УДК 371.7+555
Ондар Аяна Олеговна
кандидат биологических наук Тувинский государственный университет, г. Кызыл
Айзман Роман Иделевич
доктор биологических наук, профессор Новосибирский государственный педагогический университет
Будук-оол Лариса Кара-Саловна
доктор биологических наук, профессор Тувинский государственный университет, г. Кызыл
Шыырапай Урана Валерьевна
кандидат биологических наук Тувинский государственный университет, г. Кызыл [email protected], [email protected]
СКРИНИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В данной работе представлены результаты скрининговой оценки уровня здоровья студентов-первокурсников всех факультетов Тувинского государственного университета. Обнаружено, что студенты факультета физкультуры и спорта при достаточно хорошей физической подготовленности имеют высокие возможности кардиорес-пираторной системы, физическую работоспособность и хороший уровень физического здоровья по сравнению с ровесниками гуманитарного и естественно-научного направлений обучения.
Ключевые слова: оценка состояния здоровья, студенты, физиологические резервы, физическое здоровье.
Здоровье - это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой является первейшей обязанностью граждан России, особенно трудоспособной части населения. Студенты - будущие специалисты, должны научиться планировать свою учебу и активный отдых, трудовую, семейную жизнь, нести личную ответственность за все, включая здоровье и благополучие [2].
Забота о себе начинается с познания своего состояния здоровья с целью дальнейшего планирования и коррекции образа жизни. Существуют разные методы характеристики уровня здоровья, которые направлены на оценку физического состояния и адаптационных возможностей организма [3; 5; 16], расчет биологического возраста [8].
Методика. Исследование состояния здоровья студентов проводили с использованием компьютерной программы «Методика комплексной оценки физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений», позволяющей оценить уровень физического здоровья, функциональных резервов, физическую подготовленность и психологическое состояние [3]. На основании антропофизиологических данных рассчитывались индексы Кетле (ИК), кистевой (КИ), Робинсона (ДП). Все показатели оценивались по 5 уровням: низкий (I), ниже среднего (II), средний (III), выше среднего (IV), высокий (V). Было обследовано 623 студента-первокурсника трех направлений подготовки: 1 группа - студенты естественно-научных, 2 группа - гуманитарных специальностей, 3 группа - физкультурного факультета. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета SPSS for Windows. Данные при-
ведены как средние арифметические (М) и их ошибки (±т).
Результаты исследования и их обсуждение.
По данным изучения антропометрических и физиологических показателей первокурсники физкультурного факультета характеризовались достоверно более высокими показателями веса, окружности грудной клетки, плотности телосложения, определяемого по ИК, ЖЕЛ, физической работоспособности (PWС 170) и экономичностью работы сердца (ДП), чем юноши гуманитарных специальностей (табл. 1). Многочисленные исследования свидетельствуют о значительном влиянии занятий физкультурой и спортом на физическое развитие и функциональные характеристики студентов [11; 15; 19; 20]. Однако, учитывая, что определенный образ жизни первокурсников формируется в школе, можно понять, что у тех, кто дополнительно занимался в спортивных секциях, основные показатели физического развития и физиологические резервы уже при поступлении в вуз хорошие [2; 10; 12; 14; 21].
Студенты естественно-научного направления характеризовались достаточно экономной работой сердца и физической работоспособностью по сравнению со студентами 2-ой группы. Возможно, это произошло благодаря реализации в школе междисциплинарного подхода в преподавании, ориентированного на понимание и решение проблем взаимодействия человека и окружающей среды, формирования ответственности к своему здоровью и окружающей среде [18].
Студенты-гуманитарии имели более низкие возможности кардиореспираторной системы и физической работоспособности, что могло быть обусловлено влиянием следующих учебных факторов
© Ондар А.О., Айзман Р.И., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1
Будук-оол Л.К., Шыырапай УВ., 2013
Таблица 1
Антропо-физиологические показатели юношей
^^Показа- гели Г руппы\ Рост, см Вес, кг ОГК, см ИК, кг/м2 КИ ЖЕЛ, мл PWСl70 ДП
1 группа 168± 61,2± 87,4± 20,9± 55,4± 3264± 22,8± 85,1±
(п=97) 1,3 2,4 2,6 0,5 3,2 183 4,2 4,7
уровни 5 5 3 5 4
2 группа 170± 60,2± 84,4± 20,0± 56,4± 2954± 15,5± 94,6±
(п=112) 1,4 3,1 2,0 1,5 3,4 122 2,3 5,8
уровни 5 5 2 2 2
3 группа 172± 68,8± 93,9± 23,8± 57,4± 3702± 26,9± 76,1±
(п=34) 1,3 2,62 2,12 0,5 ‘,2 2,8 225 2 3,72 4,6 2
уровни 5 5 4 5 4
Примечание: 1,2 - р<0,05 - достоверные различия показателей по отношению аналогичных параметров других групп (1,2).
Таблица 2
Антропо-физиологические показатели девушек
Показа- тели Г руппы Рост, см Вес, кг ОГК, см ИК, кг/м2 КИ ЖЕЛ, мл PWСl70 ДП
1 группа (п=166) 157± 1,0 53,2± 1,2 77,5± 1,1 21,4± 0,5 32,0± 1,5 2266± 87 18,4± 1,8 78,6± 2,9
уровни 5 4 2 3 4
2 группа (п=190) 161± 1,3 52,5± 1,8 81,2± 1,3 20,5± 0,8 34,7± 2,1 2169± 123 17,3± 1,7 91,8± 2,6 1,3
уровни 5 4 2 3 3
3 группа (п=24) 168± 4,51 59,8± 2,62 87,5± 1,91,2 21,2± 1,0 37,9± 2,81 2800± 1172 25,5± 1,4 1,2 81,1± 2,4
уровни 5 5 3 5 4
Примечание: 1 2> 3 - р<0,05 - достоверные различия показателей по отношению аналогичных параметров других групп (1, 2, 3).
Рис. 1. Антропофизиологические показатели в зависимости от пола в 1-й группе.
* - р<0,05, *** - р<0,001 - достоверные отличия
200 *
150 й I
■ муж
100 жен * * *
50 : 1
2 гр, рост 3 гр, К И
Рис. 2. Антропофизиологические показатели в зависимости от половой принадлежности во 2 и 3 группах.
* - р<0,05, *** - р<0,001 - достоверные отличия
в период обучения в школе: низким уровнем дневной и недельной двигательной активности, преобладанием статических нагрузок над динамическими в процессе учебы; несформированностью у значительной части студентов-гуманитариев знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению собственного здоровья [13].
У студенток физкультурного факультета антропометрические и физиологические показатели -рост, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, PWС170 и ДП (табл. 2) выше, чем у девушек первой и второй групп. Студентки естественно-научного направления подготовки более низкорослы, чем их сверстницы-физкультурницы и студентки других регионов Сибири [17], что обусловлено природно-географическими [7], генетическими факторами [1]. Величины ИК во всех трех группах свидетельствуют о нормальном телосложении без избытка или недостатка веса, КИ соответствовал IV, физическая работоспособность у студенток 1-й и 2-й групп -III уровням. ЖЕЛ - ниже среднего (табл. 2), что ниже, чем в других регионах России [6]. Жизненная емкость легких является одним из важных функциональных показателей организма, который указывает на степень физической подготовленности
и работоспособности организма, и можно заметить существенную разницу значений PWС170 (табл. 2) и физической подготовленности девушек 1 и 2-ой групп (табл.4) от своих физически более активных сверстниц (группа 3).
По гендерному признаку в 1-й группе исследуемых студентов различия отмечались по росту, весу, окружности грудной клетки и ЖЕЛ (рис. 1).
В группе студентов-гуманитариев гендерные различия были достоверны по росту и ЖЕЛ (рис. 2), а студенты и студентки в 3-й группе отличались по КИ и ЖЕЛ (рис. 3).
Таким образом, показатель ЖЕЛ во всех трех группах был выше у юношей, чем у девушек, половые различия были наибольшие у студентов 1-ой группы (рис. 1, 2).
Уровень физической подготовленности юношей трех групп представлен в таблице 3.
Анализ физической подготовленности обследованных необходимо осуществлять комплексно, учитывая цену достижения результата: каков уровень компенсаторных механизмов, физиологических резервов кардиореспираторной системы, обеспечивающих надлежащий уровень метаболизма в работающих органах. Так, показано, что достаточно
Таблица 3
Уровень физической подготовленности юношей
ч\чПоказа-тели Группы Кол-во присед. за 1 мин, раз Прыжки в длину, см Г ибкость по наклону вперед-вниз, см Подтягивание на перекладине, раз Бег 2000 м, мин Бег (00 м, сек
1 группа (п=97) 57,3±3,3 197±7,6 14,8±2,7 12,5±1,7 7,9±0,4 14,5±0,5
уровни 4 2 3 3 5 3
2 группа (п=112) 48,1±2 199±6,7 13,4±1,8 11,1±0,9 8,4±0,7 14,4±0,4
уровни 2 2 3 3 3 3
3 группа (п=34) 59,8±2,72 210,8±5,1 15,9±1,5 14±0,52 7,5±0,5 13,0±0,21’2
уровни 4 4 4 4 5 5
Примечание: обозначения те же, что в табл.2
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1
103
Таблица 4
Уровень физической подготовленности девушек
^^Показа- гели Г руппы^\ Кол-во присед. за 1 мин, раз Прыжки в длину, см Гибкость по наклону вперед-вниз, см Сгибание и разгиб. рук, упор лежа, раз Бег 1000 м, мин Бег 100 м, сек
1 группа (п=166) 46,3±2,7 150±5,4 15,3±1,5 16,2±1,8 5,8±0,7 16,8±1,4
уровни 3 2 3 3 3 3
2 группа (п=190) 42,4±2,4 129±5,4 15,7±1,6 15,4± 1, 1 7,6±1,0 17,6±0,6
уровни 3 2 3 3 2 3
3 группа (п=24) 52±2,6 179±4,1‘,2 24,5±2,7‘,2 20±1,22 4,3±0,82 15,8±0,4 2
уровни 4 4 4 5 5 4
Примечание: обозначения те же, что в табл. 2
хороший уровень физической подготовленности (табл. 3) соответствовал высоким возможностям кардиореспираторной системы у студентов факультета физкультуры и спорта (табл. 1), что подтверждает эффективность занятий физической культурой и спортом обследованных студентов в период обучения в школе. Показатели физического развития, физической подготовленности и здоровья юношей в основном зависят от уровня развития силовых качеств и абсолютной массы мышц, которая, в конечном итоге, и определяет эти результаты [22].
У студентов естественно-научного направления по большинству тестов параметры физической подготовленности оказались в рамках нормы и выше (выносливость), кроме прыжков в длину (табл. 3). У гуманитариев результаты по большинству тестов не превышали среднего уровня, а прыжки в длину и приседания соответствовали уровню ниже среднего.
Уровень физической подготовленности девушек представлен в таблице 4.
Студентки естественно-научного и гуманитарного направления по скоростно-силовым тестам имели средний результат. Студентки-гуманитарии тест на выносливость (бег на 1000 м) и прыжки в длину выполнили на уровне ниже среднего, по всем тестам их существенно опережали девушки факультета физкультуры и спорта. Таким образом, показатели физической подготовленности и здоровья студенток определяются антропо-физиологичес-кими параметрами [6; 22].
Обнаружено больше достоверных различий между параметрами физической подготовленности по гендерному признаку у студентов 3 группы: юноши дальше прыгали в длину, но менее гибки, чем их однокурсницы (табл. 3, 4).
Между юношами и девушками в остальных группах различия были выявлены только по прыжкам в длину (р<0,05).
В целом, можно отметить, что у студентов Тувинского университета антропо-физиологические показатели ниже, чем аналогичные параметры сту-
дентов других вузов страны [6; 17]. Вероятно, неблагоприятные социально-экономические, экологические и антропогенные факторы продолжают оказывать отрицательное влияние на состояние здоровья молодежи региона. Нельзя исключить и роль этнонациональных особенностей морфофункционального развития. Так, имеются сведения о существовании этнических различий важнейших физиологических констант организма в функционировании как отдельных ферментных систем, так и реакции нейроиммунноэндокринной системы на воздействие неадекватных экзогенных и эндогенных факторов [1; 9]. Поэтому изучение факторов, влияющих на сохранение и укрепление состояния здоровья студентов, определяющих как общий потенциал здоровья молодежи, так и выявление эт-нонациональных особенностей развития является актуальной задачей современной науки.
Выводы
1. Студенты факультета физкультуры и спорта при достаточно хорошей физической подготовленности имеют высокие возможности кардиореспи-раторной системы, физическую работоспособность и хороший уровень физического здоровья по сравнению с ровесниками гуманитарного и естественно-научного направлений обучения.
2. У студентов естественно-научного направления выявлено больше половых различий по антро-по-физиологическим показателям, а у студентов-физкультурников - по физической подготовленности.
3. Результаты обследования свидетельствуют о необходимости повышения двигательной активности и физиологических резервов студентов гуманитарного и естественно-научного направлений обучения.
Библиографический список
1. Агаджанян Н.А. Этнические проблемы адаптационной физиологии. - М.: РУДН, 2007. - 57 с.
2. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся - ключевая задача современной школы //
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета: электронный журнал (vestnik.nspu.ru). - 2012. - № 3 (7). - С. 24-35.
3. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Рубанович В.Б., Лебедев А.В. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ: Регистрационное свидетельство № 0320800711 от 27 марта 2008 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 12938.
4. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Рубанович В.Б., Лебедев А.В. Принципы и алгоритмы мониторинга здоровья учащихся и студентов // Сибирское медицинское обозрение. - 2009. - № 3. - С. 101-103.
5. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная анаэробная способность индивида // Теория и практика физкультуры. - 1988. - № 4. - С. 29-31.
6. Борисова А.В., Тахавиева Ф.В. Функциональное состояние системы внешнего дыхания и физической работоспособности у студентов-медиков // Спортивная медицина: Материалы I Всерос. конгресса «Медицина для спорта». - 2009. - С. 115117.
7. Будук-оол Л.К., Красильникова В.А., Айзман Р. И. Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климато-географическом регионе // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. - № 4. - С. 103-110.
8. Войтенко В.П., Токарь А.В., Полюхов А.М. Методика определения биологического возраста человека // Геронтология и гериатрия. - 1984. -С. 133-137.
9. Гомбоева Н.Г. Морфофункциональная адаптация к региону проживания этнических групп населения Восточного Забайкалья // Вестник восстановительной медицины. - 2004. - № 3. - С. 31-34.
10. Красильникова В.А., Будук-оол Л.К., Айзман Р. И. Морфофункциональное развитие школьников тувинской и русской национальностей // Физиология человека. - 2008. - Т. 34. - № 1. -С. 74-82.
11. Кужугет А.А., Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Особенности морфофункционального развития студентов, занимающихся различными видами физкультурно-спортивной деятельности // Сибирское
медицинское обозрение. - 2011. - № 2. - С. 57-61.
12. Левушкин С.П. Динамика физического развития школьников Ульяновска // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005. - № 1. - С. 56-57.
13. Лейфа А.В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Киров, 2007. - 44 с.
14. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Тера-Спорт, 2000. - 192 с.
15. Манжелей И.В. Мониторинг физического состояния студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2004. - № 6 (б). -С. 365-372.
16. Михайлов В.М. Оценка адаптационных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения // Экология человека. -2004. - № 6. - С. 25-29.
17. Проскурякова Л.А. О реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Кемеровской области // Казанский медицинский журнал. - 2008. - Т. 89. - № 4. - С. 549-552.
18. Романцов М.Г., Лисовская Н.И. Образование, ориентированное на сохранение и укрепление здоровья // Успехи современного естествознания. -№ 3. - 2004. - С. 84-86.
19. Сашенков С.Л., Усков Г.В. Состояние систем транспорта кислорода у спортсменов с аэробной и анаэробной направленностью тренировочного процесса // Известия Челябинского научного центра. - 2004. - Вып. 25. - С. 92-95.
20. Степанов Г. И. Поэтапное формирование навыков выполнения боевых приемов борьбы у курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 23 с.
21. Харитонов В.И. Физическое развитие - основа здоровьесберегающей среды учащихся. - Челябинск: Издательский дом Обухова, 2000. - 152 с.
22. Якимович В.С., ЕгоричеваЕ.В. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности студенческой молодёжи с дефицитом массы тела // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5. - С. 173-177.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
105