ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378.22
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
PHYSICAL EDUCATION AND SPORT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES IN HIGHER EDUCATION
Шевченко Софья Денисовна
студент
Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
Волгоград, Россия Shevchenko Sofya Denisovna
student
Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd
Нагайцева Ирина Федоровна
к.п.н, доцент Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет Nagaytseva Irina Fedorovna
k. ped. sciences, associate professor FGBOU VO "UGSU"' Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd
Аннотация. В работе рассмотрены>/ проблемы>/ развития студента с ограниченныэши возможностями здоровья, как личности на занятиях физической культурыы в вы^/сшихучебнызх заведениях.
Abstract. The paper deals with the problems of development of students with disabilities, as a person in the classroom of physical culture in higher education.
Ключевые слова: физическая культура; здоровье; спорт.
Keywords: physical culture, health, sport.
Сложные социальные условия двадцать первого века, когда конкуренция между успешными людьми, строящими бизнес, карьеру, пробующими себя в политике и на руководящих должностях, заставляют каждого претендента на лидерство в определённой области социальной деятельности задумываться о повышении культурного уровня, как своего личного, так и общества в целом. Без культуры невозможно функционирование ни одного государства, региона, большого или маленького поселения. Но культура это не только музыка, кино, литература или образование, это ещё и обязательная для каждого человека спортивная подготовка, способность заботиться о своём теле, быть физически
5/108
выносливым и понимать, что именно в двадцать первом веке с его огромной нагрузкой на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы человеческого существования, прежде всего спорт поможет преодолеть экстремальные психологические нагрузки и сохранить полноценную работоспособность и ежедневную бодрость и энергию до преклонного возраста и наиболее актуальна эта проблема для студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Именно поэтому занятия физической культурой приобретают особую актуальность в высших учебных заведениях, ведь, как правило, студенты -будущие работники именно интеллектуальной области деятельности и для них проблема физической активности, поддерживающей здоровье и физическую форму, безусловно, очень важна. Ведущие исследователи темы спортивной и физической подготовки в российских вузах - В. А. Масляков, В. С. Матяжов, Ю. А. Ямпольская много лет разрабатывали стратегию и тактику преподавания физической культуры студентам высших учебных заведений, добившись осознания своими подопечными необходимости иметь наряду со специальными профессиональными навыками, получаемыми в стенах университетов и институтов, ещё и навыки самостоятельных спортивных занятий.
В ходе эксперимента, овладение студентами с ОВЗ теоретико-методических и организационных основ физической культуры дает возможность для физического совершенствования и формирования здорового образа жизни. Обучение студентов с ОВЗ основам планирования самостоятельных занятий в рамках индивидуального режима, позволило занимающимся самостоятельно использовать методы физической культуры для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, а применение методов оценки физического развития и физической подготовленности занимающихся, в процессе занятий физической культурой дает возможность самостоятельно контролировать этот процесс.
Среди тех, кто активно занимался спортом и физкультурой, наблюдалось уменьшение количества заболеваний, в том числе психических, соматических и связанных с ожирением. Уровень здоровья у этой группы студентов был, как правило, выше по всем показателям.
Авторы В. А. Масляков и В. С. Матяжов особо подчёркивают важность приобретения коллективного и индивидуального опыта физкультурно-спортивных занятий, где в соревновательной деятельности формируются и реализуются лидерские качества студентов, отрабатывается стратегия инициатив и поведения в сложных спортивных ситуациях. Именно практика "применения средств физической культуры" основывается на тех знаниях и умениях, которые студенты получают в ходе обучения, способствуя повышению умственного и физического потенциала будущих специалистов [1], формируя гармонически развитых личностей и здорового образа жизни [3]. Регуляция двигательной активности помогает сохранять на необходимом уровне функциональность молодого организма, давая возможность студентам ощущать в себе силы для решения сложных вузовских задач [2].
Дисциплина "Физическая культура" весьма значимый компонент вузовского обучения, обязательна для целостного развития личности, имеет развивающие и оздоровляющие функции. По определению Ю. А. Ямпольской, преподавание
6/108
физкультуры это комплекс воспитательных, пропагандистских и методических мер, направленных на укрепление здоровья и сохранение высокого физического потенциала.
Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья в молодом возрасте занятия физической культурой стоят на первом почётном месте. Чем шире физические занятия практикуются и внедряются в вузовское обучение, тем больше шансов через двадцать-тридцать лет видеть среди лучших людей страны физически крепких и здоровых людей. А развитие массового спорта в России даст возможность сохранить это здоровье ещё на долгие годы плодотворной творческой жизни.
Литература
1. Масляков В. А., Матяжов В. С. Массовая физическая культура в вузе. М. : Высшая школа, 1991. 239 с.
2. Масияускене О. В., Муравянникова Ж. Г Валеология. — Р.-н/Д. : Феникс, 2008. 249 с. 3.
3. Садовников Е. С, Гуляихин В. Н, Андрющенко О. Е. Здоровый образ жизни молодежи: механизм мы/следеятельности в системе заботы/ о себе // Учены/е записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5(111). С. 154-159.
4. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников //Российский педиатрический журнал. 1998. № 1. С. 9-11.
References
1. Maslyakov V. A., Matyazhov V. S. Massovaya fizicheskaya kul'tura v vuze [Mass physical culture in high school]. Moscow, Vysshaya shkola Publ, 1991, 239p.
2. Masiyauskene O. V., Muravyannikova Zh. G. Valeologiya [Valeology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008, 249p.
3. Sadovnikov E. S, Gulyaihin V. N, Andryushchenko O. E. Zdorovyj obraz zhizni molodezhi: mekhanizm mysledeyatel'nosti v sisteme zaboty o sebe [Healthy lifestyle of young people: the mechanism of mental activity in the system of self-care ]. Uchenye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta - Uchenye zapiski un-ta im. PF Lesgaft, 2014,. № 5(111), pp. 154159.
4. Yampol'skaya Yu. A. Fizicheskoe razvitie i adaptacionnye vozmozhnosti sovremennyh shkol'nikov [Physical development and adaptation capabilities of modern schoolchildren]. Rossijskijpediatricheskij zhurnal - Russian Pediatric Journal, 1998, № 1, pp. 9-11.
7/108