Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
здоровье / личность / духовность / спорт / физическая культура / health / personality / spirituality / sports / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузякина В.Р., Алимян А.А.

Занятия физическими упражнениями являются основным средством становления и развития личности. Они способствуют повышению энергетики и динамизма движений, развитию мышления, стимулируют интеллектуальную деятельность и способность к немедленной реакции. При групповом методе обучения вырабатывается соответствующий эмоциональный, соревновательный фон, стимулирующий повышенную работоспособность человека. Умение преодолевать трудности главное качество, формируемое в процессе физкультурных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузякина В.Р., Алимян А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR OF PERSONALITY FORMATION

In this physical exercise are the primary means of formation and development of personality. They boost energy and dynamism of the movements, the development of thinking skills, stimulate intellectual activity and the ability to immediate response. Group method of training a emotional, competitive landscape ensure improved human performance. The ability to overcome difficulties the main quality that is generated during physical education classes.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Кузякина В.Р.

Юго-западный государственный университет, г. Курск

Алимян А.А.

Юго-западный государственный университет, г. Курск PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR OF PERSONALITY FORMATION

Kuzyakina V.R.,

Southwest State University, Kursk Alimyan A.A.

Southwest State University, Kursk

Аннотация

Занятия физическими упражнениями являются основным средством становления и развития личности. Они способствуют повышению энергетики и динамизма движений, развитию мышления, стимулируют интеллектуальную деятельность и способность к немедленной реакции. При групповом методе обучения вырабатывается соответствующий эмоциональный, соревновательный фон, стимулирующий повышенную работоспособность человека. Умение преодолевать трудности главное качество, формируемое в процессе физкультурных занятий.

Abstract

In this physical exercise are the primary means of formation and development of personality. They boost energy and dynamism of the movements, the development of thinking skills, stimulate intellectual activity and the ability to immediate response. Group method of training a emotional, competitive landscape ensure improved human performance. The ability to overcome difficulties - the main quality that is generated during physical education classes.

Ключевые слова: здоровье, личность, духовность, спорт, физическая культура.

Keywords: health, personality, spirituality, sports, physical culture.

В советское время людей с детства приучали к утренней гимнастике, водным процедурам, занятиям спортом. Действительно, никто не может усомниться в полезности здорового образа жизни, в пользе занятий физической культурой и спортом, который до недавнего времени был по-настоящему массовым.

Мысль о прямом влиянии телесного здоровья на здоровье духовное, многим кажется несостоятельной. Физические упражнения оказывают прямое воздействие на мышцы, суставы и связки. Возбуждая определённые рецепторы, они так же влияют на состояние центральной нервной системы, эндокринной и энергетической систем, на состояние внутренних органов тела человека. Вместе с тем, телесное здоровье не является достаточным, поскольку это лишь одна из сторон гармонично-развитой личности.

Самое крепкое и здоровое тело не обеспечит здоровья духовного, не сделает человека добрей, чище и нравственнее. Для этого надо работать не только над телом, но, в первую очередь, наводить порядок в душе. Сегодня много говорят о борьбе с коррупцией, воровством в сфере социального обеспечения, борьбе с бедностью и т.д., но никто не говорит о борьбе за души людей.

Для победы в такой борьбе необходимо найти правильный подход к воспитанию человека в условиях современного светского общества, в условиях окружающего нас медиа-пространства, которое само по себе растлевает человека. В современном мире ложных кумиров и ложных ценностей, полно-

ценное, гармоничное воспитание отсутствует вообще. Люди, имеющие материальный достаток, заменили процесс воспитания своих детей на выращивание тела через усиленное питание, занятия элитными видами спорта, на изучение неоправданно завышенного количества предметов и т.п.

В такой образовавшийся вакуум духовного воспитания естественно устремились представители псевдо-либо чуждой нам культуры. На роль духовных пастырей сегодня активно претендуют представители разных направлений боевых искусств. Много говорится о воспитательной роли восточных единоборств. При этом никто не раскрывает ни содержания, ни воспитательных целей, задач и методов этих систем. Вместе с тем, у нашего народа существуют глубокие традиции духовной практики, которая воспитывает людей в духе послушания и правды, уважения к родителям и старшим по возрасту и положению, учит скромности и бережливости, способности жертвовать своими интересами ради интересов ближних. Исконно российские традиции духовно-нравственного воспитания (в отличие от чуждых нашему менталитету религиозных практик) помогают человеку избавиться от страстей, присущих современному светскому обществу, таких как жажда обогащения любым путём, стремление к власти, славе, развлечениям и к получению удовольствий.

Для поддержания физического здоровья личности и нации в целом необходимо создавать условия для занятий физической культурой и массовыми видами спорта. Определенные шаги в этом направлении сегодня уже делаются, но в условиях

тотальной коммерциализации спорта и нищенского существования большей части населения России, говорить о массовости этого движения не имеет смысла.

Задача физической культуры и массового спорта заключается в том, чтобы помочь всем гражданам России, а не только богатым, сохранить здоровье в условиях той агрессивной социально-экологической среды, в которой мы все обитаем. Занятия физической культурой и спортом способны вызвать значительные положительные изменения в физическом, психологическом и эмоциональном развитии человека. Физические изменения в организме неизбежно влекут за собой изменения психологические и эмоциональные, которые и являются для многих главной целью физкультурных занятий. Увеличение физической силы, избавление от лишнего веса, хорошая координация движений ведут к росту самооценки личности. Человек, замечая, как повышаются его физические возможности, начинает чувствовать все большую уверенность в собственных силах и в том, что он способен достичь успеха в жизни. Он начинает верить в себя, и это касается не только спорта, но и любых сфер человеческой деятельности.

Эти изменения особенно ценны для детей. Молодые люди, только начинающие свой жизненный путь, часто испытывают растерянность и неуверенность, особенно когда перед ними встает необходимость принятия какого-либо решения. Это может стать причиной развития комплекса неполноценности. Если дети не знают, как справиться с собственными проблемами, они могут искать пути их преодоления в деструктивной и тупиковой деятельности, обращаясь к наркомании и алкоголизму. Если же дети получат опыт преодоления препятствий, как это неизбежно происходит во время занятий спортом, они на собственном примере поймут, что безвыходных ситуаций не существует. К любым изменениям они станут относиться как к вызову и научатся прилагать все силы для решения возникающих перед ними проблем.

Обладая положительной самооценкой, ребенок не будет нуждаться в таких искусственных стимуляторах собственного образа, как наркотики, алкоголь, уличные компании, криминальная деятельность и множество прочих порочных видов активности, стремящихся заманить детей в свои сети. Когда человек доволен собой, у него возникает чувство самоуважения. А это позволяет человеку воспринимать себя таким, каков он есть, и уверенно двигаться по жизни, преодолевая любые возникающие перед ним препятствия.

Уверенность в себе - лучший двигатель самосовершенствования.

Если человек полностью отдает себе отчет в том, кем он является, и ставит перед собой ясные и конкретные цели, он уже находится на пути к росту, успеху и счастью. Однако, процесс самосовершенствования представляет собой очень трудный и долгий процесс, который возможен только при напряженной работе, целеустремленности и терпении. Занимаясь физической культурой и спортом,

дети учатся не прятаться от проблем, а преодолевать их. Занимаясь в группе, у ребенка развивается чувство солидарности, коллективизма, взаимовыручки, взаимопомощи и поддержки. В тоже время формируется конкурентное мышление.

В Китае есть пословица: «Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства». Занятия физическими упражнениями способствуют повышению энергетики и динамизма движений, развитию мышления, стимулируют интеллектуальную деятельность и способность к немедленной реакции. При групповом методе обучения вырабатывается соответствующий эмоциональный, соревновательный фон, стимулирующий повышенную работоспособность человека. Самое главное в физкультурных занятиях - это формирование умения преодолевать трудности.

К особенностям влияния физкультурных занятий на психофизическое развитие человека можно отнести следующее:

- разностороннее воздействие на организм;

- всестороннее и гармоничное развитие функциональных систем;

- локальное воздействие на ту или иную группу мышц, суставов, связок;

- прогресс физических и духовных качеств.

Путём изменения темпа и амплитуды движений, увеличения или уменьшения числа повторений, изменения позиций или последовательности выполнения элементов, применения отягощающих и амортизирующих устройств регулируется нагрузка в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся и обеспечивается прогресс в их совершенствовании. Благодаря всестороннему воздействию на организм, занятия физическими упражнениями способствуют гармоничному формированию телосложения, осанки.

Физическая культура и спорт предоставляют огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения. Они приручают преодолевать трудности, формируя важные волевые качества, являются эффективным средством воспитания многих ценных черт характера: смелости, решительности, целеустремлённости и настойчивости, самообладания, а также таких нравственных качеств, как уважение к сопернику, честность, благородство в отношении к слабому и т.п.

Список литературы

1. ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА МоругинаП.Ю.,Уколо-ваГ.Б. В сборнике: Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях материалы IV Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 107-110.

2. ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО) Долженкова Т.А., Уколова Г.Б. В сборнике: Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях

материалы IV Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 123-127.

3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Руднев-ская В.А., Уколова Г.Б. В сборнике: Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях материалы IV Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 160-164.

4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ МИКРОРЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЭРИТРОЦИТОВ У ЛИЦ ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА НАЧАЛО РЕГУЛЯРНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК Воробьева Н.В., Ко-това О.В., Уколова Г.Б., Зацепин В.И., Хабибулина

Т.В., Бекетов И.Н. Вестник "Биомедицина и социология". 2018. Т. 3. № 2. С. 100-106.

5. ВОЛЕЙБОЛ КАК ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Солуковцева Т.В., Уколова Г.Б. В сборнике: Современные проблемы развития физической культуры и спорта материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: Е.В. Скриплева; Юго-западный государственный университет. 2015. С. 12-16.

6. ГИМНАСТИКА ПИЛАТЕСА В РОССИИ Данилов Ю.Г., Уколова Г.Б. В сборнике: Адаптивная физическая культура: инновационные процессы в социализации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией А.И. Левина. 2013. С. 169175.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Лигай Д.А.

Московский городской педагогический университет, аспирант

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF GENDER IDENTITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Ligai D.A.

Moscow city University, post-graduate student

Аннотация

Статья затрагивает теоретические проблемы тендерной идентичности дошкольников с аутизмом. Описаны взгляды на формирование тендерной идентичности зарубежных и отечественных исследователей и их преломление на проблему аутизма.

Abstract

The Article touches upon the theoretical problems of gender identity of preschool children with autism. The article describes the views on the formation of gender identity of foreign and domestic researchers and their refraction on the problem of autism.

Ключевые слова: аутизм, тендерная идентичность, тендер, дошкольники.

Keywords: autism, gender identity, gender, preschoolers.

В отечественной педагогике и психологии актуальной остается проблема поиска эффективных методов и , способов обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Не менее проблематичным является определение причин затруднений в обучении этой категории детей.

Представление о собственном гендере является составляющей единицей ^-концепции человека, на основе которой строится его представление о себе как о личности, его самосознание, а также способность брать на себя определенную социальную роль в зависимости от собственного гендера.

В современной психиатрии и коррекционной педагогике и психологии понятие раннего детского аутизма неспроста заменило понятие расстройства аутистического спектра. Причина замены понятий достаточно ясна. Аутизм, это не детская болезнь и не всегда она обнаруживается в раннем детстве. Сложность этого заболевания состоит в том, что до сих пор не выработаны объективные критерии его

диагностики. И не всегда аутизм может быть высокофункциональным. Все это приводит нас к тому, что на «спектральной оси» аутизма могут находиться совершенно разные люди, но всех их будет объединять отсутствие коммуникации и недостаток социальных взаимодействий. Делая упор на понятие гендера, как «социального пола», мы считаем крайне важным на фоне изменения культурных клише мужественности и женственности формировать у дошкольников с РАС правильное представление о полоролевых отношениях.

Если страдает представление о себе - это закономерно приводит к проблемам развития психики и личности в целом, что создает серьезные трудности ребенку и его социальному окружению. Осмысление и понимание ребенком с расстройством аути-стического спектра устройства своего пола чрезвычайно важно для полноценного психического развития. В свою очередь «гендерное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.