Оригинальная статья
В.Р. Кучма1, Н.А. Белякова2, А.В. Ларева2, М.Б. Лясникова2
1 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
2 Тверская государственная медицинская академия
Эффективность групповой йодной профилактики у детей, проживающих в йододефицитном регионе
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГРУППОВОЙ ЙОДНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ОБСЛЕДОВАНЫ 115 ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 8-12 ЛЕТ ИЗ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЙОДОДЕФИЦИТНЫХ РАЙОНАХ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ. ПОКАЗАНО, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОЙ ДОБАВКИ, СОДЕРЖАЩЕЙ ЙОДКАЗЕИН (100 МКГ/СУТ) НЕ ВЫЗЫВАЕТ ПЕРЕДОЗИРОВКИ ЙОДА, СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПРИБАВКОЙ МАССЫ ТЕЛА, ПОВЫШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ И СНИЖЕНИЕМ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ. ПРИ ВЫРАЖЕННОЙ ЗОБНОЙ ЭНДЕМИИ ШКОЛЬНИКАМ СЛЕДУЕТ РЕКОМЕНДОВАТЬ ЙОДИД КАЛИЯ (100 МКГ/СУТ), КОТОРЫЙ СПОСОБСТВУЕТ РОСТУ ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ СНИЖАЕТ ЧАСТОТУ ПРОПУСКОВ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ В СВЯЗИ С ОСТРЫМИ РЕСПИРАТОРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕТИ, ДЕФИЦИТ ЙОДА, ПРОФИЛАКТИКА.
Контактная информация:
Кучма Владислав Ремирович, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 105064, Москва,
Малый Казенный пер., д. 5, тел. (495) 917-48-31 Статья поступила 26.04.2007 г., принята к печати 03.12.2007 г.
Известно, что на здоровье населения оказывают влияние экологически неблагоприятные факторы [1]. Их воздействие усугубляется при снижении уровня профилактической работы, и это приводит к росту заболеваемости, особенно детей и подростков [2]. Многие территории России, в том числе и Тверская область, характеризуются природной недостаточностью йода в окружающей среде, поэтому проблема йодной профилактики здесь весьма актуальна [3, 4]. По мнению экспертов ВОЗ и многих отечественных ученых, основным средством для групповой и индивидуальной йодной профилактики у детей является калия йодид [4]. Однако в последние годы появилась серия работ об использовании для профилактики йодной недостаточности органических соединений, включающих йод (например, йодказеин) [5].
Целью настоящего исследования явилось изучение эффективности и безопасности профилактики йодной недостаточности у детей, проживающих в йододефицитном регионе, с помощью калия йодида и йодказеина.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ
В исследование включали детей, проживающих и обучающихся в школах-интернатах пос. Эммаус, Митино и Медное Тверской области. 1-ю группу составили 44 учащихся школы-интерната пос. Эммаус (мальчики 55%; средний возраст 11 ± 1 год), принимавших в течение 6 мес йодказеин (Йод-актив, «ДИОД», Россия) по 100 мкг/сут. Во 2-ю группу вошли 48 детей (мальчики 58%; средний возраст 11 ± 1 год) из пос. Митино, которые в течение 6 мес принимали йодид калия по 100 мкг/сут. Контрольную (3-ю) группу составили 23 ребенка (мальчики 39%; средний возраст 11 ± 2 года) из пос. Медное, не принимавшие пре-
28
V.R. Kuchma1, N.A. Belyakova2, A.V. Lareva2,
M.B. Lyasnikova2
1 Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
2 Tver State Medical Academy
Efficiency on group prophylaxis of iodine deficiency in children living in iodine deficiency region
A COMPLEX EXAMINATION DETECTED THAT KALIUM IODIDE DOSAGE 100 MKG DAILY PROMOTE A RAPID NORMALIZATION OF MEDIAN OF IODURIA IN CHILDREN AGED 8 TO 12 YEARS. EVEN IN A CASE OF NORMAL INITIAL LEVEL OF IODURIA IOD-ACTIVE AT THE SAME DOSAGE DOESN’T PROMOTE AN INCREASE OF MEDIAN OF IODURIA OVER THAN OPTIMUM LEVEL. IT WASN'T DETECTED ANY DECREASE OF GOITER FREQUENCY DURING 6 MONTHS OF PROPHYLAXIS, WHILE THE LEVEL OF SOME COGNITIVE INDEXES (AN ATTENTION) AND THE FREQUENCY OF ABSENCE FROM SCHOOL BY THE REASON OF ACUTE RESPIRATORY DESEASES SIGNIFICANTLY INCREASED. IT COULD BE CONCLUDED, THAT IODINE PROPHYLAXIS USING IOD-ACTIVE IS MORE EFFECTIVE IN MILD GOITER ENDEMIA COMBINE TO DECREASE OF ATTENTION IN PREPUBERTAL CHILDREN. IN THE CASE OF COMBINATION OF MODERATE ENDEMIC GOITER AND NORMAL COGNITIVE FUNCTION KALIUM IODIDE IS MORE PREFERABLE IN PROPHYLAXIS IN CHILDREN.
KEY WORDS: CHILDREN, IOD DEFICIENCY, PROPHYLAXIS.
параты, для профилактики йодной недостаточности. Группы были сопоставимы по возрасту детей, а также росту и массе тела.
Обследование проводили согласно протоколу ВОЗ [6]. Антропометрическое исследование, включавшее измерение роста и массы тела, выполняли утром натощак. Проводили психометрическое обследование с помощью таблиц Шульте-Горбова [8] и расчетом коэффициента переключения внимания (КПВ) и объема внимания (ОВ). Внимание оценивали, как: низкое (ОВ < 5 баллов), хорошее (5-10 баллов) и очень хорошее (> 10 баллов) [9]. Исследования проводили исходно и в динамике через 6 мес. Состояние щитовидной железы (ЩЖ) оценивали с помощью ультразвукового исследования (УЗИ), для проведения которого использовали портативный сканер СА-600 (Medison, Южная Корея), с датчиком 5-9 мГц/40 мм. Объем ЩЖ рассчитывали по формуле [4] и оценивали с учетом площади поверхности тела детей (S), согласно нормативам ВОЗ [7]. Уровень экскреции йода с мочой (с расчетом медианы йодурии) определяли в разовой утренней порции мочи церий-арсенитовым методом в лаборатории in vitro радионуклидной диагностики Медицинского радиологического научного центра РАМН (Обнинск). Согласно рекомендациям международным рекомендациям [6] нормальным содержанием йода в моче считается 100-200 мкг/л. При легкой степени йодной недостаточности экскреция йода составляет 50-99 мкг/л, при средней — 20-49 мкг/л, при тяжелой < 20 мкг/л. Кроме этого, у детей основных групп (1-я и 2-я) проводили копирование данных из медицинской документации (формы 112/у и 026/у) о заболеваниях и пропусках занятий в течение 12 мес до и после йодной профилактики. Статистическую обработку осуществляли с применением статистической программы STATISTICA 5.0 (StatSoft, США). Достоверность различий количественных переменных,
представленных в виде среднего значения ± стандартное отклонение или медианы (25;75 процентиль), определяли по Г-критерию Стьюдента или Манна-Уитни соответственно. Различия дискретных признаков определяли с помощью критерия Пирсона х2. Связь переменных оценивали методом ранговой корреляции Спирмена. Различия считали статистически значимыми при р < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из объективных критериев эффективности профилактики йодной недостаточности является величина йодурии. Динамика значений йодурии у детей основных (1-я и 2-я) и контрольной (3-я) групп представлена в табл. 1. Показано, что исходный уровень йодурии был выше у детей 1-й группы, чем 2 других. Через 6 мес приема йодка-зеина (1-я группа) медиана значения йодурии осталась без изменений, соответствуя норме. Во 2-й группе на фоне приема калия йодида отмечалась нормализация йодурии. В контрольной, 3-й, группе, по сравнению с 2 первыми, величина йодурии осталась без изменений, соответствуя легкому йодному дефициту.
Таким образом, постоянный прием в течение 6 мес йодида калия в дозе 100 мкг/сут у детей приводил к ликвидации йодного дефицита. Йодказеин в такой же дозе при исходно нормальных значениях йодурии не вызывал передозировки йода и поддерживал нормальное йодное обеспечение школьников этой группы.
По данным УЗИ, у большинства детей как исходно, так и в динамике не было обнаружено нарушений структуры ЩЖ. В табл. 2 дана характеристика основных УЗ-параметров у обследованных. Как можно видеть, диффузное увеличение ЩЖ (тиреомегалия) диагностировали одинаково часто у детей всех групп. Через полгода йодной профилактики (1-я и 2-я группы) и в контрольной группе частота зоба осталась без изменений. В динамике по данным УЗ-волю-
Таблица 1. Изменение значений йодурии и основных УЗ-параметров у детей в результате йодной профилактики
Показатель Группа Исходно Через 6 мес
1-я 217 (158-286) 259 (197-368)
Йодурия, мкг/л 2-я 65 (42-109)1 293 (201-372)*
3-я 60 (48-85)1 78 (31-146)1 2
1-я 20,0 35,0
Тиреомегалия, % 2-я 16,7 21,0
3-я 22,0 24,0
1-я 4,3 і 1,4 5,5 і 2,1*
Объем щитовидной железы, мл 2-я 4,5 і 1,8 5,0 і 1,5*
3-я 5,5 і 2,8 6,0 і 3,4
Примечание:
Здесь и далее по тексту 1 2 — достоверность (р < 0,001) различий при сравнении с соответствующей группой; * — достоверность (р < 0,001) различий при сравнении с исходным значением.
Таблица 2. Изменение показателей функции внимания у детей в результате йодной профилактики
Показатель Группа Исходно Через 6 мес
1-я 5,9 і 3,5 8,0 і 3,0*
Объем внимания, баллы 2-я 6,6 і 2,2 8,0 і 2,51,*
3-я 8,9 і 4,41 9,0 і 4,4
1-я 0,72 і 0,14 0,84 і 0,13*
Коэффициент переключения 2-я 0,80 і 0,121 0,77 і 0,101
внимания, усл. ед 3-я 0,80 і 0,18 0,80 і 0,12
Примечание:
* — достоверность (р < 0,001) различий при сравнении с исходным значением.
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 6
Оригинальная статья
мометрии наблюдалось увеличение среднего объема ЩЖ у детей 1-й (на 32%) и 2-й групп (22%), в то время как в 3-й группе объем ЩЖ достоверно не увеличился. Необходимо отметить, что прирост объема ЩЖ у детей основных групп, согласно данным литературы [2], несколько превышает ожидаемые показатели прироста, регистрируемые у детей в возрасте 8-12 лет. Следовательно, у детей 8-12 лет при приеме йодказеина в дозе 100 мкг/сут в течение 6 мес наблюдался выраженный физиологический рост ЩЖ. На фоне приема йодида калия (100 мкг/сут) в течение полугода у детей прирост объема ЩЖ достоверно не отличался от такового в контрольной группе. Частота зоба в рассматриваемых 3 группах осталась без изменений, что совпадает с данными литературы [10].
По данным антропометрического исследования, исходная масса тела у детей 1-й группы составила 30,1 ± 5,1 кг, рост — 137,5 ± 8,1 см, во 2-й группе — соответственно 30,1 ± 5,2 кг и 136,4 ± 7,9 см, в 3-й — 33,6 ± 7,6 кг (р2 < 0,05) и 141,7 ± 7,84см (р2 < 0,05). За 6 мес на фоне приема йодказеина (1-я группа) средняя прибавка длины тела у детей составила 4,8 ± 2,3 см, массы тела — 3,9 ± 2,7 кг. Во 2-й группе (калия йодид) длина тела у детей увеличилась на 7,1 ± 2,9 см, масса тела — на 3,0 ± 1,9 кг (р1 < 0,05). В контрольной группе (3-я) эти показатели составили соответственно 3,5 ± 2,3 см и 3,0 ± 1,3 кг (р1 < 0,05).
Таким образом, на фоне приема йодказеина у детей отмечалась более высокая прибавка массы тела, а при приеме йодида калия обеспечивался физиологический рост детей. Результаты психометрического тестирования представлены в табл. 2. Как видно из приведенных данных, у детей 1-й группы, по сравнению с 3-й, исходно был ниже ОВ, а по сравнению со 2-й — КПВ. На фоне приема препаратов йода ОВ увеличился у детей основных групп, в то время как КПВ, свидетельствующий о способности переключать внимание, вырос только у детей, принимающих йодказеин. В контрольной группе оба этих показателя остались без изменений. Прирост ОВ был более значимым у детей 1-й группы, чем 3-й (соответственно 71 и 2%; р < 0,05). Качественный анализ функции внимания показал, что исходно хорошее и очень хорошее внимание было отмечено в 1-й группе — у 67%, во 2-й — у 85% и в 3-й — у 87% детей, а низкое внимание — соответственно у 33, 15 и 13% (р < 0,01). Через 6 мес в 1-й группе увеличилось число учеников с хорошим и очень хорошим вниманием (91%) и уменьшилось — с низким (10%, р < 0,01). Во 2-й группе отмечалось незначительное увеличение числа детей с хорошим и очень хорошим вниманием (95%) и уменьшение —
с низким (5%). В 3-й группе эти значения существенно не изменились (соответственно 85 и 15%).
Таким образом, объем внимания у детей 8-12 лет на фоне профилактики йодной недостаточности увеличивался. Наибольшее влияние на функцию внимания оказывал йодказеин. Улучшение внимания при приеме препаратов йода было связано, по-видимому, с повышением функции ЩЖ на фоне ее физиологического увеличения.
Анализ пропусков занятий показал, что без йодной профилактики в 1-й группе за год по болезни детьми было пропущено 412 дней, из них на долю острых инфекционных заболеваний и болезней ЛОР-органов пришлось 17 дней; во 2-й группе дети болели чаще и больше пропускали занятия: соответственно 877 дней (р < 0,05) и 38 дней (р < 0,05). Через год (на фоне йодной профилактики) во 2-й группе было пропущено в 2 раза меньше дней занятий (407 дней; р1 < 0,05), при этом из-за острых инфекционных заболеваний и заболеваний ЛОР-органов — 26 дней. В 1-й группе школьники пропустили столько же дней (493), но в 2 раза уменьшились пропуски по причине острых инфекционных заболеваний и болезней ЛОР-органов (8 дней; р2 < 0,02). Полученные данные позволяют предположить, что уменьшение пропусков занятий у детей на фоне йодной профилактики связано с повышением эффективности иммунных реакций и ростом резистентности организма в первую очередь к острым инфекционным заболеваниям.
Таким образом, можно заключить, что калия йодид в дозе 100 мкг/сут у школьников в возрасте 8-12 лет быстро нормализует уровень йодурии. Йодказеин в дозе 100 мкг/сут, согласно результатам определения йода в моче, не вызывает передозировки йодом у детей, даже при исходно нормальном йодном обеспечении. Постоянный прием в течение 6 мес как неорганического, так и органического йода, не снижает частоту зоба у этих детей, но приводит к большей прибавке длины и массы тела, улучшению у них функции внимания, а также повышению иммунитета. При наличии в районе легкой зобной эндемии, сочетающейся со снижением функции внимания у детей, более целесообразно проводить групповую йодную профилактику йодказеином, обеспечивающим прибавку массы тела, а также эффективно влияющим на показатели отдельных когнитивных функций (внимание) и иммунитета без риска передозировки йода. При наличии у детей хорошего уровня внимания на фоне более выраженной зобной эндемии можно рекомендовать применение йодида калия, который способствует хорошему росту детей, а также существенно снижает частоту пропусков занятий по болезни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кучма В.Р. Проблема мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды // Гиг. и сан. — 1993. — № 11. С. 4-7.
2. Цыб А.Ф., Паршин В.С., Тарасова Г.П. Динамические показатели развития щитовидной железы в норме и при зобе диффузном у детей и подростков Калужской области / Материалы IV Всероссийского конгресса эндокринологов. — СПб, 2001. — С. 653.
3. Белякова Н.А., Килейников Д.В., Курочкин Н.Н. и др. Йодный дефицит и его клинико-функциональные проявления у детей // Сиб. медицинский журнал. — 2003. — № 4. — С. 76-79.
4. (ерасимов Г.А., Фадеев В.В., Свириденко Н.Ю. и др. Йододефицитные заболевания в России. — М., 2002. — С. 167.
5. Шахтарин В.В., Цыб А.Ф., Розиев Р.А. Эффективность йодказеина для профилактики йодного дефицита / Социально-медицинские аспекты состояния здоровья и среды обитания населения, проживающего в йододефицитных регионах России и стран СНГ. Тезисы докладов на конференции. — Тверь, 2003. — С. 91-96.
6. WHO, UNICEF, and ICCIDD. Indicators for Assessing Iodine Deficiency Disorders and Their Control Through Salt Iodization / Geneva: WHO, WHO/Euro/NUT/ — 1994. — R 1-55.
7. Zimmermann M.B., Molinari L., Spehl M. et al. Updated Provisional WHO/ICCIDD Reference Values for Sonographic Thyroid Volume in Iodine-Replete School-age Children // IDD Newsletter. — 2001. — V. 17. — № 1. — R 12.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М., 2001. — Т. 1. — С. 383.
9. Акимов М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. — СПб.: Питер, 2003. — С. 652.
10. Тронько Н.Д., Кравченко В.И. Проблемы йод-дефицита и некоторые итоги выполнения государственной программы ликвидации йододефицитных заболеваний на Украине. Социально-медицинские аспекты состояния здоровья и среды обитания населения, проживающего в йододефицитных регионах России и стран СНГ. Тезисы докладов на конференции. — Тверь, 2003. — С. 73-77.