Научная статья на тему 'Особенности применения принципов олимпизма в процессе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил российской Федерации'

Особенности применения принципов олимпизма в процессе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЗМ / OLYMPISM / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / МЕЖДУНАРОДНЫЙ / INTERNATIONAL / НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / SUPRANATIONAL / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SERVICEMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута В.Л., Никольская А.С.

It is assumed essential to consider the application features of the Olympic education principles and Olympism as a whole, as well as some developmental prospects for theoretical researches and the practical use of the present experience during physical training of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation. Today one of the leading directions of the social and educational policy of Russia is development of physical culture and sport, and above all the consideration of the Olympic education phenomenon in the context of its connecting, international and supranational character. Olympic education acts both as a public phenomenon and as a complete system contributing to the formation of a healthy way of life, and also to conducting the high-quality physical training of the younger generation, adult civilian population, cadets of military universities and servicemen. Currently, the availability of the corresponding education is quite often a necessary condition for performing active duty because of the high progress of modern technologies, including the defense sphere, and the need for their successful development and application in the shortest training period. Training and education of experts serving in the Armed Forces of the Russian Federation on a temporary or permanent basis, first of all, are aimed at increasing their combativity and fighting efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения принципов олимпизма в процессе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил российской Федерации»

УДК: 796.01.316

ОСОБЕННОСТИ

применения принципов олимпизма в процессе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор В.Л. Пашута

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Никольская Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

APPLICATION FEATURES OF OLYMPIC PRINCIPLES DURING PHYSICAL TRAINING OF SERVICEMEN OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.L. Pashuta, Honored Worker of Higher School of Russia, professor, Dr.Hab.

A.S. Nikol'skaya, associate professor, Ph.D.

Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Key words: Olympism, principle, physical training, international, supranational, healthy way of life, servicemen. It is assumed essential to consider the application features of the Olympic education principles and Olymp-ism as a whole, as well as some developmental prospects for theoretical researches and the practical use of the present experience during physical training of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation. Today one of the leading directions of the social and educational policy of Russia is development of physical culture and sport, and above all the consideration of the Olympic education phenomenon in the context of its connecting, international and supranational character. Olympic education acts both as a public phenomenon and as a complete system contributing to the formation of a healthy way of life, and also to conducting the high-quality physical training of the younger generation, adult civilian population, cadets of military universities and servicemen.

Currently, the availability of the corresponding education is quite often a necessary condition for performing active duty because of the high progress of modern technologies, including the defense sphere, and the need for their successful development and application in the shortest training period. Training and education of experts serving in the Armed Forces of the Russian Federation on a temporary or permanent basis, first of all, are aimed at increasing their combativity and fighting efficiency.

Ключевые слова: олим-пизм, принцип, физическая подготовка, международный, наднациональный характер, здоровый образ жизни, военнослужащие.

Введение. Насущным представляется рассмотрение особенностей применения принципов олимпийского образования, олимпизма в целом, а также перспектив развития теоретических исследований и практического использования существующего опыта в процессе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ).

В настоящий период времени одним из ведущих направлений социальной и образовательной политики России является развитие физической культуры и спорта, а особенно актуальным становится рассмотрение феномена олимпийского образования в связи с его объединяющим, международным и наднациональным характером. Олимпийское образование выступает и как общественное явление, и как целостная система, позволяющая формировать здоровый образ жизни, а также осуществлять качественную физическую подготовку (ФП) подрастающего поколения, взрослого гражданского населения, курсантов военных вузов, военнослужащих.

На сегодняшний день наличие соответствующего образования зачастую является необходимым условием прохождения военной службы из-за высокого уровня развития современных технологий, в том числе в оборонной сфере, и необходимости их успешного освоения и применения в кратчайшие сроки. Обучение и вос-

питание специалистов, проходящих службу в ВС РФ на временной или постоянной основе, прежде всего направлено на повышение их боеготовности и боеспособности. Процессы обучения и воспитания неразделимы, так как их общими задачами являются общая и служебно-прикладная физическая подготовка с целью повышения эффективности выполняемых служебно-профессиональных задач, общественно-государственная подготовка, изучение военнослужащими отечественной истории, традиций армии и флота, проблем государственного и военного строительства, военной педагогики и психологии, законодательства РФ и норм международного гуманитарного права, а также существующего опыта создания международных движений и организаций, служащих распространению гуманистических ценностей и идеалов, в частности - олимпийского движения. Таким образом, происходит формирование личности защитника Отечества и воспитание государственного патриотизма.

Олимпийская тематика является одним из универсальных средств развития и воспитания необходимых военнослужащему качеств - умственных, морально-нравственных, физических - как для повседневной, профессионально-прикладной деятельности, так и для реализации личности в спорте высших достижений.

Современные Олимпийские игры обязаны своим возрождением (1896) французскому педагогу, спортивному и общественному деятелю Пьеру де Кубертену (1863-1937). Его идея о всеобщности и универсализме в спорте получила наиболее полное отражение в современном термине «олимпизм». Согласно Олимпийской хартии олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума [2].

Основные характеристики олимпийского образования начала XXI в., при этом согласующиеся с философией Пьера де Кубертена, заключаются в следующем: теория гармоничного развития человека; идея достижения человеком совершенства через одинаково высокое качество овладения научной, художественной и спортивной образовательными областями; этические нормы и принципы честной и справедливой игры, равных возможностей, любительский спорт как часть международного движения; концепция доброй воли и мира между народами, выражающаяся в уважении и толерантности

в отношениях между отдельными людьми; движение к свободе посредством спорта [6].

Как отмечает В. С. Родиченко, Олимпийский комитет России начал разрабатывать и внедрять в практику Организационно-методическую концепцию олимпийского образования в России с 1990 г. [4]. С этой целью был издан совместный приказ Министерства образования и Олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр» (1994) [3], и на его основе была создана общероссийская модель олимпийского образования, в рамках которой олимпийские знания были включены в программу теоретического блока «физической культуры» в образовательных учреждениях всех уровней.

При всей очевидной значимости включения военнослужащих (особенно военных вузов физической культуры) в подготовку олимпийского резерва страны [5] и осуществления их образования на основе принципов олимпизма разработчики российской общенациональной системы олимпийского образования говорят о ее трех подсистемах, предназначенных только для гражданского населения [1, 3]. Также необходимо отметить, что образование военнослужащих на современном этапе не включает в свое содержание олимпизма. Таким образом, возникает противоречие между гуманистическими целями, задачами, принципами образования военнослужащих и отсутствием теории и практики олимпийского образования в ВС РФ.

В настоящее время применение олимпийских принципов в процессе ФП военнослужащих особенно актуально в свете проведения Олимпийских игр «Сочи-2014» нашей страной и достижения отечественной сборной высоких результатов.

Таким образом, в контексте нашей работы наиболее значимыми являются следующие принципы олимпизма:

• гармоничное сочетание ФП, образования и повышения общей культуры личности;

• использование лучших примеров спортивной воли к победе и высших достижений;

• поддержка товарища и уважение соперника;

• объединяющий характер спортивной деятельности (профессиональной и любительской);

• результативное взаимодействие всех лиц, задействованных в процессе организации, проведения и выполнении ФП;

20

№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег

• реализация права человека на физическое развитие, не подвергаясь дискриминации (расовой, религиозной, политической и пр.);

• равные возможности и доступность ФП военнослужащим с различным начальным уровнем физической подготовленности;

• осознанный нравственный выбор любого участника процесса ФП в пользу справедливости (спортсмен, представитель спортивных организаций, тренер, судья, врач и др.).

Выстраивание процесса ФП в соответствии с принципами олимпизма позволит также целенаправленно развивать такие личностные качества, как верность воинскому долгу, дисциплинированность, социальная и личная ответственность, гордость за принадлежность к своему государству, объективность при оценке своих сильных и слабых сторон, уверенность в себе, организованность, уважение к людям, работающим в одной команде, решительность, настойчивость, честность и т. п. Однако в настоящее время ФП военнослужащих и как процесс, и как результат рассматривается достаточно узко и предполагает в основном овладение необходимыми для формирования военно-профессиональной компетентности умениями и навыками, то есть военнослужащий должен развивать и совершенствовать физические качества (выносливость, силу, быстроту и ловкость) с учетом своих возрастных особенностей, а также формировать навыки в передвижении по пересеченной местности пешком и на лыжах, в преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании. На основе проведенного анализа можно выделить основные перспективные направления использования олимпийских принципов в процессе ФП военнослужащих. Теоретическое направление (формирование базовой научной и практической литературы; создание учебно-методического комплекса «Олимпийское образование военнослужащих ВС РФ»; разработка педагогической технологии формирования в воинских коллективах взаимодействия, основанного на принципе «честной игры»; проведение исследований эффективности применения методологического, целевого, содержательного, технологического компонентов олимпийского образования военнослужащих на основе созданной критериальной базы. Практическое направление (освоение

военнослужащими здорового образа жизни; осуществление систематической работы, направленной на освоение профессиональных знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, необходимых как военнослужащим, так и высококлассным спортсменам; проведение спортивных мероприятий, организация активного досуга личного состава; популяризация спортивных достижений на примере данного воинского коллектива и на примере известных спортсменов-олимпийцев).

Выводы. Изучение особенностей современного олимпийского движения, образования, а также основных принципов олимпизма применительно к организации процесса ФП военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что их гуманистический потенциал может быть реализован в теории и практике ФП военнослужащих ВС РФ.

Литература

1. Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность): XIX Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России: материалы / науч. конс. В.С. Родиченко, отв. за вып. А.Т. Контанистов. - М.: Советский спорт, 2008. - 128 с.

2. Олимпийская хартия / пер. с англ. - М.: Советский спорт, 1996. - 96 с.

3. Олимпийский комитет России [Электронный ресурс] // URL: http://www.olympic.ru/ (дата обращения: 05.04.2014).

4. Родиченко B.C. Олимпийское движение в канун III тысячелетия: гармонизация интересов / В.С. Родиченко // Спорт, духовные ценности, культура. - Вып. II: Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта: Сб. / Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. - С. 95-102.

5. Щелканов Н.А. Армейские спортсмены - чемпионы Олимпийских игр / Н.А. Щелканов, В.А. Кривобоков. - Ленинград, 1985. - 65 с.

References

1. Olympism, Olympic Movement, Olympic Games (history and present): XIX Olympic scientific session of young scientists and students of Russia: Proceedings / scient. adv. by V.S. Rodichenko, in charge of publ. A.T. Kontanistov. - Moscow: Sovetsky sport, 2008. - 128 P. (In Russian)

2. The Olympic charter / transl. from English. - Moscow: Sovetsky sport, 1996. - 96 P. (In Russian)

3. Russian Olympic Committee [Electronic resource] // URL: http://www. olympic.ru/ (access date: 05.04.2014). (In Russian)

4. Rodichenko, V.S. The Olympic Movement on the eve of the III millennium: harmonization of interests / V.S. Rodichenko // Sports, spiritual values, culture. - Iss. II: Humanistic ideals, Olympic ideas and the world of modern sports: Book / Comp. and ed. by: V.V. Kuzin, V.I. Stolyarov, N.N. Chesnokov. - Moscow: Humanitarian Center "SpArt" of RSAPC, 1998. - P. 95-102. (In Russian)

5. Schelkanov, N.A. Army athletes - champions of Olympic Games / N.A. Schelkanov, V.A. Krivobokov. - Leningrad, 1985. - 65 P. (In Russian)

6. Muller N. Olympic Education / N. Muller // The Sport Journal. / Editor: Ms. Carol Magendie. - Volume 14, 2011. - URL: http://www. thesportjournal.org/ (access date: 10.05.2014).

Информация для связи с автором:

pashuta.valery.lukich@gmail.com

Поступила в редакцию 28.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.