противоположную ситуацию: появилось значительное различие по уровню 5-НТ между самцами и самками эмбрионов в группах с пренатальным воздействием 2-2354 ганглерона на 13 и 18 дни беременности. Пренатальная экспозиция метамизила не приводила к достоверно значимым изменениям в половых различиях в содержании 5-ГТ.
Таким образом, пренатальное воздействие М- и Н-хо-линолитиков в раннем онтогенезе вызывает изменение полового диморфизма в содержании нейромедиаторов в тканях мозга у 20-дневных эмбрионов крыс. Пренатальная экспозиция ганглероном и метамизилом способствует нивелированию полового диморфизма по содержанию ДА и появлению этого различия по содержанию 5-НТ в головном мозге после воздействия ганглерона.
Новые аналоги дофамина: анксиотропное действие и гормональный статус
Баришполец В.В.
НИИ экспериментальной медицины РАМН; акад. Павлова ул., 12, Санкт-Петербург, 197376
Целью настоящего исследования было изучение влияния хронического введения новых производных метаболита дофамина — ИЭМ-2110 и ИЭМ-2123 на поведенческие процессы и уровень половых гормонов.
Исследования проводили на белых крысах-самцах линии Wistar массой 180—200 г. Исследуемые вещества ИЭМ-2110 и ИЭМ-2111 вводили в дозах 0,1; 1,0 и 10,0 мг/кг в/б в течение 7 дней. Контрольная группа животных получала дистиллированную воду в эквивалентном объеме. Для оценки поведенческих эффектов веществ использовали тест приподнятый «крестообразный» лабиринт. Концентрацию тестостерона определяли методом ИФА. Статистическую обработку данных проводили с помощью one-way ANOVA test и постдисперсионного анализа по тесту Tukey (post-hoc test).
В результате оценки анксиолитического эффекта веществ установлено, что ИЭМ-2110 (10,0 мг/кг) достоверно снижает время нахождения животных в «открытых» рукавах по сравнению с контролем. С другой стороны, хроническое введение ИЭМ-2110 приводит к повышению концентрации тестостерона в плазме по сравнению с контрольной группой (р < 0,05). Наряду с этим хроническое введение ИЭМ-2123 в дозе 1,0 мг/ кг приводит к достоверному увеличению времени пребывания и количества заходов в «открытые» рукава по сравнению с контролем. При этом наблюдается снижение концентрации тестостерона в плазме крови по сравнению с контрольной группой (р < 0,05).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о существовании корреляции между анксио-генным действием ИЭМ-2110 и повышенным уровнем половых гормонов, а также анксиолитическим эффектом ИЭМ-2123 и снижением концентрации тестостерона.
Показатели интеллекта детей йододефицитного региона и их динамика на фоне профилактических мероприятий
Белякова Н.А., Лясникова М.Б., Ларева А.В.
Тверская государственная медицинская академия Рос-здрава; Советская ул., 4, Тверь, 170000
Йододефицитные заболевания (ЙДЗ) — это патологические состояния, которые развиваются в условиях йодного дефицита и могут быть предупреждены при нормализации потребления йода (ВОЗ, 2001 ). В структуре болезней, обусловленных недостаточным потреблением йода, выделяют умственную отсталость и снижение интеллекта. От уровня последнего во многом зависят познавательные способности ребенка, поэтому логично встает вопрос о формах и методах эффективной профилактики нарушений когнитивных функций в условиях йодного дефицита (Л.А. Щепля-гина и соавт., 2007).
Цель — оценить уровень интеллекта детей, проживающих в йододефицитном регионе и их динамику на фоне профилактических мероприятий.
Материалы и методы. Обследовано 59 (29 мальчиков и 30 девочек) детей школы-интерната пос. Медное 10—16 лет. Для приготовления пищи в школе использовалась йодированная соль из расчета 5 г/сут на одного ребенка. Первую группу (1-ю) составили 30 (13 мальчиков и 17 девочек; средний возраст 13,1 ±1,91 лет) учащихся, которым в течение 12 мес. давали йодированную воду «53 элемент» (1 л/сут) и йодид калия в дозе 100 мг — 6 мес. Во 2-ю группу вошли 29 (13 и 16, соответственно; средний возраст 12,5 ± 1,69 лет) школьников, не получавших дополнительную йодную профилактику. Психологическое исследование проводилось с помощью теста Кеттелла (^), который позволяет определить уровень свободного интеллекта. Данный тест состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста («дополнение» — продолжить логическую последовательность, «классификация» — исключить фигуру, отличающуюся от прочих, «матрица» — завершение закономерности и «топология» — анализ положения одного предмета относительно другого). Результат ^ оценивался в баллах и в процентах по отношению к количеству правильных ответов. Исследования проводились исходно и в динамике через 12 мес.
Результаты. Исходный уровень интеллекта у детей двух групп не отличался и составил 85 баллов в обеих группах. Медианы ^ у детей основной и контрольной групп были почти одинаковые по обеим частям теста (составили по 1-й части — 86 и 88,5 баллов, и 87 баллов по 2-й в обеих группах), что свидетельствовало о недостаточной исходной обучаемости испытуемых. Практически у половины детей обеих групп наблюдался низкий уровень интеллекта (у 50 % в 1-й группе и 48 % — во 2-й). Наихудшие показатели у детей обеих групп наблюдались по субтесту «топология» — 43,5 % правильных ответов в 1-й группе и 49,2 % — во второй.
Психофармакология и биологическая наркология / том 8 / выпуск 1-2, часть 2 / 2008
ISSN 1606-8181