Научная статья на тему 'Физическая подготовка - прикладной аспект физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры'

Физическая подготовка - прикладной аспект физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL CULTURE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / SPORTS TRAINING / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / RECREATIONAL UND THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE / EDUCATIONAL-COMBAT ACTIONS / УЧЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миронов В.В.

Physical culture as a complex social phenomenon is getting more widely used in the world. It represents the process and the result of accumulation and transfer of material and moral values from one generation to another, which are directed to the bodily and moral development of the rising generation, to protection of health of different cohorts and their involvement in healthy way of life; formation of the personal physical culture and finally to the reproduction of healthy people’s potential. The goal of the «Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation up to 2020» is to involve in physical exercises about 40% of Russian citizens. It is a matter of great importance, because the problem with the health level of the rising generation is clearly urgent. Lack of motor activity, genic and social factors, bad ecology and bad habits lead to serious diseases among youth, in this case we can see the downward dynamics. For example, in 2001 25% of young people at the age of 13-18 were drug-addicted in a number of Russian regions. Almost 60% of junior children and about 53% of pupils of comprehensive schools have weak health. Almost 50% of recruits can not do the physical fitness test and about 25% are non-effective. According to the literature review and the findings of researches, physical culture as a versatile public phenomenon includes applied professional physical culture, being implemented in the form of an educational process of special orientation in the training system for athletes and specialists of different specializations, that needs higher physical fitness level to maintain professional performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка - прикладной аспект физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

УДК: 355.233.22

ФИЗИЧЕСКАЯ

подготовка - прикладной аспект физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Миронов Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

PHYSICAL TRAINING - APPLIED ASPECT OF PHYSICAL EDUCATION, SPORTS TRAINING, RECREATIONAL AND ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE.

V.V. Mironov, professor, Dr.Hab. Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Key words: physical training, physical culture, physical education, sports training, recreational und therapeutic physical culture, educational-combat actions.

Physical culture as a complex social phenomenon is getting more widely used in the world. It represents the process and the result of accumulation and transfer of material and moral values from one generation to another, which are directed to the bodily and moral development of the rising generation, to protection of health of different cohorts and their involvement in healthy way of life; formation of the personal physical culture and finally to the reproduction of healthy people's potential. The goal of the «Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation up to 2020» is to involve in physical exercises about 40% of Russian citizens. It is a matter of great importance, because the problem with the health level of the rising generation is clearly urgent. Lack of motor activity, genic and social factors, bad ecology and bad habits lead to serious diseases among youth, in this case we can see the downward dynamics. For example, in 2001 25% of young people at the age of 13-18 were drug-addicted in a number of Russian regions. Almost 60% of junior children and about 53% of pupils of comprehensive schools have weak health. Almost 50% of recruits can not do the physical fitness test and about 25% are non-effective.

According to the literature review and the findings of researches, physical culture as a versatile public phenomenon includes applied professional physical culture, being implemented in the form of an educational process of special orientation in the training system for athletes and specialists of different specializations, that needs higher physical fitness level to maintain professional performance.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая культура, физическое воспитание, спортивная тренировка, оздоровительная и лечебная физическая культура, учебно-боевая деятельность.

Введение. Физическая культура как сложное социальное явление находит все более широкое распространение в мире. Она представляет собой процесс и результат накопления и передачи от поколения к поколению материальных и духовных ценностей, направленных на телесное и духовное развитие подрастающего поколения, на поддержание здоровья различных контин-гентов населения, их приобщение к здоровому образу жизни, на формирование физической культуры личности и в конечном итоге на воспроизводство здорового людского потенциала.

В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» [9] ставится задача вовлечь в занятия физическими упражнениями 40 % населения России. Это очень важно потому, что налицо острая проблема с состоянием здоровья подрастающего поколения. Недостаток двигательной активности, генные и социальные факторы, нарушенная экология, пристрастие к вредным привычкам порождают у молодежи серьезные заболевания, при этом наблюдается негативная динамика. Так, в 2001 г. в ряде местностей России число употреблявших наркотики среди молодежи в возрасте 13-18 лет составляло около 25 %. Около 60 % детей младшего возраста и около 53 % учащихся образовательных школ имеют ослабленное здоровье. Почти 50 % призывников не в состоянии выполнить установленные нормативы по физической подготовке, из них 25 % по состоянию здоровья признаются негодными к службе в армии [10].

№ 9 • 2014 Сентябрь | September

31

По данным Госкомстата РФ, только 17 % выпускников средних школ отнесены к группам «здоров» или «практически здоров». В настоящее время из 6 млн подростков 15-17 лет у 94,5 % были выявлены различные заболевания; по данным Минздравсоцразвития России, лишь 10 % выпускников школ считаются здоровыми; за последние 10 лет количество девушек, имеющих хронические заболевания увеличилось с 40 % до 70 % [3]. Свыше 30 % юношей по медицинским показателям не годятся для службы в армии.

Физическая подготовка (ФП) военнослужащих отражает прикладной аспект физического воспитания, обеспечивая физическую готовность к решению боевых и других задач в соответствии с их предназначением (мотострелки, танкисты, десантники, моряки, ракетчики и т. д.).

Цель исследования - уточнить роль физической подготовки в поддержании боеготовности военнослужащих, уяснить направления и механизм воздействия физических упражнений на их организм.

Физическая подготовка как дисциплина боевой подготовки войск, как составная часть воинского обучения и воспитания, военного искусства в целом имеет свою историю. Она появилась вместе с зарождением регулярных воинских формирований, адекватно отражая характер требований боя к физическому состоянию воинов. Смена вооружения, появление новой боевой техники неизбежно влекли за собой новые требования к тактике ведения боя, к способам обучения личного состава, к уровню физической подготовленности воинов. Различным историческим условиям соответствовали различные системы физической подготовки [1].

Вооруженные силы любого государства всегда использовали в своих интересах достижения технического прогресса. Поэтому появление новых видов вооружения и боевой техники всегда приводило к пересмотру тактики боевых действий, изменению структуры воинских формирований, к поиску новых способов обучения воинов и адекватных им средств и методов физического совершенствования военнослужащих, обеспечивающих поддержание их физической и боевой готовности (рис. 1).

В настоящее время объективной основой, раскрывающей механизм влияния физической подготовки на боеспособность войск, является теория адаптации [2, 5, 7] и концепция переноса подготовленности (тренированности) [11] и их взаимосвязь и взаимообусловленность [1]. Адаптация и перенос подготовленности находятся в тесной взаимосвязи, выраженной философскими категориями «сущность-явление», «содержание-форма».

Появление новых видов оружия и боевой техники

ВЫЗЫВАЕТ

В структуре военных формирований

ИЗМЕНЕНИЯ

В способах вооруженной борьбы (в тактике)

В характере и условиях вооруженной борьбы

Возникают новые требования к уровню военно-профессиональной и физической готовности воинов

Меняется вся система боевой, в том числе и физической, подготовки

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

СРЕДСТВА

МЕТОДЫ

ФОРМЫ ФП

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Рис. 1. Историческая обусловленность развития физической подготовки в связи с закономерностями развития военного дела

Адаптация как психофизиологический механизм приспособления к воздействию внешней среды отражает сущность глубинных процессов и определяет смысл их содержания, а перенос подготовленности надо рассматривать как явление этой сущности и форму проявления содержания.

Важным звеном в уяснении сущности и механизмов переноса подготовленности военнослужащих является понятие о функциональных системах [3]. Функциональная система - это экстренное центрально-периферическое образование, обеспечивающее реализацию любого поведенческого акта (активного взаимоотношения организма и среды).

В условиях влияния на организм сильнодействующего фактора (напряженная мышечная работа, яды, токсины, токи высокой и сверхвысокой частоты, кислородная недостаточность) наряду со специфическими гомеостатическими реакциями включаются также другие, не связанные со спецификой воздействия. Неспецифические реакции составляют механизм общей адаптации. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что при искусственном «выключении» этих реакций сопротивляемость организма резко падает. Следовательно, неспецифические реакции также имеют большое адаптационное значение. Их активизация свидетельствует о состоянии стресса - напряжения функций в организме. Кроме того, неспецифические адаптаци-

32

№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег

онные реакции способствуют повышению общих защитных сил организма, что связано с изменением его иммунологического статуса [8].

Сущность адаптации заключается в раскрытии механизмов, за счет которых нетренированный организм становится тренированным, т. е. способным выполнять мышечную работу такой интенсивности или продолжительности, которая не под силу нетренированному, при этом выполнять ее более экономно, с меньшей «платой» растраченных функциональных резервов и с повышенной устойчивостью к повреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам [3].

В целом физические упражнения оказывают позитивное влияние на организм военнослужащих, а их систематическое выполнение вызывает ряд эффектов, ведущих к совершенствованию адаптационно-регуляторных механизмов:)

1) экономизирующий эффект (уменьшение стоимости работы, более экономная деятельность сердца и др.)

2) антигипоксический эффект (улучшение кровоснабжения тканей, больший диапазон лечебной вентиляции, увеличение числа митохондрий и др.)

3) антистрессовый эффект (повышение устойчивости гипоталамо-гипофизарной системы и др.);

4) генорегуляторный эффект (активизация синтеза многих белков, гипертрофия клетки и др.);

5) психоэнергетизирующий эффект (рост умственной работоспособности, преобладание положительных эмоций и др.) [5].

Результаты научных исследований, проведенных научными сотрудниками и соискателями Военного института физической культуры за последние 60 лет, свидетельствуют о том, что под воздействием физических упражнений, сконцентрированных в опытных программах по физической подготовке, получены положительные результаты в повышении профессионально значимых физических и специальных качеств, психических свойств личности, профессионально-прикладных двигательных навыков, обеспечивающих поддержание и повышение боеспособности военнослужащих различных видов и родов войск. Всего за этот период защищено около 500 кандидатских и докторских диссертаций. Влияние физических упражнений на различные показатели боеспособности осуществляется по многим направлениям (рис. 2).

Многовековой опыт ведения вооруженной борьбы и боевой подготовки армии и флота убедительно свидетельствует о том, что физическая подготовка военнослужащих, являясь составной

Средство совершенствования боевой слаженности в/с

Воспитание психических качеств военнослужащих

Повышение военно-специальной подготовленности

Воспитание морально-политических качеств

Обеспечение ФГ военнослужащих к боевой деятельности

Влияние ФП на повышение эффективности процесса боевого совершенствования войск

Применение ФУ с учетом периодизации УБД

Опережающее развитие ПЗК (физических, психических, специальных)

Использование ФУ для ускорения адаптации нового пополнения

Применение ФУ в системе военно-профессионального отбора

Влияние ФП на поддержание и восстановление боеспособности военнослужащих

ФГ - физическая готовность ПЗК - профессионально значимые качества

УБД - учебно-боевая деятельность ВПД - военно-профессиональная деятельность

Ускорение реабилитации воинов после ранений

Восстановление работоспособности военнослужащих после больших нагрузок

Профилактика влияния неблагоприятных факторов ВПД

Поддержание физической и умственной работоспособности в/сл.

Рис. 2. Влияние физической подготовки на боеспособность войск

частью системы боевого совершенствования войск, играет важную роль в повышении боеспособности воинских подразделений. Различные качества, свойства и навыки, вырабатываемые в процессе физической подготовки, оказывают весьма благоприятное влияние на успех учебно-боевой деятельности личного состава.

В настоящее время это явление чаще всего объясняется с позиции так называемого переноса подготовленности военнослужащих [1, 12].

Форма проявления воздействия физических упражнений на организм занимающихся, в результате которого сформировался механизм адаптации к нагрузкам различной мощности, - перенос тренированности (подготовленности). Ведь ни у кого не вызывает сомнения, что систематические тренировки в марш-броске на 5 и 10 км на занятиях по физической подготовке, в результате которых формируется механизм адаптации к нагрузкам большой мощности, обеспечивают прямой перенос подготовленности на действия мотострелков, десантников, морских пехотинцев в наступлении, в глубине обороны противника. Точно так же механизм прямого переноса подготовленности проявляется при метании гранат, преодолении препятствий, ведении рукопашной схватки, плавании в обмундировании на занятиях по физической подготовке с выполнением этих же приемов при ведении боя в населенном пункте, в траншеях на переднем крае противни-

№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег

33

ка, при форсировании водных преград с помощью подручных средств.

Однако командирам и специалистам по физической подготовке следует объяснять необходимость включения в учебные программы бега на 400 м, 1 и 3 км, лыжной гонки на 5 и 10 км для личного состава наводных кораблей и, особенно, подводных лодок, летного состава ВВС, операторов РВСН и ВКО, так как их профессиональная деятельность не предусматривает подобных приемов и действий. Объяснение может строиться на том, что сформированный механизм адаптации к нагрузкам субмаксимальной и большой мощности на занятиях по физической подготовке нужен не для процесса физического совершенствования, а для того, чтобы противостоять гиподинамии, гипоксии, монотонии, сенсорной депривации. Это связано с тем, что опосредованный в данном случае перенос с одного вида деятельности на другой выражает внешнюю сторону адаптации и представляет собой форму проявления и выражения ее содержания как кумулятивный эффект от систематического воздействия подобных нагрузок, приводящий к расширению функциональных резервов кардиореспиратор-ной системы и как следствие к повышению их профессиональной работоспособности.

Заключение. Анализ литературы и результатов научных исследований свидетельствует о том, что физическая культура как многогранное общественное явление включает в свою структуру профессионально-прикладную физическую культуру, реализуемую в виде специально направленного педагогического процесса в системе подготовки спортсменов и специалистов различного профиля, требующей повышенного уровня физической подготовленности в интересах поддержания профессиональной работоспособности.

Физическая подготовка военнослужащих охватывает широкий диапазон воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Она способствует ускорению адаптации нового пополнения к непривычным условиям воинской службы и окружающей среды, формированию профессионально значимых двигательных навыков, развитию физических качеств, психических свойств личности, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности, организации активного отдыха военнослужащих после предельных физических нагрузок и психических напряжений, восстановление временно утраченных функций после травм, заболеваний, ранений.

Литература

1. Адаптация к физическим нагрузкам и перенос подготовленности военнослужащих - объективная основа влияния физи-

ческой подготовки на боеспособность войск // Актуальные проблемы физ. и спец. подготовки силовых структур. - СПб.: ВИФК, 2013. - № 1. - С. 18-22.

2. Агаджанян Н.А. Критерии адаптации и экопортрет человека / Н.А. Агаджанян. - В кн.: Физиологические и клинические проблемы адаптации, гиподинамики и гипертермии. - М., 1981.

- Т. 1. - С. 19-27.

3. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1979. - 453 с.

4. Бишаева А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие / А.А. Бишаева. - М.: КНОРУС, 2013. - 204 с.

5. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография / Б.В. Ендальцев. - СПб.: ВИФК, 2008. - 197 с.

6. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меер-сон. - М.: Наука, 1981. - 238 с.

7. Медведев В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины / В.И. Медведев. - Л.: ВМА им. С.М. Кирова, 1983. - 24 с.

8. Миронов В.В. Актуальные проблемы теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: монография / В.В. Миронов, В.Л. Пашута. - СПб.: ВИФК, 2010. - 297 с.

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.

10. Суханов А.И. Теория и практика управления физическим состоянием человека с использованием комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций: монография / А.И. Суханов. - СПб.: СПбГУ, ВИФК, 2001. - 141 с.

11. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

12. Теория и организация служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта: учебник для курсантов института / под ред. проф. В.В. Миронова, А.А. Обвин-цева. - СПб.: ВИФК, 2013. - 297 с.

References

1. Adaptation to physical loads and transfer of fitness of servicemen

- the objective basis for the influence of physical training on the fighting efficiency of troops // Aktual'nye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur. - St. Petersburg: MIPC, 2013. - № 1. - P. 18-22. (In Russian)

2. Agadzhanyan, N.A. Criteria of adaptation and man's ecoportrait. -In. Physiological and clinical issues of adaptation, hypodynamics and hyperthermia. V.1. Moscow. - Moscow, 1981. - V. 1. - P. 19-27. (In Russian)

3. Anokhin, P.K. System mechanisms of higher nervous activity. -Moscow: Nauka, 1979. - 453 P. (In Russian)

4. Bishaeva, A.A. Professional recreational physical culture of students: study guide / A.A. Bishaeva. - Moscow: KNORUS, 2013.

- 204 P. (In Russian)

5. Endal'tsev, B.V. Physical culture, health and human physical working capacity in extreme environmental conditions: Monograph / B.V. Endal'tsev. - St. Petersburg: MIPC, 2008. - 197 P. (In Russian)

6. Meerson, F.Z. Adaptation, stress and prevention / F.Z. Meerson. -Moscow: Nauka, 1981. - 238 P. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Medvedev, V.I. The doctrine on adaptation and its value in military medicine / V.I. Medvedev. - Leningrad: Kirov MMA, 1983. - 24 P. (In Russian)

8. Mironov, V.V. Actual problems of theory and methodology of physical education, sports training, recreational and adaptive physical culture: Monograph / V.V. Mironov, V.L. Pashuta . - St. Petersburg: MIPC, 2010. - 297 P. (In Russian)

9. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation up to 2020. (In Russian)

10. Sukhanov, A.I. Theory and practice of control of human physical status using integrated health and fitness corrections: Monograph / A.I. Sukhanov. - St. Petersburg: St. Petersburg State University, MIPC, 2001. - 141 P. (In Russian)

11. Theory and methodology of physical culture: textbook / ed. by prof. Yu.F. Kuramshin. - 2nd ed, rev. - Moscow: Sovetsky sport, 2004. - 464 P. (In Russian)

12. Theory and organization of applied service physical training, physical culture and sport: A Textbook for cadets of the institute / Ed. by prof. V.V. Mironov, A.A. Obvintsev. - St. Petersburg: MIPC, 2013. - 297 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: vifk-nic@ya.ru

Поступила в редакцию 28.05.2014 г.

34

№ 9 • 2014 Сентябрь | September

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.