Научная статья на тему 'Физическая культура в интеграционном процессе начальной общеобразовательной школы'

Физическая культура в интеграционном процессе начальной общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ РУБРИКИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Геннадьевич

Развитие творческого и аналитического мышления у детей является одной из определяющих задач современного образования. Содержательно-процессуальная специфика изучения различных учебных предметов в начальной общеобразовательной школе не в полной мере позволяет трансформировать приобретаемые знания в сферу разнонаправленных эмпирических действий. Представлены идентичные содержательно-смысловые рубрики-задания как педагогический механизм реализации интеграционного процесса. Раскрыта их целевая направленность в сфере физической культуры, что способствует, с одной стороны, углубленному изучению учебного предмета, а с другой – диалектической взаимосвязи всех учебных предметов. Определено основное содержание личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных и двигательных универсальных учебных действий в сфере физической культуры для позитивного результата системного развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture in the integration process of elementary comprehensive school

Development of creative and analytical thinking among the children is one of defining problems of the modern education. Substantial and procedural specifics of studying the various subjects at elementary comprehensive school does not fully allow transforming acquired knowledge to the sphere of multidirectional empirical actions. Identical substantial and semantic headings tasks as the pedagogical mechanism of realization of the integration process have been presented. Their target orientation in the sphere of physical culture that contributes, on the one hand, to profound studying of the subject, and with another – dialectic interrelation of all subjects has been revealed. The main content of the personal, informative, communicative, regulatory and motive universal educational actions in the sphere of physical culture for positive result of the system development of the child has been defined.

Текст научной работы на тему «Физическая культура в интеграционном процессе начальной общеобразовательной школы»

УДК 796:338.28; 796.078

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Развитие творческого и аналитического мышления у детей является одной из определяющих задач современного образования. Содержательно-процессуальная специфика изучения различных учебных предметов в начальной общеобразовательной школе не в полной мере позволяет трансформировать приобретаемые знания в сферу разнонаправленных эмпирических действий. Представлены идентичные содержательно-смысловые рубрики-задания как педагогический механизм реализации интеграционного процесса. Раскрыта их целевая направленность в сфере физической культуры, что способствует, с одной стороны, углубленному изучению учебного предмета, а с другой - диалектической взаимосвязи всех учебных предметов. Определено основное содержание личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных и двигательных универсальных учебных действий в сфере физической культуры для позитивного результата системного развития ребенка.

Ключевые слова: физическая культура, интеграция, содержательно-смысловые рубрики, универсальные учебные действия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p146-150

PHYSICAL CULTURE IN THE INTEGRATION PROCESS OF ELEMENTARY

COMPREHENSIVE SCHOOL

Vladimir Gennadevich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Development of creative and analytical thinking among the children is one of defining problems of the modern education. Substantial and procedural specifics of studying the various subjects at elementary comprehensive school does not fully allow transforming acquired knowledge to the sphere of multidirectional empirical actions. Identical substantial and semantic headings tasks as the pedagogical mechanism of realization of the integration process have been presented. Their target orientation in the sphere of physical culture that contributes, on the one hand, to profound studying of the subject, and with another - dialectic interrelation of all subjects has been revealed. The main content of the personal, informative, communicative, regulatory and motive universal educational actions in the sphere of physical culture for positive result of the system development of the child has been defined.

Keywords: physical culture, integration, substantial and semantic headings, universal educational

actions.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия социально-экономического развития страны предопределяют необходимость формирования общей культуры школьников, их духовнонравственного, личностного и интеллектуального развития. Основное содержание обучения в общеобразовательной школе должно быть ориентировано на создание педагогических условий для самореализации школьников в процессе учебной деятельности. Акцент на самореализацию позволяет обеспечить созидательную основу базовых знаний для перспективной социальной успешности.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Основная образовательная программа на ступени начальной школы предусматри-

вает практическую реализацию в учебно-воспитательном процессе системнодеятельностного подхода, реализуемого по личностным, предметным и метапредметным показателям [2].

В противовес узкой предметности в отборе содержания образования необходимо обеспечить комплексную интеграцию учебной информации в изучении разнообразных сторон окружающей действительности при акцентированном внимании к мыслительным и аналитическим действиям. В данном контексте важно акцентировать внимание на значимости методологической и содержательной взаимосвязи учебных предметов, которые лишь в своей совокупности обеспечат достижение позитивных результатов по развитию творческого потенциала школьников.

Физическая культура в начальной общеобразовательной школе играет существенную роль не только для непосредственного физического совершенствования детей, но и представляет собой определенный культурологический стержень процесса их подготовки к реальной жизнедеятельности. Педагогический анализ позволил выделить условные виды взаимосвязи физической культуры с содержанием других обучающих и формирующих программ [3]. Наличие диалектической взаимосвязи свидетельствует о реальных возможностях интеграции физической культуры в образовательный процесс начальной школы. Основа интеграционного процесса показана на рисунке.

Рис. Физическая культура в интеграционном процессе начальной школы

В своей совокупности рубрики характеризуются конкретными тематическими заданиями, формулировка которых предопределяет активизацию учебно-познавательной деятельности учеников. Названия рубрик соответствуют интегрирующей проблематике и предусматривают практическую реализацию предметных логико-аналитических действий.

Рубрика «Рассмотри и расскажи» способствует созданию общего представления о возможностях человека выполнять разнообразные физические упражнения, правильном выполнении непосредственного двигательного действия, которое предстоит освоить школьникам, а рассказ способствует первичному осмыслению двигательных действий с формированием чёткости речевых функций и заинтересованности в выполнении про-

граммных упражнений.

Рубрика «Рассмотри и выполни» направлена на побуждение устойчивого интереса школьников к проявлению своих способностей в процессе осознанного приобретения первичного опыта двигательной деятельности. Ключевым моментом является возможность сопоставления собственных действий с действиями, представленными в иллюстрациях.

Рубрики «Подумай и расскажи» и «Подумай и объясни» предопределяют проведение школьниками либо сравнительного анализа представленного учебного материала на основе имеющегося опыта практической деятельности в данном направлении, либо определения побудительных мотивов для практических действий на основе собственных объяснений. Важным является акцентирование внимания на причинно-следственных взаимосвязях внутри рассматриваемого вопроса.

Рубрика «Выбери, выполни, поделись с другими» ориентирует школьников на творческое осмысление учебного материала. С учетом индивидуальных особенностей учеников предусматривается возможность выбора одного из вариантов заданий. Результат выполнения задания ученик, как правило, доводит до всех одноклассников. Различные варианты решения поставленной задачи позволяют организовать дискуссию, а участие в ней учителя физической культуры обеспечивает правильность окончательного вывода. Данная рубрика позволяет в рамках диалога реализовать максимальную включенность школьников в обсуждение рассматриваемой проблематики.

Рубрика «Для любознательных» содержит информационный материал, который существенно расширяет тематическое содержание конкретного урока. Интересная информация активизирует учебно-познавательную деятельность учеников, расширяет их кругозор в сфере физической культуры, а имеющиеся задания побуждают школьников к предметным практическим действиям по решению поставленной задачи.

Рубрика «Понаблюдай» имеет смысловую направленность на формирование практических умений отмечать правильные действия и ошибки, в частности, при выполнении физических упражнений, объяснять смысл отмеченных фактов. В рубрике акцентируется внимание на результатах наблюдений за собственными практическими действиями и за действиями других школьников.

Тематическое содержание учебного материала должно способствовать целенаправленному решению комплексной задачи по формированию универсальных учебных действий (УУД) школьников. Понятие «универсальные учебные действия» в целом означает «умение учиться» и характеризуют способности к саморазвитию [1].

В данном контексте УУД выступают как фактор педагогического противовеса узкой предметности содержания образования детей, и позволяют уделять акцентированное внимание комплексному развитию мыслительных и аналитических способностей учеников. Основное содержание УУД школьников в сфере физической культуры составляют:

^ личностные УУД:

- чувство гордости за достижения отечественных спортсменов, подъем флага и исполнение гимна России; позитивное восприятие успехов сборной команды своего класса, школы, района, города, края по различным видам спорта, стремление к личным спортивным достижениям;

- уважительное отношение к участникам соревнований, учителям и одноклассникам, готовность к оказанию помощи и принятию решений, исполнительность, настойчивость и упорство, соблюдение правил поведения в общественных местах и спортивных сооружениях;

- устойчивость к вредным привычкам, включенность в здоровый ритм жизни, исполнение норм личной и общественной гигиены;

- управление своими эмоциями в конфликтных ситуациях, умение выслушать критические замечания и продолжить решение поставленной задачи в процессе физкуль-

турно-спортивной деятельности;

^ познавательные УУД:

- поиск и обсуждение заданной учебной информации в доступной литературе по истории развития и основам физической культуры;

- сравнение иллюстративного и собственного выполнения физических упражнений, объяснение правильных и неправильных положений основных частей тела человека;

- определение влияния физических упражнений на физическое развитие и осанку человека, дееспособность функциональных систем;

- установление взаимосвязи между пульсом и физической нагрузкой, сравнение влияния упражнений на развитие физических качеств;

- объяснение этнических особенностей физической культуры, взаимосвязи с трудом и службой в армии, влияния различных физических упражнений на умственную работоспособность;

^ коммуникативные УУД:

- совместное планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в составе класса или спортивной команды, распределение функций при подготовке к соревнованиям или сдаче нормативов;

- стремление к конструктивному разрешению различных спорных вопросов в процессе физкультурно-спортивной деятельности, моральная поддержка партнеров по команде при выполнении общей задачи;

- объяснение своего поведения и поведения партнеров, адекватное реагирование на неожиданно возникшую проблемную ситуацию и ее обсуждение в диалоге с учителем, одноклассниками и взрослыми;

^ регулятивные УУД:

- планирование режима дня, корректирование собственных действий в процессе различных физкультурно-спортивных мероприятий;

- сравнение результатов своей физической подготовленности и одноклассников в различные периоды обучения;

- сопоставление изменений пульса после физических нагрузок;

- - оценивание действий одноклассников при выполнении физических упражнений, соблюдения дисциплины и предупреждения травматизма;

- выполнение строевых приемов и команд;

^ двигательные УУД:

- выполнение программных физических упражнений по лёгкой атлетике, гимнастике с элементами акробатики, лыжной подготовке, плаванию, спортивным и подвижным играм;

- составление и применение комплексов физических упражнений в режиме дня: зарядка, физкультминутка, подвижные игры в свободное время, прогулки пешком, на лыжах, на велосипеде, купание;

- адекватное использование физических упражнений в повседневной жизни, в быту и труде, при оказании помощи младшим детям и сверстникам, взрослым и пожилым людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ позволил раскрыть содержательные основы педагогических возможностей физической культуры в формировании универсальных учебных действий школьников в период начального общего образования. Акцент на формирование УУД позволяет развивать у них ценностное отношение к физической культуре и «консервировать» дилетантское представление о ней, как о второстепенном предмете обучения в общеобразовательной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (стандарты второго поколения). - М. : Просвещение, 2010. - 191 с.

3. Федоров, В.Г. Физическая культура в метасистеме начального общего образования / В.Г. Федоров // Проблемы и перспективы развития физкультурного образования.

- СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - С. 182-188.

REFERENCES

1. Asmolov, A.G., Burmensky, G.V. and Volodarsky, I.A. (2010), How to project universal educational actions at elementary school. From action to thought: grant for the teacher, publishing house “Prosveschenie”, Moscow.

2. Approximate main educational program of educational institution. Elementary school (Standards of the second generation) (2010), publishing house “Prosveschenie”, Moscow.

3. Fedorov, V.G. (2011), “Physical culture in metasystem of the primary general education”, Problems and prospects of development of sports education, publishing house “The Herzen State Pedagogical University of Russia”, St.-Petersburg.

Контактная информация: fedoroff101@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2013.

УДК 796.332

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ КОМАНДЫ «ЭРБИЛЬ» В ПЕРИОД АККЛИМАТИЗАЦИИ

Хашем Ю. Хассан (Ирак), докторант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Краснодар

Аннотация

В условиях выездных учебно-тренировочных сборов наблюдается период адаптации спортсменов к климату, который осуществляется посредством физиологических реакций приспособления. При резкой смене климатических условий, в сочетании с высокими физическими нагрузками, которые испытывают спортсмены реакции функциональных систем, выражены более остро и могут продолжаться до 2-3 недель. Если климатические параметры особенно сильно отличаются от привычных и их воздействие на организм спортсмена превышает адаптационные возможности, развивается патологическая реактивность, которая протекает как стрессовое состояние или дезадаптация, которая в свою очередь, во-первых, снижает работоспособность игрока и может негативно отразится на спортивных результатах, во-вторых, при срыве адаптации у спортсмена может наблюдаться ухудшение состояния здоровья, обострение имеющихся заболеваний, нарушения в работе кардиореспиаторной системы, обострения бывших травм. В таких условиях важным направлением в работе тренера является рациональная организация режима дня спортсменов, для научного обоснования которой необходимо осуществлять психолого-педагогический и врачебный контроль за психологическим и функциональным состоянием спортсменов.

Ключевые слова: акклиматизация, физиологическая адаптация футболистов; физическая работоспособность футболистов, психологическая устойчивость футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.