Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.И. Бурханов, Л.И. Носова, В.И. Маловичко, Ж.Б. Байгутанов, А.М. Филатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ»

Результаты англизировали с учетом общепринятых в хронобиологии параметров: формы цирка-дианной кривой, мезора, акрофазы ритма колебаний изучаемых показателей, а также биорит-мальных типов.

Полученные данные показали, что в подготовительном периоде уровень всех учитываемых параметров в 1-й группе был значительно выше, чем во 2-й (/?<0,01). К концу 2-й недели работы уровень функционального состояния организма студентов достоверно повышался (р<0,05), разница между группами практически нивелировалась, но к концу трудового семестра вновь возрастала, причем у студентов 2-й группы уровень функционального состояния организма опускался до исходных величин.

Достоверных различий в динамике биоритмаль-ной активности симпатико-адреналовой системы (САС) и обмена натрия и калия между студентами 1-й и 2-й групп выявлено не было. Однако уже до начала трудовой деятельности эти показатели носили неблагоприятный характер. Об этом свидетельствовали: неадекватная активность САС относительно максимальной деятельности, т. е. внешний десинхроноз активности САС к социальным датчикам времени, и высокий уровень экскреции натрия со слюной, указывающий на преобладание активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. К концу второй декады работы происходило резкое снижение экскреции всех показателей САС в интервале 7—13 ч, что может трактоваться как инверсия циркадианных кривых и является показателем внутрисистемного десинхроноза. В это же время отмечалось снижение экскреции калия со слюной. Поскольку благоприятной реакцией на нагрузку считается увеличение содержания калия в слюне, то данный факт может рассматриваться как несоответствие физической подготовленности студентов тяжести выполняемой работы. Конец третьей декады можно характеризовать как период устойчивой адаптации гормонального звена САС, о чем свидетельствовало снижение экскреции адреналина до своего исходного уровня. В то же время выполнение физических нагрузок

обеспечивалось медиаторным звеном, поддерживаемым активизирующейся группой предшественников адреналина (ДОФА, дофамин). Подобная динамика активности САС указывает на развитие у студентов нервно-эмоционального напряжения.

Таким образом, адаптация организма студентов к непривычным для них физическим нагрузкам и изменяющимся условиям социальной среды протекала со значительным напряжением регуля-торных механизмов. При этом уровень функционального состояния организма студентов 1-й группы повышался к концу 2-й недели, компенсируя напряжение адаптационных механизмов и плавно снижался к окончанию трудового семестра по мере развития устойчивой адаптации САС. Совершенно иная картина наблюдалась во 2-й группе, в которой уровень функционального состояния организма студентов скачкообразно повышался, а затем очень резко снижался на фоне еще высокого напряжения регуляторных механизмов организма. Следовательно, функциональные резервы организма у студентов 2-й группы меньше, чем у студентов 1-й группы, а «цена» адаптации для студентов 2-й группы значительно выше, чем для студентов, вошедших в 1-ю группу.

Исходя из изложенного выше, можно заключить, что задачи в области гигиены труда участников СО нельзя ограничивать только разработкой рационального режима труда и отдыха. Для успешного использования 3-го трудового семестра как рекреационного мероприятия после интенсивного учебного процесса регламентацию условий труда, быта и отдыха необходимо сочетать с отбором студентов в СО различного профиля.

Литература

1. Агеев В. С., Теньков А. А. // Вести. Моск. ун-та.Сер. психол.— 1986.— № 1,— С. 8—15.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.— С. 97—107.

3. Казначеев В. П. // Адаптация человека к климатогеогра-фическим условиям и первичная профилактика,— Новосибирск, 1986,— С. 8—14.

4. Bailey К. // Behav. Sei.— 1985,- Vol. 30, N 2,- P. 98-102.

Поступила 21.09.90

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991

УДК 612.66:572.51 1-057.875+614.1:312.6-057.875

А. И. Бурханов, Л. И. Носова, В. И. Маловичко, Ж■ Б. Байгутанов, А. М. Филатов ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Педагогический институт, Караганда

При оценке состояния здоровья одними из важнейших показателей считаются заболеваемость и физическое развитие, позволяющие не только следить за изменением здоровья отдельных кон-

тингентов населения, но и оценивать индивидуальные особенности развития, планировать необходимые оздоровительные мероприятия. Анализ литературы свидетельствует, что эти показате-

Показатели гармоничности развития студентов I курса

Таблица I

Пол

Число студентов

Степень физического развития

абс.

III

IV

абс.

абс.

Юноши Девушки

333 380

217 199

65,2* 52,4

87 124

26,1 32,6

18

53

5,4 13,8*

10

4

3,0 1,2

0,3

Всего... 713 416 58,4 211 29,7 71 9,9 14 1,9 1 0,1

Примечание. Здесь и в табл. 2, 3: звездочка — достоверность различия между юношами и девушками (р<0,05).

ли подвержены большим колебаниям и в значительной степени определяются региональными особенностями [2, 5].

Цель нашей работы — дать оценку состояния здоровья студентов по данным физического развития и обобщенным результатом медицинских осмотров.

В ходе исследования проанализированы результаты медицинских осмотров студентов Карагандинского пединститута — 748 студентов I курса (334 юношей, 414 девушек) и 703 студента II курса (296 юношей, 407 девушек) — в динамике 2-летнего обучения с учетом возрастно-по-ловых, национальных различий и места проживания до поступления в институт. На I курсе лица казахской национальности составили 58,8 % (440 человек), русские — 41,2 % (308 человек). Городских жителей было 329 (44 %) человек, а лиц, проживавших до поступления в институт, в сельской местности 419 (56 %) человек. Среди первокурсников преобладали лица в возрасте 17—18 лет, число их составило 526 (70,3 %) человек. Основные показатели физического развития (рост, масса тела, окружность грудной клетки) определены у 713 студентов I курса. Для оценки физического развития, состояния здоровья и определения медицинской группы для занятий физической культурой использованы методические рекомендации Карагандинского медицинского института [9, 10]. Оценка уровня и гармоничности физического развития студентов проведена только в год поступления

в вуз, поскольку за один учебный год в физическом развитии студентов не могло произойти существенных изменений.

Сравнение показателей физического развития студентов русской и казахской национальности в возрастной группе 17—18 лет выявило, что основные морфологические признаки физического развития более выражены у лиц русской национальности. Юноши русской национальности (длина тела 177,0±1 см) были на 7 см выше своих сверстников-казахов (длина тела 170,1 ±1 см). Различия в показателях достоверны (р<0,001). Разница в росте у девушек русской и казахской национальности была существенна и составила 5 см (соответственно 166,2±1 и 161,3±1 см). Студенты факультета физического воспитания на 2 см выше сверстников других факультетов, хотя эта разница находится на грани статистической достоверности (/=1,9). Интересно отметить, что на показатели роста наряду с указанными факторами (пол, возраст, национальность) оказывают влияние и условия жизни молодых людей до поступления в институт. Так, городские жители были на 3,4 см выше студентов из сельской местности (р<0,01).

Показатели массы тела у студентов русской национальности (70,4±0,8 кг у юношей, 62,0± ±0,7 кг у девушек) также достоверно превышали аналогичные показатели у лиц коренной национальности (64,8±0,6 кг у юношей, 57,1 ±0,8 кг у девушек), тогда как между показателями массы тела у студентов в зависимости от факультета

Таблица 2

Распределение студентов Карагандинского педагогического института по группам здоровья

I Курс Пол Число студентов 1 Групп* здоровья

1-я 2-я 3-я

абс. % абс. % абс. %

I Юноши Девушки 334 414 222 397 66,5* 47,6 88 160 26,3 38,6* 24 57 7,2 13,8*

Beer о... 748 419 56,0** 248 33,2 81 10,8

II Юноши 296 184 62,2* 84 28,4 28 9,4

III Девушки 407 168 41,3 181 44,5* 58 14,2*

Всего... 703 352 50,1** 265 37,6 86

Примечание. Здесь и в табл.3: две звездочки — достоверное различие с девушками (р<0,05).

12,3

достоверной разницы не выявлено. Масса тела студентов, прибывших из сельской местности, была значительно меньше, чем у городских жителей (р<0,001).

Показатели окружности грудной клетки в состоянии покоя у юношей русской национальности были существенно выше, чем у юношей-казахов (соответственно 93,0±0,7 и 88,0±0,9 см). У девушек эта разница также была достоверна и составила 2 см (86,0±0,3 см у русских студенток и 84,1 ±0,4 см у студенток-казашек). У студентов, прибывших из сельской местности, объем грудной клетки был на 2 см больше, чем у городских жителей.

Сравнительный анализ данных физического развития студентов-первокурсников Карагандинского педагогического института и первокурсников других вузов страны выявил некоторые расхождения в основных морфологических признаках. Так, в вузах городов, расположенных южнее Казахстана, все показатели физического развития у юношей и девушек в возрасте 17—18 лет были несколько ниже, чем у студентов указанного выше института [1, 6]. Напротив, студенты-юноши из Карагандинского педагогического института были на 3—4 см ниже своих сверстников, обучающихся в вузах Центральных районов страны, а в показателях массы тела и окружности грудной клетки у лиц обоего пола существенных различий не выявлено [3, 7, 11].

Количественная оценка выраженности физического развития показала, что 58,4 % студентов имеют хорошее, гармоничное развитие (I стя-пень), 29,7% — ухудшенное, дисгармоничное (II степень), 9,9 % — плохое, дисгармоничное (III степень) развитие. Общая задержка (IV степень) и опережение физического развития (V степень) наблюдалась соответственно у 1,9 и 0,1 % обследованных (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что число лиц с хорошим, гармоничным развитием преобладало в группе юношей (¿=3,5). Ухудшенное и плохое, дисгармоничное развитие отмечалось в основном у девушек. В 1-м случае оно было на грани достоверности (t= 1,9), во 2-м —существенно (¿=3,4).

Ухудшенное физическое развитие в большинстве случаев обусловлено превышением окружности грудной клетки или дефицитом массы тела. Плохое физическое развитие у юношей сзязано преимущественно с опережением окружности грудной клетки, а у девушек — в одних случаях сочетанием избытка массы тела и опережением окружности грудной клетки, в других — опережением окружности грудной клетки. II степень физического развития у студентов русской национальности определялась в равной степени дефицитом массь: тела и опережением окружности грудной клетки. Следует отметить, что в этой группе было (Много спортсменов высокого класса, занимающихся боксом, самбо, классической борьбой, дзю-до. Такую же закономерность наблюдали и у лиц с III степенью физического развития. Выявлена определенная зависимость между степенью физического развития и местом проживания обследованных до поступления в институт.

При комплексной оценке состояния здоровья на 1-м году обучения здоровыми (1-я группа) признаны 56 % студентов; группу риска (2-я группа) составили 33,2 % и 3-ю группу — 10,8 % студентов. Лиц с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации (4-я группа) в период медицинского осмотра не выявлено (табл. 2).

Сравнивая соотношение мужчин и женщин в группах здоровья, мы обнаружили, что состояние здоровья девушек хуже, чем юношей. Это объясняется спецификой нашего вуза, в котором большую часть юношей составляют студенты факультетов физического воспитания и начального военного обучения с хорошей физической подготовкой." Следует отметить, что состояние здоровья студентов, прибывших из сельской местности, значительно лучше, чем у молодежи, проживающей в городе (табл. 3). По-видимому, это можно объяснить менее благоприятной экологической обстановкой в городе и более выраженной гиподинамией молодежи городов и другими факторами.

Наши исследования показали определенную взаимосвязь между группами здоровья и гармоничностью морфофункционального статуса студен-

Таблица 3

Распределение студентов Карагандинского педагогического института по группам здоровья в зависимости от места жительства

Место жительства Число студентов Группа здоровья

Пол 1-я 2- Я 3- я

абс. % абс. % абс. %

Село Юноши Девушки 216 203 153 113 70,9* 55,7 48 71 22,2* 35,0 15 19 6,9 9,3*

Город Всего. . . Юноши Девушки 419 118 211 266 69 84 65,5** 58,5* 39,8 119 40 89 28,4** 33,9 42,2* 34 9 38 8,1** 7,6 18,0*

Всего. . . 329 153 46,5** 12Э 39,2** 47 14,3**

tob: чем значительнее нарушения в физическом развитии, тем больше отклонений в состоянии здоровья. Данная тенденция ярко прослеживается как у юношей, так и у девушек.

Анализ материалов показывает, что на 2-м году обучения состояние здоровья студентов несколько ухудшилось: увеличилось число лиц, входящих в группу риска и 3-ю группу здоровья. Вероятно, это связано^ с действием неблагоприятных факторов в процессе обучения студентов: занятия в институте в две смены, большая учебная нагрузка, особенно в осеннем семестре в связи с продолжительным сроком сельскохозяйственных работ и искусственным укорочением сессии, несовершенство расписания занятий, неупорядоченный режим дня, нерегулярное и неполноценное питание, недостаточная двигательная активность, особенно у девушек; несоответствие учебных помещений и общежитий санитарно-гигиеническим требованиям.

Известно, что суммарной характеристикой состояния здоровья студентов является распределение их на медицинские группы. На I курсе годными для занятий физической культурой в полном объеме учебной программы признаны 82 % студентов (88,9% юношей, 76,3% девушек). В подготовительную группу было зачислено 9,7 % студентов (6,9 % юношей, 11,8 % девушек), в специальную — 7,6 % (3,9 % юношей, 10,6 % девушек) От занятий освобождено 0,8 % студентов, в число которых входили лица с нарушением опорно-двигательного аппарата и беременные женщины. Приведенные данные показывают, что в подготовительную и специальную группу отнесено больше девушек, чем юношей.

Сопоставляя полученные данные с результатами других исследователей [2, 4, 8], мы отметили, что процент первокурсников, относящихся к основной группе, в Карагандинском педагогическом институте значительно выше, что связано, как было сказано, со спецификой вуза. На

II курсе в распределении студентов на медицинские группы существенных изменений не отмечено.

Таким образом, наши исследования показали, что за год обучения состояния здоровья студентов ухудшилось. Это диктует необходимость оптимизации форм и методов обучения студентов, улучшения санитарно-гигиенических условий в учебных помещениях и общежитиях и разработки лечебно-оздоровительных мероприятий, что позволит улучшить функциональное состояние организма студентов, повысить их работоспособность и активизировать учебную деятельность.

Литература

1. Бобоходжаев М. #., Вершинина О. П., Волынская Т. Б. // Гиг. и сан,— 1982,— № 10.— С. 88.

2. Ветчинкина К. Т. // Физиологические проблемы адаптации,— Тарту, 1984 — С. 183—185.

3. Демко Е. Б., Дехнич Н. А., Костюченков В. П. и др. // Гиг. и сан,— 1982.— № 7,— С. 87—88.

4. Зубков В. И. // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов.— М., 1974.— С. 30—32.

5. Мазуревич В. И. // Физиологические проблемы адаптации,— Тарту, 1984,— С. 181 — 182.

6. Мамбетназаров Ж■ М. // Сов. здравоохр.— 1978.— № 12.— С. 30-34.

7. Сауткин М. Ф. // Гиг. и сан,— 1979.—№ 3.— С. 78—80.

8. Сейсембеков Т. 3., Умбеталина Н. С., Тайжанова Д. Ж-и др. // Научные основы охраны здоровья студентов,— М„ 1987,— С. 98-103.

9. Стандарты и оценочные таблицы физического развития студентов Карагандинского медицинского института: Метод. рекомендации.— Караганда. 1984.

10. Филатов А. М., Швецов А. Г., Филина Т. П. и др. Методика комплексной оценки состояния здоровья, распределение нак медицинские группы для занятий физической культурой и медицинского отбора учащихся и студентов для работы в третьем трудовом семестре: Метод, рекомендации.— Караганда. 1986.

11. Яковлев Ю. Г., [Дурова Т. Ю. // Казан, мед. журн,— 1983.— № 2,— С. 142—143.

Поступила 03.01.90

Радиационная гигиена

© н. Ф. ИВАНИЦКАЯ. 1991

УДК 613.632:546.49| +613.648|-092.Ч-07:616.69-008.1

Н. Ф. Иваницкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оценка сочетанного действия ионизирующего излучения и ртути на репродуктивную функцию животных

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Исследования сочетанного действия на орга- ретическое значение. Экспериментальные данные

низм широкораспространенных загрязнителей свидетельствуют, что поражение гонад специфич-

окружающей среды — ртути и ионизирующих но для ртути [2—4]. Биологические эффекты

излучений — имеют важное практическое и тео- влияния радиационного фактора и соединений рту-

-48-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.