Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ДЛИНЫ И МАССЫ ТЕЛА ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ И НОМОГРАММ'

ОЦЕНКА ДЛИНЫ И МАССЫ ТЕЛА ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ И НОМОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
158
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ДЛИНЫ И МАССЫ ТЕЛА ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ И НОМОГРАММ»

ния детей различного возраста и пола в качестве критериев при гигиеническом нормировании.

Литература. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. Бударный А. А. — Сов. педагогика, 1965, № 7, с. 70—84. Громбах С. М. — В кн.: Симпозиум по изучению состояния здоровья детей и подростков. Материалы. М., 1965, с. 20—34.

Громбах С. М.. Сапожникова Р. Г., Глушкова Е. К. и др. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1970, вып. 2, с. 111 — 143. Глушкова Е. К-. Попова Н. М. — В кн.: Гигиеническая

оценка обучения учащихся в современной школе. М, 1975, с. 133—164.

Дубровина 3. В. — В кн.: Состояние здоровья подростков в процессе производственного обучения и вопросы адаптации. М„ 1981, с. 8—14.

Казначеев В. П.. Киевский Р. М.. Берсенева А. П. Донозо-логическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л., 1980.

Моделирование биологических процессов. Абдулласв Н. X., Алламияров Б. У., Хидиров Б. Н. и др. Ташкент, 1979.

Набатникова М. Я. — В кн.: Основы управления подготовкой юных спортсменов. М., 1982, с. 41—85.

Сердюковская Г. Н., Дубинская И. Д. — В кн.: Труд и здоровье человека на Крайнем Севере. М., 1970, с. 108—118.

Поступила 10.03.83

УДК 371.711.8

Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев, Е. П. Усанова, Л. В. Шулындина,

В. М. Сморкалова

ОЦЕНКА ДЛИНЫ И МАССЫ ТЕЛА ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ И НОМОГРАММ

Горькозский медицинский институт им. С. М. Кирова, Горьковский НИ педиатрический

институт Минздрава РСФСР

Широкое применение антропометрического обследования школьников позволяет выявить у них отклонения в физическом развитии, установить его причину, а затем провести необходимые оздоровительные и лечебные мероприятия.

Общепринятая оценка физического развития по шкалам регрессии ориентирует врачей на характеристику морфологического состояния детей и подростков по 3 показателям: длина, масса тела и окружность грудной клетки. Из-за высокой корреляцинной связи м-ассы тела с окружностью грудной клетки последний показатель может быть исключен при скрининговых обследованиях и тогда оценка проводится только по длине и массе тела (Ю. А. Ямпольская). Выявлению групп детей, нуждающихся во врачебном наблюдении, помогают таблицы (скрининг-мо-дификация регрессионного метода) физического развития школьников Москвы (Г. Н. Сердюковская; Ю. А. Ямпольская) и линейные диаграммы физического развития школьников, проживающих в городах Украины (А. А. Сычев и соавт.). В то же время регрессионный метод оценки физического развития имеет ряд существенных недостатков, которые неоднократно обсуждались на страницах печати. В частности, правосторонняя асимметрия массы тела послужила поводом к разногласиям при определении ее среднего статистического норматива (Ю. А. Ямпольская и соавт.; Е. П. Стромская и соавт., и др.).

Свободными от ограничений, обусловленных логнормальным распределением вариант, являются многие непараметрические методы статистического анализа, в том числе центильный метод. Он не требует произвольного допущения о подчиненности анализируемой выборки закону нормального распределения и приемлем для об-

работки асимметричных распределений любого вида. Центильный метод описывает выборку в сжатом виде но центильным вероятностям в виде 8 интервалов (Д. Сепетлиев).

В настоящей работе рассматривается применение скрининг-теста для оценки физического развития школьников. Тест основан на центильном методе математической статистики. Длина и масса тела измерены у 7268 школьников (3358 мальчиков и 3910 девочек) в возрасте от 7 до 14 лет. Нормативы физического развития представлены графически на рис. 1 и 2 в виде одномерных цен-тильных шкал по длине и массе тела и номограмм. Таким образом, вся необходимая информация о физическом развитии школьников сосредоточена на 2 диаграммах. Показатели физического развития представлены в системе 2 координат, где по вертикали обозначена длина (в см), по горизонтали — масса тела (в кг). Параллельно каждой оси координат нанесены возрастные одномерные центильные шкалы: справа — шкалы длины тела, сверху — массы. В центре находится вневозрастная номограмма для оценки соответствия массы тела его длине. Цифрами 1 — 8 на номограмме и шкалах обозначены центильные интервалы. Средние значения длины и массы тела, ограниченные 4—5-м интервалами, заштрихованы.

Пользуясь рисунками, можно оценить физическое развитие по одномерным шкалам. Для этого на оси ординат находят значения длины тела школьников. Из этой точки восстанавливают перпендикуляр до пересечения его с возрастной шкалой длины тела и определяют значение длины тела в величине центильного интервала. Аналогично оцениваем массу тела по шкалам, расположенным в верхнем поле рисунков. Показа-

тели, попавшие в 4—5-й интервалы, расценивают как средние, в 3-й — пониженные, во 2-й — низкие, в 1-й — очень низкие, в 6-й — повышенные, в 7-й — высокие, в 8-й интервал — очень высокие. Важным моментом в оценке физического

развития является определение соответствия массы тела его длине, т. е. гармоничности развития. Наш опыт его оценки по одномерным цен-тильным шкалам показал, что если значение массы тела оказывается в одном или соседнем цен-

Рис. 1. Центильные шкалы и номограмма для оценки длины и массы тела мальчиков от 7 до 14 лет.

Здесь и на рис. 2: по оси абсцисс — масса тела (в кг), по оси ординат — длина тела (в см). Цифры в верхней и правой части рисунка — воираст (в годах): /—8 — центильныс интервалы.

Рис. 2. Центильные шкалы и номограмма для оценки длины и массы тела девочек

от 7 до 14 лет.

тильном интервале с длиной тела, то такое соотношение можно расценивать как гармоничное. Если значение массы тела выходит за границы соседнего интервала, то речь идет о дисгармо-иичном развитии. Одномерные цемтильные шкалы но длине и массе тела позволяют оценить физическое развитие большинства школьников. Исключение составляют учащиеся, длина и масса тела которых соответствуют крайним центильным интервалам (1, 2, 7, 8-й). Одномерная центильная шкала не дифференцирует значение массы тела по отношению к длине, если оба показателя находятся в крайних центильных интервалах. Кроме того, одномерные шкалы массы тела имеют тот же недостаток, что и метод сигмальных отклонении: масса тела представлена в них как независимый признак по отношению к длине тела. Преодолеть этот недостаток позволяет расчет нормативов в двухмерном пространстве признаков, когда по длине тела рассчитывают возможные центильные градации массы тела.

Приступая к разработке двухмерных центильных шкал, мы исходим из биологической закономерности, описанной Е. А. Шапошниковым. Анализ большого статистического материала о физическом развитии детей и подростков позволил автору выявить постоянство средней величины массы тела при одинаковой ее длине у детей разного возраста от рождения до 14 лет. Используя весь объем выборки, мы разработали вневозрастные двухмерные центильные шкалы для оценки массы тела по его длине у школьников 7—14 лет. Для удобства пользования двухмерные шкалы представлены в виде номограмм. При их построении сглаживали случайные колебания границ интервалов по методу взвешенной скользящей средней (Е. В. Гублер).

Для оценки гармоничности физического раз-пития но номограмме на осях кородинат находят значения длины и массы тела школьников. Из данных точек восстанавливают перпендикуляры, место их пересечения соответствует искомому значению массы тела школьника. Физическое развитие считают гармоничным, если масса тела оценивается по 4—5-му центильным интервалам номограммы; дисгармоничным — при оценке по 3-му пли 6-му интервалам, резко дисгармоничным — но 1—2-му или 7—8-му интервалам.

Предложенный нами скрининг-тест для характеристики физического развития школьника позволяет ограничиться оценкой длины тела по возрастным шкалам; затем по номограмме устанавливают степень соответствия массы тела его длине. На основании данной оценки мы предлагаем выделять 3 группы физического развития: 1) нормальное; 2) группа риска; 3) отклонения в физическом развитии. Нормальное физическое развитие соответствует средней, повышенной или пониженной длине тела (3—6-й интервалы шкалы) и гармоничному соотношению длины и массы тела (4—5-й интервалы номограммы).

В группу риска по физическому развитию относятся школьники с большой или малой длиной тела (7-й или 2-й интервалы шкалы) при гармоничном развитии, а также с дисгармоничным физическим развитием за счет дефицита или избытка жировой ткани (3-й или 6-й интервалы номограммы) при длине тела, оцениваемой в диапазоне 2—7-го интервалов шкалы. Физическое развитие отклоняется от нормы, если у школьников обнаружены очень большая или очень малая длина тела (8-й или 1-й интервалы шкалы) при любой массе тела, а также резко дисгармоничное развитие с избыточным жироотложением (масса тела оценивается по 7—8-му интервалам номограммы) или дефицитом массы тела (1-й или 2-й интервалы номограммы) при любой длине тела.

Анализ центильных интервалов шкал и номограмм массы тела у мальчиков и девочек показал, что ширина 3-го и 2-го центильных интервалов меньше, чем 6-го и 7-го; это отражает реально существующую правостороннюю асимметрию признака. Ю. А. Ямпольская и соавт. правосторонней асимметрией массы тела обосновывают необходимость расширения диапазона нормальных значений массы тела и при регрессионом методе. Однако предлагаемая авторами во всех воз-растно-половых группах верхняя граница норматива (х +2,0 от) произвольна, тогда как при цен-тильном методе анализа увеличение ширины 6-го и 7-го интервалов имеет математическое обоснование.

Таким образом, центильный метод обладает рядом бесспорных преимуществ перед параметрическими способами оценки физического развития. Он более корректен с позиций математической статистики, так как большинство показателей морфофупкционального развития имеют распределение, отличающееся от нормального. Данный метод позволяет получать нормативы корреляционно связанных показателей в двухмерном пространстве признаков. Использованный нами принцип построения номограмм «длина — масса тела» распространяется на другие показатели физического развития. Предложенный нами скрининг-тест оценки физического развития точен и доступен для практического использования, так как он нагляден, исключает расчеты и обеспечивает выделение из популяции не только школьников с отклонениями в развитии, но и групп риска, что позволяет своевременно проводить коррекционные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Литература. Гублер Е. В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. Л., 1978.

Линейные диаграммы для оценки физического развития школьников, проживающих в городах Украины. Метод, рекомендации. / Сычев А. А., Яровой Г. С., Королева 3. Г. и др. Харьков, 1977.

Сепетлиев Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М., 1968. Сердюковская Г. Я. — Гиг. и сан., 1981, № 12, с. 50—53. Стромская Е. П., Кардашенко В. Н„ Варламова Л. П. и др. —Там же, 1982, № 2, с. 71—74.

Шапошников Е. А. — Гиг. и сан., 1981, № 10, с. 74—78. Ямпольская Ю. А. — Там же, № 12, с. 47—50. Ямпольская Ю. А., Ужей В. Г.. Дунаевская Т. И. — Там же, 1979, № 1, с. 20-25.

Поступила 09.03.83

Из практики

УДК 614.777:628.112

О. В. Черных

ИЗМЕНЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ ПОДЗЕМНОГО ВОДОИСТОЧНИКА ПРИ ЕГО ДЛИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Краснодонская городская санэпидстанция

Анализ многолетних данных химического и бактериологического состава воды одного из водозаборов г. Краснодона, представленного 35 артезианскими скважинами, забирающими воду из аллювиального горизонта и трещиноватой зоны мергельно-меловых отложений верхнего отдела туронского яруса, свидетельствует о постепенном изменении солевого состава воды с момента начала эксплуатации водозабора (1964).

Химический состав и бактериологические показатели определялись стандартными методами.

Исследуемые воды относятся к типу гидрокарбонатно-кальциевых и гидрокарбонатно-натрнево-кальциевых. На протяжении 18 лет эксплуатации водозабора минерализация воды возросла в среднем с 600±5,89 до 629± ±6,76 мг/л, в том числе: хлорион — со 128±1,5 до 128,9±2,64 мг/л, сульфаты со 136±1,5 до 137,6± 1,9 мг/л, общая жесткость воды за это время возросла с 7±0,07 до 8,5±0,09 мг-экв/л.

В связи с обнаруженными сдвигами возникла задача выявления возможного влияния на качество воды атмосферных осадков, вод аллювиального горизонта и паводковых речных вод, которые являются основным источником питания подземных вод трещиноватой зоны мергельно-меловых отложений.

Среднегодовые многолетние количества атмосферных осадков составляют 415—464 мм. Дождн часто выпадают в виде кратковременных ливней. В зимне-летнее время средние суммы осадков минимальные н составляют 23— 25 мм. Река Северный Донец н ее притоки становятся полноводными во время весеннего таяния снегов и во время ливней. В остальное время они маловодны. Поверхностные воды реки Северный Донец по своему характеру хлорндно-сульфатно-гидрокарбонатные, кальцнево-натрне-вые с минерализацией в межень до 1116±14,5 мг/л (1964), общей жесткостью 12±5,6 мг-экв/л. В паводковый период минерализация речных вод понижалась до 500±17,9 мг/л (1964), общая жесткость — до 9,0±3,8 мг-экв/л.

В последние годы минерализация воды реки Северный Донец стабильно возрастает в результате интенсивного загрязнения воды выбросами химического производства и предприятиями по выработке соды промышленного района, расположенного выше по течению реки. Исследования солевого состава воды Северный Донец за последние 10 лет (1972—1982) в установленных створах в пределах изучаемого района показали увеличение концентрации хлоридов с 503±6,52 до 523±8,78 мг/л, сульфатов с 455±12,7 мг/л до 500,8± 17,5 мг/л, сухого остатка с 1218±17,9 мг/л до 1223±28,5 мг/л. Хотя прямой корреляции между засолением воды реки Северный Донец и изменением концентрации солен подземных вод установить ее удалось, тем не менее можно предположить влияние

нарастающего засоления реки на качество подземных под. которое необходимо исследовать дополнительно.

Воды аллювиального водоносного горизонта гидрокар-бонатно-сульфатно-кальциево-магнневые с минерализацией 448—930 мг/л и общей жесткостью до 14,6 мг-экв./л. Основным источником питания горизонта являются атмосферные осадки, инфильтрирующиеся на огромной территории песчаных террас. По данным изысканий (1964), верхнеме-ловой водоносный горизонт на отдельных участках имеет гидравлическую связь с аллювиальным горизонтом.

При сравнительном изучении качества воды группы скважин водозабора обратила на себя внимание высокая минерализация воды в них (1000.0±15,2 мг/л и более при общей жесткости до 12,0±4,9 мг-экв/л). Можно предположительно объяснить засоление вод верхнемеловой толщи образованием глубокой депрессии в артезианском водоносном горизонте в результате превышения водоотбора над дебитом, что привело к нарушению гидравлического равновесия между относительно пресными водами верхнемеловой толщи и достаточно минерализованными водами аллювиального горизонта и вызвало приток последних в артезианский водоносный горизонт, а также в результате постоянного вымывания карстовых пород при интенсивной эксплуатации водозабора.

Динамика концентрации железа в воде идентична динамике макрокомпонентов. Содержание железа в 12 скважинах определялось на уровне 0,35—3,37 мг/л (1964). Средняя концентрация железа в воде после смешивания в резервуарах II подъема составляла в 1982 г. 0,82± 0,17 мг/л. В подземных водах железо чаще всего встречалось в виде двухвалетных растворимых солей. При контакте воды с воздухом они окислялись с образованием бурых хлопьев гидрата окиси, что вызывало ухудшение органолептнческнх свойств воды. Для улучшения органо-лептических свойств питьевой воды на площадке II подъема заканчивается строительство станции обезжелезивания. рассчитанной на полную производительность водопровода.

Нами одновременно изучалось содержание фтора в питьевой воде водозабора в связи с повышенной заболеваемостью кариесом детей младшего школьного возраста. Содержание фтора определяли методом стандартных серий с применением циркон-ализариновой смеси, как показали наши исследования, содержание фтора в питьевой воде остается стабильным на протяжении 18 лет эксплуатации водозабора и составляет в среднем 0,25—0,55± ±0,01 мг/л. По нашим рекомендациям заканчивается строительство установки для фторирования воды на площадке III подъема водопровода. В 7 из 723 проб исследованной воды скважин была обнаружена кишечная палочка: коли-индекс при этом составлял 5—7. Число колоний во всех случаях не превышало 2. Из 7 проб 6 были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.