Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
аутизм / гендерная идентичность / гендер / дошкольники / autism / gender identity / gender / preschoolers

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лигай Д.А.

Статья затрагивает теоретические проблемы гендерной идентичности дошкольников с аутизмом. Описаны взгляды на формирование гендерной идентичности зарубежных и отечественных исследователей и их преломление на проблему аутизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF GENDER IDENTITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

The Article touches upon the theoretical problems of gender identity of preschool children with autism. The article describes the views on the formation of gender identity of foreign and domestic researchers and their refraction on the problem of autism.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

материалы IV Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 123-127.

3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Руднев-ская В.А., Уколова Г.Б. В сборнике: Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях материалы IV Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 160-164.

4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ МИКРОРЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЭРИТРОЦИТОВ У ЛИЦ ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА НАЧАЛО РЕГУЛЯРНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК Воробьева Н.В., Ко-това О.В., Уколова Г.Б., Зацепин В.И., Хабибулина

Т.В., Бекетов И.Н. Вестник "Биомедицина и социология". 2018. Т. 3. № 2. С. 100-106.

5. ВОЛЕЙБОЛ КАК ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Солуковцева Т.В., Уколова Г.Б. В сборнике: Современные проблемы развития физической культуры и спорта материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: Е.В. Скриплева; Юго-западный государственный университет. 2015. С. 12-16.

6. ГИМНАСТИКА ПИЛАТЕСА В РОССИИ Данилов Ю.Г., Уколова Г.Б. В сборнике: Адаптивная физическая культура: инновационные процессы в социализации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией А.И. Левина. 2013. С. 169175.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Лигай Д.А.

Московский городской педагогический университет, аспирант

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF GENDER IDENTITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Ligai D.A.

Moscow city University, post-graduate student

Аннотация

Статья затрагивает теоретические проблемы тендерной идентичности дошкольников с аутизмом. Описаны взгляды на формирование тендерной идентичности зарубежных и отечественных исследователей и их преломление на проблему аутизма.

Abstract

The Article touches upon the theoretical problems of gender identity of preschool children with autism. The article describes the views on the formation of gender identity of foreign and domestic researchers and their refraction on the problem of autism.

Ключевые слова: аутизм, тендерная идентичность, тендер, дошкольники.

Keywords: autism, gender identity, gender, preschoolers.

В отечественной педагогике и психологии актуальной остается проблема поиска эффективных методов и , способов обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Не менее проблематичным является определение причин затруднений в обучении этой категории детей.

Представление о собственном гендере является составляющей единицей ^-концепции человека, на основе которой строится его представление о себе как о личности, его самосознание, а также способность брать на себя определенную социальную роль в зависимости от собственного гендера.

В современной психиатрии и коррекционной педагогике и психологии понятие раннего детского аутизма неспроста заменило понятие расстройства аутистического спектра. Причина замены понятий достаточно ясна. Аутизм, это не детская болезнь и не всегда она обнаруживается в раннем детстве. Сложность этого заболевания состоит в том, что до сих пор не выработаны объективные критерии его

диагностики. И не всегда аутизм может быть высокофункциональным. Все это приводит нас к тому, что на «спектральной оси» аутизма могут находиться совершенно разные люди, но всех их будет объединять отсутствие коммуникации и недостаток социальных взаимодействий. Делая упор на понятие гендера, как «социального пола», мы считаем крайне важным на фоне изменения культурных клише мужественности и женственности формировать у дошкольников с РАС правильное представление о полоролевых отношениях.

Если страдает представление о себе - это закономерно приводит к проблемам развития психики и личности в целом, что создает серьезные трудности ребенку и его социальному окружению. Осмысление и понимание ребенком с расстройством аути-стического спектра устройства своего пола чрезвычайно важно для полноценного психического развития. В свою очередь «гендерное

самоосознавание» является важным аспектом социализации. В свою очередь ключом к социализации ребенка является его коммуникация.

Кроме практической актуальности изучения представления о схеме тела у детей при РАС, так же значим и теоретический аспект работы. В условиях совместного воспитания мальчиков и девочек становится возможной потеря различий между социальными ролями мужчины и женщины, поэтому по-лоролевая социализация происходит стихийно, а в некоторых моментах может приобретать искаженный характер. Это приводит к тому, что черты типичных свойств личности у детей разного пола: мужественности у мальчиков, женственности у девочек, - проявляются все менее отчетливо. Таким образом, исследование становления представлений гендерной идентичности у детей с РАС может дать ценную информацию о закономерностях психического дизонтогенеза.

Проблема тендерного воспитания и развития известна достаточно давно. В истории науки проблема понимания мужественности и женственности рассматривалась в трудах ученых еще периода античности и имеется в работах Аристотеля, Платона. В более позднее время мы находим упоминания о гендере в работах Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ж.-Ж. Руссо и др. В русской философской парадигме разделение полоролевых отношений находит свое отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н. Бердяева Н.А. Добролюбова, В. Розанова, И.Ильина, В.Соловьёва, П. Флоренского, А. Хомякова, Н.Г. Чернышевского. С точки зрения русских философов основа различий между мужчиной и женщиной опирается на их духовность [1 с. 52].

В свою очередь для Дж. Скотта «гендер» - это прежде всего социальные нормы поведения, которые отличают мужчину от женщины. То есть подразумевается именно социальная основа различий, что и делает данное понятие актуальным для проблемы аутизма.

Иначе говоря «гендер» не есть «пол». Хотя, безусловно, именно на основе биологического понятия «пол» и сложилось социальное понятие «ген-дер».

Гендер является сложным психологическим явлением, который вкачает в себя три важных элемента с точки зрения и Г. Рабина, А. Рича, Р. Ун-гера: гендерные стереотипы, гендерные роли и ген-дерная идентичность [4 с. 261].

В отечественной психологии во главе с А.А. Чекалиной определяются такие важные компоненты гендера, как гендерное самосознание (когнитивный компонент), гендерная идентичность (эмоциональный компонент) и особенности поведения (поведенческий компонент) [2 с. 207]. Именно данная классификация ляжет в основе диагностики гендерного представления у ребенка с аутизмом.

Содержание данных компонентов гендерной идентичности довольно схожи у зарубежных и отечественных авторов.

Гендерная идентичность подразумевает под собой исполнение гендерной роли. Гендерная роль - это вид социальной роли, которая подразумевает

поведенческие паттерны, харакетрные для мужчины или женщины. Иначе говоря быть мужчиной или женщиной означает выполнять те или иные установленные гендерные роли. Гендерная идентичность и гендерная роль могут не совпадать между собой. Преломляя эти понятия к лицу с расстройством аутистического спектра можно говорить о том, что гендерная идентичность может формироваться у него не полностью, что приводит к нарушению гендерной роли.

Психологи отмечают две основных причины, благодаря которым люди стараются отвечать ген-дерным ожиданиям:

1) «нормативное давление» предполагает подстройку личности под общественные или групповые ожидания (социальные нормы), для того, чтобы быть принятым в данном социуме. Для ребенка с аутизмом это весьма актуально, т.к. от него ожидают адекватного поведения не только, как от представителя определенного гендера, но и адекватности в поведении в принципе.

2) «информационное давление» связано с тем, что человек, выбирая ту или иную линию поведения в социуме, руководствуется не столько собственным опытом, сколько информацией, предоставляемой ему окружающими людьми. Таким образом родитель является важнейшим транслятором и связующим звеном в формировании гендерной идентичности у ребенка с аутизмом.

Применительно к детям с РАС довольно сложно говорить об идентичности в целом, т.к. одной из ведущих проблем данного нарушения является отсутствие коммуникации. Исследования показывают, что одна из причин нарушения коммуникации - это не возможность вычленить собственное «Я» из окружающего мира. Для них размыты границы не только психологического самосознания, но и телесного.

Понятие «идентичность» было введено Э. Эриксоном, который определяет ее как устойчивый образ самого себя в изменяющемся социальном окружении.

Проанализируем интерпретацию различными учеными понятия «гендерная идентичность» и постараемся определить наиболее подходящий, «рабочий» термин, применимый к ребенку с РАС.

Так Н.К. Радина под гендерной идентичностью понимает принадлежность к той или иной социальной группе на основе полового признака [2 с. 210].

Т.В.Бендас считает, что это отождествление себя с определенным полом, отношение к себе, как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик [1 с. 92].

Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина под ген-дерной идентичностью понимают социально-психологический феномен, продукт и процесс конструирования субъектом себя и социальной реальности посредством конструктов маскулинности и феми-нинности [2 с. 210].

В работах И.С. Клёциной - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [2 с.

211].

Таким образом можно видеть, что разные авторы неизменно подчеркивают системный характер изучаемого явления, что проявляется в связи с полом, культурой, институтами социализации, а также отмечают согласованность гендерной идентичности со всеми личностно принимаемыми образами «Я».

В своем понимании гендерной идентичности у ребенка с РАС мы будем придерживаться следующего спектра социальных связей и прежде всего это микроокружения: семьи, образовательного учреждения, культурного пространства.

Список литературы

1. Берн Ш. Тендерная психология. - СПб.: Прайм, 2001. - 320 с.

2. Введение в тендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. - М. : Изд-во МГУ, 2000. - С. 201-215.

3. Евтушенко И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - No 5. - С. 64-67.

4. Baitol K. M., Martin D. С Women and men in task groups // The social psychology of female-male relations. N. Y.; L., 1986. P. 259-310.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ УЧАЩИМИСЯ

РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

Лукина А.К.

Сибирский Федеральный Университет, зав.кафедрой общей и социальной педагогики, кандидат философский наук, профессор Сеткова И.Н. Лицей №1, г.Красноярск, директор; Т.П. Лисунова, Лицей №1, г.Красноярск, заместитель директора, г. Красноярск

ESPECIALLY THE PERCEPTION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

STUDENTS OF DIFFERENT AGES

Lukina A.K.,

Professor Siberian Federal University, Setkova I.N.

Lyceum №1, Krasnoyarsk, director; T.P. Lisunova, Lyceum №1, Krasnoyarsk, deputy director

Krasnoyars

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования образовательной среды школы. Выяснилось, что восприятие различных элементов среды и их влияние на развитие личности зависит от возраста школьников. В исследовании выяснилась высокая значимость для детей таких элементов среды, как собственная парта и её местоположение в классе, школьная доска и стол учителя, коридор, школьный двор, вестибюль. Делается вывод о необходимости специального проектирования этих мест, а также создания специальных зон в школе: зон свободной игровой деятельности и двигательной активности, зоны исследовательской деятельности и презентации достижений учащихся и педагогов и некоторых других зон.

Abstract

The article represents the results of educational environment research in school. It was found out that the perception of various elements of school environment and their influence on personal development depends on students' age. The research revealed a high significance of such environmental elements for children as having a desk of their own, its location in the classroom, blackboard, teacher's table, corridors, the schoolyard, etc. It can be concluded that there is a need for a special design of these places as well as for creating special zones in school, such as a game zone, a zone for displaying students' and teachers' researches and achievements and some other zones.

Ключевые слова: образовательная среда; развитие; школьный класс; ребенок; место.

Keywords: education environment; development; school class; child; place.

В настоящее время в российском образовании все более актуальным становится так называемый средовой подход. [1,3,5]. Образовательная среда является системно сбалансированным сочетанием внутренних и внешних (по отношению к образованию) факторов и условий, существенно влияющих на образование, оказывающих на него воздействие на принципах прямой и обратной связи.

В антрополого-психологической модели образовательная среда рассматривается как совокупность условий, обстоятельств окружающей индивида обстановки. [3,4]. В психодидактической модели среда понимается как система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия и развития способностей и склонностей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.