Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дзюдоисты / физическая подготовка / этап подготовки / тренировочный процесс / метод сопряженного воздействия / физические качества / judokas / physical training / preparation stage / training process / method of conjugate influence / physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мещеряков Виктор Сергеевич, Бабушкин Геннадий Дмитриевич

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью профессионально значимых физических качеств при подготовке дзюдоистов и их своевременного развития. Цель исследования: экспериментально проверить эффективность разработанной методики физической подготовки дзюдоистов, основанной на сопряженном развитии физических качеств. Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2021 гг. с использованием следующих методов: анализа специальной литературы, педагогического эксперимента, педагогического тестирования и математико-статистического анализа полученных данных. В исследовании были задействованы две группы дзюдоистов: первую группу составили спортсмены спортивной школы – 12 человек первого разряда в возрасте 15 лет; вторую группу – спортсмены-дзюдоисты, курсанты красноярского юридического института МВД в количестве 15 человек (кандидаты в мастера спорта в возрасте 18 лет). Результаты исследования. Разработаны содержание и методика развития физических качеств дзюдоистов методом сопряженного воздействия. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по внедрению физической подготовки в тренировочный процесс дзюдоистов двух групп, занимающихся на тренировочном этапе (первая группа), на этапе совершенствования спортивного мастерства (вторая группа). Развитие физических качеств в обеих группах осуществлялось методом сопряженного воздействия. В конце педагогического эксперимента выявлено значительное (Р < 0,05) повышение уровня развития физических качеств обеих групп: абсолютной силы, силовой выносливости, быстроты и ловкости, взрывной силы, выносливости. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности физической подготовки дзюдоистов, основанной на сопряженном развитии физических качеств, специфичных для дзюдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мещеряков Виктор Сергеевич, Бабушкин Геннадий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PREPARATION OF JUDOKAS AT THE TRAINING STAGE USING THE METHOD OF CONJUGATE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES

The relevance of the research is due to the high importance of professionally important physical qualities in the training of judokas and their timely development. Purpose of the research: to experimentally test the effectiveness of the developed method of physical training for judokas, based on the conjugate development of physical qualities. Methods and organization of the research. The study was conducted in 2018-2021 using the following methods: analysis of specialized literature, pedagogical experiment, pedagogical testing, mathematical and statistical analysis of the data obtained. Two groups of judokas were involved in the study: the first group – athletes of the sports school 12 athletes of the first category aged 15 years; the second group – judo athletes cadets of the Krasnoyarsk Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in the amount of 15 people (candidates for master of sports at the age of 18). Research results. The content and methodology for developing judokas' physical qualities by the method of conjugate influence have been developed. The article presents the results of the pedagogical experiment on the introduction of physical training into the training process of judokas of two groups, engaged at the training stage (first group), at the stage of improving sportsmanship (second group). The development of physical qualities in both groups was carried out by the method of conjugate influence. At the end of the pedagogical experiment, a significant (P < 0,05) increase in the level of development of physical qualities of both groups was revealed: absolute strength, strength endurance, speed and agility, explosive strength, endurance. Conclusion. The results of the pedagogical experiment indicate the effectiveness of physical training of judokas, based on the conjugate development of physical qualities specific to judo.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ»

УДК. 796.853.232 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-68-73

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

В.С. Мещеряков1 , Г.Д. Бабушкин2

1 Сибирский юридический институт МВД РФ, Красноярск, Россия

2 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью профессионально значимых физических качеств при подготовке дзюдоистов и их своевременного развития.

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность разработанной методики физической подготовки дзюдоистов, основанной на сопряженном развитии физических качеств. Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2021 гг. с использованием следующих методов: анализа специальной литературы, педагогического эксперимента, педагогического тестирования и математико-статистического анализа полученных данных. В исследовании были задействованы две группы дзюдоистов: первую группу составили спортсмены спортивной школы - 12 человек первого разряда в возрасте 15 лет; вторую группу - спортсмены-дзюдоисты, курсанты красноярского юридического института МВД в количестве 15 человек (кандидаты в мастера спорта в возрасте 18 лет).

Результаты исследования. Разработаны содержание и методика развития физических качеств дзюдоистов методом сопряженного воздействия. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по внедрению физической подготовки в тренировочный процесс дзюдоистов двух групп, занимающихся на тренировочном этапе (первая группа), на этапе совершенствования спортивного мастерства (вторая группа). Развитие физических качеств в обеих группах осуществлялось методом сопряженного воздействия. В конце педагогического эксперимента выявлено значительное (Р < 0,05) повышение уровня развития физических качеств обеих групп: абсолютной силы, силовой выносливости, быстроты и ловкости, взрывной силы, выносливости.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности физической подготовки дзюдоистов, основанной на сопряженном развитии физических качеств, специфичных для дзюдо.

Ключевые слова: дзюдоисты, физическая подготовка, этап подготовки, тренировочный процесс, метод сопряженного воздействия, физические качества.

PHYSICAL PREPARATION OF JUDOKAS AT THE TRAINING STAGE USING THE

METHOD OF CONJUGATE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES

V.S. Meshcheryakov1, е-mail: mvs777.07@mail.ru, ORCID: 0000- 0002-9-151-3367

G.D. Babushkin2, е-mail: gena41@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6748-6368

1Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk, Russia

2Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia

Abstract

The relevance of the research is due to the high importance of professionally important physical qualities in the training of judokas and their timely development.

Purpose of the research: to experimentally test the effectiveness of the developed method of physical training for judokas, based on the conjugate development of physical qualities.

Methods and organization of the research. The study was conducted in 2018-2021 using the following methods: analysis of specialized literature, pedagogical experiment, pedagogical testing, mathematical and statistical analysis of the data obtained. Two groups of judokas were involved in the study: the first group - athletes of the sports school 12 athletes of the first category aged 15 years; the second group - judo athletes cadets of the Krasnoyarsk Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in the amount of 15 people (candidates for

master of sports at the age of 18).

Research results. The content and methodology for developing judokas' physical qualities by the method of conjugate influence have been developed. The article presents the results of the pedagogical experiment on the introduction of physical training into the training process of judokas of two groups, engaged at the training stage (first group), at the stage of improving sportsmanship (second group). The development of physical qualities in both groups was carried out by the method of conjugate influence. At the end of the pedagogical experiment, a significant (P < 0,05) increase in the level of development of physical qualities of both groups was revealed: absolute strength, strength endurance, speed and agility, explosive strength, endurance. Conclusion. The results of the pedagogical experiment indicate the effectiveness of physical training of judokas, based on the conjugate development of physical qualities specific to judo.

Keywords: judokas, physical training, preparation stage, training process, method of conjugate influence, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ соревновательной деятельности дзюдоистов и анкетный опрос тренеров по дзюдо и спортсменов высокой квалификации показали, что ведущими физическими качествами у дзюдоистов являются скоростно-силовые способности, мышечная сила, взрывная сила, силовая выносливость. Анализ научных работ Бавыкина [1], В.А. Воробьева [3, 4], Е.А. И.А. Земленухина [5, 6], В.С. Мещерякова [8, 9], В.Г. Пашинцева [10], С.Б. Элипханова [13], R. Епатак [14] показал, что физическая подготовка занимающихся спортивными единоборствами имеет комплексный характер и формирует базовую основу будущей спортивной деятельности. На базе необходимого уровня развития физических качеств формируется будущая физическая подготовленность спортсмена. Физическая подготовка дзюдоистов должна иметь комплексный характер (в одном тренировочном занятии параллельно развиваются два-три физических качества), учитывать возрастные особенности организма, ориентировать на постепенное повышение физической подготовленности [9].

Основываясь на работах Ю.В. Верхошанского [2], В.Н. Платонова [11], ^Н. Wilmore, ПЬ [15], А. Osipov [16], V.Zatsiorsky [17], мы предположили, что в основу физической подготовки дзюдоистов должно быть положено развитие скоростно-силовых способностей, что окажет положительное влияние на быстроту движений в процессе борьбы. На это показали результаты проведенного нами ранее опроса тренеров по дзюдо и дзюдоистов высокой квалификации. По мнению респондентов, силовые способности дзюдоистов должны развиваться параллельно и единовременно, т.е. в отдельно взятом микроцикле необходимо развивать абсолют-

ную силу, скоростно-силовые способности, взрывную силу, силовую выносливость и статическую силу. Так как силовые способности, или качества, неразрывно связаны (сопряжены) друг с другом, то эти качества должны развиваться во взаимодействии. По мнению, С.Е. Селуяно-ва, [12], тренировки аэробной направленности способствуют укреплению сердечной мышцы, повышению емкостных механизмов энергообеспечения и, в какой-то мере, ускоряют процесс восстановления после интенсивных нагрузок. Акцентированное развитие выносливости может оказывать отрицательное воздействие на скоростно-силовые и координационные способности индивида [1, 5, 9]. Следовательно, в физической подготовке дзюдоистов должны присутствовать упражнения, позволяющие развивать аэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. V. Zatsiorsky [17] установил, что физическая подготовка должна способствовать постоянному улучшению кондиций занимающегося, нет необходимости делать длительные перерывы в тренировочном процессе, это нерационально. В связи с этим процесс развития физических качеств и их поддержания до необходимого уровня должен быть непрерывным. Гипотеза исследования: предполагается, что физическая подготовка квалифицированных дзюдоистов, основанная на сопряженном развитии профессионально важных физических качеств, будет способствовать повышению общей и специальной физической подготовленности и результативности соревновательной деятельности. Результат такого комбинирования физических упражнений позволяет развить у дзюдоистов силовые качества и выносливость, необходимые для применения двигательных навыков в соревновательной деятельности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическую основу исследования составили: теория и методика спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, В.Б. Иссурин, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов); концептуальные положения о развитии физических качеств (В.М. Зациорский,

B.Н. Платонов, В.П. Филин,); теоретические и практические разработки в области подготовки дзюдоистов (В.Г. Пашинцев, Ш.К. Шахов,

C.Б. Элипханов). Методы исследования: теоретическое исследование, сравнительный анализ, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В исследовании были задействованы две группы дзюдоистов. Первая группа — спортсмены спортивной школы в количестве 12 человек (возраст — 15 лет). Вторая группа — спортсмены-дзюдоисты, курсанты красноярского юридического института МВД в количестве 15 человек (возраст — 18 лет). Развитие физических качеств в обеих группах осуществлялось методом сопряженного воздействия в течение 10 месяцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В предложенной нами модели сопряженного развития физических качеств у квалифицированных дзюдоистов в недельном микроцикле проводится пять тренировочных занятий, включающих физическую подготовку, проводимую в течение 30 минут на каждом занятии [7]. Физическая подготовка дзюдоистов, основанная на сопряженном развитии физических качеств, представлена следующим образом: Тренировочный мезоцикл включает четыре микроцикла. Каждый микроцикл включает 5 тренировочных дней:

Первый день — развитие абсолютной силы в динамическом и статическом режимах. Второй день — развитие силовой выносливости и статической силы.

Третий день — развитие скоростно-силовых способностей.

Четвертый день — развитие взрывной силы и статической силы.

5 день — развитие аэробной выносливости и силовых способностей.

Физическая подготовка, целью которой является развитие физических качеств, неразрывно связана с учебно-тренировочным процессом по освоению и совершенствованию навыков дзюдо. Средствами развития физических качеств у дзюдоистов являются упражнения с внешними отягощениями и упражнения с использованием отягощения веса своего тела. Упражнения выполняются в различных режимах — быстро, медленно, изометрически, с дозировкой и нагрузкой, необходимой для развития определенного двигательного качества. При этом физическая подготовка не должна оказывать отрицательного влияния на восстановительные процессы и здоровье дзюдоистов.

По предлагаемой нами методике процесс физической подготовки дзюдоистов строится на принципе постепенного наращивания разви-вающее-тренирующих воздействий [7]. После четырех микроциклов проводится тестирование физической подготовленности с целью выявления уровня развития физических качеств, что необходимо для контроля физической подготовки и дальнейшего построения тренировочного процесса.

В педагогическом эксперименте продолжительностью 10 месяцев были задействованы: группа дзюдоистов 15-16-летнего возраста мужского пола в количестве 12 человек (первый разряд), проходящих подготовку на тренировочном этапе в ДЮСШ (группа № 1), и группа из 15 дзюдоистов 18-летнего возраста (КМС), обучающихся в образовательной организации системы МВД России, занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства (группа № 2).

Таблица 1 - Физическая подготовленность дзюдоистов первой группы в начале и в конце эксперимента Table 1 - Physical fitness of the judokas of the first group at the beginning and at the end of the experiment

Характеризуемое физическое качество Characterized physical quality Наименование двигательного теста Name of motor test Дзюдоисты 15-16 лет (n=12) Judoists 15-16 years old (n=12) Прирост показателя в двигательных тестах,% Increase in performance in motor tests, % t- критерий Стьюдента Student's t-test Достоверность различий, Р0 Significance of differences, P0

Начало beqinninq Итог end

Х ± a Х ± a

Абсолютная сила Становая тяга, кг 86,5±7,2 108±7,1 24,8 29,4 < 0,05

Силовая выносливость Подтягивание на перекладине, раз 10±1,2 15±0,5 50,0 12,8 < 0,05

Взрывная сила Прыжок в длину с места, см 190±6,3 216±3,9 13,6 17,4 < 0,05

Быстрота и ловкость Челночный бег 10х10 м, с 26,9±0,2 26,0±0,2 3,4 18,6 < 0,05

Выносливость Бег на 1000 м, с 225±8,0 203±6,7 9,7 13,4 < 0,05

Специальная физическая подготовленность 10 бросков партнера, с 16,8±0,2 15,9±0,2 5,3 11,6 < 0,05

Среднестатистический прирост физической подготовленности дзюдоистов (окончание формирующего эксперимента), (%) 17,8

Дзюдоисты первой и второй группы в ходе педагогического эксперимента занимались по следующей программе физической подготовки: понедельник — развитие абсолютной силы; вторник — развитие силовой выносливости и статической силы; среда — развитие скоростно-сило-вых способностей; четверг — развитие взрывной и статической силы; пятница — развитие аэробной выносливости и силовых способностей. Для контроля физической подготовленности дзюдоисты обеих групп проходили тестирование через каждые два месяца занятий (октябрь, декабрь, февраль, апрель, июнь).

Изучение результатов дзюдоистов второй группы позволило выявить положительную динамику в контрольных упражнениях, по которым определялся уровень развития физических качеств (абсолютной силы, силовой выносливости, быстроты и ловкости, взрывной силы, выносливости и специальной физической подготовленности). (таблица 2).

Из данных таблицы 1 видно, что специальная физическая подготовленность дзюдоистов 15-16-летнего возраста в конце эксперимента значительно выше, чем в начале эксперимента (Р <0,05). По окончании педагогического эксперимента показатели в контрольных упражнениях у дзюдоистов повысились: в становой тяге — на 24,8%; в подтягивании на перекладине — на 50%; в прыжке в длину с места — на 13,6%; в беге на 1000 м — на 9,7%. Время выполнения 10 бросков несопротивляющегося партнера сократилось на 5,3%. Физическая подготовленность дзюдоистов первой группы в среднем повысилась на 17,8%.

В процессе итогового тестирования дзюдоисты второй группы также продемонстрировали существенное повышение уровня физической подготовленности (Р <0,05). Показатели в контрольных упражнениях спортсменов повысились: в становой тяге — на 13,8%; в подтягивании на перекладине — на 30,7%; в прыжке в длину с места — на 10,2%; в беге на 1000 м — на 7,9%. Время

Таблица 2 - Физическая подготовленность дзюдоистов второй группы в начале и в конце эксперимента Table 2 - Physical fitness of the judokas of the second group at the beginning and at the end of the experiment

Характеризуемое физическое качество Characterized physical quality Наименование двигательного теста Name of motor test Дзюдоисты, второй группы 18 лет (n=15) Judoists of the second group 18 years old (n=15) Прирост показателя в двигательных тестах, % Increase in performance in motor tests, % t- критерий Стьюдента Student's t-test Достоверность различий, Р0 Significance of differences, P0

Начало beginning Итог end

Х ± a Х ± a

Абсолютная сила Становая тяга, кг 112±7,8 127,5±7,0 13,8 13,1 < 0,05

Силовая выносливость Подтягивание на перекладине, раз 13±0,9 17±0,6 30,7 15,2 < 0,05

Взрывная сила Прыжок в длину с места, см 215±2,6 237±3,9 10,2 45,2 < 0,05

Быстрота и ловкость Челночный бег 10х10 м, с 25,9±0,1 25,1±0,2 3,0 29,4 < 0,05

Выносливость Бег на 1000 м, с 205±5,3 189±3,2 7,9 14,7 < 0,05

Специальная физическая подготовленность 10 бросков партнера, с 16,1±0,1 15,2±0,1 5,6 18,6 < 0,05

Среднестатистический прирост физической подготовленности дзюдоистов, занимающихся в группе спортивного совершенствования вуза МВД России (окончание формирующего эксперимента), (%) 11,8

выполнения 10 бросков несопротивляющегося партнера сократилось на 5,6%. При сравнении исходного уровня физической подготовленности и итоговых показателей в контрольных упражнениях у дзюдоистов второй группы среднестатистический прирост физической подготовленности составил 11,8%. Таким образом, физическая подготовка дзюдоистов второй группы (18 лет), основанная на сопряженном развитии физических качеств, как и у дзюдоистов первой группы (15-16 лет), дала положительный результат. Анализ динамики физической подготовленности (по результатам тестирования в процессе эксперимента) дзюдоистов обеих групп выявил общую тенденцию. Это связано с тем, что спортсмены, независимо друг от друга, занимались по одной методике, использовали одни и те же упражнения. Физическая подготовка этих спортсменов строилась на основе сопряженного развития физических качеств. Различия заключались в том, что более взрослые спортсмены (дзюдоисты 18 лет) изначально имели более высокий уровень физической подготовленности, на тренировочных занятиях использовали отягощения большего веса, для достижения тренирующего эффекта делали большее количество повторений в упражнениях с отягощением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бавыкин, Е. А. Специальная физическая подготовка спортсменов 16-18 лет в смешанных единоборствах : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. А. Бавыкин ; ГУФКС им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2016. - 24 с.

2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский.

- М. : Спорт, 2021. - 332 с.

3. Воробьев, В. А. Основные причины низкой эффективности подготовки юных борцов / В. А. Воробьев, Б. И. Тараканов // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных борцов в государственных образовательных учреждениях физической культуры : мат. Всеросс. науч. конф. - М. : РГУФКСиТ, 2004. - С. 74-79.

4. Воробьев, В. А. Научно-методологические основы подготовки юных борцов : монография / В. А. Воробьев, Б. И. Тараканов. - СПб. : Изд-во «Олимп СПб», 2007. - 80 с.

5. Земленухин, И. А. Методика специальной физической подготовки борцов на поясах на этапе совершенствования спортивного мастерства с учетом особенностей соревновательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Земленухин. - Казань, 2023.

- 24 с.

6. Земленухин, И. А. Оценка анаэробной производительности борцов на поясах с учетом особенностей их соревновательных поединков / И. А. Земленухин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработаны содержание и методика физической подготовки дзюдоистов на тренировочном этапе, включающие развитие физических качеств методом сопряженного воздействия: силовой выносливости, статической силы, скоростно-силовых способностей, взрывной силы, аэробной выносливости. При развитии физических качеств используется метод сопряженного воздействия, когда при выполнении упражнений развиваются два качества. Для развития физических качеств использовали упражнения, адекватные виду спорта (дзюдо) и возрасту, способствующие развитию мышечных групп и систем энергообеспечения двигательной деятельности. При планировании нагрузки необходимо учитывать возрастные особенности и уровень подготовленности спортсменов. Результаты педагогического эксперимента показывают существенный прирост физической подготовленности дзюдоистов, что свидетельствует об эффективности физической подготовки, основанной на сопряженном развитии физических качеств.

Представленные содержание и методика физической подготовки могут быть использованы при подготовке дзюдоистов возрастных групп.

[и др.] // Наука и спорт : современные тенденции. -2022. - Т. 10. - № 1. - С. 18-25.

7. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю. В. Менхин. - М. : Издательство «СпортАкадемПресс», 2003. - 303 с.

8. Мещеряков, В. С. Об актуальности разработки современного подхода к развитию физических качеств юных дзюдоистов / В. С. Мещеряков, В. А. Глубокий, В. М. Дворкин, М. Д. Кудрявцев // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - С. 228-231.

9. Мещеряков, В. С. Построение процесса физической подготовки юных дзюдоистов на основе современных направлений силовых тренировок / В. С. Мещеряков // Научный компонент. - 2021. - № 3(11). - С. 93-100.

10. Пашинцев, В. Г. Технология проектирования многолетней подготовки дзюдоистов : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.04 / В. Г. Пашинцев; ВНИИФК. - М., 2001. - 45 с.

11. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: монография / В. Н. Платонов. - М. : Спорт, 2011. - 658 с.

12. Максимов, Д. В. Физическая подготовка единоборцев / Д. В. Максимов, С. Н. Селуянов, С. Е. Табаков. - М. : ТВТ Дивизион, 2011. - 160 с.

13. Элипханов, С. Б. Управление многолетней силовой подготовкой в женском дзюдо : автореф. дис. ... д-ра

пед. наук : 13.00.04 / С. Б. Элипханов ; ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет». - Майкоп, 2015. - 50 с.

14. Enamait R. The boxers guide to performance enhancement, 2002. http://booksee.org/g/Ross%20 Enamait : pdf.

15. Wilmore J.H., Costill D.L. Physiology of sport and exercise. - Champaign, Illinois : Human Kinetics, 2004.

REFERENCES

1. Bavykin, E. A. Special physical training of athletes aged 16-18 in mixed martial arts: abs. diss ... cand. ped. sciences: 13.00.04 / E. A. Bavykin ; State University of Physical Culture and Sports named after P.F. Lesgaft. -St. Petersburg, 2016. - 24 p.

2. Verkhoshansky, Yu. V. Fundamentals of special physical training of athletes / Yu. V. Verkhoshansky. - M.: Sport, 2021. - 332 p.

3. Vorobyov, V. A. The main reasons for the low efficiency of training young wrestlers / V. A. Vorobyov, B. I. Tarakanov // Improving the system of training highly qualified wrestlers in state educational institutions of physical culture: materials of the All-Russian Scientific Conference - M. : RSUFKSiT, 2004. - pp. 74-79.

4. Vorobyov, V. A. Scientific and methodological foundations of training young wrestlers: monograph / V. A. Vorobyov, B. I. Tarakanov. - St. Petersburg: Publishing house "Olympus SPb", 2007. - 80 p.

5. Zemlenukhin, I. A. Methods of special physical training of belt wrestlers at the stage of improving sports skills, taking into account the peculiarities of competitive activity: abs. ... candidate of рedagogical sciences / I. A. Zemlenukhin. - Kazan, 2023. - 24 p.

6. Zemlenukhin, I. A. Assessment of anaerobic performance of belt wrestlers, taking into account the peculiarities of their competitive fights / I. A. Zemlenukhin [et al.] // Science and sport: current trends. - 2022. - Vol. 10. -No. 1. - pp. 18-25.

7. Menkhin, Yu. V. Physical education: theory, methodology, practice / Yu. V. Menkhin. - M.: Publishing house "Spor-tAkademPress", 2003. - 303 p.

8. Meshcheryakov, V. S. On the relevance of developing a modern approach to the development of physical quali-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 726 p.

16. Osipov A. et al. The use of functional training - crossfit methods to improve the level of special training of athletes who specialize in combat sambo // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - № 3. - P. 20132018.

17. Zatsiorsky, V. Science and Practice of Strength Training : Human Kinetics. 2006. - 264 c.

ties of young judoists / V. S. Meshcheryakov, V. A. Glubokiy, V. M. Dvorkin, M. D. Kudryavtsev // Problems of modern pedagogical education. - 2018. - No. 59-2. - pp. 228-231.

9. Meshcheryakov, V. S. Building the process of physical training of young judoists on the basis of modern trends in strength training / V. S. Meshcheryakov // Scientific component. - 2021. - № 3(11). - Pp. 93-100.

10. Pashintsev, V. G. Design technology for long-term training of judoists: abs. of the dissertation ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.04 / V. G. Pashintsev ; VNIIFK.

- M., 2001. - 45 p.

11. Platonov V. N. Motor qualities and physical training of athletes: monograph / V. N. Platonov. - M.: Sport, 2011.

- 658 p.

12. Maksimov, D. V. Physical training of martial artists / D. V. Maksimov, S. N. Seluyanov, S. E. Tabakov. - M.: TVT Division, 2011. - 160 p.

13. Elipkhanov, S. B. Management of long-term strength training in women's judo: abs. of the dissertation of the doctor of pedagogical sciences: 13.00.04 / S. B. Elipkhanov; Adygea State University. - Maykop, 2015. - 50 p.

14. Enamait R. The boxers guide to performance enhancement, 2002. http://booksee.org/g/Ross%20Enamait: pdf.

15. Wilmore J.H., Costill D.L. Physiology of sport and exercise. - Champaign, Illinois : Human Kinetics, 2004. -726.

16. Osipov A. et al. The use of functional training - cross-fit methods to improve the level of special training of athletes who specialize in combat sambo // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - № 3. - P. 20132018.

17. Zatsiorsky, V. Science and Practice of Strength Training : Human Kinetics. 2006. - 264 c.

Мещеряков Виктор Сергеевич (Meshcheryakov Viktor Sergeevich) - старший преподаватель кафедры физической подготовки; Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, ул. Рокоссовского, 20; e-mail: mvs777.07@mail.ru; ORCID: 0000-0002-9-151-3367.

Бабушкин Геннадий Дмитриевич (Babushkin Gennady Dmitrievich) - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, ул. Масленникова, 144; e-mail: gena41@mail.ru; ORCID: 0000- 0002-6748-6368

Поступила в редакцию 29 февраля 2024 г. Принята к публикации 02 апреля 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Мещеряков, В.С. Физическая подготовка дзюдоистов на тренировочном этапе с использованием метода сопряженного развития физических качеств / В.С. Мещеряков, Г.Д. Бабушкин. -2024. - Т. 12, № S1. - С. 68-73. Э01: 10.36028/2308-8826-2024-12^1-68-73

FOR CITATION

Meshcheryakov, V.S. Physical training of judoists at the training stage using the method of conjugate development of physical qualities / V.S. Meshcheryakov, G.D. Babushkin. -2024, vol. 12, no. S1. - pp. 68-73. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-68-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.