Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФАКТОР / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / ДОСТИЖЕНИЯ / PHYSICAL CULTURE / FACTOR / HEALTH STRENGTHENING / INTELLECT / ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Репринцева Е.А.

Статья посвящена проблеме взаимосвязи физической активности и интеллектуальных достижений обучающихся. Подчеркивается снижение показателей физического здоровья у детей и молодежи, актуальность проблемы популяризации занятий физкультурой среди школьников и студентов. Показана роль физической культуры в сохранении физического и психологического здоровья обучающихся, описано влияние занятий физкультурой на развитие интеллектуальных способностей и качеств личности, обеспечивающих успех в учебе и интеллектуальные достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH

The article is dedicated to the problem of the connection of physical activity and intellectual achievements of students. Reduction of indexes of physical health of children and youth, relevance of the problem of popularization of physical education among schoolchildren and college students are underlined. The role of physical culture in preservation of physical culture and psychological health of learners is shown, the influence of physical education on development of intellectual abilities and personality traits that provides success in studying and intellectual achievements is described.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.03

Репринцева Е.А. студент 2 курса

факультет математики и естественнонаучного образования

педагогический институт Белгородский государственный национальный исследовательский

университет Россия, г. Белгород

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимосвязи физической активности и интеллектуальных достижений обучающихся. Подчеркивается снижение показателей физического здоровья у детей и молодежи, актуальность проблемы популяризации занятий физкультурой среди школьников и студентов. Показана роль физической культуры в сохранении физического и психологического здоровья обучающихся, описано влияние занятий физкультурой на развитие интеллектуальных способностей и качеств личности, обеспечивающих успех в учебе и интеллектуальные достижения.

Ключевые слова: физическая культура, фактор, здоровьесозидание, интеллект, достижения.

Reprintseva К. student

the 2nd course, faculty of science and mathematics

of pedagogic institute Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH

Annotation. The article is dedicated to the problem of the connection of physical activity and intellectual achievements of students. Reduction of indexes of physical health of children and youth, relevance of the problem of popularization of physical education among schoolchildren and college students are underlined. The role of physical culture in preservation of physical culture and psychological health of learners is shown, the influence of physical education on development of intellectual abilities and personality traits that provides success in studying and intellectual achievements is described.

Key words: physical culture, factor, health strengthening, intellect, achievements.

Педагоги и психологи понимают тесную связь разных сторон личности, отдают себе отчет в значимости физического развития ребенка и влиянии физической активности на интеллектуальное развитие детей и молодежи [2, 5 и др.]. Современные образовательные стандарты одной из важнейших задач определяют сохранение и укрепление физического здоровья детей и

молодежи. К сожалению, из года в год отмечается снижение показателей здоровья обучающихся. Как отмечают исследователи, «за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков - на 98,4%» [5, с.21]. С другой стороны, многие родители не понимают, что ребенок сможет достичь больших результатов в интеллектуальной сфере, если будет развиваться гармонично, и не уделяют должного внимания общему физическому развитию детей [7].

Многочисленные исследователи рассматривают физическую культуру в качестве важного здоровьесозидающего фактора. Именно здоровьесозидание становится сегодня актуальной концепцией. Не только сохранить, но и способствовать улучшению здоровья. Такая задача ставится в образовательных организациях, активно внедряющих здоровьесозидающие технологии и пропагандирующие здоровый образ через деятельность, через уклад школьной или студенческой жизни.

Фактор как существенное обстоятельство, движущая сила, включает в себя момент осознания. Т.е. физкультура - это не только сам процесс, но и определенные цели, установки личности, его взгляды на физкультуру и ее место в жизни конкретного человека. Хорошо известно, что при правильной организации занятия физкультурой способны положительно влиять на физическое и психологическое состояние подростков и молодежи. Для адаптации к новому кругу общения (студенческой учебной группе) и интенсивным интеллектуальным нагрузкам могут быть полезны спортивные командные игры: можно переключиться на новую деятельность, почувствовать «плечо» друга, воспитать выносливость, уверенность и стресоустойчивость [2]. Но что думают об этом молодые люди?

Многочисленные опросы школьников показывают, что они считают важным здоровый образ жизни, физическую активность, отсутствие вредных привычек. Но в тоже время анализ поведения свидетельствует об обратной картине реальной жизнедеятельности: обучающиеся большую часть времени проводят за компьютером, преобладает неподвижная поза. Следствием такого образа жизни становится снижение мышечной массы и нарушение работы внутренних органов.

Интеллект - «общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях)» [1]. Дефицит физической активности угнетающе действует и на наши интеллектуальные способности. Все знают, что человеку может казаться, что он поглупел в ситуациях связанных с острым стрессом, при этом редко кто из обучающихся задумывается над тем, что гиподинамия может быть причиной трудностей в усвоении учебного материала [2].

Недаром говорят, что спорт - это победа над соперником, а физкультура - это победа над собой. Проблема мотивации детей и подростков, студентов и молодежи к занятию физической культурой актуальна для современного

общества [3, 4], ее решают на уровне всех уровнях образования и в трудовых коллективах.

Интересен тот факт, что студенты при опросе о мотивах занятия физкультурой не указывают мотива достижения учебных (интеллектуальных) достижений, т.е. не связывают в своем сознании успехи в занятиях физической культурой и успехи в учебно-профессиональной деятельности по другим дисциплинам. Так, по данным С.Д. Зориной, студентов мотивирует к занятию спортом и физкультурой прежде всего стремление укрепить здоровье, скорректировать недостатки физического развития или телосложения, а также - задача повысить функциональные ресурсы организма и психофизическая подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности; замыкает список мотивов студентов - активный отдых и достижение высоких результатов в спорте. [3] Однако в научной литературе накоплен доказательный материал о том, что существует тесная взаимосвязь физического и умственного развития детей и молодежи ежедневные [6]. В частности, есть доказательство того, что «часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости студентов» (К.В. Волков, 196о) [цитируется по: 6].

Итак, в психолого-педагогической литературе обсуждается взаимосвязь умственных способностей обучающихся (школьников и студентов) и умеренных физических нагрузок. Показано, что умеренные, индивидуально подобранные упражнения позволяют воспитывать важные личностные качества, стимулируют интеллектуальные и творческие способности. Целесообразно в программах, ориентированных на мотивацию подростков и молодежи к занятиям физической культурой, акцентировать и аспект тесной взаимосвязи физической активности и интеллектуальной эффективности. Это позволит повысить осознанность занятий физкультурой и ценность здорового образа для студентов и школьников.

Использованные источники:

1. Большая российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/psychology/text/2013918 (дата обращения: 10.06.2019)

2. Головина В.А., Нечаева А.М., Рыльская А.В. Влияние занятий физкультурой на умственные способности студентов // Успехи в химии и химической технологии. - Том XXXI. - 2017. - № 14. - С. 110-112.

3. Зорина С.Д. Мотивация студентов к занятиям физической культурой // Психология и педагогика: методика и проблемы. - 2013. - № 34. - С. 183-187.

4. Логинов В.В. Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 11. - № 1. - С. 180-188.

5. Механцев Б.Е., Екомасова Д.Ю. Связь между умственным и физическим развитием молодых людей от 17 до 22 лет // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № - С. 301.

6. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н.В.Полунина // Вестник Росздравнадзора. - 2013. - № 5. -С. 17-24.

7. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - №1. - С.20-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.