Научная статья на тему 'Скрининговая оценка уровня здоровья студентов-первокурсников Тувинского государственного университета'

Скрининговая оценка уровня здоровья студентов-первокурсников Тувинского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
281
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ESTIMATION OF HEALTH LEVEL / STUDENTS / PHYSIOLOGICAL RESERVES / PHYSICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ондар Аяна Олеговна, Айзман Роман Иделевич, Будукоол Лариса Кара-саловна, Шыырапай Урана Валерьевна

В данной работе представлены результаты скрининговой оценки уровня здоровья студентов-первокурсников всех факультетов Тувинского государственного университета. Обнаружено, что студенты факультета физкультуры и спорта при достаточно хорошей физической подготовленности имеют высокие возможности кардиореспираторной системы, физическую работоспособность и хороший уровень физического здоровья по сравнению с ровесниками гуманитарного и естественно-научного направлений обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ондар Аяна Олеговна, Айзман Роман Иделевич, Будукоол Лариса Кара-саловна, Шыырапай Урана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Screening assessment of the health of first-year students of the Tuvan State University

This paper presented the results of a skrining assessment of health level of the first-year students of the Tuvan state university. It is revealed that students of faculty of physical culture and sports have higher possibilities of cardiorespiratory system, physical working capacity and good level of physical health in comparison with age-mates of the humanitarian and natural-science specialists.

Текст научной работы на тему «Скрининговая оценка уровня здоровья студентов-первокурсников Тувинского государственного университета»

УДК 371.7+555

Ондар Аяна Олеговна

кандидат биологических наук Тувинский государственный университет, г. Кызыл

Айзман Роман Иделевич

доктор биологических наук, профессор Новосибирский государственный педагогический университет

Будук-оол Лариса Кара-Саловна

доктор биологических наук, профессор Тувинский государственный университет, г. Кызыл

Шыырапай Урана Валерьевна

кандидат биологических наук Тувинский государственный университет, г. Кызыл ayana-82@mail.ru, roman.aizman@mail.ru

СКРИНИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В данной работе представлены результаты скрининговой оценки уровня здоровья студентов-первокурсников всех факультетов Тувинского государственного университета. Обнаружено, что студенты факультета физкультуры и спорта при достаточно хорошей физической подготовленности имеют высокие возможности кардиорес-пираторной системы, физическую работоспособность и хороший уровень физического здоровья по сравнению с ровесниками гуманитарного и естественно-научного направлений обучения.

Ключевые слова: оценка состояния здоровья, студенты, физиологические резервы, физическое здоровье.

Здоровье - это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой является первейшей обязанностью граждан России, особенно трудоспособной части населения. Студенты - будущие специалисты, должны научиться планировать свою учебу и активный отдых, трудовую, семейную жизнь, нести личную ответственность за все, включая здоровье и благополучие [2].

Забота о себе начинается с познания своего состояния здоровья с целью дальнейшего планирования и коррекции образа жизни. Существуют разные методы характеристики уровня здоровья, которые направлены на оценку физического состояния и адаптационных возможностей организма [3; 5; 16], расчет биологического возраста [8].

Методика. Исследование состояния здоровья студентов проводили с использованием компьютерной программы «Методика комплексной оценки физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений», позволяющей оценить уровень физического здоровья, функциональных резервов, физическую подготовленность и психологическое состояние [3]. На основании антропофизиологических данных рассчитывались индексы Кетле (ИК), кистевой (КИ), Робинсона (ДП). Все показатели оценивались по 5 уровням: низкий (I), ниже среднего (II), средний (III), выше среднего (IV), высокий (V). Было обследовано 623 студента-первокурсника трех направлений подготовки: 1 группа - студенты естественно-научных, 2 группа - гуманитарных специальностей, 3 группа - физкультурного факультета. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета SPSS for Windows. Данные при-

ведены как средние арифметические (М) и их ошибки (±т).

Результаты исследования и их обсуждение.

По данным изучения антропометрических и физиологических показателей первокурсники физкультурного факультета характеризовались достоверно более высокими показателями веса, окружности грудной клетки, плотности телосложения, определяемого по ИК, ЖЕЛ, физической работоспособности (PWС 170) и экономичностью работы сердца (ДП), чем юноши гуманитарных специальностей (табл. 1). Многочисленные исследования свидетельствуют о значительном влиянии занятий физкультурой и спортом на физическое развитие и функциональные характеристики студентов [11; 15; 19; 20]. Однако, учитывая, что определенный образ жизни первокурсников формируется в школе, можно понять, что у тех, кто дополнительно занимался в спортивных секциях, основные показатели физического развития и физиологические резервы уже при поступлении в вуз хорошие [2; 10; 12; 14; 21].

Студенты естественно-научного направления характеризовались достаточно экономной работой сердца и физической работоспособностью по сравнению со студентами 2-ой группы. Возможно, это произошло благодаря реализации в школе междисциплинарного подхода в преподавании, ориентированного на понимание и решение проблем взаимодействия человека и окружающей среды, формирования ответственности к своему здоровью и окружающей среде [18].

Студенты-гуманитарии имели более низкие возможности кардиореспираторной системы и физической работоспособности, что могло быть обусловлено влиянием следующих учебных факторов

© Ондар А.О., Айзман Р.И., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

Будук-оол Л.К., Шыырапай УВ., 2013

Таблица 1

Антропо-физиологические показатели юношей

^^Показа- гели Г руппы\ Рост, см Вес, кг ОГК, см ИК, кг/м2 КИ ЖЕЛ, мл PWСl70 ДП

1 группа 168± 61,2± 87,4± 20,9± 55,4± 3264± 22,8± 85,1±

(п=97) 1,3 2,4 2,6 0,5 3,2 183 4,2 4,7

уровни 5 5 3 5 4

2 группа 170± 60,2± 84,4± 20,0± 56,4± 2954± 15,5± 94,6±

(п=112) 1,4 3,1 2,0 1,5 3,4 122 2,3 5,8

уровни 5 5 2 2 2

3 группа 172± 68,8± 93,9± 23,8± 57,4± 3702± 26,9± 76,1±

(п=34) 1,3 2,62 2,12 0,5 ‘,2 2,8 225 2 3,72 4,6 2

уровни 5 5 4 5 4

Примечание: 1,2 - р<0,05 - достоверные различия показателей по отношению аналогичных параметров других групп (1,2).

Таблица 2

Антропо-физиологические показатели девушек

Показа- тели Г руппы Рост, см Вес, кг ОГК, см ИК, кг/м2 КИ ЖЕЛ, мл PWСl70 ДП

1 группа (п=166) 157± 1,0 53,2± 1,2 77,5± 1,1 21,4± 0,5 32,0± 1,5 2266± 87 18,4± 1,8 78,6± 2,9

уровни 5 4 2 3 4

2 группа (п=190) 161± 1,3 52,5± 1,8 81,2± 1,3 20,5± 0,8 34,7± 2,1 2169± 123 17,3± 1,7 91,8± 2,6 1,3

уровни 5 4 2 3 3

3 группа (п=24) 168± 4,51 59,8± 2,62 87,5± 1,91,2 21,2± 1,0 37,9± 2,81 2800± 1172 25,5± 1,4 1,2 81,1± 2,4

уровни 5 5 3 5 4

Примечание: 1 2> 3 - р<0,05 - достоверные различия показателей по отношению аналогичных параметров других групп (1, 2, 3).

Рис. 1. Антропофизиологические показатели в зависимости от пола в 1-й группе.

* - р<0,05, *** - р<0,001 - достоверные отличия

200 *

150 й I

■ муж

100 жен * * *

50 : 1

2 гр, рост 3 гр, К И

Рис. 2. Антропофизиологические показатели в зависимости от половой принадлежности во 2 и 3 группах.

* - р<0,05, *** - р<0,001 - достоверные отличия

в период обучения в школе: низким уровнем дневной и недельной двигательной активности, преобладанием статических нагрузок над динамическими в процессе учебы; несформированностью у значительной части студентов-гуманитариев знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению собственного здоровья [13].

У студенток физкультурного факультета антропометрические и физиологические показатели -рост, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, PWС170 и ДП (табл. 2) выше, чем у девушек первой и второй групп. Студентки естественно-научного направления подготовки более низкорослы, чем их сверстницы-физкультурницы и студентки других регионов Сибири [17], что обусловлено природно-географическими [7], генетическими факторами [1]. Величины ИК во всех трех группах свидетельствуют о нормальном телосложении без избытка или недостатка веса, КИ соответствовал IV, физическая работоспособность у студенток 1-й и 2-й групп -III уровням. ЖЕЛ - ниже среднего (табл. 2), что ниже, чем в других регионах России [6]. Жизненная емкость легких является одним из важных функциональных показателей организма, который указывает на степень физической подготовленности

и работоспособности организма, и можно заметить существенную разницу значений PWС170 (табл. 2) и физической подготовленности девушек 1 и 2-ой групп (табл.4) от своих физически более активных сверстниц (группа 3).

По гендерному признаку в 1-й группе исследуемых студентов различия отмечались по росту, весу, окружности грудной клетки и ЖЕЛ (рис. 1).

В группе студентов-гуманитариев гендерные различия были достоверны по росту и ЖЕЛ (рис. 2), а студенты и студентки в 3-й группе отличались по КИ и ЖЕЛ (рис. 3).

Таким образом, показатель ЖЕЛ во всех трех группах был выше у юношей, чем у девушек, половые различия были наибольшие у студентов 1-ой группы (рис. 1, 2).

Уровень физической подготовленности юношей трех групп представлен в таблице 3.

Анализ физической подготовленности обследованных необходимо осуществлять комплексно, учитывая цену достижения результата: каков уровень компенсаторных механизмов, физиологических резервов кардиореспираторной системы, обеспечивающих надлежащий уровень метаболизма в работающих органах. Так, показано, что достаточно

Таблица 3

Уровень физической подготовленности юношей

ч\чПоказа-тели Группы Кол-во присед. за 1 мин, раз Прыжки в длину, см Г ибкость по наклону вперед-вниз, см Подтягивание на перекладине, раз Бег 2000 м, мин Бег (00 м, сек

1 группа (п=97) 57,3±3,3 197±7,6 14,8±2,7 12,5±1,7 7,9±0,4 14,5±0,5

уровни 4 2 3 3 5 3

2 группа (п=112) 48,1±2 199±6,7 13,4±1,8 11,1±0,9 8,4±0,7 14,4±0,4

уровни 2 2 3 3 3 3

3 группа (п=34) 59,8±2,72 210,8±5,1 15,9±1,5 14±0,52 7,5±0,5 13,0±0,21’2

уровни 4 4 4 4 5 5

Примечание: обозначения те же, что в табл.2

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

103

Таблица 4

Уровень физической подготовленности девушек

^^Показа- гели Г руппы^\ Кол-во присед. за 1 мин, раз Прыжки в длину, см Гибкость по наклону вперед-вниз, см Сгибание и разгиб. рук, упор лежа, раз Бег 1000 м, мин Бег 100 м, сек

1 группа (п=166) 46,3±2,7 150±5,4 15,3±1,5 16,2±1,8 5,8±0,7 16,8±1,4

уровни 3 2 3 3 3 3

2 группа (п=190) 42,4±2,4 129±5,4 15,7±1,6 15,4± 1, 1 7,6±1,0 17,6±0,6

уровни 3 2 3 3 2 3

3 группа (п=24) 52±2,6 179±4,1‘,2 24,5±2,7‘,2 20±1,22 4,3±0,82 15,8±0,4 2

уровни 4 4 4 5 5 4

Примечание: обозначения те же, что в табл. 2

хороший уровень физической подготовленности (табл. 3) соответствовал высоким возможностям кардиореспираторной системы у студентов факультета физкультуры и спорта (табл. 1), что подтверждает эффективность занятий физической культурой и спортом обследованных студентов в период обучения в школе. Показатели физического развития, физической подготовленности и здоровья юношей в основном зависят от уровня развития силовых качеств и абсолютной массы мышц, которая, в конечном итоге, и определяет эти результаты [22].

У студентов естественно-научного направления по большинству тестов параметры физической подготовленности оказались в рамках нормы и выше (выносливость), кроме прыжков в длину (табл. 3). У гуманитариев результаты по большинству тестов не превышали среднего уровня, а прыжки в длину и приседания соответствовали уровню ниже среднего.

Уровень физической подготовленности девушек представлен в таблице 4.

Студентки естественно-научного и гуманитарного направления по скоростно-силовым тестам имели средний результат. Студентки-гуманитарии тест на выносливость (бег на 1000 м) и прыжки в длину выполнили на уровне ниже среднего, по всем тестам их существенно опережали девушки факультета физкультуры и спорта. Таким образом, показатели физической подготовленности и здоровья студенток определяются антропо-физиологичес-кими параметрами [6; 22].

Обнаружено больше достоверных различий между параметрами физической подготовленности по гендерному признаку у студентов 3 группы: юноши дальше прыгали в длину, но менее гибки, чем их однокурсницы (табл. 3, 4).

Между юношами и девушками в остальных группах различия были выявлены только по прыжкам в длину (р<0,05).

В целом, можно отметить, что у студентов Тувинского университета антропо-физиологические показатели ниже, чем аналогичные параметры сту-

дентов других вузов страны [6; 17]. Вероятно, неблагоприятные социально-экономические, экологические и антропогенные факторы продолжают оказывать отрицательное влияние на состояние здоровья молодежи региона. Нельзя исключить и роль этнонациональных особенностей морфофункционального развития. Так, имеются сведения о существовании этнических различий важнейших физиологических констант организма в функционировании как отдельных ферментных систем, так и реакции нейроиммунноэндокринной системы на воздействие неадекватных экзогенных и эндогенных факторов [1; 9]. Поэтому изучение факторов, влияющих на сохранение и укрепление состояния здоровья студентов, определяющих как общий потенциал здоровья молодежи, так и выявление эт-нонациональных особенностей развития является актуальной задачей современной науки.

Выводы

1. Студенты факультета физкультуры и спорта при достаточно хорошей физической подготовленности имеют высокие возможности кардиореспи-раторной системы, физическую работоспособность и хороший уровень физического здоровья по сравнению с ровесниками гуманитарного и естественно-научного направлений обучения.

2. У студентов естественно-научного направления выявлено больше половых различий по антро-по-физиологическим показателям, а у студентов-физкультурников - по физической подготовленности.

3. Результаты обследования свидетельствуют о необходимости повышения двигательной активности и физиологических резервов студентов гуманитарного и естественно-научного направлений обучения.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А. Этнические проблемы адаптационной физиологии. - М.: РУДН, 2007. - 57 с.

2. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся - ключевая задача современной школы //

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета: электронный журнал (vestnik.nspu.ru). - 2012. - № 3 (7). - С. 24-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Рубанович В.Б., Лебедев А.В. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ: Регистрационное свидетельство № 0320800711 от 27 марта 2008 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 12938.

4. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Рубанович В.Б., Лебедев А.В. Принципы и алгоритмы мониторинга здоровья учащихся и студентов // Сибирское медицинское обозрение. - 2009. - № 3. - С. 101-103.

5. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная анаэробная способность индивида // Теория и практика физкультуры. - 1988. - № 4. - С. 29-31.

6. Борисова А.В., Тахавиева Ф.В. Функциональное состояние системы внешнего дыхания и физической работоспособности у студентов-медиков // Спортивная медицина: Материалы I Всерос. конгресса «Медицина для спорта». - 2009. - С. 115117.

7. Будук-оол Л.К., Красильникова В.А., Айзман Р. И. Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климато-географическом регионе // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. - № 4. - С. 103-110.

8. Войтенко В.П., Токарь А.В., Полюхов А.М. Методика определения биологического возраста человека // Геронтология и гериатрия. - 1984. -С. 133-137.

9. Гомбоева Н.Г. Морфофункциональная адаптация к региону проживания этнических групп населения Восточного Забайкалья // Вестник восстановительной медицины. - 2004. - № 3. - С. 31-34.

10. Красильникова В.А., Будук-оол Л.К., Айзман Р. И. Морфофункциональное развитие школьников тувинской и русской национальностей // Физиология человека. - 2008. - Т. 34. - № 1. -С. 74-82.

11. Кужугет А.А., Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Особенности морфофункционального развития студентов, занимающихся различными видами физкультурно-спортивной деятельности // Сибирское

медицинское обозрение. - 2011. - № 2. - С. 57-61.

12. Левушкин С.П. Динамика физического развития школьников Ульяновска // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005. - № 1. - С. 56-57.

13. Лейфа А.В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Киров, 2007. - 44 с.

14. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Тера-Спорт, 2000. - 192 с.

15. Манжелей И.В. Мониторинг физического состояния студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2004. - № 6 (б). -С. 365-372.

16. Михайлов В.М. Оценка адаптационных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения // Экология человека. -2004. - № 6. - С. 25-29.

17. Проскурякова Л.А. О реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Кемеровской области // Казанский медицинский журнал. - 2008. - Т. 89. - № 4. - С. 549-552.

18. Романцов М.Г., Лисовская Н.И. Образование, ориентированное на сохранение и укрепление здоровья // Успехи современного естествознания. -№ 3. - 2004. - С. 84-86.

19. Сашенков С.Л., Усков Г.В. Состояние систем транспорта кислорода у спортсменов с аэробной и анаэробной направленностью тренировочного процесса // Известия Челябинского научного центра. - 2004. - Вып. 25. - С. 92-95.

20. Степанов Г. И. Поэтапное формирование навыков выполнения боевых приемов борьбы у курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 23 с.

21. Харитонов В.И. Физическое развитие - основа здоровьесберегающей среды учащихся. - Челябинск: Издательский дом Обухова, 2000. - 152 с.

22. Якимович В.С., ЕгоричеваЕ.В. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности студенческой молодёжи с дефицитом массы тела // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5. - С. 173-177.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.