Научная статья на тему 'Физическое развитие курсантов образовательных учреждений МВД России'

Физическое развитие курсантов образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ДЛИНА ТЕЛА / BODY LENGTH / МАССА ТЕЛА / ОКРУЖНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ / CHEST CIRCUMFERENCE / ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ / VITAL CAPACITY OF LUNGS / МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MORPHO-FUNCTIONAL INDEXES / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / ANTHROPOMETRIC MEASUREMENTS / СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА / THE ARITHMETIC AVERAGE OF THE CHARACTERISTIC VALUE / СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ / STANDARD DEVIATION / КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ / COEFFICIENT OF VARIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев А.А., Капитонов В.Ю.

По результатам измерений длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и жизненной емкости легких проведен анализ уровня физического развития курсантов мужского пола 1-4 годов обучения. Выявлено наличие положительной динамики показателей физического развития у лиц, проходящих обучение в образовательных учреждениях МВД России. Средние значения длины и массы тела, окружности грудной клетки и жизненной емкости легких увеличивались от года к году обучения. Коэффициент вариации указывал на однородность групп по исследуемым признакам, определяющих уровень физического развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев А.А., Капитонов В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Of physical development of cadets educational institutions of the ministry of internal affairs of Russia

The level of physical development of cadets male 1-4 years of study analysed in accordance with results of measurement of length of a body, body weight, chest circumference and lung capacity. Revealed the existence of the positive dynamics of physical development of persons undergoing training in educational institutions of Ministry of internal Affairs of Russia. Average values of height and weight, the circumference of the chest and lung capacity increased from year to year. The coefficient of variation point to the homogeneity of the groups on research characteristics, determining the level of physical development of students.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие курсантов образовательных учреждений МВД России»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

А.А. Зайцев,

доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России, подполковник полиции;

В.Ю. Капитонов, преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета Научная специальность 13.00.04 — теория и методика профессионального образования E-mail: alsgord@mail.ru

Аннотация. По результатам измерений длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и жизненной емкости легких проведен анализ уровня физического развития курсантов мужского пола 1-4 годов обучения. Выявлено наличие положительной динамики показателей физического развития у лиц, проходящих обучение в образовательных учреждениях МВД России. Средние значения длины и массы тела, окружности грудной клетки и жизненной емкости легких увеличивались от года к году обучения. Коэффициент вариации указывал на однородность групп по исследуемым признакам, определяющих уровень физического развития учащихся.

Ключевые слова: физическое развитие, длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, морфо-функциональные показатели, антропометрические измерения, среднее арифметическое значение признака, стандартное отклонение, коэффициент вариации.

OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CADETS EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

A.A. Zaitsev,

doctor Biological sciences, the candidate of pedagogical sciences, the professor, the professor of chair ofphysical preparation of an uchebno-scientific complex of special preparation of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the lieutenant colonel of police E.mail: zalex.65@inbox.ru V.Ju. Kapitonov,

the teacher of chair ofphysical preparation of an uchebno-scientific complex of special preparation of the Moscow university

Annotation. The level of physical development of cadets male 1-4 years of study analysed in accordance with results of measurement of length of a body, body weight, chest circumference and lung capacity. Revealed the existence of the positive dynamics of physical development of persons undergoing training in educational institutions of Ministry of internal Affairs of Russia. Average values of height and weight, the circumference of the chest and lung capacity increased from year to year. The coefficient of variation point to the homogeneity of the groups on research characteristics, determining the level of physical development of students.

Keywords: physical development, the body length, chest circumference, vital capacity of lungs, morpho-functional indexes, anthropometric measurements, the arithmetic average of the characteristic value, standard deviation, coefficient of variation.

При организации учебного процесса следует учитывать не только возрастные особенности подрастающего поколения, но и их физическое развитие [5].

В настоящее время изучение физического развития студенческой молодежи особенно актуально, в связи с наблюдающейся акцелерацией развития, несколько изменившей обычные представления о процессе роста организма [12, 17].

Сложный и многообразный комплекс признаков характеризует физическое развитие индивидов [1].

Под термином «физическое развитие» детей и подростков, юношей и девушек понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости организма [3].

Физическое развитие рассматривают как комплекс морфо-функциональных показателей, определяющих запас физических сил организма [2]. Применительно к растущему организму, представление о физическом развитии должно быть расширено, за счет оценки процессов роста и развития этого организма [6]. В связи с этим, определение понятия «физическое развитие», специалисты, представляющие различные сферы деятельности, не всегда одинаково его трактуют. Одни [8, 9, 10] это понятие детализируют, рассматривая его как комплекс мор-фо-функциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития ребенка, подростка, молодого человека. Другие [11, 12], считают, что физическое развитие является одной из сторон развития индивидуума и представляет собой биологический процесс, детерминированный средо-выми и генетическими факторами.

При проведении учебных занятий по физической подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России, учет уровня физического развития необходим, так как он (учет) позволяет дифференцировать педагогические воздействия.

По результатам измерений длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ) проведен анализ уровня физического развития учащихся мужского пола 1-4 курсов.

Обследования проводились в соответствии с правилами и методикой антропометрических измерений [7] с использованием ростомера, медицинских весов, сантиметровой ленты, спирометра.

Для оценки показателей средних тенденций и вариативности показателей, определяющих физическое развитие, рассчитывались стандартные статистические показатели (среднее арифметическое

значение признака (М), его максимальный и минимальный показатели, стандартное отклонение (о), коэффициент вариации (V)). Достоверность различий определялась по ^критерию Стьюдента.

В качестве методических пособий использовались труды ряда авторов [13, 14, 16]. Статистическая обработка цифрового материала осуществлялась с использованием стандартных компьютерных пакетов «Прогноз» — 93, Statistica / w 4.5., 5.0. [4].

Длина тела — интегральный показатель, состоящий из варьирующих длин отдельных сегментов [2], соотношения которых существенно изменяются в онтогенезе [11].

Анализ результатов длины тела (рис. 1) выявил наличие их изменений у курсантов, в зависимости от года обучения. Положительная динамика ДТ имела место на протяжении всего периода обучения. Так, на первом курсе средние значения длины тела составили 173.8 см. У учащихся второго года обучения ДТ увеличилась на 0.7 см. (174.5 см.). На столько же выросла длина тела у курсантов третьего года обучения, составив 175.2 см. максимальное увеличение ДТ (0.9 см.) определено у учащихся четвертого курса — 176.1 см. Эти величины характеризовали усредненное изменение длины тела у исследуемого возрастного контингента молодых людей, отражая естественную положительную динамику

процесса роста организма. [=

-1

™ —

п —

I !>.■■ -

ГП1

П)

1 I »

Рис. 1. Динамика показателей длины тела у курсантов различных годов обучения

Количественные величины стандартного отклонения имели волнообразную направленность. Так, у курсантов первого года обучения они (величины) были максимальны — 8.47 см. Затем, отмечено их снижение на втором курсе (7.68 см.), незначительное увеличение на третьем году обучения (7.75 см.) с последующим снижением у учащихся четвертого курса (7.46 см.).

Аналогичная направленность выявлена и при анализе коэффициента вариации длины тела. Максимальные показатели определены у курсантов первого года обучения — 4.87 %, минимальные — четвертого курса (4.24 %). Коэффициент вариации учащихся второго и третьего годов обучения составил 4.40 % и 4.42 % соответственно.

Полученные результаты несут информацию о различных сроках прироста длины тела у курсантов различных годов обучения, что необходимо учитывать при планировании педагогических воздействий на занятиях по физической подготовке.

Вторым обобщенным показателем физического развития является масса тела. После окончания роста тела в длину, вес его не остается постоянным. Масса тела менее детерминирована наследственностью, которая определяет только количество жировых клеток, а их наполнение жировой массой зависит от питания, его калорийности, двигательного режима [15].

В ходе измерений выявлено, что показатели массы тела (рис. 2) у курсантов различных годов обучения достоверно отличались только лиц первого (71.5 кг.) и четвертого (75.6 кг.) курсов. Средние значения массы тела имели положительную динамику и на втором и третьем годах обучения (72.9 кг. и 74.3 кг. соответственно), однако статистически достоверных различий установить не представлялось возможным.

< ! щ

П1|4| ч-жтт

Рис. 2. Динамика показателей массы тела у курсантов различных годов обучения

Стандартное отклонение от среднего арифметического МТ у курсантов первого-третьего годов обучения были практически идентичны (первый курс — 4.92 кг., второй курс — 4.91 кг., третий курс — 4.95 кг.), в то время как у учащихся четвертого года обучения количественные значения о были выше, составив 5.43 кг.

Показатели коэффициента вариации, находились в пределах 7.00 %. С первого по третий курсы отмечено его снижение (6.89 %, 6.74 %, 6.67 % соответственно), с последующим незначительным увеличением у курсантов четвертого года обучения (7.18 %). Однако показатели V массы тела курсантов различных годов обучения не выходили за границы «должных» величин, что указывало на однородность исследуемых групп по МТ.

Окружность грудной клетки (рис. 3) у курсантов увеличивались от года к году обучения. Данную особенность следует считать закономерной, в связи с естественными процессами развития растущего организма индивида.

«П ^'"Ч

ч 1 р

Рис. 3. Динамика показателей окружности грудной клетки у курсантов различных годов обучения

Средние данные, характеризующие динамику ОГК, были выше у курсантов четвертого года обучения, по сравнению с учащимися первого-третьего курсов.

Стандартное отклонение не выходило за пределы 7.8 см. Максимальные значения выявлены у лиц третьего года обучения — 7.79 см., минимальные (7.41 см.) — первого года обучения. Промежуточное положение по количественным значениям о занимали курсанты второго и четвертого годов обучения (7.43 см. и 7.75 см. соответственно).

При анализе показателей коэффициента вариации окружности грудной клетки, установлена волнообразная динамика его величин. На первом курсе коэффициент вариации составил 8.41 %. Затем (второй год обучения) выявлено их (значений) их снижение — 8.30 %. У учащихся третьего курса коэффициент вариации увеличился до 8.67 %, который к четвертому году обучения снизился на 0.10 %, составив 8.57 %.

Анализ средних данных, характеризующих

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

жизненную емкость легких (рис. 4), позволил констатировать наличие статистически достоверных различий между курсантами, начинающими обучение в образовательных учреждениях МВД России (первый год обучения) и лицами, обучение которых в ВУЗе подходит к завершению (четвертый год обучения). Разница в 210 см3 была в пользу курсантов четвертого года обучения. От года к году обучения имела место положительная динамика показателей, определяющих жизненную емкость легких. Так, на первом курсе они (показатели) составили 4310 см3. На втором году обучения средние значения ЖЕЛ увеличились на 70 см3 и на 80 см3 — на третьем году обучения. К четвертому году обучения количественные показатели жизненной емкости легких достигли максимума, составив 4520 см3.

Рис. 4. Динамика показателей жизненной емкости легких у курсантов различных годов обучения

Наличие подобных изменений, вероятно, связано не только с естественным ростом организма, когда его системы находятся в стадии развития, но и с систематическими занятиями по физической подготовке, в которые вместе с освоением боевых приемов борьбы включены упражнения, направленные на развитие систем организма, в том числе и системы дыхания.

Стандартное отклонение от среднего арифметического значения жизненной емкости легких у курсантов увеличивалось с годом обучения. На первом году обучения оно составило 93.69 см3. На втором и третьем курсе средние значения о находились в пределах 100.40 см3 и 102.04 см3 соответственно. Максимальные величины стандартного отклонения выявлены у курсантов четвертого года обучения — 109.05 смз.

Коэффициент вариации жизненной емкости легких не выходили за пределы 2.5.%, хотя и изменялись неоднозначно у учащихся различных годов об-

учения. У первокурсников они составили 2.31 %. На втором и третьем курсах установлено их незначительное снижение — 2.29 % и 2.28 % соответственно. У курсантов четвертого года обучения количественные значения о были максимальны — 2.41 %.

Таким образом, анализ статистических показателей, определяющих уровень физического развития курсантов различных годов обучения, позволил сделать заключение относительно наличия их (показателей) положительной динамики у лиц, проходящих обучение в образовательных учреждениях МВД России. Средние значения длины и массы тела, окружности грудной клетки и жизненной емкости легких увеличивались от года к году обучения, что свидетельствовало о положительном влиянии физических упражнений на результаты проведенных измерений.

Стандартное отклонение от средних арифметических значений, определяющих физическое развитие курсантов различных годов обучения, изменялось неоднозначно, хотя серьезных колебаний не установлено.

Коэффициент вариации указывал на однородность групп по исследуемым признакам, определяющих уровень физического развития учащихся.

Литература

1. Арников, И.А. Физиологические механизмы индивидуального развития: учебно-методическое пособие / И.А. Арников. — М., 2006. — 76 с.

2. Аронов, С.К. Особенности физического развития школьников: учебное пособие / С.К. Аронов. — Н.Новгород, 2007. — С. 22-30.

3. Ассонов, К. С. Об характерных особенностях физического развития школьников / К. С. Ассо-нов. — Н.Новгород, 2008. — 46 с.

4. Боровиков, В.П. STATISTICA — Статистический анализ и обработка данных в среде Windows / В.П. Боровиков, И.П. Боровиков. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. — 608 с.

5. Бриль, М.С. Индивидуальные способности детей: учебно-методическое пособие / М.С. Бриль. — М., 2000. — С. 8-15.

6. Бубненкова, О.М. Нетрадиционный педагогический подход к физическому воспитанию девочек 5-10 лет с ожирением: учебное пособие / О.М. Буб-ненкова. — Смоленск, 2009. — 96 с.

7. Бунак, В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. — М.: Учпедгиз, 1941. — 368 с.

8. Волков, В.М. Спортивные способности детей: методическое пособие, 3-е изд. перераб. и доп. / В.М. Волков, А.В. Ромашов, А.А. Николаев. — Смоленск, 2004. — С. 32.

9. Волков, В.М. Резервы спортсмена: методическое пособие / В. М. Волков, А. А. Семкин. — Минск: ИПП Госэкономплана РБ, 2004. — С. 18-19.

10. Волков, В.М. Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов: учебное пособие / В. М. Волков, В. А. Быков. — Смоленск: СГИФК, 2006. — С. 30-32.

11. Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология: учебное пособие / Р.Н. Дорохов. — М, 2002. — 230 с.

12. Зайцев, А.А. Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов автореф. дис. ... докт. биол. наук / А.А. Зайцев. — М.: ВНИИФК, 2006. — 47 с.

13. Иванов, В.С. Основы математической стати-

стики: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / В.С. Иванов — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.

14. Лакин, Г.Ф. Биометрия: учебное пособие для ун-тов и пед. ин-тов / Г.Ф. Лакин. — 2-е изд. пере-раб. и доп. — М.: Высшая школа, 1973. — 343 с.

15. Никитюк, Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (Современная интегративная антропология) / Б.А. Никитюк. — М.: Спортакадемклуб, 2000. — 440 с.

16. Сепетлиев, А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях / А. Сепетли-ев. — М.: Медицина, 1968. — 420 с.

17. Фоминский, В.С. Детско-юношеский спорт: проблемы и пути их разрешения / В.С. Фоминский. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — С. 29-41.

ПРОКУРОРЕ НИИ

нлдадо

РОССИЙСКОЙ

Прокурорский надзор Российской Федерации

Учебник

Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой ISBN 978-5-238-02402-8

В учебнике при рассмотрении прокуратуры использован функциональный подход: установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них.

Учтены изменения в законодательстве, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2013 r. Учебник предназначен для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов (квалификация «бакалавр»), а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующих-ся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.

Прокурорский надзор зарубежных стран

Учебник

Ендольцева А.В., Химичева О.В., Эриашвили Н.Д. и др. ISBN 978-5-238-02414-1

На основе сравнительного правоведения рассмотрены особенности организации и деятельности прокуратур зарубежных государств (американских — США, Федеративной Республики Бразилии; европейских — Соединенного Королевства, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испания, Итальянской Республики; всех иных, помимо Российской Федерации, стран—участниц СНГ — Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Армения, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Кыргызской Республики, Азербайджанской Республики; прибалтийских государств — Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики; вышедшей из состава СНГ Грузии).

ПРОКУРОРСКИЙ

НАЛН» ЭАРУНЖНЫК CTR1H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.