Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТОВ КИРОВОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТОВ КИРОВОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.Д. Куприянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT AND MOTORICITY IN THE BOARDING SCHOOL INMATES OF THE KIROVOGRADSKAYA OBLAST

The author studied the height and weight indices of the inmates from the country boarding school in the Kirovogradskaya Oblast. The inmates motorcity was assessed by their fulfillment of school standards in ball throwing and jumping. The author concludes that the children of the same height, weight and other physical development indices presented similar motorcity development in 3 to 4 parallel classes. Considering these facts, the gymnastics teachers should arrange their instruction on motor activities individually.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТОВ КИРОВОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

period in the acoustic-motor reaction, a fall of muscular efficiency and a certain decrease in the acoustic sensitivity. The investigation results obtained in men exposed to a noise of 70 db were similar to those obtained in the control group: the investigated indices at the end of the working day varied within the limits of initial values. It is recommended reducing by 10 db that the maximum permissible intensity level of high-frequency industrial noise within the range of 2500 c/sec be reduced by 10 db, as compared with the existing standards.

ft ft ft

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТОВ КИРОВОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. Д. Куприянов

Из Кировоградского педагогического института имени А. С. Пушкина

Задачами исследования было изучить основные показатели физического развития воспитанников школ-мнтернатов Кировоградской области и определить степень физической подготовленности воспитанников интернатов по некоторым нормативам школьной программы. С этой целью мы при участии врачей школ-интернатов провели обследование состояния физического развития воспитанников во второй половине 1959/60 учебного года во всех сельских школах-интернатах Кировоградской области. При участии преподавателей физической культуры определяли степень физической подготовленности учащихся путем проверки выполнения ими учебных нормативов по легкой атлетике.

В программу антропометрического обследования воспитанников входили определения роста стоя и сидя, веса, окружности грудной клетки, спирометрия, динамометрия и измерение становой силы. Проведено обследование 1440 воспитанников (607 девочек и 833 мальчика). Физическая подготовленность по бегу, прыжкам и метанию была проверена у 720 воспитанников. Состязания проводили по упрощенным правилам, применяемым в школе.

Возраст обследуемых без подразделения по полу представлен в табл. 1. В каждом классе обучаются учащиеся от 3 до 6 различных

Таблица 1

Распределение воспитанников разных классов школ-интернатов Кировоградской

области в 1960 г. по возрасту (в °/о)

Класс Возраст (в годах) Число воспитанников

8 9 10 и 12 13 14 15 16

1-Й • ••••• 70 26,5 3,5 198

2-й 2 66,0 28,0 4,0 176

3-й 1,0 68,0 28,0 3,0 224

4-й • 1,5 67,0 27,0 4,0 0,5 237

5-й 2,0 70,0 21,5 6,0 0,5 237

6-й 0,5 5,0 59,0 32,0 2,0 1,5 187

7-й 1,0 70,0 24,0 5,0 142

8-й • ••••• 3,0 63,0 34,0 39

возрастов. С другой стороны, воспитанники одного возраста обучаются в различных классах. Начиная с 9 лет дети одного возраста учатся в 3 классах и более. Дети 14 лет учатся в 5 различных классах: с 4-го по 8-й.

$

Известно, что учащимся каждого возраста присущи свои особенности восприятия окружающей действительности и своеобразие формирования двигательных навыков. А так как в одном классе учатся дети 3—4 различных возрастов с различными двигательными возможностями^ интересами и мыслями, то при обучении необходимо учитывать особенности каждого возраста.

Широкий диапазон возрастного состава воспитанников каждого класса требует от преподавателя индивидуализации процесса обучения двигательным действиям в соответствии с их интересами и физическими возможностями.

Таблица 2

Распределение воспитанников школ-интернатов Кировоградской области в 1960 г.

« по росту (в о/о)

Возраст (в годах)

Рост

(в см) 8 9 10 и 12 13 14 15 16

110 2,4

112 2,4 2,0 0,8

114 4,8 1,0 —

116 9,4 5,0 0,8 «

118 12,0 5,0 1,6 0,7

120 21,2 7,0 2,4 -

122 10,2 11,0 5,5 2,1 0,7

124 13,0 20,0 9,5 2,8 3,3

126 15,0 9,0 4,1 3,5 1,3

128 4,8 6,0 9,5 6,3 0,7 1,2 1,0

130 1,2 12,0 15,0 7,0 4,0 1,2 -

132 3,6 9,0 15,0 4.9 6,0 - 1,0

134 6,0 8,0 15,4 6,5 6,0 —

136 5,0 12,5 18,8 5,3 6,0 1,0

138 1,0 4,1 7,7 10,5 8,2 5,0

140 1,0 8,0 9,8 14,5 11,7 3,0

142 2,4 9,1 13,4 11,7 4,0 6,0

144 7,7 8,5 15,0 10,0 -

146 ■ 1,4 13,4 8,2 7,0 3,0

148 0,8 1,4 2,6 6,0 16,5 3,0

150 • 3,3 6,0 13,5 20,5

152 0,7 2,0 7,0 5,0 3,0

154 2,6 4,7 7,0 3,0 9,01

156 — 0,7 1,2 8,0 6,0 18,3

158 - - 4,7 7,0 26,0 9,0

160 — - 3,0 11,5 27,4

162 0,7 - - 5,0 - 9,0

164 0,7 1,2 2,0 6,0 9,0

166 1,0 3,0

168 6,0

170 3,0 18,3-

Всего

воспи-

танни-

ков 82 107 126 139 141 91 101 33 13

Распределение воспитанников по росту представлено в табл. 2. Мы предлагаем вниманию читателей показатели роста мальчиков как наиболее характерные. Общим для девочек и мальчиков является большая разница минимальных и максимальных ростовых показателей в пределах одного возраста или класса. Разница в росте воспитанников одного класса колеблется от 15 до 39 см. Наименьшая разница в росте наблюдается в 8-м классе и равняется у девочек 15 см, у мальчиков — 21 см. Наибольшая разница отмечена в 5-м классе: у девочек — 36 см, у мальчиков — 39 см.

Вес учащихся также колеблется в очень больших пределах. В первом классе как у девочек, так и у мальчиков разница между минимальным и максимальным весом равна 12 кг. К 14 годам (7-й класс) она достигает у девочек 41 кг, а у мальчиков 35 кг.

Эти данные показывают, что воспитанники одного класса имеют не только различный возраст, но и их показатели физического развития отклоняются в очень больших пределах. Следовательно, воспитанники одного класса находятся на различных ступенях физического и психического развития. Между ними существует различие количественного и качественного характера.

Таблица 3

Показатели физического развития воспитанников интернатов Кировоградской области

в 1960 г.

• о и я • а> !з О м Рост стоя (в см) Вес (в кг) Окружность грудной клетки

н и а а.-* «=; «о средний минималь- макси- средний минималь- макси- • минималь- 'макси-

Я * О сч У аз = о ный мальный ный мальный средняя ная мальная

аа с* 3* с*

Де В О Ч К и •

8 60 121,5 110 138 23,3 18 30 59,3 54 64

9 65 126,5 119 142 25,1 19 34 61,6 54 67

10 87 130,3 116 148 27,1 21 40 62,6 56 71

11 93 136,2 120 148 30,7 22 44 64,3 57 74

12 98 141,8 129 160 32,9 26 52 67,7 60 80

13 86 147,7 130 161 40,5 24 61 71,0 61 92

14 73 151,3 133 164 45,1 25 66 74,8 58 90

15 32 153,6 134 165 48,1 32 58 76,4 64 90

16 13 153,6 148 165 49,3 33 71 82,0 72 90

• • Мальчики

8 82 121,6 110 135 23,6 18 31 61,2 54 68

9 107 128,0 116 141 25,6 19 34 62,6 55 70

10 126 131,4 112 148 28,0 19 35 64,2 56 72

11 143 136,1 118 162 30,8 19 44 66,0 56 76

12 141 140,5 126 165 33,7 22 54 68,1 58 80

13 91 141,1 129 165 36,7 26 55 70,0 63 80

14 101 150,4 129 165 41,3 27 62 73,5 64 86

15 33 155,8 142 169 44,5 27 63 , 76,4 65 90

16 9 161,9 154 170 52,4 42 67 81,6 73 89

В табл. 3 приводятся средние, минимальные и возрастно-половые

показатели роста, веса и окружности грудной клетки воспитанников школ-интернатов Кировоградской области по данным обследования 1960 г.

Физическую подготовленность воспитанников определяли по некоторым видам легкой атлетики, входящих в программу по физической культуре. На рис. 1 и 2 представлены данные по метанию теннисного мяча в 5—6-х классах и по прыжкам в длину с разбега в 4—7-х классах.

При метании теннисного мяча (см. рис. 1) характерен большой диапазон результатов как для девочек, так и для мальчиков. Девочки метают в 5-м классе на расстояние 10—30 му в 6-м классе на 14—36 м, мальчики — соответственно на 16—44 и 22—52 м. В среднем у девочек диапазон результатов от минимума до максимума равен 20 м, у мальчиков — 30 м.

При прыжках в длину с разбега (см. рис. 2) также отмечен большой диапазон результатов. В среднем разница между минимальным и максимальным результатом равна 120 см. Результаты выше, чем старше класс (табл. 4). Особенностью являются западение минимальных результатов девочек 6-го класса (170 см) по сравнению с результатами дево-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чек 5-го класса (200 см) и одинаковые результаты у мальчиков этих же классов (260 см).

Все рассмотренные нами результаты намного выходят за пределы нормативных требований программы (что видно на рис. 1 и 2).

Рис. 1. Динамика результатов метания теннисного мяча учащимися

5—6-х классов школ-интернатов.

А — мальчики; Б — девочки. /-5-й класс; 2—6-й класс. По оси ординат — количество воспитанников (в %); по оси абсцисс — результат (здесь

и на рис. 2).

/ 6

Рис. 2. Динамика результатов по прыжкам в длину с разбега учащимися

4—7-х классов школ-интернатов. А — мальчики; Б — девочки. /— 4-й класс; 2—5-й класс; 3—6-й класс; 4—7-й класс.

Физическое развитие и физическая подготовленность воспитанников школ-интернатов обнаруживают общие закономерности. Результаты спортивных достижений учащихся находятся в прямой зависимости от

Таблица 4

Класс Девочки Мальчики

в см

средние минимальные максимальные средние минимальные максимальные

4-Й............ 222 150 300 243 200 320

5-й........... 248 200 330 317 260 380

6-й............ 268 170 350 335 260 400

7-й............ 309 240 360 362 310 410

их физического развития. Обучение учащихся двигательным действиям и развитие их двигательных качеств — быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости — вносят некоторые поправки, однако общая закономерность не изменяется.

Количественные изменения показателей физического развития и развития моторики учащихся происходят постепенно и незначительно.

Выводы

1. Показатели физического развития воспитанников каждого класса отклоняются в очень больших пределах от средних, вследствие чего дети одинакового физического развития встречаются в 3—4 классах. Все эта требует от учителя и воспитателя индивидуализации процесса обучения двигательным действиям.

2. Физическая подготовленность воспитанников, по данным метания и прыжков, имеет следующие особенности: а) результаты, показанные воспитанниками одного класса, имеют очень широкий диапазон, а следовательно, и нормативные требования программы не могут быть единственными критериями успеваемости детей по физической культуре; б) одни и те же спортивные результаты показывают воспитанники нескольких смежных классов.

3. Построение программы физической культуры для школьников, система проверки их навыков и умений должны учитывать постепенность изменения результатов из класса в класс, а также их широкий диапазон.

Поступила 3/V 1962 г.

PHYSICAL DEVELOPMENT AND MOTORICITY IN THE BOARDING SCHOOL

INMATES OF THE KIROVOGRADSKAYA OBLAST

N. D. Kupriyanov

4

The author studied the height and weight indices of the inmates from the country hoarding school in the Kirovogradskaya Oblast. The inmates motoricity was assessed by their fulfillment of school standards in ball throwing and jumping. The author concludes that the children of the same height, weight and other physical development indices presented similar motoricity development in 3 to 4 parallel classes.

Considering these facts, the gymnastics teachers should arrange their instruction on motor activities individually.

"fr it Ъ

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ВОДЫ И САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ В ТРУДАХ Г. В. ХЛОПИНА

Доктор медицинских наук Л. С. Гурвич

Из Московского научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана

Г. В. Хлопин является общепризнанным главой русской гигиенической школы как в области теоретических исследований, так и в вопросах практики санитарной деятельности. Являясь блестящим экспериментатором, предложившим ряд оригинальных методов исследования, вошедших в мировую литературу, он резко выступал против ограничения деятельности гигиениста рамками лаборатории.

Уже с первых лет деятельности оформился научный интерес Г. В. Хлопина к вопросам гигиены воды и санитарной охраны водоемов. Проведенные им систематические исследования водоисточников Перми послужили основанием для постановки крупных вопросов гигиены воды. Так, публикуя результаты этих изысканий в «Сборнике работ Пермской санитарной станции» (1889), Г. В. Хлопин откликнулся на вопрос, широко обсуждавшийся в те годы отечественными гигиенистами, — о соотношении бактериологического и химического методов исследования в санитарной оценке качества воды. Не освободившись еще полностью от локалистической теории распространения заразных болезней, Г. В. Хлопин высказывается однако за необходимость учета водного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.