Научная статья на тему 'Физическое и нравственное воспитание студентов и молодежи средствами спортивного туризма'

Физическое и нравственное воспитание студентов и молодежи средствами спортивного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / SPORTS TOURISM / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SPORTS AND TOURIST TRIP / PHYSICAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Е.И.

Рассматриваются вопросы, связанные с влиянием спортивного туризма на физическое и нравственное воспитание студентов и молодежи, возможностью укрепления здоровья естественной дозировкой физических нагрузок, применяемых в спортивном туризме. Этот вид туризма имеет большой познавательный и воспитательный эффект, активно воздействует на всестороннее развитие личности и ее нравственные качества, позволяет самоутверждаться человеку в условиях борьбы с трудностями и стихийными силами природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical and moral education of students through sport tourism

The article touches upon the issues related to the influence of sport tourism on physical and moral education of students and young people. It displays possibility of improving health through portions of physical activity which has a great cognitive and educational effect on students. The paper determines how sport tourism influences comprehensive development of an individual, his moral state, self-esteem and self-assessment when faced with challenges

Текст научной работы на тему «Физическое и нравственное воспитание студентов и молодежи средствами спортивного туризма»

SO ВЕСТНИКPMAT№ 4 • 2018

УДК 379.8

Е.И. БАРАНОВ

ФИЗИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Рассматриваются вопросы, связанные с влиянием спортивного туризма на физическое и нравственное воспитание студентов и молодежи, возможностью укрепления здоровья естественной дозировкой физических нагрузок, применяемых в спортивном туризме. Этот вид туризма имеет большой познавательный и воспитательный эффект, активно воздействует на всестороннее развитие личности и ее нравственные качества, позволяет самоутверждаться человеку в условиях борьбы с трудностями и стихийными силами природы.

Ключевые слова: спортивный туризм, физическая культура и спорт, спортивно-туристский поход, физическое воспитание, здоровый образ жизни.

The article touches upon the issues related to the influence of sport tourism on physical and moral education of students and young people. It displays possibility of improving health through portions of physical activity which has a great cognitive and educational effect on students. The paper determines how sport tourism influences comprehensive development of an individual, his moral state, self-esteem and self-assessment when faced with challenges. Keywords: sports tourism, physical culture and sport, sports and tourist trip, physical education, healthy lifestyle.

Физическое воспитание студентов и молодежи представляют собой весьма ответственное направление деятельности государства и общества. В последние годы государство все активнее и шире культивирует спортивный туризм как одно из наиболее эффективных средств формирования у молодого человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и творческих начал. Включенность студента в активные занятия спортивным туризмом во многом определяет его отношение к основным жизненным ценностям.

Любой вид спортивного туризма -от простой прогулки до многодневной экспедиции - непременно обогащает человека новой информацией, раз© Баранов Е.И., 2018

вивает его интеллект. Это свойство спортивного туризма лежит на поверхности, оно очевидно, неоспоримо, не требует доказательств. Совершенно естественно, что практиками в первую очередь используется информативность спортивного туризма. Особо надо выделить активизацию аналитических способностей человека. Аналитическое мышление может развиться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения.

Регулярные занятия спортивным туризмом формируют и духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, родине, природе, труду, здоровому образу жизни. Одновременно происходит пробуждение чувства пре-

красного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания эстетического чувства нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает спортивный туризм. Чем богаче мир, окружающий человека, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею.

Трудно переоценить и оздоровительное значение спортивного туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству, к воздействию на ум, тело и душу растущего человека. При этом процесс «обработки» человека идет параллельно по всем направлениям (тело и душа). Это разностороннее комплексное воздействие является основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной спортивно-туристской работы.

В настоящее время, когда вузы практически устранились от воспитания студентов и молодежи, определив для себя главной функцию обучения, спортивный туризм может помочь ликвидировать этот пробел. Причем его воспитательная роль заключается не только в благотворном влиянии на молодежь, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений педагога и студентов, в становлении педагогики сотрудничества.

Таким образом, спортивный туризм решает одновременно важнейшие педагогические задачи: комплексное воздействие на студента, воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация, приобщение к здоровому образу жизни.

Значительную часть времени молодые люди проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. Поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную и трудовую деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают человеку заряд бодрости и энергии, позволяют работать с творческим подъемом и хорошим настроением.

Медики и педагоги отмечают, что здоровье современной молодежи в динамике от первого до последнего курса вуза, в котором они обучаются, в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Одной из причин является то, что содержание учебных программ усложняется, а методика их преподавания остается без изменения. Отсюда появление у студентов таких заболеваний, как сколиозы, гиподинамия и вызванное ею ожирение. Характерны для молодежи больших городов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов.

В исследованиях А.Г. Нагорного, который изучал подростков старшего возраста, и А.М. Майорова, изучавшего младший подростковый возраст, содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся спортивным туризмом. Оба автора констатировали улучшение самочувствия занимающихся, увеличение объема груди, уменьшение частоты дыхания и увели-

чение становой силы. Анализ данных исходного и повторного обследований показал, что после туристских походов жизненная емкость легких увеличивалась у юношей на 100 мм, у девушек на 120 мм. Материалы врачебно-педа-гогического обследования показали, что пешие многодневные походы при соблюдении норм нагрузки оказывают благотворное влияние на состояние здоровья юношей и девушек и способствуют их физическому развитию.

Физическое воспитание в походе реализуется посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной организации питания.

Всякий туристский поход предполагает серьезную двигательную работу -прохождение намеченного маршрута. В походе «спортивным соперником» туристов выступает географическая среда, сама природа становится здесь главным наставником в воспитании и обучении. Километры, преодолеваемые туристами с грузом на плечах, километры с их топографическим, физико-географическим, эстетическим и другим содержанием являются мощным развивающим фактором: движение по лесу, по горам без троп тренирует опорно-двигательный аппарат и укрепляет характер. Важны и радостные впечатления, положительные эмоции.

Факторы движения (километраж, спуск и подъем по склонам), физические нагрузки (балансирование под тяжелым рюкзаком) в сочетании с природными факторами плюс фактор

дискомфорта, необходимость довольствоваться малым, терпеть неудобства, лишения, жажду - это обычные составляющие туристского похода. И при этом, как ни странно, обычно в походах туристы не болеют. Ветер, дождь, снег - все факторы, вызывающие заболевания в домашних условиях, в природной среде становятся как бы сторонниками туризма. Чаще всего в домашней обстановке мокрые ноги вызывают температуру, а в походе брод по пояс в ледяной воде не вызывает даже насморка. Сами условия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых человек даже не подозревал.

При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченного маршрута - это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека, но это не так. Еще основоположник научной системы физического образования в России П.Ф. Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Спортивный туризм в силу специфики деятельности и воспитательной среды предоставляет большие возможности в профессиональной ориентации студентов и пропаганде здорового образа жизни среди них.

Не менее важен и другой аспект становления молодых граждан. Молодежь необходимо учить грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытие в непогоду, преодолевать естественные препятствия, выжи-

вать в природной среде. Все эти жизненно необходимые знания и навыки студенты получают в походах, на соревнованиях по поисково-спасательным работам и «школах выживания». Юношей, прошедших такую подготовку, не страшит служба в Вооруженных силах.

В процессе занятий спортивным туризмом расширяется сфера общения человека, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности и здорового образа жизни. Прежде всего, это качества, которые воспитываются хождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме, - коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Важным преимуществом активных форм спортивно-туристской деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в природных условиях. Не умаляя значения формирования этических, нравственных и прочих связанных с нормами поведения знаний, необходимых для выработки личностных качеств, следует признать, что возможность практически следовать им является необходимым, действенным, наиболее важным компонентом воспитания. В туристском походе устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения, формирование верных убеждений становится более эффективным, так как деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.

Туристский поход позволяет поставить каждого участника в уникальные с точки зрения воспитания условия, когда абстрактные идеи норм приобретают весьма конкретную, жестко обусловленную реальность. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает ответственная взаимозависимость. Человек соотносит свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так, понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Человек обогащается осознанием себя как конкретной личности, способной своими действиями принести другим людям радость или несчастье.

Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, возникает понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит людей. Беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям.

Следует отметить такую немаловажную деталь, как возможность в условиях похода, туристского лагеря своевременно диагностировать отклонения в развитии личности студента. Этому способствует пребывание подростка в атмосфере взаимодоверия и взаимопонимания, причем не в течение 1-1,5 часов занятия или 2 часов какого-либо мероприятия, а в течение длительного времени - от 4-8 часов (однодневный поход) до нескольких дней и недель

(в условиях туристского путешествия или многодневного полевого лагеря), что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития студента.

Тяжелый рюкзак, холодная палатка и самостоятельно приготовленная на костре пища - это преодоление себя, не только физические, но и душевные усилия, которые не остаются напрасными. Постепенно усложняющиеся задачи по подготовке туристского путешествия, нарастающая сложность походов - все это потребует и новых знаний, и более сложных умений, и закалки характера. Вот это последовательное становление личности и есть главное в спортивном туризме.

В спортивном туризме общие интересы, радости и тревоги, совместное преодоление трудностей сближают людей, позволяют им лучше узнать друг друга. В походах ясно обнаруживаются как достоинства, так и недостатки каждого, здесь в необычных, зачастую экстремальных условиях выявляется, кто чего стоит.

Велика роль спортивного туризма и в воспитании. Организуя с молодежью спортивно-туристскую работу, мы создаем такую воспитательную среду, которая уже независимо (объективно) воздействует на студентов в нужном направлении. Для спортивно-туристской деятельности характерен именно такой метод косвенного воздействия (опосредованное воспитание), когда сама обстановка стимулирует выработку необходимых качеств, навыков и умений. При этом воспитание туристов происходит на живых конкретных делах, а не в отвлеченных беседах.

Труд студентов как в период подготовки, так и в самом походе - осно-

ва воспитательной работы. По видам этот труд чрезвычайно разнообразен, а по количеству значителен. Походный труд имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения педагогических целей. Во-первых, поход объективно ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. Здесь как нигде подходит выражение: «Кто не работает, тот не ест». Во-вторых, труд в походе носит общественный характер, работа одного необходима для всех. В-третьих, в процессе труда студенты приобретают жизненно необходимые навыки (приготовление пищи в полевых условиях, разведение костра в любую погоду, обустройство походного быта). Наконец, спортивно-туристский поход воспитывает организаторские способности, развивает инициативу, деловитость, активность и приобщает к здоровому образу жизни.

В туристском походе в большей мере, чем в обстановке образовательного учреждения, действует метод А.С. Макаренко «воспитание в коллективе и через коллектив». В сложных и непривычных условиях походной жизни туристы испытывают на себе, как велика сила коллектива, видят, что многое можно сделать, многого можно добиться, если рядом с тобой товарищ, если в трудную минуту ты уверен, что тебя поддержат, тебе помогут твои друзья. И наоборот, тебе будет плохо, если будешь противопоставлять себя коллективу, пренебрегать его интересами.

Воспитание сознательной дисциплины, самоконтроля и саморегуляции поведения студентов имеет свою специфику, поскольку занятия спортивным туризмом носят добровольный характер. Поэтому важно понимание того,

что дисциплина - это прежде всего подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе.

В походе возникает очень важная для воспитания обстановка - ответственная взаимозависимость, что способствует становлению и сплочению коллектива. Автономное существование походной группы воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. В походах люди быстро сближаются, складывается крепкая дружба, взаимная выручка. Объективные обстоятельства туристского похода в корне меняют и межличностные связи, характер взаимоотношений. Тут иначе нельзя. Такова жизненная ситуация, в которую попали, отправившись

в поход, сменив привычный комфортный образ жизни на другой - необычный. В походе участников связывают узы некоего братства в борьбе с силами природы, ее естественными препятствиями, братства в достижении общей цели, в выполнении задач похода. Такое братство никогда в обыкновенной жизни не встречается.

Спортивный туризм имеет широкий спектр специфических качеств, в высокой степени привлекательных для тех, кто им занимается. Это возможность укрепления здоровья, естественная дозировка физических нагрузок, большой познавательный и воспитательный эффект, активное воздействие на всестороннее развитие личности и ее нравственных качеств, самоутверждение и самопроверка человека в условиях борьбы с трудностями, стихийными силами природы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аппенянский А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме: учеб. пособие. М.: Сов. спорт, 2006. 196 с.

2. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма:учеб. пособие. М.: РМАТ, ФЦДЮТиК, 2009.392 с.

3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учеб.-метод. пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006. 600 с.

4. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник. М.: Сов. спорт, 2002.364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.