Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никитин А. С., Гуляков А. А., Колочанова Н. А., Валеев А. М., Мухаметзянов Э. М.

Введение. Одной из мер противодействия распространению COVID-19 стало активное внедрение в учебный процесс высших учебных заведений дистанционной формы обучения, что значительно снизило уровень двигательной активности студентов. Как известно, гиподинамия способствует ухудшению здоровья человека, негативно сказываясь на его физическом состоянии. В связи с этим, актуальным становится вопрос определения степени влияния перехода высших учебных заведений на дистанционную форму обучения на уровень физической подготовленности обучаюшцхся. Цель исследования. Определение уровня физической подготовленности студентов, обучающихся на 1-3 курсах в Институте фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета в условиях внедрения дистанционной формы обучения в 2020-2021 годах. Методика и организация исследования. Исследования проводились с сентября 2020 года по декабрь 2021 года, в которых приняли участие 180 студентов, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В целях определения уровня физической подготовленности у исследуемых студентов были проанализированы результаты сдачи ими контрольных нормативов по общей физической подготовке. Результаты исследования и их обсуждение. Определена динамика показателей физической подготовленности студентов с 2020 по 2021 год. Согласно данным, полученным в ходе исследования, у студентов 2 курса уровень физической подготовленности к декабрю 2021 года снизился по сравнению с результатами, зарегистрированными в декабре 2020 года, на 10,7%, а у студентов 3 курса на 21,1%. Выводы. В условиях внедрения в учебный процесс дистанционной формы обучения с декабря 2020 года по декабрь 2021 года наблюдается отрицательная динамика в уровне физической подготовленности исследуемых студентов, причем по мере их перехода из одного курса обучения на другой данная тенденция становится более выраженной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитин А. С., Гуляков А. А., Колочанова Н. А., Валеев А. М., Мухаметзянов Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF DISTANCE LEARNING

Introduction. One of the measures to counter the spread of COVID-19 was the active introduction of distance learning into the educational process of higher educational institutions, which significantly reduced the level of motor activity of students. As you know, inactivity contributes to the deterioration of human health, negatively affecting the physical condition. In this regard, the issue of determining the degree of influence of the transition of higher educational institutions to distance learning on the level of physical fitness of students becomes relevant. The purpose of the study. Determination of the level of physical fitness of students enrolled in 1-3 courses at the Institute of Fundamental Medicine and Biology of Kazan (Volga Region) Federal University in the context of the introduction of distance learning in 2020-2021 years. Methodology and organization of the study. The studies were conducted from September 2020 to December 2021, in which 180 students belonging to the main medical group for health reasons took part. In order to determine the level of physical fitness of the studied students, the results of their passing control standards for general physical fitness were analyzed. Research results and discussion. Based on the results of the study, the dynamics of indicators of physical fitness of students from 2020 to 2021 was determined. According to the data obtained during the study, the level of physical fitness of 2nd-year students by December 2021 decreased by 10.7% compared to the results recorded in December 2020, and for 3rd-year students by 21.1%. Conclusions. In the context of the introduction of distance learning into the educational process from December 2020 to December 2021, there is a negative trend in the level of physical fitness of the studied students, and as they move from one course of study to another, this trend becomes more pronounced.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

135-139.

8. Павлова А.Г. Оперативная оценка качества выполнения соревновательного упражнения «толчок по длинному циклу» в гиревом спорте / А.Г. Павлова // «Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва» : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 14-15 ноября 2019 года. - Омск : Изд-во Си-бГУФК, 2019. - С. 262-270.

REFERENCES

1. Gorulev, P.S. (2006), Management of women's sports training in weightlifting, taking into account dimorphic differences in working capacity, dissertation, Chelyabinsk.

2. Erikenov, S.M. (2014) "The use of technical means and technological approaches in the development of endurance athletes-weightlifters", Fundamental research, No. 11 (part 8), pp. 1827-1830.

3. Gomonov, V.N. (2000), Individualization of technical and physical training of kettlebell lifters of various qualifications, dissertation, Smolensk.

4. Paltsev, V.M. (1994), Improving the training of kettlebell lifters at the stage of initial sports specialization, dissertation, Omsk.

5. Simen, V.P. (2003), Ways to improve the efficiency of the technical training of a kettlebell lifter, dissertation, Omsk.

6. Arkaev, L.Ya. and Suchilin, N. G., (2004), How to cook champions. Theory and technology of training gymnasts of the highest qualification, monograph, Physical culture and sport, Moscow.

7. Zagrevsky, V.I., Shilko, V.G., Zagrevsky, V.O. and Lukashkova. I.L. (2012), "Influence of control movements in the athlete's joints on the technique of the gymnastic exercise "Tkachev's flight " on the crossbar", Bulletin of the Tomsk State University, No. 36, pp. 135-139.

8. Pavlova, A.G. (2019), "Operational assessment of the quality of the competitive exercise " long cycle push" in kettlebell lifting", Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference "The role of experimental and innovative activities in the development of the sports reserve training system", Omsk, pp. 262-270.

Контактная информация: margarit-mukhin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 796.011.3:004

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ

Александр Сергеевич Никитин, старший преподаватель, Андрей Анатольевич Гуля-ков, старший преподаватель, Наталья Александровна Колочанова, старший преподаватель, Айрат Минегалимович Валеев, кандидат биологических наук, доцент, Эльвир Маратович Мухаметзянов, ассистент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Аннотация

Введение. Одной из мер противодействия распространению COVID-19 стало активное внедрение в учебный процесс высших учебных заведений дистанционной формы обучения, что значительно снизило уровень двигательной активности студентов. Как известно, гиподинамия способствует ухудшению здоровья человека, негативно сказываясь на его физическом состоянии. В связи с этим, актуальным становится вопрос определения степени влияния перехода высших учебных заведений на дистанционную форму обучения на уровень физической подготовленности обучающихся. Цель исследования. Определение уровня физической подготовленности студентов, обучающихся на 1-3 курсах в Институте фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета в условиях внедрения дистанционной формы обучения в 2020-2021 годах. Методика и организация исследования. Исследования проводились с сентября 2020 года по декабрь 2021 года, в которых приняли участие 180 студентов, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В целях определения уровня физической подготов-

ленности у исследуемых студентов были проанализированы результаты сдачи ими контрольных нормативов по общей физической подготовке. Результаты исследования и их обсуждение. Определена динамика показателей физической подготовленности студентов с 2020 по 2021 год. Согласно данным, полученным в ходе исследования, у студентов 2 курса уровень физической подготовленности к декабрю 2021 года снизился по сравнению с результатами, зарегистрированными в декабре 2020 года, на 10,7%, а у студентов 3 курса на 21,1%. Выводы. В условиях внедрения в учебный процесс дистанционной формы обучения с декабря 2020 года по декабрь 2021 года наблюдается отрицательная динамика в уровне физической подготовленности исследуемых студентов, причем по мере их перехода из одного курса обучения на другой данная тенденция становится более выраженной.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, дистанционная форма обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p310-314

PHYSICAL FITNESS OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF DISTANCE LEARNING

Alexandr Sergeevich Nikitin, the senior teacher, Andrey Anatolievich Gulyakov, the senior teacher, Natalya Alexandrovna Kolochanova, the senior teacher, Ayrat Minegalimovich Vale-

ev, the candidate of biological sciences, docent, Elvir Maratovich Mukhametzyanov, assistant, Kazan (Volga region) federal university, Kazan

Abstract

Introduction. One of the measures to counter the spread of COVID-19 was the active introduction of distance learning into the educational process of higher educational institutions, which significantly reduced the level of motor activity of students. As you know, inactivity contributes to the deterioration of human health, negatively affecting the physical condition. In this regard, the issue of determining the degree of influence of the transition of higher educational institutions to distance learning on the level of physical fitness of students becomes relevant. The purpose of the study. Determination of the level of physical fitness of students enrolled in 1-3 courses at the Institute of Fundamental Medicine and Biology of Kazan (Volga Region) Federal University in the context of the introduction of distance learning in 2020-2021 years. Methodology and organization of the study. The studies were conducted from September

2020 to December 2021, in which 180 students belonging to the main medical group for health reasons took part. In order to determine the level of physical fitness of the studied students, the results of their passing control standards for general physical fitness were analyzed. Research results and discussion. Based on the results of the study, the dynamics of indicators of physical fitness of students from 2020 to

2021 was determined. According to the data obtained during the study, the level of physical fitness of 2nd-year students by December 2021 decreased by 10.7% compared to the results recorded in December 2020, and for 3rd-year students by 21.1%. Conclusions. In the context of the introduction of distance learning into the educational process from December 2020 to December 2021, there is a negative trend in the level of physical fitness of the studied students, and as they move from one course of study to another, this trend becomes more pronounced.

Keywords: physical fitness, students, distance learning.

ВВЕДЕНИЕ

Недостаточный уровень физического здоровья студенческой молодежи является важнейшей проблемой современного общества, на которую необходимо уделять пристальное внимание и предпринимать эффективные меры для ее решения. По данным, представленным в работах ряда авторов, еще до поступления в учреждения высшего образования у 60-70% молодых людей имеются хронические заболевания [2, 4]. Особенно остро данная проблема возникла в условиях распространения с 2020 года новой корона-вирусной инфекции (COVID-19) [2]. Одной из мер противодействия распространению COVID-19 стало активное внедрение в учебный процесс студентов высших учебных заведений дистанционной формы обучения, что значительно снизило уровень их двига-

тельной активности [3, 5]. Как известно, малоподвижный образ жизни - гиподинамия, способствует ухудшению состояния здоровья человека, негативно влияя на работу как организма в целом, так и отдельных его систем [1]. Установлено, что среди причин смертности гиподинамия занимает 4 место, поскольку способствует возникновению опасных кардиологических и эндокринных заболеваний [1, 3].

В связи с вышеизложенным, актуальным становится вопрос определения степени влияния перехода высших учебных заведений на дистанционную форму обучения на уровень физической подготовленности обучающихся. Внимательное изучение данного вопроса позволит в дальнейшем сформировать основные направления в поиске эффективных средств и методов организации занятий по физической культуре и спорту со студентами высших учебных заведений.

Цель исследования: определение уровня физической подготовленности студентов, обучающихся на 1-3 курсах в Институте фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета в условиях внедрения дистанционной формы обучения в 2020-2021 годах.

Задачи исследования:

1. Определить показатели физической подготовленности у исследуемых студентов в период дистанционного обучения в 2020-2021 годах.

2. Выявить динамику показателей физической подготовленности у исследуемых студентов в период дистанционного обучения в 2020-2021 годах.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились с сентября 2020 года по декабрь 2021 года в процессе проведения занятий по физической культуре и спорту со студентами 1-3 курсов Института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета. Всего в исследованиях приняло участие 180 студентов, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, из них 60 студентов, обучающихся на 1 курсе, 60 на 2 курсе и 60 на 3 курсе. Учебный процесс студентов по физической культуре и спорту в исследуемый период был организован в дистанционной форме.

В целях определения уровня физической подготовленности у исследуемых студентов были проанализированы результаты сдачи ими контрольных нормативов по общей физической подготовке по итогам обучения в рамках учебных дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Прием нормативов осуществлялся в декабре 2020 года и декабре 2021 года в рамках зимней зачетной сессии.

Уровень физической подготовленности исследуемых студентов оценивался путем определения суммы баллов, полученных ими за сдачу каждого из нижеперечисленного норматива:

1. «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (количество раз).

2. «Поднимание туловища из положения лежа на спине согнув ноги» (количество раз за 1 мин).

3. «Удержание обратной планки» (с).

4. «Удержание положения приседа руки вперед «Стульчик» после 30 приседаний» для юношей, после 20 приседаний для девушек (с).

5. «Берпи (бурпи) за 1 мин»: вариант со сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа на полу - для юношей; вариант без сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу -для девушек (количество раз).

Результат сдачи студентами каждого норматива оценивался по 3-ёх бальной шкале, где 3 балла соответствовали высокому уровню, 2 балла - среднему, а 1 балл - низкому уровню. Распределение баллов за результаты сдачи нормативов исследуемыми студентами представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Зачетные нормативы для студентов основной медицинской группы по дисциплине «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»_

№ норматива 1 курс 2 курс 3 курс

Юноши | Девушки Юноши | Девушки Юноши | Девушки

Баллы / Результат

3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1

1 28 24 16 12 8 4 30 24 16 14 9 5 32 26 18 15 10 6

2 34 26 18 30 22 14 36 26 18 32 22 14 38 28 20 34 24 16

3 60 40 20 50 30 10 70 53 33 60 43 23 80 63 43 70 53 33

4 25 15 5 25 15 5 28 18 10 28 18 10 30 20 12 30 20 12

5 16 12 8 16 12 8 17 12 8 17 12 8 18 13 9 18 13 9

Все данные, полученные в ходе проведенного исследования, были подвержены ма-тематико-статистической обработке, при этом достоверность различий между полученными результатами выявлялась при помощи определения ^критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных результатов по итогам сдачи студентами 1-3 курсов контрольных нормативов по общей физической подготовке позволил выявить уровень их физической подготовленности (таблица 2) и его динамику (рисунок) в период с 2020 по 2021 год. Показатели, отраженные в таблице 2, свидетельствуют об установлении к декабрю 2021 года отрицательной динамики в уровне физической подготовленности исследуемых студентов. При этом, если между показателями уровня физической подготовленности студентов 1 курса на обоих этапах исследования достоверных различий не установлено, то у обучающихся 2 и 3 курсов выявлено значительно выраженное его снижение.

Таблица 2 - Показатели уровня физической подготовленности студентов 1-3 курсов, выявленные по итогам проведенного исследования (количество баллов)_

Этап регистрации Курс обучающихся

1 курс 2 курс 3 курс

Декабрь 2020 года 13,5±0,42 14±0,30 14,23±0,24

Декабрь 2021 года 13,36±0,31 12,5±0,45*# 11,23±0,79*Л

Примечание: * - достоверность различий по сравнению с показателями, зарегистрированными на 1 курсе (р<0,05); # - достоверность различий по сравнению с показателями, зарегистрированными в декабре 2020 года (р<0,05); л - достоверность различий по сравнению с показателями, зарегистрированными в декабре 2020 года (р<0,01).

% 1 курс 2 курс 3 курс

Примечание: * - достоверность различий по сравнению с показателями, зарегистрированными на 1 курсе (р<0,001); # - достоверность различий по сравнению с показателями, зарегистрированными на 2 курсе (р<0,001).

Рисунок - Динамика уровня физической подготовленности исследуемых студентов с 2020 по 2021 год.

Согласно данным, представленным на рисунке, у студентов 2 курса уровень физической подготовленности к декабрю 2021 года снизился по сравнению с результатами,

зарегистрированными в декабре 2020 года, на 1,5 балла, что составило 10,7% (p<0,05). В свою очередь, у студентов 3 курса установлена еще более выраженная отрицательная динамика в показателях, так как уровень физической подготовленности в конце исследования оказался на 3,0 балла (21,1%) ниже данных, определенных в декабре 2020 года (p<0,01).

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты проведенного исследования, направленного на изучение динамики физической подготовленности студентов ИФМиБ КФУ обучающихся на 13 курсах в 2020 и в 2021 годах в условиях внедрения дистанционной формы, позволили выявить следующие закономерности:

- в условиях внедрения в учебный процесс исследуемых студентов дистанционной формы обучения с декабря 2020 года по декабрь 2021 года наблюдается отрицательная динамика в уровне физической подготовленности обучающихся;

- по мере перехода исследуемых студентов из одного курса обучения на другой отрицательная динамика в уровне их физической подготовленности становится более выраженной. На наш взгляд, данный факт обусловлен увеличением от курса к курсу, в соответствии с учебными планами, объема теоретической и практической нагрузки по специальным предметам, освоение которых в дистанционной форме требует от студентов еще больших затрат времени и сил, что негативно влияет на их двигательный режим, значительно снижая уровень двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева О.В. Гиподинамия или болезнь ХХ1 века / О.В. Алексеева // Студенческий Форум. - 2020. - № 43-1 (136). - С. 12-13.

2. Журавлева И.В. Здоровье студентов: социологический анализ / И.В. Журавлева. -Москва : ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

3. Илькевич К.Б. Профилактика гиподинамии средствами физической культуры у студенток на дистанционном обучении / К.Б. Илькевич, Ю.Б. Кашенков, Т.Г. Илькевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 157-164.

4. Кочетова С. В. Влияние физической культуры и спорта на жизнь студентов / С. В. Коче-това // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 5-1. - С. 15-17.

5. Кузьмина О.И. Влияние дистанционного обучения на уровень физической подготовленности студентов технического вуза / О.И. Кузьмина, С.С. Ашимов, А.В. Сидоренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 183-186.

REFERENCES

1. Alekseeva, O.V. (2020), "Physical inactivity or disease of the XXI century", Student forum, Vol. 136, No. 43-1, pp. 12-13.

2. Zhuravleva, I.V. (2014), Students' health: a sociological analysis, INFRA-M, Moscow.

3. Ilkevich, K.B., Kashenkov, Yu.B. and Ilkevich, T.G. (2021), "Prevention of physical inactivity by means of physical culture in distance learning students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 157-164.

4. Kochetova, S.V. (2019), "Influence of physical culture and sport on the life of students", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 5-1, pp. 15-17.

5. Kuzmina, O.I. Ashimov, S.S. and Sidorenko, A.V. (2021), "The influence of distance learning on the level of physical fitness of technical university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 197, No. 7, pp. 183-186.

Контактная информация: nikitinkfu@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.