Научная статья на тему 'Показатели интеллекта детей йододефицитного региона и их динамика на фоне профилактических мероприятий'

Показатели интеллекта детей йододефицитного региона и их динамика на фоне профилактических мероприятий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белякова Н. А., Лясникова М. Б., Ларева А. В.

Йододефицитные заболевания (ЙДЗ) это патологические состояния, которые развиваются в условиях йодного дефицита и могут быть предупреждены при нормализации потребления йода (ВОЗ, 2001). В структуре болезней, обусловленных недостаточным потреблением йода, выделяют умственную отсталость и снижение интеллекта. От уровня последнего во многом зависят познавательные способности ребенка, поэтому логично встает вопрос о формах и методах эффективной профилактики нарушений когнитивных функций в условиях йодного дефицита (Л.А. Щеплягина и соавт., 2007). Цель оценить уровень интеллекта детей, проживающих в йододефицитном регионе и их динамику на фоне профилактических мероприятий. Материалы и методы. Обследовано 59 (29 мальчиков и 30 девочек) детей школы-интерната пос. Медное 10-16 лет. Для приготовления пищи в школе использовалась йодированная соль из расчета 5 г/сут на одного ребенка. Первую группу (1-ю) составили 30 (13 мальчиков и 17 девочек; средний возраст 13,1 ±1,91 лет) учащихся, которым в течение 12 мес. давали йодированную воду «53 элемент» (1 л/сут) и йодид калия в дозе 100 мг 6 мес. Во 2-ю группу вошли 29 (13 и 16, соответственно; средний возраст 12,5 ±1,69 лет) школьников, не получавших дополнительную йодную профилактику. Психологическое исследование проводилось с помощью теста Кеттелла (IQ), который позволяет определить уровень свободного интеллекта. Данный тест состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста («дополнение» продолжить логическую последовательность, «классификация» исключить фигуру, отличающуюся от прочих, «матрица» завершение закономерности и «топология» анализ положения одного предмета относительно другого). Результат IQ оценивался в баллах и в процентах по отношению к количеству правильных ответов. Исследования проводились исходно и в динамике через 12 мес. Результаты. Исходный уровень интеллекта у детей двух групп не отличался и составил 85 баллов в обеих группах. Медианы IQ у детей основной и контрольной групп были почти одинаковые по обеим частям теста (составили по 1-й части 86 и 88,5 баллов, и 87 баллов по 2-й в обеих группах), что свидетельствовало о недостаточной исходной обучаемости испытуемых. Практически у половины детей обеих групп наблюдался низкий уровень интеллекта (у 50 % в 1-й группе и 48 % во 2-й). Наихудшие показатели у детей обеих групп наблюдались по субтесту «топология» 43,5 % правильных ответов в 1-й группе и 49,2 % во второй. В динамике через 12 мес. йодной профилактики медиана уровня интеллекта в первой группе увеличилась на 9,4 %, а во 2-й на 6,9 % (p 1,3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели интеллекта детей йододефицитного региона и их динамика на фоне профилактических мероприятий»

1-Я НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ПСИХОНЕЙРОЭНДОКРИНОЛОГИИ (РАПНЭ)

противоположную ситуацию: появилось значительное различие по уровню 5-НТ между самцами и самками эмбрионов в группах с пренатальным воздействием 2-2354 ганглерона на 13 и 18 дни беременности. Прена-тальная экспозиция метамизила не приводила к достоверно значимым изменениям в половых различиях в содержании 5-ГТ.

Таким образом, пренатальное воздействие М- и Н-хо-линолитиков в раннем онтогенезе вызывает изменение полового диморфизма в содержании нейромедиаторов в тканях мозга у 20-дневных эмбрионов крыс. Пре-натальная экспозиция ганглероном и метамизилом способствует нивелированию полового диморфизма по содержанию ДА и появлению этого различия по содержанию 5-НТ в головном мозге после воздействия ганглерона.

Новые аналоги дофамина: анксиотропное действие и гормональный статус

Баришполец В.В.

НИИ экспериментальной медицины РАМН; акад. Павлова ул., 12, Санкт-Петербург, 197376

Целью настоящего исследования было изучение влияния хронического введения новых производных метаболита дофамина — ИЭМ-2110 и ИЭМ-2123 на поведенческие процессы и уровень половых гормонов.

Исследования проводили на белых крысах-самцах линии Wistar массой 180—200 г. Исследуемые вещества ИЭМ-2110 и ИЭМ-2111 вводили в дозах 0,1; 1,0 и 10,0 мг/кг в/б в течение 7 дней. Контрольная группа животных получала дистиллированную воду в эквивалентном объеме. Для оценки поведенческих эффектов веществ использовали тест приподнятый «крестообразный» лабиринт. Концентрацию тестостерона определяли методом ИФА. Статистическую обработку данных проводили с помощью one-way ANOVA test и постдисперсионного анализа по тесту Tukey (post-hoc test).

В результате оценки анксиолитического эффекта веществ установлено, что ИЭМ-2110 (10,0 мг/кг) достоверно снижает время нахождения животных в «открытых» рукавах по сравнению с контролем. С другой стороны, хроническое введение ИЭМ-2110 приводит к повышению концентрации тестостерона в плазме по сравнению с контрольной группой (р < 0,05). Наряду с этим хроническое введение ИЭМ-2123 в дозе 1,0 мг/ кг приводит к достоверному увеличению времени пребывания и количества заходов в «открытые» рукава по сравнению с контролем. При этом наблюдается снижение концентрации тестостерона в плазме крови по сравнению с контрольной группой (р < 0,05).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о существовании корреляции между анксио-генным действием ИЭМ-2110 и повышенным уровнем половых гормонов, а также анксиолитическим эффектом ИЭМ-2123 и снижением концентрации тестостерона.

Показатели интеллекта детей йододефицитного региона и их динамика на фоне профилактических мероприятий

Белякова Н.А., Лясникова М.Б., Ларева А.В.

Тверская государственная медицинская академия Рос-здрава; Советская ул., 4, Тверь, 170000

Йододефицитные заболевания (ЙДЗ) — это патологические состояния, которые развиваются в условиях йодного дефицита и могут быть предупреждены при нормализации потребления йода (ВОЗ, 2001 ). В структуре болезней, обусловленных недостаточным потреблением йода, выделяют умственную отсталость и снижение интеллекта. От уровня последнего во многом зависят познавательные способности ребенка, поэтому логично встает вопрос о формах и методах эффективной профилактики нарушений когнитивных функций в условиях йодного дефицита (Л.А. Щепля-гина и соавт., 2007).

Цель — оценить уровень интеллекта детей, проживающих в йододефицитном регионе и их динамику на фоне профилактических мероприятий.

Материалы и методы. Обследовано 59 (29 мальчиков и 30 девочек) детей школы-интерната пос. Медное 10—16 лет. Для приготовления пищи в школе использовалась йодированная соль из расчета 5 г/сут на одного ребенка. Первую группу (1-ю) составили 30 (13 мальчиков и 17 девочек; средний возраст 13,1 ±1,91 лет) учащихся, которым в течение 12 мес. давали йодированную воду «53 элемент» (1 л/сут) и йодид калия в дозе 100 мг — 6 мес. Во 2-ю группу вошли 29 (13 и 16, соответственно; средний возраст 12,5 ± 1,69 лет) школьников, не получавших дополнительную йодную профилактику. Психологическое исследование проводилось с помощью теста Кеттелла который позволяет определить уровень свободного интеллекта. Данный тест состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста («дополнение» — продолжить логическую последовательность, «классификация» — исключить фигуру, отличающуюся от прочих, «матрица» — завершение закономерности и «топология» — анализ положения одного предмета относительно другого). Результат ^ оценивался в баллах и в процентах по отношению к количеству правильных ответов. Исследования проводились исходно и в динамике через 12 мес.

Результаты. Исходный уровень интеллекта у детей двух групп не отличался и составил 85 баллов в обеих группах. Медианы ^ у детей основной и контрольной групп были почти одинаковые по обеим частям теста (составили по 1-й части — 86 и 88,5 баллов, и 87 баллов по 2-й в обеих группах), что свидетельствовало о недостаточной исходной обучаемости испытуемых. Практически у половины детей обеих групп наблюдался низкий уровень интеллекта (у 50 % в 1-й группе и 48 % — во 2-й). Наихудшие показатели у детей обеих групп наблюдались по субтесту «топология» — 43,5 % правильных ответов в 1-й группе и 49,2 % — во второй.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24-26 СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА

В динамике через 12 мес. йодной профилактики медиана уровня интеллекта в первой группе увеличилась на 9,4 %, а во 2-й на 6,9 % (р < 0,05) и составила соответственно 98 и 93 балла. Более значительный прирост медианы интеллекта отмечался по 2-й части теста и у детей 1-й группы (соответственно 14,4 и 12,6 %), что свидетельствовало об улучшении успеваемости у детей обеих групп. Количество детей с низким интеллектом уменьшилось в два с половиной раза среди школьников, получавших дополнительную йодную профилактику, и в два раза у детей, получающих только йодированную соль. При этом в 1-й группе более значимое увеличение процента правильных ответов отмечалось по субтестам «классификация», «матрица» и «топология» (9,2 , 8,1 и 20,2 % против 0,6 , 5,2 и 12,9 %; р13< 0,05).

Выводы. Полученные данные показывают, что йодная профилактика с использованием йодированной соли положительно влияет на показатели интеллектуального здоровья детей в возрасте 10-16 лет. При этом подключение дополнительно к обычному питанию с использованием йодированной соли воды «53 элемент» и йодида калия в дозе 100 мг обеспечивает большее увеличение уровня интеллекта и в большей степени улучшает аналитические и логические способности детей.

Клинико-гормональные особенности нейроэндокринных дисфункций у женщин с параноидной шизофренией и шизоаффективным расстройством, при противорецидивной терапии таблетированной

и пролонгированной (инъекционной) формой рисперидона

Буланов В.С., Горобец Л.Н.

Московский НИИ психиатрии Росздрава, отделение психиатрической эндокринологии; Потешная ул., 3, Москва, 107076

Цель исследования — изучение особенностей структуры нейроэндокринных дисфункций (НЭД) и динамики уровня пролактина при терапии таблетированным и инъекционным рисперидоном в процессе противореци-дивной терапии у женщин с психическими заболеваниями.

Методы исследования — клинико-психопатологи-ческий, клинико-эндокринологический, биохимический, статистический.

Материалы исследования. Объектом изучения являлись 110 пациенток, средний возраст— 32,1 ± 1,8 лет с диагнозами по МКБ-10: параноидная шизофрения приступообразно — прогредиентная форма ^-20,1) 95 чел. (86,4 %) и шизоаффективное расстройство (ШАР) депрессивный тип ^-25,1) 15 чел. (13,6 %). Продолжительность основного заболевания составила 4,0 ± 0,6 лет. Противорецидивная терапия у 83 больных (1-я группа) проводилась таблетированным

рисперидоном в ср. сут. дозе 2,6 ± 0,13 мг в течение 9,02 ± 0,8 мес. и у 27 больных (2-я группа) — пролонгированным (инъекционным) рисперидоном с частотой введения 1 раз в две недели, в ср. дозе 31,9 ±1,8 мг в 2-2355 течение 8,4 ± 1,0 мес.

Исследование включало оценку эндокринного статуса и измерение уровня пролактина в крови для 1 группы однократно, во 2 группе эндокринный статус оценивался однократно во время первого визита, а измерение уровня пролактина проводилось поэтапно: I на 1-й день после введения рисперидона; II — на 2-ой день после инъекции; III — на 7-й день; IV — на 12-й, V — на 14-й день.

Результаты. Структура НЭД в 1 группе включала увеличение массы тела у 67,5 % пациентов, при этом среднее повышение массы тела за период терапии составило 10,9 ± 1,9 кг, а индекс массы тела (ИМТ) в среднем по группе соответствовал 29,28 ± 1,2 указывая на избыточный вес тела. Повышение аппетита было отмечено у 38,5 % пациенток. Дисфункции менструального цикла были связаны с задержкой менструации (45,8 %) и олигоменореей (25,3 %). Нарушения в сексуальной сфере, в виде снижения либидо, встречались у 36,1 % пациенток. Проявления галак-тореи отмечались у 55,4 % женщин. Средние уровни уровня пролактина в плазме крови значительно превышали нормативные показатели (70-700 мМЕ/Л.) и составляли 2045,9 ± 119,2 м Во 2-й группе

структура НЭД имела в целом схожий характер. Так, повышение массы тела у больных отмечалось в 74,07 % случаях, а усиление аппетита — в 47,3 %. Среднее увеличение веса составило 8,8 ± 1,6 кг со средним показателем ИМТ 29,03 ± 1,3. Задержка менструации и олигоменорея были отмечены у 33,3 % и 22,2 % пациенток соответственно. Снижение либидо встречалось в 33,3 % случаев. Отличительной чертой структуры НЭД в этой группе была встречаемость галактореи, которая отмечалась достоверно реже, чем в 1 группе (25,9 %, р < 0,05). При исследовании уровня пролактина на разных этапах были выявлены следующие средние показатели: на I этапе — 1068 ± ± 266 мМЕ/л.; на II — 2009 ± 338 мМЕ/л.; на III — 2286,2 ± 226 мМЕ/л.; IV — 1197 ± 519 мМЕ/л.; на V — 1029 ± 149,2 мМЕ/л. При проведении статистического анализа было выявлено, что средние уровни пролактина на II и III этапе были достоверно выше (р < 0,05) по сравнению с таковыми показателями на I, IV и V этапе.

Выводы. Таким образом, было выявлено наличие побочного эндокринотропного эффекта как у таблетированной, так и пролонгированной (инъекционной) формы рисперидона. Структура и клиника НЭД при использовании обеих форм рисперидона носит схожий характер, однако частота развития галактореи достоверно выше при использовании таблетированной формы. Уровень пролактина в обеих группах превышал нормативные показатели. Кроме того, в группе где использовался инъекционный рисперидон была выявлена специфическая динамика уровня пролактина,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.