Научная статья на тему 'Физическая культура в условиях модернизации образовательного процесса в начальной школе'

Физическая культура в условиях модернизации образовательного процесса в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Геннадьевич, Федоров Андрей Владимирович, Лобанов Валентин Юрьевич

В статье рассматриваются проблемные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в начальной общеобразовательной школе. Анализируется вариант с дифференциацией универсальных учебных действий школьников на стандартизированные и специализированные действия. Стандартизированные действия определяются требованиями Стандарта начальной школы и включают личностно-мотивационные, познавательно-развивающие, организационно-регулятивные и коммуникативно-этические универсальные учебные действия. Специализированные универсальные учебные действия характерны, прежде всего, для физической культуры и включают двигательно-энергетическую, эмоционально-волевую и функционально-оздоровительную сферы. При этом раскрывается основное содержание формируемых универсальных учебных действий в процессе занятий физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Владимир Геннадьевич, Федоров Андрей Владимирович, Лобанов Валентин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture in the conditions of modernization of educational process at elementary school

The article considers the problematic issues of enhancement of the teaching and educational process at the elementary comprehensive school. The option with differentiation of the universal educational actions of the school students on the standardized and specialized actions is analyzed. The standardized actions are determined by the requirements of the Standard for elementary school and it includes the personal and motivational, the informative and developing, the organizational and regulatory and communicative and ethical universal educational actions. The specialized universal educational actions are characteristic, first of all, for the physical culture and they include the motor and energy, the emotional and strong-willed and the functional and health improving spheres. At the same time, the main content of the created universal educational actions in the course of the occupations by the physical culture are revealed.

Текст научной работы на тему «Физическая культура в условиях модернизации образовательного процесса в начальной школе»

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.

2. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.

3. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.

4. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.

5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.

6. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.

7. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.

8. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. (2016), "Analysis of the European rhythmic gymnastics championship results - 2016 in Holon (Israel)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 133-137.

9. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Stuttgart", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 195-199.

10. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2015), "Ratio of forces in rhythmic gymnastics on the European podium - 2015",Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 160-164.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.09.2016

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Андрей Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент, Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, Валентин Юрьевич Лобанов, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в начальной общеобразовательной школе. Анализируется вариант с дифференциацией универсальных учебных действий школьников на стандартизированные и специализированные действия. Стандартизированные действия определяются требованиями Стандарта начальной школы и включают личностно-мотивационные, познавательно-развивающие, организационно-регулятивные и коммуникативно-этические универсальные учебные действия. Специали-

зированные универсальные учебные действия характерны, прежде всего, для физической культуры и включают двигательно-энергетическую, эмоционально-волевую и функционально-оздоровительную сферы. При этом раскрывается основное содержание формируемых универсальных учебных действий в процессе занятий физической культурой.

Ключевые слова: начальная общеобразовательная школа, физическая культура, пути активизации учебно-познавательной деятельности, стандартизированные и специализированные универсальные учебные действия, содержание действий.

PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT ELEMENTARY SCHOOL Vladimir Gennadievich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Andrey Vladimirovich Fedorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communication of Marshall of the Soviet Union S.M. Budyonny, Valentin Yurievich Lobanov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers the problematic issues of enhancement of the teaching and educational process at the elementary comprehensive school. The option with differentiation of the universal educational actions of the school students on the standardized and specialized actions is analyzed. The standardized actions are determined by the requirements of the Standard for elementary school and it includes the personal and motivational, the informative and developing, the organizational and regulatory and communicative and ethical universal educational actions. The specialized universal educational actions are characteristic, first of all, for the physical culture and they include the motor and energy, the emotional and strong-willed and the functional and health improving spheres. At the same time, the main content of the created universal educational actions in the course of the occupations by the physical culture are revealed.

Keywords: elementary comprehensive school, physical culture, ways of activation of educational cognitive activity, standardized and specialized universal educational actions, content of actions.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура как обязательный учебный предмет в общеобразовательной школе по своей сути должна быть ориентирована на достижение комплексной целевой установки, определенной Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В частности, законом предписано: «Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития».

Каждое из представленных терминологических понятий гармонично вписывается в систематизированный процесс целенаправленного развития школьника. Открытым остается лишь вопрос, насколько качественно данная целевая установка реализуется в практической деятельности семьи и педагогического коллектива школы при доминирующей роли учителей физической культуры, которые должны стать проводниками физкультурного образования детей, сподвижниками их здорового образа жизни.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с этим ключевой детерминирует позиция о целенаправленном формировании в процессе изучения всех без исключения учебных предметов начальной общеобразовательной школы универсальных учебных действий как базовой основы умения учиться с классификацией их на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникатив-

ные действия.

Реализация данной педагогической позиции представляется, прежде всего, посредством целенаправленной осознанной активизации учебно-познавательной деятельности школьников, развитии побудительных мотивов и создании действенных условий к ее реализации при основополагающей роли, безусловно, педагога.

Данная проблематика, безусловно, имеет давние корни. Тем не менее, поиск путей ее дальнейшего продвижения в реальных условиях педагогического процесса является задачей актуальной, непосредственно характеризующейся не только, а скорее всего не столько поиском необходимой информации, например, с использованием компьютерных технологий, сколько в обстоятельном обсуждении и анализе разнообразной информации, необходимой для активной жизнедеятельности детей.

Исследование разнообразной научно-педагогической литературы показывает, что в концентрированном виде можно рассмотреть следующие комплексные пути активизации учебно-познавательной деятельности детей в начальной общеобразовательной школе:

первый - целенаправленный сравнительный анализ движений в жизни человека и разнообразный мир физических упражнений, обеспечивающий его дееспособность [4];

второй - осознанное продвижение в школьной среде ведущих спортсменов России, завоевавших международное признание и продолжающих активную не только спортивно-тренерскую, но и общественно-государственную деятельность [5];

третий - развивающий характер доведения учебной информации, способствующий характерному снижению роли стереотипов в приобретении, систематизации и анализе получаемых знаний, а также усложняющий выполнение конкретных дидактических заданий, например: иллюстрация ^ пояснение ^ задание; пояснение ^ задание; иллюстрация ^ задание [3];

четвертый - усиление роли патриотического воспитания, разъяснение возможностей и реализация Всероссийского комплекса ГТО с обеспечением разносторонней физической готовности к разнообразным видам перспективной профессиональной деятельности, выраженная актуализация в теории, а по возможности и на практике национальных видов спорта, независимо от обучающегося на данный момент контингента [1].

Применительно к базовому содержанию физической культуры в общеобразовательной школе, уточнены ее ценностные приоритеты в соответствии с профессионально ориентированными сферами активного влияния физической культуры, в частности, на детей [2].

Приобщение к ценностям обеспечивается целенаправленной трансформацией специальных знаний и практических умений в характерные универсальные учебные действия, которые дифференцированно представляются нами как стандартизированные и специализированные действия.

Стандартизированные универсальные учебные действия (таблица 1) в своей основе базируются на соответствующих личностных и метапредметных действиях, включающих познавательные, регулятивные и коммуникативные действия. Таблица 1 - Характеристика стандартизированных универсальных учебных действий в сфере физической культуры_

Личностно-мотивационная сфера

► развитие интереса и потребности к освоению основ двигательной деятельности;

► побуждение к благородству и справедливости при разрешении конфликтных ситуаций, в процессе коллективных действий, самокритичность в оценке своих поступков;

► формирование чувства гордости за достижения отечественных спортсменов, стремление к личным достижениям в спорте и ответственности за результат;

► реализация дисциплинированности, трудолюбия и целеустремленности; уверенности в своих силах при решении разнообразных учебно-воспитательных задач и др._

Познавательно-развивающая сфера

► определение ценностных ориентиров учебной деятельности;

► познание основ теории и практики физического совершенствования человека;_

► стремление к саморазвитию, поиску информации для выполнения учебных заданий;

► проведение анализа, обобщения и сравнения качества выполнения упражнений;

► логичное построение ответов и формулировка вопросов по заданной тематике и др._

Организационно-регулятивная сфера

► планирование, корректирование, контроль и оценка своих действий;

► выполнение действий под руководством учителя, анализ и исправление ошибок;

► измерение индивидуальных показателей ЧСС, дыхания, длины и массы тела, осанки;

► структурирование и алгоритмизация действий; сосредоточенность в решении задач;

► сравнительная оценка уровня развития физических качеств;

► составление и соблюдение режима дня и питания и др._

Коммуникативно-этическая сфера

► осознанное взаимодействие и осуществление совместной деятельности, ведение диалога с учителем и одноклассниками, аргументация ответов на поставленные вопросы;

► приобретение первичного опыта дискуссий с высказыванием своей точки зрения;

► восприятие критических замечаний, вежливость, взаимопонимание и взаимопомощь, сопереживание и доверие при выполнении совместных двигательных действий и др._

Целевые установки:

- личностно-мотивационная сфера - активно содействовать решению ключевой задачи по педагогическому запросу: «Для чего я это делаю?». Например, быть сильным, чтобы защищать слабых, или к стыду--позору, нападать на беззащитных и т.п.

- познавательно-развивающая сфера - способствовать развитию умения анализировать разнообразные ситуации с последующей трансформацией выводов в практическую деятельность. Как вариант, целенаправленное использование для осмысления различных поговорок, например: «Движение - жизнь!»; «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»; «Закаляйся как сталь!»; «В здоровом теле здоровый дух!», «Сила есть ума не надо!» и т.п.;

- организационно-регулятивная сфера - общая направленность на реализацию собственных практических действий, например, измерение ЧСС после выполнения различных физических упражнений с анализом степени нагрузки и т.п.;

- коммуникативно-этическая сфера - нивелирование конфликтных ситуаций при взаимодействии, например, в процессе подвижных игр с разбором разнообразных как позитивных, так и негативных проявлений и т. п.

Специализированные универсальные учебные действия (таблица 2) ориентированы, прежде всего, на двигательный аспект и непосредственно взаимосвязанные с ним функционально-оздоровительные и эмоционально-волевые показатели дееспособности ребенка.

Целевые установки:

- двигательно-энергетическая сфера - целенаправленное физическое совершенствование ребенка в процессе плановых занятий физической культурой и самостоятельно в свободное время;

- эмоционально-волевая сфера - формирование эмоционально-волевой устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, включая специальные физические упражнения;

- функционально-оздоровительная сфера - поддержание умственной и физической работоспособности в процессе повседневной жизнедеятельности.

Таблица 2 - Характеристика специализированных универсальных учебных действий в сфере физической культуры_

Двигательно-энергетическая сфера

♦ формирование потребности к систематическому выполнению физических упражнений;

♦ нормирование объема и интенсивности физической нагрузки в сочетании с отдыхом;

♦ развитие физических качеств и совершенствование двигательных навыков;

♦ тренировка и участие в соревнованиях по избранному виду спорта;

♦ самостоятельное выполнение физических упражнений во время зарядки, физкультминуток, подвижных игр и прогулок в свободное время;

♦ систематические передвижения в повседневной жизнедеятельности;_

♦ характеристика умственной и физической работоспособности и др._

Эмоционально-волевая сфера

♦ самооценка эмоционального состояния в процессе различных видов деятельности;

♦ подбор упражнений для проявления смелости и решительности, инициативы и находчивости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства;

♦ повышение эмоциональности занятий, развитие интереса, получение удовольствия и др._

Функционально-оздоровительная сфера

♦ двигательная активность (локомоции), установка на здоровый и безопасный образ жизни, профилактика вредных привычек, предупреждение травматизма;

♦ рефлексия болевых ощущений, самочувствия, активности, настроения;

♦ выполнение простейших закаливающих процедур и гигиенических требований;

♦ участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, туристских походах и др._

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дифференциация универсальных учебных действий на стандартизированные и специализированные действия способствует более четкому представлению непосредственного участия физической культуры:

- в интеграционном процессе формирования стандартизированных действий в совокупности с другими общеобразовательными школьными предметами при более обостренном их проявлении на фоне непосредственных физических нагрузок;

- в обеспечении физической и психологической готовности школьников к комплексному образовательному процессу с динамичным совершенствованием показателей физического развития, эмоционально-волевой подготовленности и функциональной дееспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федоров, В.Г. Физическая культура. 4 класс : учебник / В.Г. Федоров. - М. : Дрофа, 2013. - 112 c.

2. Федоров, В.Г. Ценностные приоритеты физической культуры в системном педагогическом процессе общеобразовательной школы / В.Г. Федоров, А.В. Федоров, В.Ю. Лобанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 185-189.

3. Физическая культура. 3 класс : учебник / В.Г. Федоров, Г.Н. Пономарев, Р.В. Пащенко, Г.Б. Шустиков. - М. : Дрофа, 2013. - 112 с.

4. Физическая культура. 1 класс : учебник / Г.Н. Пономарев, В.Г. Федоров, И.Н. Венедиктов, Р.В. Пащенко. - М. : Дрофа, 2014. - 112 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Физическая культура. 2 класс : учебник / Г.Н. Пономарев, В.Г. Федоров, И.Н. Венедиктов, Р.В. Пащенко. - М. : Дрофа, 2014. - 112 с.

REFERENCES

1. Fedorov, V.G. (2013), Physical culture. 4th class: textbook, Drofa, Moscow.

2. Fedorov, V.G., Fedorov, A.V. and Lobanov, V.Yu. (2016), "Valuable priorities of physical culture in system pedagogical process of comprehensive school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 185-189.

3. Fedorov, V.G., Ponomarev, G.N., Pashchenko, R.V. and Shustikov, G.B. (2013), Physical culture. 3th class: textbook, Drofa, Moscow.

4. Ponomarev, G.N., Fedorov, V.G., Venediktov I.N. and Pashchenko, R.V. (2014), Physical culture. 1th class: textbook, Drofa, Moscow.

5. Ponomarev, G.N., Fedorov, V.G., Venediktov I.N. and Pashchenko, R.V. (2014), Physical culture. 2th class: textbook, Drofa, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.09.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.