Актуальныае проблемы! авиации и космонавтики - 2022. Том 3
УДК 79б.98
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.С. Горбачев, Н.П. Трофимова,Н.В. Щербакова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Российская Федерация,бб0037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: tat.martirosova@yandex.ru
Статья посвящена роли физического воспитания в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: образование, физическое воспитание, спорт, студент.
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL
EDUCATION
A.S.Gorbachev, N.P. Trofimova, N.V. Shcherbakova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, бб0037, Russian Federation E-mail: tat.martirosova@yandex.ru
The article is devoted to the role of physical education in the system of higher professional education.
Keywords: education, physical education, sport, student.
Высшее образование в нашей стране охватывает значительную часть молодежи. Во всех образовательных учреждениях высшего образования физическая культура и спорт являются неотъемлемой составляющей в образе жизни современных молодых людей. Физическая культура и спорт являются уникальной системой, которая позволяет сохранить и укрепить здоровье, сформировать ценностные ориентации молодежи к здоровому образу жизни, способствуют гармоничному развитию.Спорт в целом очень важны как для рядовых студентов российских вузов, так и для студентов с ограниченными возможностями[1].
В своем выступлении Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил важность реализации основных положений Концепции, предложенной Российским студенческим спортивным союзом еще в 2014 году, которая была поддержана Минспорта России и Минобрнауки России, а также включена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 2570-р в План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Основные задачи Концепции направлены:
- на модернизацию системы физического воспитания и развитие спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
- на обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования физкультурной и спортивной инфраструктурой;
Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»
- на совершенствование и повышение квалификации преподавательского и тренерского состава физической культуры с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
В соответствии с ФГОС ВО проведение занятий по физической культуре и спорту в вузе направлено на формирование универсальной компетенции «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»[2]. В формировании универсальных компетенций будущей профессиональной деятельности большое значение имеют именно занятия физической культурой и спортом, т.к. они оказывает большое влияние на формирование физического и психического здоровья современных студентов [3,4]. Но, несмотря на важность и значимость физического воспитания современной молодежи, в системе высшего образования существуют и проблемные места при организации и проведении учебных занятий по физической культуре.
Предмет «Физическая культура» направлен на достижение ряда важных целей: оздоровительный эффект, повышение умственной и физической работоспособности у занимающихся. Результатом достижения этих важных целей является высокий уровень физического развития и физической подготовленности, значительная степень реабилитации и рекреации человека после перенесенных заболеваний. На основе использования средств и методов физической культуры формируются знания, а также развиваются необходимые умения и навыки для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Все эти факторы оказывают положительное влияние на мировоззрение, интеллектуальные, психические, психофизические, морально-волевые качества в процессе формирования личности человека.
На данный момент на территории Российской Федерации активно популяризируется новая политика, направленная на развитие молодежного и любительского спорта. В ходе этого появился ряд основных регламентирующих документов в российском законодательстве. На данный момент система высшего образования находится в процессе адаптации мер по популяризации спорта в учебных заведениях. При всей значимости физического воспитания студентов, при организации занятий по физической культуре и спорту в вузах имеются определенные недостатки, а именно, преподавание физической культуры с использованием дистанционных технологий обучения, перевод до 50% времени на самостоятельную работу студента, недостаток спортивной базы и материально-технического обеспечения физкультурных занятий, низкая мотивация студентов и др. Реализация предложенных в работе мер позволила бы существенно повысить эффективность физического воспитания в вузе и активизировать физкультурно-спортивную работу со студентами[3].
В процессе занятий физической культурой студенты включаются в процесс самопознания и самосознания. Эти процессы организовываются относительно изучения своего физического состояния и сферы духовнонравственной жизни. Уровень развития физических способностей характеризуется показателями телосложения и показателями здоровья, отражающих функциональное состояние физиологических систем организма [4]. Физическая подготовленность как результат физической подготовки выражается в показателях развития физических качеств и определяется в процессе сдачи тестовых упражнений.Важным условием развития мотивации студентов выступает правильно организованный процесс физического воспитания в вузе. Грамотный профессорско-преподавательский состав, хорошая материально-спортивная инфраструктура и современные инновации в области физической культуры - именно эти компоненты пробудят интерес и мотивацию у студентов. Также мотивационными основами являются развитие двигательной активности и потребность в физическом самосовершенствовании, необходимость нормальной работы всех функций и систем организма. Таким образом, для мотивации к занятиям физической
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
культурой нужно поднять заинтересованность в формировании потребности о высокой физической подготовке, установить цель в регулярных занятиях двигательной активностью для улучшения физической и умственной работоспособности. Основными направлениями по формированию и развитию здорового образа жизни у студенческой молодежи в процессе обучения в высшей школе нами выделяются следующие: воздействие на мотивационную сферу личности студента; воздействие на интеллектуальную сферу, с целью формирования основных знаний по поддержанию и развитию здорового образа жизни; результативное направление, находящее отражение в поведении студента[2].Необходимо создать такую систему высшего образования, которая бы в полной мере реализовывала весь спектр гуманистических функций физической культуры и спорта, актуализировала общекультурный потенциал личности, специалиста, гражданина. Повышение уровня спортивной культуры будет способствовать достижению целей физического воспитания как учебной дисциплины, укреплению здоровья молодежи и в целом оздоровлению населения страны. В процессе формирования у студенческой молодежи культуры спорта необходимо одновременно формировать и здоровую мотивацию им заниматься. Один из действенных факторов создания такой мотивации - осознание студентами того, что физическая культура и спорт -не только формы развлечения, физического совершенствования и рекреации, но и средства всестороннего развития личности, залог успешности человека в жизни[5].
Физическая культура в системе высшего образования должна способствовать всестороннему развитию учащихся, и одновременно соответствовать интересам общества; стимулировать студентов поддерживать здоровый образ жизни; укреплять здоровье, способствовать развитию культуры собственного здорового тела, сформировать определенные знания, навыки и умения в данной области.
Библиографические ссылки
1. Физическая культура и спорт в системе высшего образования как важный фактор гармоничного развития студентов /Э.Березовикова//Актуальные проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в современных условиях: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 29-31.
2. Инклюзивная физическая культура и спорт в системе высшего образования / Т. Э. Галюнко, Е. А. Кравченко, Е. И. Прокопец // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021. С. 543-546.
3. Физическая культура в системе современного высшего образования / В. А. Оринчук, С. В. Гвоздиков // XI международная научно-практическая конференция «актуальные проблемы физической культуры, спорта, здорового и безопасного образа жизни»: Сборник статей конференции. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н А. Добролюбова, 2021. С. 49-54.
4. Филонов И. В. Формирование физкультурной компетентности у студентов в системе высшего профессионального образования / И. В. Филонов, В. А. Жиляков // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. 2021. № 1(10). С. 222-227.
5. Шувалова М. А. Актуальные вопросы формирования спортивной культуры студентов вузов как важной составляющей общечеловеческого культурного процесса / М. А. Шувалова // Сибирские юридические студенческие чтения: материалы XIX международной научной конференции студентов. Омск: Частное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский юридический университет", 2022. С. 222-225.
© Горбачев А.С., Трофимова Н.П., Щербакова Н.В., 2022