Научная статья на тему 'ОБ ИТОГАХ ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ'

ОБ ИТОГАХ ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИТОГАХ ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

6. Карпман В. Л. Спортивная медицина.— М., 1987.

7. Мостовая Л. А., Карповец П. М. // Гиг. и сан.— 1990,— № 4.— С. 9—13.

8. Темкин И. Б. Физические упражнения и сердечнососудистая система.— М., 1974.

9. Хрущев С. В. Врачебный контроль за физическим

воспитанием школьников.— М., 1980. 10. Яы/ел/галг, НеШпдег, 1959. Цит. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.— М., 1979.—С. 146.

Поступила 10.07.9!

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 572.51.08-053.2 (574)

А. Г. Швецов, В. С. Павловская, Я. В. Стецко, И. А. Дейс

ОБ ИТОГАХ ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Карагандинский медицинский институт, Карагандинский облздравотдел

Нормативы (стандарты) физического развития (ФР) по праву считаются важнейшим инструментом первичного контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения [1, 4, 5]. В зарубежной литературе стандарты ФР, основанные на регрессионном или перцентильном анализе, используются как ориентировочные, позволяющие судить о «нормальности» весоростовых соотношений детей той или иной национальности вне зависимости от возраста [6]. В отличие от зарубежных отечественные публикации свидетельствуют, что сфера их применения значительно шире: на их основе предложено создание единых таблиц для оценки ФР всего детского и подросткового населения [2, 3]. ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко (Т. М. Максимовой, В. Н. Яниной и др.) пропагандируются единые нормативные таблицы для детей от 1 года до 14 лет с учетом высокорослости или низкорослости населения. Опытное внедрение их1 проведено нами в условиях Центрального Казахстана в соответствии с распоряжением Минздрава СССР № 12—7/44—122 от 05.12.90.

Объем внедрения предполагал разрешение следующих направлений исследования:

выборочную оценку по представленным стандартам ФР детей условно русской (европеоиды) и условно казахской (монголоиды) национальностей по всем возрастно-половым группам от 1 года до 14 лет с насыщенностью каждой группы от 15 до 25 человек (всего обследовано 1017 детей) ;

— оценку ФР этой же детской популяции по зональным (для Центрального Казахстана) шкалам регрессии с помощью унифицированной методики оценки ФР, предложенной нами и принятой в качестве единого методического подхода в детских дошкольных учреждениях и школах Казахстана с 1982 г.;

— разработку на достаточно представительной выборке местных перцентильных стандартов и сопоставление результатов оценки ФР детей по ним и по общесоюзным внедряемым оценочным нормативам.

При проведении этой работы мы столкнулись с рядом трудностей при сопоставлении получаемых

1 Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет.— М., 1990.

данных вследствие различных методических подходов к организации исследования и оценки ФР детей.

Во-первых, мы не можем согласиться с мнением многочисленных приверженцев перцентилыюго метода оценки ФР детей, предлагающих ограничить ее лишь 2 антропометрическими параметрами — длиной и массой тела. Несмотря на указанную этими авторами высокую корреляцию показателей окружности грудной клетки с массой тела, грудной периметр почти в 15 % случаев изменяет итоговую оценку ФР, определяемую лишь по длине и массе тела (двухмерные шкалы регрессии). Это хорошо видно из данных, приведенных в табл. 1. В связи с этим мы отдаем безусловное предпочтение трехмерным шкалам регрессии и именно их показатели считаем структурными при характеристике ФР изучаемой детской популяции.

Во-вторых, мы не скрываем своего негативного отношения к перцентильной методике оценки ФР, считая ее шагом назад в теории и практике исследования и оценки ФР, недопустимым упрощенчеством во имя сомнительных выгод в «легкости» разработки перцентильных шкал и методики оцен-кй ФР детей с их помощью. Методически перцен-тильные шкалы возвращают нас к изжившей себя методике изолированной оценки каждого антропометрического признака, сокращая при этом число оценочных признаков до двух (длины и массы тела) и лишая тем самым возможности оценки гармоничности ФР ребенка, пропорциональности его антропологических показателей, определяющих не только эстетическое понятие телесной красоты, но и тесноту взаимодействия организма с окружающей средой.

Мы придерживаемся точки зрения, что «дробный» возраст дошкольников (помесячный, квартально-полугодовой), как и расширение границы нормальных значений массы тела и окружности грудной клетки на 1т в положительную сторону у школьников, ликвидируют в полной мере недостатки, присущие шкалам регрессии ввиду правосторонней асимметрии показателей ФР детей, делая их достаточно корректным методом исследования с существенным выигрышем в информационном качестве.

В-третьих, десятистепенная шкала оценки ФР, используемая в межрегиональных стандартах, на наш взгляд, абсурдна с точки зрения ее практи-

Таблица I

Структура показателей физического развития (в %) в возрастном разрезе при его оценке разными способами

Этническая группа Возраст, годы Общесоюзные центнльные шкалы, степень Двухмерные шкалы степень регрессии. Трехмерные шкалы стегкнь регрессии.

1 II ill IV V 1 II in IV V 1 и III IV V

Дети монголоидной группы (низкорослые) До 3 3,5—7. 8—14 54,3 71,8 66.0 21,3 13,0 13,5 9,6 4,6 5,8 8,6 0,8 4,5 6,2 9,8 10,2 69.5 78.6 75,6 21,3 15,3 18,6 7,6 5,3 1,9 0,5 0 1,9 0,9 0,8 2,0 56,9 65,6 66,0 27,9 26,7 27,6 13,7 6,9 2.6 0,5 0 1,9 0,9 0,8 1,9

Beer о... 62,5 16,5 7,0 5,2 8,5 74,0 18,8 5,2 0,8 1,2 62,2 27,5 8,3 0,8 1.2

Дети европеоидной группы (высокорослые) До 3 3,5—7 8—14 57.0 67,4 69.1 17,8 14,7 14,3 9,1 9,3 6.9 7,9 5,4 5,1 8,2 3,2 4,6 65.7 75,4 81.8 24.8 17,7 13.9 7,0 5,7 2,4 2,5 0,5 0,6 0 0,7 1,3 54,5 65,1 73,9 33,5 26,4 20,0 9,5 7,0 4,2 2,5 0,8 0,6 0 0,7 1,3

Beer о... 63,4 15,9 8,4 6,4 5,9 73,5 19,4 5,1 1,5 0,5 63,1 27,6 7,3 1,5 0,5

В целом по обеим этническим группам (низкорослые-]- высокорослые) До 3 3,5-7 8—14 55,7 69,6 67,6 19,6 13,9 13,9 9,4 7,0 6,4 8,3 3,1 4,8 7,0 6.4 7,3 67.6 77,0 78.7 23,1 16,5 16,3 7,3 5,5 2,2 1,5 0,3 1,3 0,5 0,7 1,5 55,7 65,4 70,0 30.7 26,6 23.8 11,6 7,0 3,4 1,5 0,4 1.3 0,5 0,6 1,5

Beer о... 63,0 16,2 7,7 5,8 7,3 73,8 19,1 5,2 1.1 0,8 62,7 27,6 7,8 1,2 0,7

ческого применения, особенно для ФР коллективов. В основном она носит индивидуально-прикладной характер, не требующий, как нам кажется, такой детализации.

В связи с вышеизложенным для приведения результатов оценки ФР по межрегиональным стандартам к общесмысловому значению градаций нашей оценочной схемы была проведена следующая их группировка: I степень ФР — I группа центильной оценки; II степень ФР —II—IV—VI группы центильной оценки; III степень ФР — III—V—VII—VIII группы центильной оценки; IV степень ФР — X группа центильной оценки; V степень ФР — IX группа центильной оценки.

Используемая нами унифицированная схема ФР основана на схеме Института гигиены детей и подростков Минздрава России, рекомендованной при комплексном изучении режимов труда и отдыха учащихся ПТУ (М., 1978 г.), при внесении в нее ряда дополнений.

Основными параметрами нашей схемы являются масса тела и окружность грудной клетки, соотнесенные с длиной тела. Сами же варианты длины тела, за исключением «низкого» (4-й класс роста — М—2т) и «очень высокого» (выше 5-го класса роста — Л4+Зт), расцениваются как варианты биологической нормы.

Таким образом, мерилом хорошего (нормального), гармоничного физического развития выступает не выраженность каждого антропометрического признака (как это имеет место при центильной оценке), а их взаимовыраженность, со-четанность, взаимосоответствие, определяющие понятия пропорциональности и гармоничности развития.

Мы отдали предпочтение общеупотребительной для широкой аудитории терминологии в обозначении степени физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое).

В общем виде предлагаемая нами схема оценки

ФР детей выглядит так, как представлена на рисунке.

При оценке ФР поочередно выставляется степень его по соотношению длины и массы тела, затем —длины тела и грудного периметра, после чего выводится окончательная оценка по худшему оценочному признаку.

Детям от смешанных разнорасовых браков (европеоидов и монголоидов) национальность, а следовательно, и тип оценочной таблицы выбирали по национальности матери.

Данные табл. 1 показывают абсолютную несопоставимость структуры показателей ФР как при оценке по двух- и трехмерным шкалам регрессии, так и в сравнении их с межрегиональными центильными шкалами, причем эти различия сохраняются в обеих этнических группах — и монголоидов (низкорослых), и европеоидов (высокорослых).

Критерии физического развития детей и подростков Казахстана.

а — дошкольники: б — школьники; /—V -степень. Хорошее (нормальное), гармоничное ФР (I степень) — индивидуумы 2. 3, 4. 5-го классов роста с показателями массы тела и окружности грудной клетки п пределах: AfrfcloR | --Iod—jVf+2«p. Ухудшенное, дисгармоничное ФР (II степень) индивидуумы 2, 3, 4. 5-го классов роста с показателями массы тела и окружности грудной клетки, выходящими за пределы I степени ФР на 1ок. Плохое, дисгармоничное физическое развитие (III степень) — индивн-дуумы 2, 3. 4, 5-го классов роста с показателями массы тела и окружности грудной клетки, выходящими за пределы II степени ФР. Общая задержка (отсталость) ФР (IV степень) — индивидуумы с низким (1-й класс) и очень низким (ниже 1-го класса) ростом независимо от показателен массы тела и окружности грудной клетки. Опережение в ФР (V степень) — индивидуумы с очень высоким (выше 5-го класса) ростом независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки.

г

з ш

Таблица 2

Характер изменения показателей ФР (в %) индивидуумов при оценке его разными способами

Этническом группа Возраст, годы Совпадение показателей Ухудшение показателей по отношению Улучшение показателей по отношению

с ДШР с ТШР к ДШР к ТШР к ДШР к ТШР

мин. макс. ср. мин. макс. ср. мин. макс. ср. мин. макс. ср. мнн. макс. ср. мин. макс. ср.

Дети монголоидной До 3 46,2 79,2 61,8 28,6 67,9 56,8 6,6 46,2 28,1 6,7 46,2 26,1 5,9 26,7 10,1 5,9 33,3 17,1 группы (низкорос- 3,5—7 52,2 81,3 69,5 47,4 69,6 58,0 0 39,1 19,1 0 43,5 19,1 0 20,0 10,7 8,7 42.1 22,9 лые) 8—14 50,0 88,9 70,5 35,0 78,9 62,8 7,7 45,0 23,1 7,7 45,0 23,1 0 12,5 6,4 3.9 26.9 14,1

Всего... 46,2 88,9 66,6 28,6 78,9 59,1 0 46,2 24,1 0 46,2 23,3 0 26,7 9,3 3,9 42,1 17,6

Дети европеоидной До 3 42,9 76,2 61,2 36,4 75,0 56,2 8,0 57,1 25,6 8,0 57,1 23,6 0 23,1 13,2 0 30,8 20,2 группы (высокорос- 3,5—7 57,1 83,3 65,1 50,0 64,3 58,1 5,6 40,0 23,3 5,6 40,0 22,5 0 23,5 11,6 0 38,8 19,4 лые) 8—14 64,3 90,5 74,5 52,6 85,7 67,9 6,7 42,1 21,8 6,7 42,1 21,8 0 13,3 3,6 0 27,6 10,3

Beer о...

В целом по обеим этни- До 3 42,9 76,2 61,5 28,6 67,9 56,5 6,6 46,2 26,9 Г 6,7 46,2 24,9 0 23,1 11,7 0 30,8 18,7 ческнм группам (низ- 3,5—7 52.2 81,3 67,3 47,4 64,3 58,1 0 39,1 21,2 0 40,0 20,8 0 20,0 11,2 0 38,8 21,2 корослыс + высоко- 8—14 50,0 88,9 72,5 35,0 78,9 65,4 6,7 42,1 22,5 6,7 42,5 22,5 0 12,5 5,0 0 26,9 12,2

рослые) -

Всего... 42,9 90,5 67,1 28,6 85,7 60,0 0 57,8 23,5 0 57,8 22,7 0 26,7 9,3 0 42,1 17,4

Примечание. ДШР — двухмерная шкала регрессии, ТШР — трехмерная шкала регрессии.

Таблица 3

Сопоставимость показателей ФР 3-летннх девочек в Караганде по межрегиональным и местным центильным стандартам

Степень ФР

Этническая группа Норматив 1 II 111 IV V

группа

1 II IV | VI III V VII VIII X IX

Дети монголоидной группы

(низкорослые) Дети европеоидной группы (высокорослые) В целом по обеим группам

Межрегиональный стандарт 73,6 5,4 3,4 6,1 4,1 0,7 — 2,0 1,3 3,4

Местный стандарт 72,3 6,8 4,1 4,7 2,7 1,4 — 2.0 2,7 3,3

Межрегиональный стандарт 68,5 3,9 4,8 2,9 4,2 0,6 — 4,5 9,3 1,3

Местный стандарт 74,9 7,7 2,6 3,2 2,6 1,0 — 2,6 3,5 1,9

Межрегиональный стандарт 70,2 4,4 4,4 3,9 4,1 0,7 — 3,7 6,6 2,0

Местный стандарт 74,1 7,4 3,1 3,7 2,6 1,1 — 2,4 3,2 2,4

Примечание. Центнльные шкалы местного стандарта разработаны раздельно для детей монголоидной и европеоиднои этнических групп.

Несопоставимость используемых схем сценки ФР еще более очевидна при анализе табл. 2, отражающей характер изменения показателей ФР индивидуумов при оценке его разными способами. Ориентиром здесь являются не средние данные по возрастным группам, а размах колебаний, характерный для каждого конкретного возраста, входящего в анализируемую возрастную группу.

Несопоставимость оценок физического развития по данным центильного межрегионального и цен-тильного местного стандарта, специально разработанного нами на достаточно представительной выборке (460 человек) девочек 3-летнего возраста русской и казахской национальностей из Караганды (табл. 3), также налицо, особенно в оценке IV степени ФР.

Таким образом, при наличии собственных (республиканских) межрегиональных стандартов на основе более информативного регрессионного метода их разработки, собственной унифицированной и давно внедренной практически нг всей территории Казахстана схемы оценки ФР новое внедрение предлагаемых межрегиональных общесоюзных стандартов со всеми минусами, присущими центильному методу оценки физического развития, представляется нецелесообразным.

Нам кажется более рациональным (при усло-

вии внедрения указанных стандартов в других регионах страны) приведение оценочных критериев данных стандартов в сопоставимый вид с нашей оценочной схемой (в основе которой, подчеркиваем, общесоюзные рекомендации НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР) путем следующей их перегруппировки: I степень ФР (хорошее) — положение параметров длины тела в зонах 2—7 и массы тела — 3—4—5—6; II степень ФР (ухудшенное) — положение параметров длины тела в зонах 2—7 и массы тела — 2 и 7; III степень (плохое) — положение параметров длины тела в зонах 2—7 и массы тела — 1 и 8; IV степень ФР (общая задержка ФР) — положение параметров длины тела в зоне 1 при любых значениях массы тела; V степень (опережение в ФР) — положение параметров длины тела в зоне 8 при любых значениях массы тела.

Это несколько приблизило бы структуру показателей ФР по двухмерным шкалам регрессии и центильным шкалам, хотя ожидать полного совпадения не приходится из-за различных исходных уровней оптимума — 50 % при центильной оценке и 68 % при регрессионной. Л итература

1. Дерябин В. И. // Вопросы антропологии,—Тарту, 1985.—

С. 46.

2. Ильин Б. Н. // Сов. здравоохр.— 1987,— № 6,—С. 17—21.

3. Шапошников Е. А. Ц Гиг. и сан.— 1985,— № 10,— С. 52—55.

4. Ямпольская Ю. А. // Мед. реф. журн. VII.— 1990.— № 1.— С. 26-29.

5. Ейеп О. О. // АгйЬгоро!. к6г1,— 1986.—Уо). 30, N 1—2,— Р. 3—4.

6. 8а£ег О. // Апа1. Апг.— 1985.— Вс1 158, N 5.— Б. 425-436.

Поступила 28.05.91

© С. Г. ДРОНОВА, 1993 УДК 572.51-053.4

С. Г. Дронова

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В Г. ОРЛЕ

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Физическое развитие является важным показателем здоровья растущего организма. Динамические наблюдения за физическим развитием на уровне детской популяции позволяют выявлять влияния меняющихся условий жизни на рост и развитие детей и своевременно осуществлять оздоровительные и санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на охрану и укрепление их здоровья.

Изучение физического развития приобрело особое значение в связи с акселерацией роста и созревания человека, наблюдавшейся в последние десятилетия. Ускорение физического развития дошкольников в нашей стране за последние 10— 20 лет отмечалось многими исследователями [1—3, 6]. Однако в последнее время появились сообщения об относительном спаде явлений акселерации [4, 5]. Объективная оценка акселерации физического развития человека весьма важна для решения многих задач здравоохранения, просвещения, физического и трудового воспитания.

В 1990 г. был проведен анализ физического развития и состояния здоровья 780 детей 4—7 лет в 5 дошкольных учреждениях г. Орла. Использовалась общепринятая антропометрическая методика. Сравнение основных показателей физического развития, полученных в настоящем исследовании (1990 г.), с показателями 1977 г. не выявило достоверных различий в средних значениях длины и массы тела (см. таблицу). В то же время показатели окружности грудной клетки достоверно уменьшились во всех возрастно-половых группах. Так, средние значения окружности грудной клетки в 1977 и 1990 гг. у мальчиков 4 лет составили соответственно 55,27 и 52,9 см, у девочек 4 лет — 53,59 и 51,48 см, у мальчиков 5 лет — 57,01 и 56,06 см, у девочек 5 лет — 55,5 и 53,56 см, у мальчиков 6 лет — 58,55 и 57,2 см, у девочек 6 лет — 57,49 и 56,22 см (р>0,01).

Уровень биологического развития определяли по показателям длины тела, погодовым прибавкам

длины тела, коэффициенту отношения окружности головы к длине тела; дополнительным критерием служила смена молочных зубов постоянными. В уровне биологического развития за исследуемый период достоверных различий не выявлено. У подавляющего большинства детей (75 %) биологический возраст соответствовал паспортному. Установлено опережение биологического возраста у 9 % и отставание у 16 % дошкольников. Среди детей, у которых биологическое развитие соответствует возрасту, у 89 % было гармоничное морфофункциональное состояние, у 11 % — дисгармоничное. Из детей с опережением биологического возраста гармоничное морфофункциональное состояние было у 71 %, дисгармоничное — у 29 %. В группе детей с отставанием биологического возраста дисгармоничное морфофункциональное состояние отмечено у 12,2 %. Наиболее высокий процент детей с дисгармоничным морфофункциональным статусом отмечен в группе обследованных 5-летнего возраста. Среди девочек во всех возрастных группах (кроме группы 5 лет) был больший процент случаев дисгармонии. С возрастом число детей с дисгармоничным морфофункциональным состоянием неуклонно увеличивается за счет избытка массы тепа. Так, среди мальчиков 4 лет дисгармоничное состояние за счет избыточной массы тела отмечено у 40 %, за счет дефицита массы — у 60%, в возрасте 5 лет — соответственно у 54,5 и 44,5 %, в возрасте 6 лет — у 77,8 и 22,2 %, а у мальчиков 7 лет — все случаи дисгармоничного развития были обусловлены избытком массы тела.

Для характеристики состояния здоровья использовали комплексную оценку, предложенную Институтом гигиены детей и подростков. Установлено, что только 20 % обследованных имеют 1-ю группу здоровья; у 51 % группа здоровья 2-я, у 29 % — 3-я. В структуре хронической заболеваемости дошкольников ведущее место занимают кариесная болезнь, болезни костно-мышечной

Динамика показателей длины и массы тела дошкольников г. Орла (р>0,01)

Возраст, годы Пол Длина тела, см Масса тела, кг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М,±о М2± о М 5—М, М,±о М-.±а

4 Мальчики 103,38±4,68 102,7+4,75 -0,68 17,27±2,2 17,27±2,02 -0,05 Девочки 102,4+4,62 102,0±5.1 -0,4 16,85±2,15 17,25±2,38 +0,4

5 Мальчики 110,34+4,96 109,6±5,3 -0.74 19,58±2,71 19,30±2,58 -0,28 Девочки 108,32+4,94 109,4+4,6 +1.08 18,65±2,83 19,15+2.64 +0,5

6 Мальчики 116,06+4,62 116,1±5,1 +0,05 21,05±2,92 21,43±3,48 +0,38 Девочки 116,22±4,82 117+4,9 +0,78 21.65±2,92 21,93±3,52 +0,28

Примечание. М1 — средние показатели длины и массы тела в 1977 г., /Иг — в 1990 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.