ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПАРАКАНОИСТОВ В ГОДИЧНОМ МАКРОЦИКЛЕ
УДК/UDC 96.015
Информация для связи с автором: anton_yelikov@mail.ru
Поступила в редакцию 25.01.2023 г.
Кандидат педагогических наук Ю.Б. Казарьян1 Доктор педагогических наук, доцент Г.М. Юламанова1 Доктор педагогических наук, профессор А.Ю. Костарев1 Кандидат биологических наук, доцент А.В. Данилов1 1Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа
PHYSICAL TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PARACANOISTS IN A YEAR MACROCYCLE
PhD Yu.B. Kazaryan1
Dr. Hab., Associate Professor G.M. Yulamanova1 Dr. Hab., Professor A.Yu. Kostarev1 PhD, Associate Professor A.V. Danilov1 1Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать содержание физической подготовки высококвалифицированных параканоистов в годичном макроцикле и оценить эффективность его использования в тренировочном процессе. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие девять высококвалифицированных спортсменов-параканоистов, отнесенных к классу ЦГА - № по классификации ICF. Содержание физической подготовки спортсменов данной категории структурировано с выделением трех этапов, отличающихся друг от друга задачами, организацией, целевыми установками, содержанием методических приемов и совокупностью действий, средствами, обуславливающими механизмы их использования для достижения максимально возможных спортивных результатов высококвалифицированных параканоистов.
Результаты исследования и выводы. Определено, что содержание физической подготовки с выделением трех последовательно реализуемых этапов высококвалифицированных параканоистов в годичном макроцикле способствовало повышению уровня физической подготовленности спортсменов данной категории, а также улучшению их соревновательных результатов.
Ключевые слова: физическая подготовка, высококвалифицированные па-раканоисты, соревновательная деятельность, соревновательный результат.
Abstract
Objective of the study was to scientifically substantiate the content of the physical training of highly qualified paracanoists in a one-year macrocycle and evaluate the effectiveness of its use in the training process. Methods and structure of the study. The experiment involved 9 highly skilled paracano athletes classified as LTA - IVF according to the ICF classification. The content of the physical training of athletes of this category is structured with the allocation of three stages that differ from each other in tasks, organization, goals, content of methodological techniques and a set of actions, means that determine the mechanisms for their use to achieve the highest possible sports results of highly qualified paracanoists.
Results and conclusions. It was determined that the content of physical training with the allocation of three successively implemented stages of highly qualified paracanoists in the annual macrocycle contributed to the increase in the level of physical fitness of athletes in this category, as well as to improve their competitive results.
Keywords: рhysical training, highly qualified paracanoists, competitive activity, competitive result.
Введение. При подготовке высококвалифицированных гребцов на параканоэ наблюдается значительное преобладание специальной физической подготовки над общей, а недостаточный резерв уровня общей физической подготовленности не дает возможности повышения спортивного результата [3]. Так, у спортсменов с ампутацией нижних конечностей наблюдаются поражения центральной нервной системы, что сопровождается сенсорной, двигательной и вегетативной дисфункцией, в то же время снижается аэробная производительность и общая работоспособность [1, 4]. Эти особенности и послужили основой исследовательской работы по изучению содержания физической подготовки параканоистов высокой квалификации.
Цель исследования - научно обосновать содержание физической подготовки высококвалифицированных параканоис-тов в годичном макроцикле и оценить эффективность его использования в тренировочном процессе.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе общественной Регио-
нальной организации «Региональная спортивная федерация гребли на байдарках и каноэ Ленинградской области». В эксперименте участвовали девять высококвалифицированных спортсменов-параканоистов, отнесенных к классу LTA - ^ (классификация ICF), являющихся членами сборной команды России по параканоэ и членами сборной команды Ленинградской области.
Для оценки эффективности содержания физической подготовки высококвалифицированных параканоистов в годичном макроцикле было проведено педагогическое тестирование физической подготовленности, функционального состояния спортсменов, оценивалась динамика соревновательной деятельности гребцов на параканоэ за период проведения педагогического эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе (общеподготовительном) основным направлением подготовки является преимущественное повышение компенсаторных возможностей для выполнения специфической работы в параканоэ и повышение состояния основных функциональ-
№4 • 2023 Апрель | April
http://www.teoriya.ru
Таблица 1. Физическая подготовленность высококвалифицированных параканоистов (п=9) в ходе формирующего эксперимента (М±5)
Тест Фоновые значения показателей Значения показателей в конце подготовительного периода Значения показателей в соревновательном периоде (периоде основных соревнований)
Имитация гребли на гребном тренажере, кол-во гребков за 20 с 21,33±1,89 25,78±1,55* 30,33±2,36**,***
4 поворота на параканоэ, с 93,81±1,66 91,14±1,41* 88,43±1,29**, ***
30 гребков, с 24,46±0,65 23,08±0,58* 21,87±0,61**, ***
Отжимание на брусьях, кол-во раз 42,22±1,99 46,56±1,95* 49,00±2,05**, ***
Тяга штанги лежа 50% от макс., кол-во раз 86,11±3,41 93,78±3,12* 99,89±3,14**, ***
Кроль на груди 200 м 195,47±1,07 193,10±1,06* 190,39±1,08**, ***
Гребля 50 м, с 14,84±0,16 14,59±0,14* 14,29±0,13**, ***
«Выкрут», см 73,92±3,94 66,07±3,79* 58,59±3,67**, ***
Примечание: * - Статистически значимые различия между фоновыми значениями показателей и показателями в конце подготовительного периода (р <0,05); ** - Статистически значимые различия между значениями показателей в конце подготовительного периода и показателями в период основных соревнований (р <0,05); *** - Статистически значимые различия между фоновыми значениями показателей и показателями в период основных соревнований (р<0,05).
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
2 CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
ных систем, обеспечивающих успешную специализацию впоследствии. На втором этапе (специально-подготовительном) подготовка направлена на накопление максимального физического потенциала. Формируется функциональная база для успешного использования достигнутого физического потенциала в соревнованиях, повышается уровень специальных физических способностей с акцентом на мышечные группы, осуществляющие компенсаторные функции при выполнении специфической работы в параканоэ. На третьем этапе (пред-соревновательном) подготовка направлена на преобразование накопленного физического потенциала в высокий спортивный результат. Повышается достигнутый уровень специальной подготовленности, формируется способность преодоления дистанции на соревнованиях с максимальной скоростью. При этом организационно-педагогические условия, способствующие успешной реализации содержания физической подготовки высококвалифицированных параканоистов в годичном макроцикле, включают требования, предъявляемые к планированию процесса и организации занятий, и методические рекомендации по проведению занятий.
Анализ показателей тестирования высококвалифицированных спортсменов-параканоистов, полученных в ходе формирующего эксперимента (табл. 1), позволил выявить достоверные (р<0,05) межгрупповые различия в тестах, оценивающих уровень скоростно-силовых, координационных, силовых и скоростных способностей; скоростной и силовой выносливости; общей выносливости, гибкости.
Результаты исследования, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что содержание физической подготовки высококвалифицированных параканоистов в годичном ма-
Таблица 2. Динамика результатов соревновательной деятельности параканоистов в период проведения педагогического эксперимента (М±5)
№ п/п спортсмена До эксперимента (очки по рейтингу) После эксперимента (очки по рейтингу)
1 74,00 112,00
2 84,00 104,00
3 84,00 112,00
4 74,00 90,00
5 102,00 104,00
6 77,00 77,00
7 66,00 79,00
8 89,00 92,00
9 86,00 84,00
М±б 81,78±9,90 94,89±12,80 *
Примечание: * - Статистически значимые различия между показателями соревновательной деятельности параканоистов (р <0,05).
кроцикле, реализуемое с выделением трех этапов, оказало положительное влияние на динамику соревновательной деятельности спортсменов с ампутациями нижних конечностей (p<0,05) [2].
Вывод. Физическая подготовка высококвалифицированных параканоистов в годичном макроцикле, построенная с выделением трех последовательно реализуемых этапов, отличия которых обуславливаются целевыми установками, решаемыми задачами, содержанием корригирующих и общеподготовительных физических упражнений, использованием методических действий и приемов, объемом и интенсивностью нагрузки, обеспечила повышение физической подготовленности параканоистов и оказала положительное влияние на динамику их соревновательной деятельности.
Литература
1. Евсеев С. П. Экспериментальные схемы организации программ научно-методического обеспечения в паралимпийском спорте / С. П. Евсеев, О. М. Шелков, Д. Ф. Мосунов, И. В. Клешнев // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 2 (34). - С. 35-37.
2. Казарьян Ю. Б. Специфические особенности воспитания физических качеств гребцов с ампутацией нижних конечностей / Ю. Б. Казарьян, Г. М. Юламанова, А. Н. Попов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2008. - Вып. 1. - С. 134-140.
3. Маслова И. Н. Исследование взаимосвязи показателей, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов в гребле на байдарках / И. Н. Маслова, Г. Н. Семаева, С. В. Верлин, П. В. Квашук // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгаф-та. - 2012. - № 2 (84). - С. 66-69.
4. Шелкова Л. Н. Факторы, лимитирующие адаптационные и компенсаторные возможности к двигательной деятельности при занятиях АФК лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л. Н. Шелкова, В. Д. Емельянов, Т. В. Красноперова, А. В. Шевцов // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 1 (53). - С. 14-15.
References
1. Evseev S.P., Shelkov O.M., Mosunov D.F., Kleshnev I.V. Eksperimen-talnye skhemy organizacii programm nauchno-metodicheskogo obe-specheniya v paralimpijskom sporte [Experimental schemes for organizing programs of scientific and methodological support in Paralympic sports]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2008. No. 2 (36). pp. 35-37.
2. Kazaryan Yu.B., Yulamanova G.M., Popov A.N. Specificheskie oso-bennosti vospitaniya fizicheskih kachestv grebcov s amputaciej nizh-nih konechnostey [Specific features of the education of the physical qualities of rowers with amputation of the lower limbs]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kultura. Sport. 2008. Vol. 1. pp. 134-140.
3. Maslova I.N., Semaeva G.N., Verlin S.V., Kvashuk P.V. Issledovanie vzaimosvyazi pokazateley, obespechivayushchih dostizhenie vysokih sportivnyh rezultatov v greble na baidarkah [Study of the relationship of indicators that ensure the achievement of high sports results in kayaking]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012. No. 2 (84). pp. 66-69.
4. Shelkova L.N., Emelyanov V.D., Krasnoperova T.V., Shevcov A.V. Faktory, limitiruyushchie adaptacionnye i kompensatornye vozmozh-nosti k dvigatelnoy deyatelnosti pri zanyatiyah AFK lic s narusheniyami oporno-dvigatelnogo apparata [Factors limiting adaptive and compensatory possibilities for motor activity during AFC exercises in persons with disorders of the musculoskeletal system]. Adaptivnaya fiziches-kaya kultura. 2013. No. 1 (53). pp. 14-15.
82
http://www.teoriya.ru
№4 • 2023 Апрель | April