 22 мая 2003 года/ . - М., 2003.

Поступила 30.01.04

Summary. The paper compares the data on schoolchil-dren's physical development, by using three different rating tables (centile Russian and foreign tables) and calculating the Z score. It also gives data of comparison of the anthropomet-

ric indices obtained with these tables, as well as a correlation between the results obtained by applying these methods. In addition, anthropometric indices (body weight, height, physical development harmonicity) were studied in 1st- and 5th-form pupils from Moscow general educational schools. The basic trends of the schoolchildren's physical development in

the past 10 years are analyzed. The findings indicate the positive changes in Moscow schoolchildren's physical development, which are characterized by an increase in the number of children with a normal body weight, by a relative decrease in that of children with low body weight, and by a rise in the proportion of tall children.

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ 2004 УДК 613.96:612.313.1.064:613.863-057.87

С. М. Минасян, Э. С. Геворкян, А. В. Даян, Г. Г. Григорян, Г. С. Григорян

ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТОВ В СЛЮНЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Ереванский государственный университет

Большинство старшеклассников обучение в общеобразовательных школах сочетают с занятиями на подготовительных курсах в вузах. Продолжительность уроков (7—8 ч в день), интенсификация учебного процесса при ограниченной двигательной активности отрицательно сказываются на самочувствии юношей и девушек [1]. Чрезмерная нагрузка и малоэффективный отдых провоцируют напряжение регуляторных систем, приводят к целому ряду сложных изменений, обусловливающих снижение адаптивных возможностей организма [13]. Утомление выражается в изменении функционального состояния физиологических систем организма по умственной работоспособности, статистическим параметрам сердечного ритма, сдвигам в симпатоад-реналовой системе и обменных процессах в дневном, недельном и годовом временных периодах [1, 3, 4, 6, 14, 15]. Часто у юношей и девушек к концу учебного года вследствие чрезмерной учебной нагрузки, несоблюдения физиолого-гигиенических принципов организации обучения, нарушения режима дня наблюдается незавершение процесса адаптации (дезадаптация).

В последнее время в литературе [17, 18] встречаются сведения о метаболизме электролитов при различных патологических состояниях. Однако, несмотря на несомненную актуальность, довольно редки и противоречивы исследования, отражающие электролитный баланс у детей и подростков при умственной нагрузке. Последнее обстоятельство послужило основанием для изучения реакции и К+-экскреторной функции слюнных желез старшеклассников-абитуриентов на умственную и психоэмоциональную нагрузки. Известно, что К+-экскреторная функция слюнных желез обусловлена состоянием вегетативной нервной и эндокринной систем и находится в обратной зависимости от количества кортикостероидов и катехола-минов в крови [7|.

Исследования проводили среди 52 учеников-десятиклассников в течение учебного года и в период вступительных экзаменов в вузы. Измеряли основные показатели кардиогемодинамики: пульс, АД (систолическое — САД, диастолическое — ДАД) по методу Короткова. По формуле Старра рассчитывали систолический (СО) и минутный (МОК) объемы крови.

Регистрацию и обработку длительностью по 2,5 мин ЭКГ испытуемых осуществляли на компьютере 1ВМ-486. Математический анализ ритма сердца проводили методом вариационной пульсометрии

по критериям Р. М. Баевского и соавт. [2] с помощью компьютерной программы "Cardio", разработанной в лаборатории "Математического моделирования нервной системы" Института физиологии имени Л. А. Орбели HAH РА. Программа обеспечивала автоматическую регистрацию и анализ R— /^-интервалов с построением кардиоинтервало-грамм. Вычисляли следующие интегральные показатели ритма сердца: амплитуду моды — АМо, моду — Мо, Ах — вариационный размах, Vk — коэффициент вариации кардиоинтервалов, ИН — индекс напряжения.

Уровень Na+ и К+ в слюне определяли атомно-эмиссионным методом по наиболее интенсивной спектральной линии электролитов (766,49 и 589,2 нм для Na+ и К+ соответственно). Измерения осуществляли на атомно-абсорбционном спектрометре "AAS1" в эмиссионном режиме работы прибора. Рассчитывали также №+/К+-коэффициент. Слюну у испытуемых на всех этапах изучения брали в утренние часы, в одно и то же время.

Исследования проводили в течение учебного года (сентябрь, октябрь, декабрь, февраль, апрель, май, июнь), а также в период вступительных экзаменов в 5 экспериментальных ситуациях: 1 — за 2— 2,5 мес до экзамена в обычный учебный день, 2 — за несколько дней до экзамена, 3 — за день до экзамена, 4 — через день и 5 — через 1—1,5 мес после экзаменов.

Полученные данные подвергнуты статистической обработке на компьютере с учетом /-критерия Стьюдента.

' В первой серии исследований изучали Na+- и К+-экскреторную функцию слюны абитуриентов в течение учебного года. Полученные данные представлены в таблице. Анализ количественных пока-

Измсненис содержания электролитов (в ммоль/л) в слюне абитуриентов в учебном году

Этап исследования Na* К* NaVK*

Сентябрь 6,47 + 0,78 19,22 ± 1,93 0,34 ± 0,031

Октябрь 3,82 ± 0,75* 23,51 ± 2,76* 0,16 ± 0,02*

Декабрь 5,¿2 ± 0,86 20,76 ± 2,48 0,26 ± 0,022

Февраль 5,65 ± 0,88 21,08 ± 2,64 0,27 ± 0,029

Апрель 6,03 ± 1,08 20,54 ± 2,78 0,29 ± 0,024

Май 3,68 ± 0,97* 25,08 ± 3,12* 0,15 ± 0,035

Июнь 5,73 ± 0,99 19,82 ± 1,74 0,29 ± 0,034

Примечание. Звездочки — достоверность различий с сентябрем: одна — р < 0,05, две — р < 0,01, три — р < 0,001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.