Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт у студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования'

Физическая культура и спорт у студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТ / PHYSICAL CULTURE / HEALTH / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Софья Денисовна, Нагайцева Ирина Федоровна

В работе рассмотрены проблемы развития студента с ограниченными возможностями здоровья, как личности на занятиях физической культуры в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Софья Денисовна, Нагайцева Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES IN HIGHER EDUCATION

The paper deals with the problems of development of students with disabilities, as a person in the classroom of physical culture in higher education.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт у студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования»

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.22

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES IN HIGHER EDUCATION

Шевченко Софья Денисовна

студент

Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет

Волгоград, Россия Shevchenko Sofya Denisovna

student

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd

Нагайцева Ирина Федоровна

к.п.н, доцент Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет Nagaytseva Irina Fedorovna

k. ped. sciences, associate professor FGBOU VO "UGSU"' Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd

Аннотация. В работе рассмотрены>/ проблемы>/ развития студента с ограниченныэши возможностями здоровья, как личности на занятиях физической культурыы в вы^/сшихучебнызх заведениях.

Abstract. The paper deals with the problems of development of students with disabilities, as a person in the classroom of physical culture in higher education.

Ключевые слова: физическая культура; здоровье; спорт.

Keywords: physical culture, health, sport.

Сложные социальные условия двадцать первого века, когда конкуренция между успешными людьми, строящими бизнес, карьеру, пробующими себя в политике и на руководящих должностях, заставляют каждого претендента на лидерство в определённой области социальной деятельности задумываться о повышении культурного уровня, как своего личного, так и общества в целом. Без культуры невозможно функционирование ни одного государства, региона, большого или маленького поселения. Но культура это не только музыка, кино, литература или образование, это ещё и обязательная для каждого человека спортивная подготовка, способность заботиться о своём теле, быть физически

5/108

выносливым и понимать, что именно в двадцать первом веке с его огромной нагрузкой на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы человеческого существования, прежде всего спорт поможет преодолеть экстремальные психологические нагрузки и сохранить полноценную работоспособность и ежедневную бодрость и энергию до преклонного возраста и наиболее актуальна эта проблема для студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Именно поэтому занятия физической культурой приобретают особую актуальность в высших учебных заведениях, ведь, как правило, студенты -будущие работники именно интеллектуальной области деятельности и для них проблема физической активности, поддерживающей здоровье и физическую форму, безусловно, очень важна. Ведущие исследователи темы спортивной и физической подготовки в российских вузах - В. А. Масляков, В. С. Матяжов, Ю. А. Ямпольская много лет разрабатывали стратегию и тактику преподавания физической культуры студентам высших учебных заведений, добившись осознания своими подопечными необходимости иметь наряду со специальными профессиональными навыками, получаемыми в стенах университетов и институтов, ещё и навыки самостоятельных спортивных занятий.

В ходе эксперимента, овладение студентами с ОВЗ теоретико-методических и организационных основ физической культуры дает возможность для физического совершенствования и формирования здорового образа жизни. Обучение студентов с ОВЗ основам планирования самостоятельных занятий в рамках индивидуального режима, позволило занимающимся самостоятельно использовать методы физической культуры для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, а применение методов оценки физического развития и физической подготовленности занимающихся, в процессе занятий физической культурой дает возможность самостоятельно контролировать этот процесс.

Среди тех, кто активно занимался спортом и физкультурой, наблюдалось уменьшение количества заболеваний, в том числе психических, соматических и связанных с ожирением. Уровень здоровья у этой группы студентов был, как правило, выше по всем показателям.

Авторы В. А. Масляков и В. С. Матяжов особо подчёркивают важность приобретения коллективного и индивидуального опыта физкультурно-спортивных занятий, где в соревновательной деятельности формируются и реализуются лидерские качества студентов, отрабатывается стратегия инициатив и поведения в сложных спортивных ситуациях. Именно практика "применения средств физической культуры" основывается на тех знаниях и умениях, которые студенты получают в ходе обучения, способствуя повышению умственного и физического потенциала будущих специалистов [1], формируя гармонически развитых личностей и здорового образа жизни [3]. Регуляция двигательной активности помогает сохранять на необходимом уровне функциональность молодого организма, давая возможность студентам ощущать в себе силы для решения сложных вузовских задач [2].

Дисциплина "Физическая культура" весьма значимый компонент вузовского обучения, обязательна для целостного развития личности, имеет развивающие и оздоровляющие функции. По определению Ю. А. Ямпольской, преподавание

6/108

физкультуры это комплекс воспитательных, пропагандистских и методических мер, направленных на укрепление здоровья и сохранение высокого физического потенциала.

Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья в молодом возрасте занятия физической культурой стоят на первом почётном месте. Чем шире физические занятия практикуются и внедряются в вузовское обучение, тем больше шансов через двадцать-тридцать лет видеть среди лучших людей страны физически крепких и здоровых людей. А развитие массового спорта в России даст возможность сохранить это здоровье ещё на долгие годы плодотворной творческой жизни.

Литература

1. Масляков В. А., Матяжов В. С. Массовая физическая культура в вузе. М. : Высшая школа, 1991. 239 с.

2. Масияускене О. В., Муравянникова Ж. Г Валеология. — Р.-н/Д. : Феникс, 2008. 249 с. 3.

3. Садовников Е. С, Гуляихин В. Н, Андрющенко О. Е. Здоровый образ жизни молодежи: механизм мы/следеятельности в системе заботы/ о себе // Учены/е записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5(111). С. 154-159.

4. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников //Российский педиатрический журнал. 1998. № 1. С. 9-11.

References

1. Maslyakov V. A., Matyazhov V. S. Massovaya fizicheskaya kul'tura v vuze [Mass physical culture in high school]. Moscow, Vysshaya shkola Publ, 1991, 239p.

2. Masiyauskene O. V., Muravyannikova Zh. G. Valeologiya [Valeology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008, 249p.

3. Sadovnikov E. S, Gulyaihin V. N, Andryushchenko O. E. Zdorovyj obraz zhizni molodezhi: mekhanizm mysledeyatel'nosti v sisteme zaboty o sebe [Healthy lifestyle of young people: the mechanism of mental activity in the system of self-care ]. Uchenye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta - Uchenye zapiski un-ta im. PF Lesgaft, 2014,. № 5(111), pp. 154159.

4. Yampol'skaya Yu. A. Fizicheskoe razvitie i adaptacionnye vozmozhnosti sovremennyh shkol'nikov [Physical development and adaptation capabilities of modern schoolchildren]. Rossijskijpediatricheskij zhurnal - Russian Pediatric Journal, 1998, № 1, pp. 9-11.

7/108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.