Научная статья на тему 'Физическое развитие детей и подростков учебных заведений разного типа г. Алматы'

Физическое развитие детей и подростков учебных заведений разного типа г. Алматы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое развитие / дети и подростки / состояние здоровья / факторы риска / physical development / children and teenagers / state of health / risk factors.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.К. Текманова, Т.К. Бекбосынов

Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения необходимо изучение одного из важных показателей и ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь закономерностям, оно зависит от сложного комплекса факторов окружающей среды и генетических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.К. Текманова, Т.К. Бекбосынов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND TEENAGERS IN DIFFERENT TYPES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN ALMATY CITY

Studying of the important parameter and leading criterion of children's health such as physical development is necessary for full representation about a state of rising generation’s health. Physical development of an organism submits to biological laws and reflects the general laws of growth and development. Submitting to laws, it depends on various complexes of environment factors and genetic features.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие детей и подростков учебных заведений разного типа г. Алматы»

• международные регуляторные документы в области биологической

безопасности и биологической защиты;

• государственные нормативно - правовые акты (документы), регламентирующие деятельность в области биологической безопасности и

биологической защиты;

• разделы должностных инструкций по вопросам биологической безопасности и защиты сотрудников на рабочем месте.

Также на цикле магистранты и интерны повышают самообразование по следующим направлениям:

• самостоятельно и регулярно повышают свою профессиональную квалификацию по вопросам биобезопасности и биозащиты;

• занимаются сбором и анализом научной информации;

• самостоятельно анализируют результаты своей профессиональной деятельности;

• самостоятельно оценивают потенциальные риски в своей профессиональной деятельности.

Опыт преподавания новой образовательной программы по биологической безопасности и биологической защите диктует необходимость расширения границ подготовки с привлечением педагогов смежных кафедр и специалистов в этой области. В этой связи нами проводится интегрированный элективный курс совместно с кафедрой инфекционных болезней и Центром коллективного пользования КазНМУ. Интерны по специальности «гигиена и эпидемиология» и магистранты в дальнейшей своей работе используют эти специфические знания и практические навыки. Перед ними открываются перспективы участвовать в работе лабораторий особо опасных инфекций разного уровня (BSL) в системе новой структуры здравоохранения - Агенства по защите прав потребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Некрасова Л.Е., Жолшоринов А.Ш. , Мека-Меченко Т.В. и. др. Внедрение системы управления рисками на опасных биологических объектах Казахстана (руководство для практических врачей) // - Алматы: 2012. - 30 с.

2 Международный стандарт CWA 15793:2008; CWA 15793:2011 «Управление лабораторными рисками» от 05.08.2009г. - 350 с.

3 D.O. Fleming, D.L. Hunt, D.C. Washington. Biological safety: principles and practices// Ed.: ASM Press.- 2000.- 624 p.

4 Практическое руководство по биологической безопасности в лабораторных условиях// ВОЗ. - Женева: 2004. - 400 с.

5 Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова // - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. - выпуск 1,часть 4. - 68 с.

А.Г. НАЖМЕДЕНОВА, Л.Ж. АЛЕКЕШЕВА, С.А. АМИРЕЕВ

БИОЛОГИЯЛЫК К;АУ1ПС1ЗД1К ЖЭНЕ БИОЛОГИЯЛЫК КОРГАУДЫ Б1Л1М беру багдарламасымен о;ыту

Туйш: Ма^алада аса 1^аутт патогендермен жумыс жасау барысында био^аутазджт жэне био^оргауды са^тау тал^ыланган. Осы мэселе бойынша магистрант жэне интершдерге бiлiмi мен 1^аб1летЫ жетiлдiру ушт о^у багдарламасы дайындалган.Осы багдарлама бойынша гигиена жэне эпидемиология мамандыгыныц магистранттарымен интерЫдерЫ заманауй дайындаудыц о^у эдiсi бертген. ТYйшдi свздер: био^аутсвдт, био^оргау, б^м беру багдарламасы

A.G. NAZHMEDENOVA, L.Zh. ALEKESHEVA, S.A. AMIREEV

TEACHING EDUCATIONAL PROGRAM ON BIOLOGICAL SECURITY AND BIOLOGICAL SAFETY

Resume: We teach the problem of biosafety and biosecurity of dangerous pathogens for workers and for the environment. We have described the experience of preparing graduates and interns to improve their knowledge and skills for their future profession in "Hygiene and Epidemiology" Keywords: biosafety, biosecurity, educational program

УДК 616-036.22

А.К. ТЕКМАНОВА, Т.К. БЕКБОСЫНОВ

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗНОГО ТИПА Г. АЛМАТЫ

Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения необходимо изучение одного из важных показателей и ведущего критерия здоровья детского организма - физического развития. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь закономерностям, оно зависит от сложного комплекса факторов окружающей среды и генетических особенностей. Ключевые слова: физическое развитие, дети и подростки, состояние здоровья, факторы риска

В системе здравоохранения и образования одной из главных и важных задач является поиск путей сохранения и укрепления здоровья учащихся в школьных образовательных учреждениях. Особенно актуально это в городах, расположенных в экологически неблагополучных регионах страны, к которому относится город Алматы. Одной из наиболее чувствительных к воздействию факторов окружающей среды и условиям жизнедеятельности групп населения являются дети и подростки, поэтому именно они становятся объектами

изучения, наблюдения и анализа состояния здоровья во взаимосвязи со средой обитания. Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма -физического развития.

Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой - степень этого созревания на каждом данном отрезке

времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.

Вместе с тем, подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»). Большинство авторов однозначны в оценке влияния антропогенной нагрузки на темпы и уровень ФР: отклонения в физическом развитии чаще регистрируются у детей, проживающих на эколого-неблагополучных территориях [1,3, 4]. Сведения же о влиянии обучения по программам повышенной сложности неоднозначны. Ряд авторов отмечают более выраженное ухудшение показателей физического развития за время школьного обучения среди учащихся инновационных

учебных заведений, чем среди учащихся массовых школ [6, 7]. Другие авторы показывают, что учащимся инновационных учебных заведений свойственно более гармоничное физическое развитие по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, где преобладали дети с отклонениями в физическом развитии [5,2, 3]. Указанные обстоятельства определили цель настоящего исследования выявить возможные особенности физического развития школьников, проживающих на территориях с различной антропогенной нагрузкой и обучающихся в образовательных учреждениях различного вида. Были изучены физическое развитие учащихся инновационных и общеобразовательных школ, однотипных по наполняемости и санитарно-гигиеническим характеристикам, расположенных в районах города с различной антропогенной нагрузкой. Нами обследованы 1720 учащихся подросткового возраста (1216 лет) восьми школ разного типа города Алматы. Были изучены уровни физического развития школьников и проведена оценка функционального состояния организма подростков, в зависимости от комплекса социально-экономических, гигиенических и экологических факторов. Современными исследованиями показана важность определения биологического возраста детей и подростков, на что нами обращено особое внимание.

Настоящее сообщение содержит результаты изучения биологического развития школьников, а также их морфологических (соматометрия) и функциональных показателей (физиометрия). Для удобства сопоставления полученных результатов они приводятся с усредненном виде, без выделения возрастной, половой и этнической принадлежности (табл. 1). Данная публикация не учитывает также экологические факторы, так как обследованные школы находились в контрольном районе города с относительно чистой атмосферой.

Таблица 1 - Показатели физического развития подростков школ разного типа

№ пп Учебное заведение Изучаемые показатели

Длина тела, см Масса тела, в кг ОГК, в см Мыш. сила правой кисти, в кг Мыш. сила левой кисти, кг ЖЕЛ, в мл Норм. биолог развит. в %

1 Общеобразовательные школы 164,9 ±0,71 50,4 ± 1,23 81,7± 1,38 25, 1±1,23 23,4 ± 1,69 2765,2± 84,07 71,9

2 Гимназии, лицеи 154,9 ±0,71* 51,2 ± 1,33 80,6 ± 1,46 23,1±1,33* 23,1 ± 1,25 2384,9 ± 86,36* 67,6*

3 Разница 10±0 1,2±0,1 1,1±0,08 2,0±0,1 0,3±0,44 381±2,2 4,3

Примечание: * - установлены статистически достоверные различия

При сравнении параметров физического развития подростков разных учебных заведений выявлена значительная разница по многим показателям. Так, процент детей, у которых биологический возраст соответствует паспортному в общеобразовательных школах выше, чем в инновационных (71,9 и 67,6, соответственно). Соматометрические показатели подростков инновационных школ, особенно длина тела, оказались ниже, чем в аналогичной группе общеобразовательных. Показатели массы тела, напротив, более высокие у школьников новых школ, что объясняется меньшей двигательной активностью последних.

При сопоставлении функциональных показателей наиболее существенные различия выявлены для жизненной емкости легких подростков (ЖЕЛ). Разница составляет 381±2,2 мл, но в отдельных возрастных группах она выражена еще более интенсивно. Наибольшие отклонения показателя жизненной емкости легких от должных величин в сторону уменьшения отмечены у подростков, имеющих высокую учебную нагрузку, за счет снижения физической. Аналогичные различия отмечены также в снижении значений пробы Генчи и Штанге, мышечной силе рук, с одинаковой выраженностью как у мальчиков, так и у девочек (р < 0,05).

Выводы.Следовательно, у подростков инновационных учебных заведения выявляются худшие значения показателей физического развития, чем среди аналогичных групп школьников общеобразовательных школ Например: Среди

учащихся школ нового типа в 36,7 % случаев наблюдается отставание биологического возраста от паспортного, причем значительно чаще, чем у их сверстников из

общеобразовательных школ (8 %). По видимому, это объясняется тем, что новые учебные программы, новые дисциплины и углубленное изучение отдельных предметов сопряжены с резким снижением занятий подростков физическим воспитанием, спортом и прогулками на свежем воздухе.

Ведущими факторами риска, снижающими показатели физического развития, являются учебные, которые несоотвуют гигиеническим требованиям. Образовательный процесс школ нового типа характеризуется высокой учебной нагрузкой, превышающей допустимую на 4-6 час в день. Это влечет за собой нарушения в расписании уроков, более частые, чем в общеобразовательных школах (49,7 % и 31,2 %, соответственно). Дополнительное негативное влияние на физическое развитие подростков оказывают высокие уровни загрязнения воздуха. Это проявляется в понижении роста и повышении массы тела, снижаются функциональные показателей - ЖЕЛ, пробы Генчи, Штанге, динамометрия. Ввиду высокой учебной нагрузки, учащиеся школ нового типа проводят значительно большее время в закрытых помещениях, тем самым усугубляя экологический фактор риска. Это способствует проявлению сочетанного воздействия факторов риска различной природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Скоблина Н.А. Методы определения физического развития детей и подростков // Неинвазивные методы в оценке здоровья населения / Под редакцией академика РАМН Ю.А. Рахманина. - М.: Издательство МГУ, 2006. - С. 95 - 111.

2 Сухарева Л.М., Павлович К.Э. и соавт. Международный конгресс «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» // Гигиена и санитария. - 2004. - № 5. - С. 80 - 82.

3 Ямпольская Ю.А. Оценка физического развития в мониторинге состояния здоровья детского населения // Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М.: 2007.

4 Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. - 2000. - N 1. - С. 65 - 68.

5 Ямпольская Ю. А. Актовая речь: Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половине XX века. (Москва 22 мая 2003 года) // - М.: 2003

6 Абросимова Л. П., Кабирова Е. В., Симакова Т. А., Шерстобитов Р. Г. // Гиг. и сан. - 1998. - N 2. - С. 30 - 31.

7 Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г., Белостоцкая Е. М. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей. - М.: 1986.

А.К.ТЕКМАНОВА, Т.К. БЕКБОСЫНОВ

АЛМАТЫ КАЛАСЫНДАГЫ ЭРТУРЛ! ТИПТЕГ1 ОКУ ОРЫНДАРЫНДАГЫ БАЛАЛР МЕН ЖАС9СП1РМДЕРДЩ ДЕНЕ БГПМ1Н1И дамуы

Туйш: 9cin келе жат^ан урпа^тыц денсаулы^ жагдайы жайлы тольщ мэлiмет алу ушш, бала денсаулыгыныц мацызды критерш -дене бтмшщ дамуын зерттеу. Дене бгпмЫщ дамуы биологиялы^ за^дылы^тарга багынады жэне есу мен дамудыц жалпы зацдылы^тарына эсер етедкЗанцылы^тарта багына отырып , ол ^оршаган ортаныц кYPделi факторлар кешенiне жэне генетикалы^ ерекшелттерЫе байланысты.

ТYйiндi свздер: дене бтмшН дамуы,балалар мен жасеспiрiмдер, денсаулы^ жагдайы, ^аутттт факторы.

A.K.TEKMANOVA, T.K.BEKBOSYNOV

PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND TEENAGERS IN DIFFERENT TYPES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN ALMATY CITY

Resume: Studying of the important parameter and leading criterion of children's health such as physical development is necessary for full representation about a state of rising generation's health. Physical development of an organism submits to biological laws and reflects the general laws of growth and development. Submitting to laws, it depends on various complexes of environment factors and genetic features. Keywords: physical development, children and teenagers, state of health, risk factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.