■А- 'А_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ_-eg*-
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ОТРАЖЕНИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. ШУЛЬЖЕНКО,
Кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Проанализирована концепция развития физической культуры и спорта в России, описаны ведущая цель модернизации, структура и содержание физкультурной и спортивной сфер.
Ключевые слова: система образования, гуманизация образования, физическая культура, спорт, физическое воспитание, формирование спортивной культуры.
PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN REFLECTION HUMANISTIC HEALTHSAVINGS EDUCATION SYSTEM ORIENTATIONS
A.V. SHULZHENKO,
the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer the Stavropol state university
Annotation. Authors of article analyse the concept of development of physical training and sports in the Russian Federation, are described — the leading purpose of modernization, structure and the maintenance of sports and sports spheres.
Keywords: an education system, a formation humanization, physical training, sports, physical training, formation of sports culture.
Гуманистическая парадигма современного российского образования ориентирована на человека как высшую ценность социально-духовного бытия и отношения к нему как субъекту познания, общения, коммуникации и творчества. Одной из первостепенных задач педагогики высшей школы является формирование специалиста, гражданина и профессионала через детерминацию его значимо-смыслового отношения к социально-духовным ценностям. Идеи гуманизации российского общества находят свое отражение и в системе физической культуры и спорта, функционирующим в общеобразовательной и высшей школе, физическом воспитании детей и учащейся молодежи [3; 4].
Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимаю-
щихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости. Необходимо формирование моральных, духовно-нравственных качеств личности спортсмена, отвечающих потребностям культурного развития общества [1, с. 3, 12, 13].
Здоровьеформирующая гуманистическая функция физической культуры и спорта в современной системе образования приобретает особое значение в условиях нарастающих угроз разрушения социально-нравственной среды обитания человека и его внутренней духовности как основы культуры, доброты, благосостояния народа и безопасности государства. Проблемы низкой двигательной активности, алкоголизма, табакокурения, наркомании и поп-культуры современной молодежи может быть решена на основе постоянного, а не спонтанного на потребу моде и оче-
ф- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ф-
редной политической компании системного, целенаправленного и масштабного внедрения научно-педагогических теорий и технологий, обеспечивающих формирование физической культуры личности, включение детей и учащейся молодежи в разные формы самостоятельной и организованной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности [3].
Использование в физическом воспитании научных достижений — это путь интенсивного и в то же время перспективного, на много лет вперед развития системы физической культуры и спорта, социальные функции которых в плане воспитания, образования и развития личности не ограничены. В процессе образования и деятельности в области физической культуры у молодежи формируется спектр специальных интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориен-таций, социально-духовных ценностей, физических качеств, положительных эмоционально-волевых проявлений, связанных с определенными достижениями, общением, работоспособностью, а в целом здоровым образом жизни.
В последнее время в одном из научно-педагогических направлений поднимается вопрос о спортизации процесса физического воспитания учащейся молодежи, формирование у нее индивидуальной, личностной спортивной культуры, стиля спортивной деятельности, воспитание бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокой культуры тренировки, формирование упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умением побеждать и проигрывать, не теряя культуры, своего достоинства и веры в будущий успех. Разумеется, нельзя не замечать отдельные факты девальвации нравственных и духовных ценностей среди спортсменов. Сегодня все больше число молодежи включается в спортивную жизнь не как ее непосредственные участники, а, к сожалению, только как зрители. В этой сфере, особенно в профессиональном спорте, слава, престиж, деньги порой добываются за счет жестокости, агрессивности, грубой физической силы и вызывающей демонстрации своего превосходства на другой командой или отдельным человеком [1].
Американский культуролог и социолог Veb-len, рассматривал спорт как «псевдоактивность», «канал для выхода энергии, которая в противном случае может быть опасной», проявление «тоталитарной культуры», занятие, имеющее смысл лишь для «праздного класса». Аналогичную оценку спорту давал и социальный философ из Франкфурта Adorno, отмечая наличие «мазохистского момента в спорте», образование подчиненной человек-машины в спорте. На этом основании он считал, что спорт относится «к сфере несвободы», зарубежные машинерии и безличностной чувственности.
Некоторые исследователи указывают, что современный спорт наносит вред сотрудничеству, формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших, приводит к развитию многих негативных качеств личности, таких как эгоизм, агрессивность зависть, порождает стремление победить любой ценой даже за счет здоровья и нарушения нравственных норм Lenk, Heinila, Fielding, Mcintosh, Arnold ссылаются и на то, что спортивные поединки порождают национализм и шовинизм, служат проявлением «агрессивных инстинктов индивида», свидетельствуют о «патологии личности», что спортсмен выступает как послушное орудие манипуляции и находится в состоянии «отчуждения». Идентична книга «Война без оружия», которую Ph. Goodhart и Ch. Chata way написали о международном спорте в 1968 г., а также оценка спорта бывшим Президентом США Р. Рейганом, который заявил в одном из выступлений: «Спорт — это выражение ненависти друг к другу... Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт — наиболее близкая к войне область человеческой деятельности» [5, p. 45—63].
Любую функцию деятельности общества можно превратить в абсурд или свою противоположность. Спорт сам по себе не агрессивен. Жестоким его делают безнравственные люди и организуемый ими бизнес, что также проявляется в искусстве и кино. Спорт — это лишь соревновательная сфера физической культуры, направленная на выявление и сравнение психофизических и интеллектуальных способностей и возможностей человека, специальная тренировка и специфиче-
ф- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ф
ские межчеловеческие отношения, построенные на спортивной этике и правилах соревнований [2].
В основополагающих государственных документах, определяющих стратегию развития России, обосновано отмечается, что развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь духовным и физическим здоровьем нации. Развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной их пропаганды и формирования у детей и учащейся молодежи культуры здорового образа жизни, выработку у них социально-психологического иммунитета к употреблению сквернословия, наркотических средств, табакокурению и употреблению спиртосодержащих напитков [4].
Ведущей целью модернизации структуры и содержания физкультурной и спортивной сфер в России определяется существенное повышение социокультурной их составляющей, совершенствования физического, нравственного и духовного здоровья занимающихся, использование в учебно-воспитательном процессе разнообразного спектра педагогических технологий оздоровительной и коррекционной физической культуры, спортивной тренировки. Должна быть обеспечена максимально возможная свобода выбора занимающимися вида физической активности с одновременной обязательностью выполнения требований государственного образовательного стандарта; разработка учитывающих формирование нравственных, интеллектуальных, поведенче-
ских, двигательных, мобилизационных, коммуникативных здоровьесберегающих ценностей физической культуры и спорта, интеллектуальную и физическую работоспособность учащейся молодежи, ее гуманистически направленное мировоззрение, миропонимание, мировосприятие культуры современного общества, основу и неповторимую уникальность которой составляет многоцветный спектр этнокультур.
Литература
1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Концепция информационно образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1.
2. Виленский М.Я., Черняев В.В. Концептуальные основы проектирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: моногр. М., 2004.
3. Соловьев Г.М., Соловьева Н.И. Здоровье-сберегающая система образования в обеспечении здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащихся: моногр. М., 2007.
4. Соловьев Г.М., Шаталова И.Е., Шульженко А.В. Концептуальное обеспечение воспитания студенческой молодежи посредством физической культуры: моногр. Воронеж, 2008.
5. Arnold P.J. Aesthetic Aspects of Sport // International Review of Sport Sociology, 1978. V. 13.
История политических и правовых учений: учеб. пособие / под ред. Н.В. Михайловой, А.А. Опалевой, А.Ю. Олимпиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 367 с.
Изложены основные политические и правовые теории Древнего мира, Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени, дан анализ представлений о власти, политике, праве в восточной, европейской, американской политико-правовой мысли. Большое внимание уделено истории политических и правовых учений в России, в том числе концепции государства и права в теории и практике ленинизма, политико-правовой мысли русского зарубежья.
Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для всех тех, кто интересуется историей политических и правовых учений.