Таблица 2
Состав микрофлоры, выделенной в монокультуре с различными степенями распространения опухоли
Выделенные культуры 1-степень 2-степень 3-степень
Haemophilus influenzae 1 1 -
Staph. aureus - - 5
Staph. epidermidis - 1 3
Str. pyogenus - 1 3
E.coli - - 3
Proteus vulgaris - - 2
Klebsiella - - 2
Enterococcus - - 1
Pseudomonas aureginosa - - 1
Candida albicans - - 3
Actinomycetis - - 1
Bacterioides - 2 10
Fusobacterium - - 9
Peptococcus - - 7
рyogenus с Proteus vulgaris (1 (0,97%) случай). Большое разнообразие микрофлоры нами выделено у больных с III-й степенью распространения опухоли. Так, были выделены следующие культуры аэробов: Staph. аureus (4 (4,5%) случая), Staph. еpidermidis (2 (2,3%)случая),
Str. рyogenus (2 (2,3%) больных), E.coli (2 (2,3%) больных), Klebsiella (2 (2,3%) больных), Proteus vulgaris (2 (2,3%) больных), Enterococcus (от 1 пациента(1,1%)), Pseudomonas aureginosa 1(1,1%) больной. У 2 (2,3%) больных в гнойном секрете были обнаружены грибы рода Сandida и у 1 (1,1%) — Аctinomycetis. Ассоциации микроорганизмов встречались также часто 19 (21,6%) и были представлены различными сочетаниями грам-положительных и грамотрицательных микроорганизмов с анаэробами и грибами.
Таким образом, микробный пейзаж синуситов при доброкачественных опухолях ПН и ОНП имеет характерные особенности: преобладают анаэробная флора и аэробно-анаэробные ассоциации микробов, а также грибковая флора. Частота высеваемости анаэробов и грибковой флоры увеличивается по мере распространения опухолевого процесса. Перечисленные особенности связаны с многократно проводимыми курсами анти-биотикотерапии до установления основного диагноза, а также с возрастающими, соответственно степеням распространения опухолевого процесса, нарушениями проходимости естественных соустий.
Проведенное исследование доказывает необходимость применения антибактериальных препаратов на основе анализа микробиологических исследований, учитывающих чувствительность к антибиотикам после выявления микроорганизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонив В.Ф., Попадюк В.И., Антонив Т.В. Надежность и достоверность научной информации в оториноларингологии // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2005. — С. 23-27.
2. Богомильский М.Р. Острые синуситы у детей и их рациональная терапия. // Ринология. — 2002. — №3. — С.41-48.
3. Майборода А.А., Калягин А.Н., Зобнин Ю.В., Щербатых А.В. Современные подходы к подготовке оригинальной статьи в журнал медико-биологической направленности в свете концепции «доказательной медицины». // Сибирский меди-
цинский журнал (Иркутск). — 2008. — Т. 76. №1. — С. 5-8.
4. Хасанов С.А. Современные аспекты диагностики и лечения параназальных синуситов у детей // Материалы 2 съезда оториноларингологов Узбекистана. // Стоматология. — 2005. — №1-2. — С. 86-87
5. Hamilos D.L. Chronic sinusitis // J. Allergy Clin. Immunol. — 2000. — Vol. 106. №2. — P. 213-227.
6. Drettner B. The paranasal sinuses. The nose: upper airway physiology and atmospheric environment. // Otolaryngol. Head Neck Surg. — 1994. — Vol. 111. — P. 600-605.
Информация об авторах: 703000, Узбекистан, г. Самарканд, ул. Амира Темура, дом 18, e-mail: [email protected] Сафарова Насиба Искандаровна — ассистент
© БЕЛЯКОВА Н.А., ЛАРЕВА А.В., ЛЯСНИКОВА М.Б. — 2010
ФИЗИЧЕСКОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ С РАЗЛИЧНОЙ ЙОДНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ
Н.А. Белякова, А.В. Ларева, М.Б. Лясникова (Тверская государственная медицинская академия, ректор — д.м.н., проф. М.Н. Калинкин, кафедрой эндокринологии, зав. — д.м.н., проф. Н.А. Белякова)
Резюме. В работе представлены данные по изучению особенностей физического и интеллектуального развития 304 воспитанников школ-интернатов, в зависимости от наличия йодной недостаточности в различных районах Тверского региона. Установлено, что у школьников, проживающих в условиях легкого йодного дефицита (г. Тверь), чаще встречается низкая длина тела, среди них больше детей с низким показателем выносливости, чем в школах-интернатах Тверской области, где нормальная йодная обеспеченность. Снижение IQ и объёма внимания также чаще и в большей степени отмечено у воспитанников, находящихся в условиях йодной недостаточности, чем при нормальном йодном обеспечении.
Ключевые слова: йодный дефицит, физическое развитие, выносливость, интеллектуальное развитие, IQ, объём внимания, школа-интернат.
PHYSICAL AND INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF BOARDING SCHOOLCHILDREN LIVING IN AREAS WITH VARIOUS IODINE PROVIDING
N.A. Belyakova, A.V. Lareva, M.B. Lyasnikova (Tver State Medical Academy)
Summary. There have been presented the results of investigation of some physical and intellectual features of 304 boarding school children, living in Tver Region depending on degree of iodine deficiency. It was found, that children, living in light iodine deficiency area (Tver-city) more frequently have low body length and low tolerance for physical activity as
compared with children from area with normal iodine providing. In group, living in conditions of iodine deficiency,decrease of IQ and volume of attention were also noted more frequently.
Key words: iodine deficiency, physical development, tolerance for physical activity, intellectual development, IQ, volume of attention, boarding school.
Здоровье и болезнь человека в значительной степени зависят от социальных условий, а также от окружающей среды и природных факторов. Среди последних особого внимания заслуживает негативное влияние на развитие ребёнка природного дефицита йода [4, 9]. Не случайно йододефицитные состояния (ЙДС) являются одним из самых распространенных неинфекционных заболеваний человека, развитие которых можно предупредить.
Большинство работ, посвященных йодной недостаточности было проведено на детях общеобразовательных школ и лицеев. В то время как особенности состояния здоровья детей с социальной депривацией в условиях йодного дефицита остаются малоизученными. Требует уточнения влияние различной степени йодной обеспеченности на физическое, интеллектуальное развитие и физическую работоспособность воспитанников школ-интернатов.
Цель исследования. Изучить особенности физического и интеллектуального развития воспитанников школ-интернатов, проживающих в районах с различной йодной обеспеченностью.
Материалы и методы
Для решения поставленной цели было обследовано 304 школьника г. Твери и Тверской области 8-16 лет. Были сформированы две группы. Первую (1-ю) группу (основную) составили 106 воспитанников (52 (49,1%) мальчиков и 54 (50,9%) девочек) школы-интерната г. Твери. Во вторую (2-ю) группу (сравнения) включили 198 детей (99 (50%) и 99 (50%) соответственно) школ-интернатов Тверской области. Группы обследования были сопоставимы по полу и возрасту. Следует отметить, что в обеих группах преобладали дети 11-13 лет (58,4% в 1-й группе и 61,7% во 2-й).
Дети проживали в одинаковых социальных условиях (школы-интернаты). Учитывая, что большинство обследованных школ-интернатов являлись социально депривированными (дети-сироты и социальные сироты) у них не представлялся возможным сбор генеалогического и биологического анамнезов.
Оценка йодной обеспеченности проводилась среди детей в возрасте 9-11 лет по медиане йодурии (норма 100-200 мкг/л) и объёму щитовидной железы (ЩЖ), определяемому с помощью ультразвукового сканера (объём ЩЖ сравнивался с нормативами, рекомендованными ВОЗ в зависимости от площади поверхности тела и пола и возраста детей) [2, 4].
Антропометрическое исследование включало измерение длины (Н) и массы тела (^), степень физического развития определялась по таблицам центильных величин (нормальное физическое развитие находилось в ди-
апазоне от 10 до 90 центиля) [3]. Всем детям, в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой, была измерена выносливость правой руки посредством пружинного ручного динамометра. Показатель выносливости в норме составляет, 25-30 с [1].
Психологическое исследование осуществлялось с помощью теста Кеттелла (10), который позволяет определить уровень свободного интеллекта (норма 85-115 баллов) [5]. Дополнительно оценивался объем внимания по таблицам Шульте (в норме — 5-10 баллов) [7].
Результаты и обсуждение
Основным объективным критерием йододефицита в настоящее время является медиана йодурии.
Показатели йодной обеспеченности обследованных детей представлены в таблице 1. Можно видеть, что более выраженный недостаток йода был отмечен у школьников г. Твери — 75 (53-110) мкг/л, а у детей в Тверской области данный показатель соответствовал нижней границе нормы 116 (65,5-180,5) мкг/л. Йодурию менее 100 мкг/л имели 74,4% детей г. Твери и 41,8% обследованных Тверской области. Это позволило в последующем выделить две группы наблюдения детей с социальной депривацией: учащиеся, проживающие в условиях легкого йодного дефицита (школа-интернат г. Твери) и дети с нормальной йодной обеспеченностью (школы-интернаты Тверской области). Эндемический зоб чаще диагностировался во 2-й группе чем в 1-й (у 16,8% школьников Тверской области и у 4,1% детей г. Твери; р<0,05).
Как было сказано выше, йодная недостаточность является одним из факторов, влияющих на физическое развитие и физическую работоспособность детей. Несмотря на отрицательный социальный фактор, подавляющее большинство детей (80,8%) школ-интернатов Тверской области имели среднюю длину тела, и значимо меньше таких учащихся было в школе-интернате г. Твери (лёгкий йодный дефицит) — лишь 52,8% (р<0,025) школьников. Низкая длина тела отмечалась практически у половины обследованных основной группы (45,3%) и значительно более благоприятная картина наблюдалась в группе сравнения, где она диагностировалась только в 16,7% случаев (р<0,02). Высокая длина тела у детей школ-интернатов крайне редко встречалась как в 1-й (1,9%), так и во 2-й (2,5%) группах. Различий по полу в обеих группах не было.
Несмотря на хорошие антропометрические данные у большинства обследованных детей их физическая работоспособность была намного хуже. Так анализ выносливости показал, что ее снижение наблюдалось более чем у половины (60,0%) учащихся школ-интернатов Тверской области, 18,8% учеников имели среднюю выносливость и 21,2% — высокую. При этом девочек со средними показателями выносливости во 2-й группе было более чем в два раза больше, чем мальчиков (27,5% и 11,1% соответственно; р2<0,05), и напротив, «выносливых» мальчиков было больше, чем девочек (31,1% и 10,0% соответственно; р2<0,05).
У детей школы-интерната г. Твери снижение показателя выносливости отмечалось ещё чаще (в 81,1% случаев; р<0,01). Различий по полу не наблюдалось (у 84,6% мальчиков и у 77,8% девочек). Средние показатели выносливости имели всего 16,9% учеников, высоким данный показатель был лишь у 2,0% (р<0,01) детей основной группы по сравнению с Тверской областью, причем среди этих школьников не было девочек.
Таблица 1
Йодная обеспеченность, показатели интеллекта и когнитивной функции детей Тверского региона
Группа детей Медиана йодурии, мкг/л Частота эндемического зоба по данным УЗИ, % IQ, балл Объем внимания, балл
Дети школы-интерната г. Твери 1-я группа п=57; 63; 53; 28 75* (53-110) 4,1 74 (59-87) 4,3±3,21*
Дети школ-интернатов Тверской области (2-я группа) п=91; 95; 43; 150 116* (65,5- 180,5) 16,8** 83 (78-93) 8,8±3,93
Примечание: * значимость различий по отношению к 1-й группе; ** значимость различий по отношению ко 2-й группе при р<0,05.
Таким образом, на физическую работоспособность детей оказывает влияние как социальные факторы (питание, занятия физической культурой), так и йодный дефицит.
Согласно литературным данным у детей, проживающих в йододефицитных районах, снижается показатель интеллекта и когнитивная функция [6, 8]. Особый интерес представляла оценка уровня интеллекта у воспитанников школ-интернатов г. Твери и Тверской области. Как видно из данных таблицы 1, показатель интеллекта по тесту Кеттелла был ниже нормы, как у детей 2-й группы (83 (78-93) балла), так и 1-й (74 (59-87) балла). Однако чаще 10 был снижен у воспитанников школ г. Твери (у 71,7% детей против 51,2% у обследованных областных школ-интернатов; р<0,05). Высокий и средний интеллект напротив чаще встречался у детей группы сравнения, чем в основной (48,8% и 28,3% соответственно; р<0,05).
Таким образом, у воспитанников школ-интернатов показатель интеллекта был снижен, причем в большей степени и чаще у учеников школ-интернатов г. Твери (лёгкий йодный дефицит), чем Тверской области (нормальная йодная обеспеченность).
Одним из критериев йодного дефицита можно считать объем внимания [2]. У детей с социальной депривацией данный показатель был достоверно ниже в г. Твери, чем Тверской области (4,5±3,52 балл и 8,9±3,44
балл соответственно; р<0,05). При этом у учащихся 1-й группы низкий объем внимания встречался значительно чаще чем во 2-й (у 46,4% против 14,0% у школьников Тверской области; р<0,05).
Резюмируя всё выше изложенное можно сказать, что у воспитанников школ-интернатов, проживающих в условиях легкого йодного дефицита (г. Тверь), чаще встречается низкая длина тела и реже средняя, чем у детей с нормальной йодной обеспеченностью (Тверская область). Кроме этого среди них больше детей с низким показателем выносливости, чем в школах-интернатах Тверской области. Йодный дефицит оказывает влияние не только на физическое развитие и физическую работоспособность детей, но и на их уровень интеллекта и когнитивные функции. Так, снижение 10 и объёма внимания в большей степени и чаще отмечено у воспитанников, находящихся в условиях легкого йодного дефицита, чем у детей Тверской области.
Таким образом, на физическое и интеллектуальное развитие детей с социальной депривацией во многом влияют условия воспитания и проживания, в том числе и природный йодный дефицит. Это те факторы, которые легко устранимы (улучшение питания, постоянная йодная профилактика, включая медикаментозную, физическое воспитание) и тогда можно рассчитывать на улучшение здоровья подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникин В.В., Курочкин А. А., Кушнир С.М.
Нейроциркуляторная дистония у подростков. — Тверь: Губернская медицина, 2000. — 184 с.
2. Белякова Н.А. Йододефицитные состояния у детей и подростков. — Тверь: ГЕРС, 2005. — 114 с.
3. Гнусаев С.Ф. Физическое развитие детей: метод. пособие. — Тверь, 2001. — 50 с.
4. Дедов И.И., Герасимов Г.А., Свириденко Н.Ю. Йоддефицитные заболевания в Российской Федерации (эпидемиология, диагностика, профилактика): метод. реком. — М., 1999. — 29 с.
5. Денисов А.Ф. Культурно свободный тест интеллекта Р Кеттелла / // Руководство по использованию. — СПб., 1994. — 14 с.
6. Макулова Н.Д. Состояние процессов познания у детей в йододефицитном регионе // Российский педиатрический журнал. — 2001. — № 6. — С. 31-32.
7. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. — Тернополь: Обрий, 2004. — 168 с.
8. Семенова Н.Б., Манчук В.Т. Влияние йодного дефицита на нервно-психическое развитие: современный взгляд на проблему // Журнал невр. и псих. им. С.С. Корсакова. — 2005. —Т. 105. — № 2. — С. 67-70.
9. Щеплягина Л.А. Препараты йода в коррекции когнитивных нарушений у детей: учеб. пособие для врачей. — М.: МедЭкспертПресс, 2008. — 25 с.
Информация об авторах: 170009, Тверь, ул. Громова, 48/2-8, Тел. (4822) 447831. E-mail: [email protected] Белякова Наталья Александровна — заведующая кафедрой, д.м.н., профессор,
Ларева Алена Викторовна — к.м.н., ассистент,
Лясникова Мария Борисовна — к.м.н., ассистент.