Научная статья на тему 'Физические качества как основа профессиональной подготовленности военнослужащих'

Физические качества как основа профессиональной подготовленности военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL QUALITIES / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / MILITARY SPECIALISTS / УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ / TRAINING CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин В.П., Андросов А.М.

The experience of combat and peacekeeping operations in various parts of the world shows that despite the development of scientific-technical progress, automation of military labor, use of radio-controlled equipment, high skill level of military personnel, the ability to quickly and correctly make decisions in extreme situations, the ability to use military equipment and the ability to endure long-term mental and physical stresses remain the major success factors in armed conflicts. At the same time in the Armed Forces of the Russian Federation against the background of shortened training terms for military specialists the volume of curricula on the disciplines of combat (occupational) training is increased, as well as the requirements to the level of development of professionally important qualities of military specialists, that are crucial in constantly changing conditions, development of weaponry and military equipment. The goal of the study was to examine the relationship between the level of development of professionally important qualities and the degree of mastering of training programs in the specialty, as well as to detect impediments to qualitative formation of a military specialist. The solution of the set goal will provide high combat readiness of the Russian Armed Forces. The purpose of the study was to evaluate the effectiveness of existing training systems for junior specialists in training centers of the Armed Forces of the Russian Federation. Achievement of the required level of physical development and physical fitness of cadets of training centers is an important scientific and practical task of training and education of military specialists. Its decision will contribute to: identification of servicemen, most susceptible to learning specific speciality and subsequent operation of military equipment; implementation of the principle of differentiated approach in training and education; better assimilation of the training program and improvement in personal military career.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физические качества как основа профессиональной подготовленности военнослужащих»

УДК: 796.07-57

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

как основа профессиональной подготовленности военнослужащих

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Сорокин А.М. Андросов

Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

PHYSICAL QUALITIES AS A BASIS OF PROFESSIONAL READINESS OF SERVICEMEN

V.P. Sorokin, professor, Dr.Hab. A.M. Androsov

Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Key words: physical training, physical exercises, professionally important physical qualities, military specialists, training centers.

The experience of combat and peacekeeping operations in various parts of the world shows that despite the development of scientific-technical progress, automation of military labor, use of radio-controlled equipment, high skill level of military personnel, the ability to quickly and correctly make decisions in extreme situations, the ability to use military equipment and the ability to endure long-term mental and physical stresses remain the major success factors in armed conflicts.

At the same time in the Armed Forces of the Russian Federation against the background of shortened training terms for military specialists the volume of curricula on the disciplines of combat (occupational) training is increased, as well as the requirements to the level of development of professionally important qualities of military specialists, that are crucial in constantly changing conditions, development of weaponry and military equipment. The goal of the study was to examine the relationship between the level of development of professionally important qualities and the degree of mastering of training programs in the specialty, as well as to detect impediments to qualitative formation of a military specialist. The solution of the set goal will provide high combat readiness of the Russian Armed Forces.

The purpose of the study was to evaluate the effectiveness of existing training systems for junior specialists in training centers of the Armed Forces of the Russian Federation. Achievement of the required level of physical development and physical fitness of cadets of training centers is an important scientific and practical task of training and education of military specialists. Its decision will contribute to: identification of servicemen, most susceptible to learning specific speciality and subsequent operation of military equipment; implementation of the principle of differentiated approach in training and education; better assimilation of the training program and improvement in personal military career.

Ключевые слова: физическая подготовка, физические упражнения, профессионально важные физические качества, военные специалисты, учебные центры.

В статье анализируются процесс подготовки младших военных специалистов, взаимосвязь уровня развития профессионально важных физических качеств с качествами усвоения программ подготовки по специальности, а также рассматриваются проблемы, существующие в организации процесса физической подготовки в учебных центрах Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ).

Актуальность. Опыт ведения боевых действий в различных точках мира и при проведении миротворческих операций оказывает, что несмотря на развитие научно-технического прогресса, автоматизацию военного труда, использование радиоуправляемой техники, основными факторами успешности в вооруженных конфликтах были и остаются высокий уровень обученности личного состава, способность быстро и правильно принимать решения в экстремальных ситуациях, умение владеть военной техникой, способность стойко переносить длительные психические и физические нагрузки.

В то же время в ВС РФ на фоне сокращения сроков подготовки военного специалиста происходит увеличение объема учебных программ по предметам боевой (профессионально-должностной) подготовки [4], а также усиление требований к уровню развития у военных специалистов профессионально важных качеств, необходимых при постоянно изменяющихся условиях, совершенствования вооружения и военной техники.

Задача проведенного исследования - изучить взаимосвязь уровня развития профессионально важных качеств со степенью усвоения программ подготовки по специальности, а также выявить факторы, мешающие качественному формированию военного специалиста. Решение поставленной задачи обеспечит высокую боеготовность ВС РФ.

Цель исследования - оценить эффективность существующих систем подготовки младших специалистов в учебных центрах ВС РФ.

Методика и организация исследования. В качестве методов исследования использовался анализ руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации, данные уровня развития физических качеств военных специалистов во взаимосвязи со степенью усвоения программ обучения, анализ диссертаций и научно-исследовательских работ, проводимых в ВС РФ, а также статистический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. В учебных воинских частях физическая подготовка составляет органическую часть учебно-воспитательного процесса и призвана поддерживать высокую работоспособность курсантов на протяжении всех лет обучения, обеспечивать их всестороннее физическое развитие и образование.

Ученые [1, 5, 2, 3] в ходе многочисленных исследований выявили взаимосвязь развития физических качеств со способностью усваивать курсантами (студентами) учебных воинских частей (вузов) программу обучения: чем выше развитие профессионально важных физических качеств, тем выше оценки, получаемые военнослужащими в ходе подготовки по специальности, а чем лучше ими усвоена военная специальность, тем выше степень боеготовности ВС РФ.

Однако в ходе проведенных исследований выявлены факторы, мешающие качественному усвоению программы обучения, что снижает степень боеготовности ВС РФ.

В настоящее время физическая подготовка в ВС РФ организуется и проводится в соответствии с «Наставлением по физической подготовке в ВС РФ» (НФП-2009). Военнослужащие для подготовки и выполнения нормативов на контрольных занятиях по физической подготовке разделены на возрастные группы и на три категории - в зависимости от профессиональной деятельности, которая обусловлена принадлежностью военнослужащего к виду (роду войск) ВС РФ.

К уровню физической подготовленности военнослужащих, отнесенных к категории 1, предъявляются самые высокие требования и предусмотрено 5 упражнений (на ловкость, силу, быстроту, выносливость и на развитие военно-прикладных качеств).

К уровню физической подготовленности военнослужащих, отнесенных к категории 2, требования несколько ниже, чем к военнослужащим, отнесенным к категории 1, количество упражнений, выносимых на проверку, - 4 (на ловкость, быстроту, силу, выносливость).

К уровню развития основных физических качеств военнослужащих, отнесенных к категории 3, предъявляются минимальные требования. Количество упраж-

нений, выносимых на проверку, - 3 (на силу, быстроту, выносливость).

В настоящее время в ВС РФ существует более 2 тыс. военно-учетных специальностей. Подготовка по военно-учетным специальностям осуществляется в окружных учебных центрах, а также в учебных центрах видов (родов войск) ВС РФ. Учебный центр - это воинская часть, в которой призванные военнослужащие проходят обучение определенным воинским специальностям, по которым они в дальнейшем будут служить в конкретной воинской части. Подготовка осуществляется в течение 4 месяцев, что составляет 33,3 % времени службы солдата по призыву. В то же время в соответствии с НФП-2009 подготовка курсантов осуществляется по категории 3 независимо от вида (рода войск) ВС РФ, к которым готовят данных специалистов. В результате уровень развития основных физических качеств выпускников учебных воинских частей по прибытии их в назначенные воинские части оказывается не соответствующим требованиям, которые предъявляются программами подготовки данных воинских частей (видов родов войск) ВС РФ).

Анализ военно-учетных специальностей также показывает, что существуют как близкие (родственные) по степени физической активности и характеру профессиональной деятельности, так и принципиально различающиеся специальности. При этом некоторые схожие военно-учетные специальности представлены в разных видах (родах войск) ВС РФ и подразделениях, где в соответствии с НФП-2009 к уровню физической подготовленности военнослужащихпредъявляются разные требования. Так, например, в каждом виде ВС РФ существует специальность «механик-водитель». Характер деятельности одинаков для всех подразделений независимо от принадлежности, а требования к уровню развития физических качеств разные. Они обуславливаются принадлежностью к виду (роду войск) ВС РФ.

В проведенном исследовании также выявлено, что уровень развития основных физических качеств призывников значительно ниже того, который необходим им для успешного овладения воинской специальностью в течение 4 месяцев (см. таблицу).

Это подтверждают средние результаты развития основных физических качеств военнослужащих, призванных в филиал окружного учебного центра, на базе которого проводятся наши исследования.

Выводы. Достижение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности курсантов учебных центров является важной научно-практической задачей обучения и воспитания военных специалистов. Ее решение будет способствовать: • выявлению военнослужащих, наиболее предрасположенных к обучению определенной специ-

Уровень развития основных физических качеств военнослужащих, призванных на службу в окружной учебный центр (на примере одной из рот)

Упражнения Реальный уровень физической подготовленности призывников Требуемый уровень физической подготовленности

Подтягивание на перекладине, колич. раз 7,31±0,65 11

Бег на 100 м, с 14,9±0,19 13,8

Бег на 1 км, мин 4.13±0.05 3.34

№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег

29

альности и последующей эксплуатации военной техники;

• реализации принципа дифференцированного подхода в обучении и воспитании;

• более качественному усвоению программы обучения и совершенствованию в своей военно-профессиональной деятельности. Результаты исследований по выявлению взаимосвязи развития физических качеств со степенью усвоения программ обучения могут быть использованы в процессе подготовки специалистов гражданских учебных заведений.

Литература

1. Виленский М.Я. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М.: Высшая школа, 1980.

- 104 с.

2. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В.И. Ильинич. - М.: Высшая школа, 1978.

- 144 с.

3. Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехо-

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

бразования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.А. Кабачков. - М., 1996. - 63 с.

4. Программа боевой подготовки учебных подразделений Сухопутных войск // Книга 1-7. - М., 2013.

5. Сорокин В.П. Физическая подготовка в интересах военно-профессионального отбора кандидатов в курсанты военно-учебных заведений / В.П. Сорокин // Совершенствование физ. подготовки в академии. - М.: Ва им. Ф. Дзержинского, 1996.

References

1. Vilensky M.Ya. Fundamentals of professional orientation of students' physical education in pedagogical institutes. / M.Ya. Vilensky, R.S. Safin. - Moscow: Vysshaya shkola, 1980. - 104. (In Russian)

2. Il'inich, V.I. Applied professional physical training of university students. - Moscow: Vysshaya shkola, 1978. - 144. (In Russian)

3. Kabachkov, V.A. Fundamentals of professional physical education in vocational technical educational institutions: abstract of doctoral theis (Hab.). - Moscow, 1996. - 63 P. (In Russian)

4. The combat training program for student units of the Land Forces. // Book 1-7. - Moscow, 2013. (In Russian)

5. Sorokin, VP. Physical training for the benefit of military professional qualification of cadet candidates to military educational institutions // Enhancement of physical training in the academy. - Moscow: Dzerznisky military academy, 1996 (In Russian)

Информация для связи с автором: Sorokinvp@rambler.ru

Поступила в редакцию 29.05.2014 г.

УДК:

ОСОБЕННОСТИ СТАРТОВОЙ РЕАКЦИИ СПРИНТЕРОВ О.В. Сергеев

Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: спринт, стартовая реакция, латентный период, вербально-музыкальная психорегуляция, простая слухомоторная реакция.

Введение. В спринтерском беге, который очень быстротечен, атлетов на финише часто разделяют сотые, а иногда и тысячные доли секунды, поэтому время стартовой реакции - очень важный компонент для спринтера. По команде «На старт!» спринтер занимает позицию в стартовых колодках, на «Внимание!» прекращает всякое движение и после выстрела начинает бег. По правилам ИААФ, спортсмен, начавший движение раньше чем через 0,1 с после стартового выстрела, может быть отстранен от дальнейшего участия в соревнованиях за фальстарт. Соответственно задача спринтера - как можно быстрее среагировать на звук стартового выстрела, но не сделать при этом фальстарта. Проанализировав данную проблему в научной литературе, мы сочли необходимым подобрать комплекс мер психолого-педагогического воздействия, для нейтрализации последствий воздействия этих факторов и подведения спортсмена к оптимальному состоянию, в котором он способен показать время реакции, близкое к своему «эталонному», и провести опытно-экспериментальное исследование линейного типа [2].

Цель исследования - выявление времени стартовой реакции легкоатлетов-спринтеров и обусловливающих ее факторов.

Методы и организация исследования. Эксперимент проводили на учебно-тренировочных сборах в условиях среднегорья, в нем приняли участие 15 спринтеров Тюменской области из состава «ОСДЮС-ШОР» и ЦСП, пять из которых имели разряд КМС, семь - звание МС и три спортсмена - звание МСМК. Использовали прибор «Психофизиолог» с активированным тестом - «Определение времени сенсомо-торной реакции на слуховой раздражитель».

Результаты исследования и их обсуждение. Тестирование проводили в несколько этапов (по 3 замера на каждом) для каждого спортсмена. Первый (фоновый) срез был проведен сразу по приезде на сбор, когда все спортсмены находились в хорошем состоянии (были «свежи») как физически, так и психически. Итоги первого среза дали хорошие результаты: время реакции

было низким, количество ошибок - минимальным, фальстарты были зафиксированы у двух спортсменов. Сразу после тестирования был проведен сеанс вербально-музыкальной психорегуляции по методике Г. Д. Горбунова [1], состоящий из двух частей: музыкально-вербального погружения в состояние релаксации с задачей восстановления физической и психической энергии и последующих установок на мобилизацию.

Второй срез был проведен в середине сбора, после загрузочной недели, когда физическая и психоэмоциональная напряженность накопилась. Срез проводили во второй половине дня, после утренней тренировки повышенной нагрузки. Анализ результатов второго среза выявил увеличение среднего времени реакции у всех спортсменов, рост количества фальстартов у некоторых спортсменов.

Третий срез был организован через неделю после второго, после аналогичной нагрузки, точно по такой же схеме, что и второй (тестирование-психолого-педагогическое воздействие-тестирование). Картина результатов третьего среза была схожа с таковой второго среза. Сразу после нагрузки наблюдалось ухудшение результатов, а после психотренинга - возвращение результатов к оптимальным значениям, близким к значениям фонового среза, а у некоторых спортсменов даже превосходящих фоновые значения.

Вывод. Экспериментально подтвержден факт влияния психической и физической нагрузки на увеличение латентного периода времени реакции. В ходе исследования доказано, что средства психолого-педагогического воздействия, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния, восстановление физической и психической энергии, мобилизацию и введение спортсмена в психическое состояние, близкое к оптимальному, уменьшают латентный период времени реакции.

Литература

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М., 2012. - 312 с.

2. Закирова А.Ф. Магистерская диссертация как научно-педагогическое исследование: учеб. пособие / А.Ф. Закирова, И.В. Манжелей. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2013. - С. 105 - 106.

Информация для связи с автором: sergeev--oleg@yandex.ru

Поступила в редакцию 20.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.