Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЕКОВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЧЕЛОВЕК / МОЛОДЕЖЬ / ДЕТИ / АДЫГИ / СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ансоков Х.К., Чипов А.Х., Раков Ф.И., Ансокова М.Г.

Трудовая деятельность, физическая культура и спорт в течение почти двух миллионов лет сформировали современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE LIGHT OF THE AGES

Labor activity, physical fitness and sport for about two million years formed the modern man

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЕКОВ»

УДК 796.011.1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЕКОВ

Ансоков Х. К., кандидат педагогических наук, доцент Чипов А. Х., старший преподаватель Раков Ф. И., старший преподаватель

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова» Ансокова М. Г., учитель начальных классов

МКОУ «СОШ - № 12»

PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE LIGHT OF THE AGES

Ansokov Kh. K., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Chipov A. Kh., Senior Teacher Rakov F. I., Senior Teacher FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov» Ansokova M.G., Teacher of junior classes Secondary school № 12, Nalchik

Трудовая деятельность, физическая культура и спорт в течение почти двух миллионов лет сформировали современного человека.

Ключевые слова: труд, физическая культура, спорт, человек, молодежь, дети, адыги, спортивные объекты.

По мнению многих ученых, разумный человек появился на земле около двух миллионов лет назад. Становление его проходило последовательно и беспрерывно, усложнялись решаемые задачи. Выжить среди суровой природы в окружении хищных зверей могли только ловкие, быстрые, выносливые, закаленные, умственно развитые люди. Необходимость защитить себя и сородичей, соорудить удобное и безопасное жилье и при этом часто перемещаться с одного места на другое в поисках еды и воды, способствовало появлению разнообразных орудий труда, охоты, рыбалки и средств защиты от стихийных бедствий, диких животных и воинственных племен. Их совершенствование в процессе сотен тысяч лет привело к постепенному, но заметному снижению мышечных усилий и ухудшению двигательных параметров человека.

У первобытных людей физические и умственные способности развивались параллельно в процессе трудовой и игровой деятельности и в период совершенствования разнообразных умений и навыков. Ежедневные жизненные проблемы, неустроенность и изнурительный труд за выживание значительно сокращали продолжительность жизни наших далеких

Labor activity, physical fitness and sport for about two million years formed the modern man.

Key words: labor, physical education, sport, people, youth, children, circassians, sports facilities.

предков, которая была недолгой ввиду отсутствия эффективных средств лечения незаживающих ран и вечных эпидемий различных болезней. Антропологи разгадали тайны выживания людей, предельная продолжительность жизни которых приближалась к 20 годам, тогда как лишь отдельные индивиды доживали до 40 лет. Поэтому неудивительно, что суровый климат и желание выжить способствовали появлению физических упражнений и трудовых навыков.

Совместная общественная деятельность, где всё принадлежало всем в равной степени, никем не оспаривалась. Такое установившееся равноправие имело силу закона и было незыблемо ни при каких обстоятельствах. Тесные взаимоотношения людей требовали согласованности действий во время охоты, когда проводились массовые преследования и целенаправленный загон стадных животных в заранее подготовленные ямы и природные углубления или тупиковые пещеры. Добыча охоты делилась поровну между всеми членами племени, включая взрослых мужчин и женщин.

Первобытная община управлялась советом старейшин, куда входили самые почитаемые старики, которые решали текущие проблемы племени. Исходя из личного опыта, традиций и

обычаев они вершили суд и выносили вердикт. Никто не имел права ослушаться, но, если появлялись недовольные решением, их изгоняли из племени, рода или выносили смертный приговор.

Старейшины племени не участвовали в общественно-полезных мероприятиях. Их задача сводилась к тому, чтобы учить, направлять, формировать, закреплять и приспосабливать необходимые умения и навыки к трудовым действиям, укреплять и физически совершенствовать молодежь ко времени возмужания.

Наставничество старейшин не проходило бесследно и приобретаемые навыки совершенствовались и закреплялись на охоте, которая подобно другим видам совместного труда, формировала доступные для коллективной деятельности отношения.

Существовавшая племенная или родовая мораль поддерживалась общественным мнением, закреплялась в обычаях и традициях и только это, когда еще отсутствовало понятие власти, определяло образ жизни и стиль действия всех и каждого в отдельности. Совместный труд, взаимопомощь и солидарность между членами племени отражали моральные отношения и нравственные чувства, стереотипы поведения в быту и коллективной деятельности.

Более 4000 лет назад появились первые узкие лыжи с заостренными носками и длинной палкой, один конец которой был заострен, а другой утолщен. Такая палка могла служить и для защиты от зверей или нападения врага, и для устройства ночлега, и для переправы через водную преграду.

Зимой люди, жившие на Кавказе, подобно северянам, для передвижения использовали снегоступы, плоские куски дерева, а также кожаные мешки с соломой, которые привязывали к ногам. Эти приспособления помогали людям, в первую очередь, охотникам и воинам в поисках пищи, защиты от диких животных и враждебных племен.

Национальные виды физических упражнений, разработанные на Кавказе, в течение многих столетий оказывали влияние на развитие разносторонних форм физического воспитания, элементы которых проявляются в кавказских танцах, плясках охотников после удачной охоты, танцах мальчиков и др.

Привлечение детей и молодежи к систематическим занятиям физическими упражнениями являлось традиционным методом воспитания, т.к. обучая различным движениям, добивались необходимого уровня развития двига-

тельных качеств личности, гармонически развитой, духовно богатой, морально чистой и физически совершенной.

Ничего удивительного не было в том, что физическое воспитание адыгов, как и у других народностей Кавказа, возникло на основе трудовой деятельности. Всякий труд, связанный с мышечным проявлением, требовал высокого уровня развития двигательных качеств, и чем больше человек работал, тем сильнее способствовал их повышению. Уровень развития качеств и степень владения умениями и навыками послужили мерилом определения достатка в пище и обеспеченности всем необходимым в семье.

Осознание этого факта привело человека к выводу, что необходимо свой опыт жизнедеятельности, если он принят другими к действию, передавать своим детям, молодежи. Действенность, результативность повторяемости упражнений, наличие у детей признаков обучаемости привел к первым формам трудового воспитания с использованием ходьбы, бега, прыжков, метаний и других специализированных упражнений.

Важным этапом в развитии физического воспитания адыгов стало изобретение лука, укрощение коня и обучение верховой езде, что способствовало ведению охоты на больших территориях. Однако, в конце концов расширение географии охоты привело к стычке с воинствующими представителями соседних племен. Такие случаи нападения регулярно повторялись с людскими потерями и послужили поводом для введения в программу обучения детей и молодежи военно-физической подготовки, впоследствии ставшей обязательной и преобладающей.

Община контролировала и направляла физическое развитие и военную подготовку молодежи. Наряду с традиционными упражнениями адыги совершенствовали технику владения конем, джигитовку, набрасывание аркана на скаку, меткость стрельбы, добивались виртуозного владения копьем, а позже и шашкой, использовали разные способы борьбы, лазанье по скалам и деревьям, поднятие тяжестей и метание камней, военизированные игры и рабочие (трудовые) движения. Совершали длительные переходы и восхождения на горы с навьюченными лошадьми, к ногам которых при глубоком снеге привязывали мешки с соломой. Купались в трескучий мороз, преодолевали горные реки по переброшенному и качающемуся бревну и др.

Военно-физическое воспитание не обошло вниманием и детей адыгов. Они учились владеть различным оружием, скакать на лошади, приспосабливались жить в горах, переносить голод и холод, выживать и владеть собой в любых ситуациях. Это говорит о том, что адыги сознательно и целенаправленно использовали естественные и природные факторы в качестве очень сильных и острых средств физического воспитания детей. Из нартского эпоса известен такой метод воспитания детей: «Семь раз окунал бог-кузнец раскаленного ребенка в воду, и семь раз вода закипала. Так Тлепш закалял ребенка, закалял до тех пор, пока его тело не превратилось в булат».

О закаливающих процедурах говорил и Дж. Интериано: ...«новорожденного несли к реке, и независимо от погоды купали в ней». А известный гуманист XVIII века И.Л. Данилевский собственными глазами видел, что ... «ребенка после рождения на сутки оставляли на свежем воздухе ничем не покрытым, а на вторые сутки обмывали водой». Известно и такое его высказывание: «Душевные волнения рождают болезни и отягощают страдания».

Дети бедняков служили спарринг-партнерами детям знати, потому что вторым нужны были достойные соперники в военизированных играх, противники в единоборствах и в фехтовании, участники скачек, походов и дальних переходов. Эта повинность была незавидной, но обязывающей (нужно было терпеть хамство, оскорбление, унижение, издевательство и при этом оказывать серьезное учебное сопротивление), но приобретаемый практический опыт впоследствии пригодился в жизни многим тфокотлям сделать военную карьеру за счет проявления мужества, силы и ловкости.

Систематическое выполнение таких разнохарактерных технических и двигательных упражнений разносторонне воздействует на молодой организм и способствует умственному, физическому и психическому развитию личности. При равных условиях во время спарринга выходец из бедной семьи более мотивирован в приобретении качественных навыков владения всеми видами оружия, желании стать хорошим наездником, совершенствовании боевого искусства, чем изнеженный отпрыск знати.

После разделения в рабовладельческом обществе на классы сыновья богатых князей воспитывались у аталыка и приобретали навыки военных упражнений, в том числе, верховой езды, стрельбы из лука, ружья и пистолета, владения копьем и дротиком, фехтования и этикета. Их приучали к различным трудностям

и лишениям, учили сдержанности и самообладанию, танцам и игре на музыкальных инструментах. Все изученное и достигнутое затем обязательно закреплялось и совершенствовалось до мелочей в длительных путешествиях. Только после этого они получали право носить кинжал и становились полноправными членами своего привилегированного класса, принимали участие в походах и сражениях, а в их отсутствии - в разнообразных состязаниях, джигитовке, фехтовании, танцах и др.

Выходцы из бедных семей воспитывались дома. Их учила трудовая жизнь со всеми ее характерными чертами, голодом и лишениями, полной зависимостью от барина. Постоянный и тяжелый труд сделал крестьянина не только настоящим мужчиной, но и при необходимости - воином с впечатляющей физической подготовкой, железными нервами и устойчивой психикой.

Установлено, что в процессе тяжелого труда человек чаще всего проявляет свои высокие моральные и двигательные возможности и способности. Адыги всегда рассматривали труд как важнейший показатель воспитания детей, который непосредственно влияет на крепость духа и тела, предупреждает появление вредных привычек и негативное влияние непорядочных людей.

Спорт - игра, развлечение, составная часть физической культуры. В нем особенно четко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Но вначале спорт был тесно связан с буржуазной городской культурой. Его истоки возникли в XVII веке и объяснялись необходимостью проведения досуга богатых горожан и рождены их скукой и бездельем, а развлечения и забавы, всплеск эмоций и интереса они проявляли на конных скачках. Такие забеги собирали немало заинтересованных зрителей, которые заключали пари и делали высокие ставки. Внимание к происходящему, ажиотаж, азарт чаще всего подогревался искусственно и весьма часто это приводило к дракам и групповым потасовкам, что и забавляло богатых завсегдатаев скачек.

Светские аристократы в спорте видели возможность приятного и полезного времяпрепровождения, получения оздоровительного эффекта и наслаждения в престижных и дорогих клубах верховой езды, яхтенных и охотничьих клубах. Желающим из простонародья (даже разбогатевшим) доступ в члены этих клубов был запрещен.

Ускорение темпов развития физической культуры как составной части общечеловеческой культуры отчасти связано с именем Томаса Арнольда (1795-1842 гг.), директором собственной школы в Англии. Он придавал большое значение организованным занятиям физическими упражнениями, куда включал бег, прыжки, метания, гимнастику и плавание.

Успехи, достигнутые на педагогическом поприще, способствовали тому, что его пригласили стать ректором колледжа в г. Регби... После тщательного ознакомления с положением дел он записал в своем дневнике, что в колледже формируется завтрашнее поколение страны, погруженное в гущу заразы, где можно встретить:

- всевозможные преступления и пьянство;

- систематическую ложь;

- тиранию старших над младшими;

- недисциплинированность и непослушание учащихся;

- пренебрежение школьными правилами;

- всеобщую леность и уклонение от работы;

- организованную солидарность на почве нарушений дисциплины.

На совещании коллектива педагогов он изложил свое мнение о том, что старшие и более сильные подростки должны прекратить свои гнусные выходки и не должны больше глумиться и тиранить более слабых и младших, а обязаны стать их покровителями, наставниками и организаторами. Этим вопросом должны заниматься все учителя, не проходить мимо, не игнорировать ни одно нарушение дисциплины, пора на корню искоренить эту безобразную «дедовщину».

Его педагогическое кредо состояло в том, что от самых обыкновенных игр и состязаний лежит путь к сердцу ребенка, к активизации воспитания и обучения детей. Этому будет способствовать, по его мнению, проявляемая в играх и состязаниях внутрикомандная дисциплина, взаимопомощь, взаимоподдержка, патриотизм, честь, чистота помыслов, совесть, уважение к себе и сопернику.

Прогрессивные взгляды Т. Арнольда на физическую культуру и спорт, разительные перемены, произошедшие в колледже, были поддержаны и достойно оценены педагогическим обществом Англии, что и способствовало официальному введению (в 1827 г.) физического воспитания в программу школьного образования.

На рубеже XVШ-XIX веков в этой же стране появились первые боксерские школы. Бокс развивался как искусство защиты от нападения

и получил популярность среди народа именно как зрелище. Кстати, уроки бокса в свое время брал знаменитый поэт Ч. Байрон. Бокс стал безумно востребованным искусством улицы, бара и ринга. Бизнесмены и менеджеры на крови и поте боксеров, нисколько не беспокоясь об их здоровье и возможных травмах и увечьях, зарабатывали бешеные деньги.

Напомним, что наши далекие предшественники - любители бокса, великий математик и философ Пифагор Самосский (570-490 гг. до н.э.) был олимпийским победителем по кулачному бою, а другой философ Аристокл (427347 гг. до рождения Христа), которого Сократ назвал Платоном, ввиду того, что тот был толстый и широкоплечий, также прославился на олимпийском поприще по кулачному бою, став победителем.

В дореволюционной России развивались традиционно массовые виды спорта, не требовавшие финансовых вложений и специального оборудования и инвентаря, а именно: кулачный бой, плавание, борьба, игры в мяч, катание на лыжах и санках. Физическое воспитание стало обязательным предметом военных и ряда гражданских вузов. Военно-физическая подготовка русской армии под руководством А.В. Суворова была самой прогрессивной в Европе. Из множества знаменитых атлетов своими достижениями в этот период выделялись Николай Панин-Коломенкин, завоевавший для России первую золотую олимпийскую медаль по фигурному катанию (1904 г.) и шестикратный чемпион мира борец Иван Поддуб-ный (1905-1910 гг.).

Победа Великого Октября (1917 г.) положила начало качественному развитию физической культуры и спорта (ФКиС). Всеобщее военное обучение (Всевобуч) положил начало подготовке специалистов по ФКиС. В октябре 1919 г. был создан Петроградский институт физического образования имени П.Ф. Лесгафта (ныне ГДОИФК имени П.Ф. Лесгафта, основоположника советской системы физического воспитания), а 1 октября 1920 года утвержден Государственный центральный институт физической культуры (ныне ГЦОЛИФК, г. Москва).

Обнаруженные недостатки в области ФКиС, а именно: .«слабый охват широких масс трудящихся, рекордсменский уклон, ведомственный разнобой, слабая работа в деревне и необходимость усиления государственного руководства физкультурным движением». способствовал тому, что в 1930 году во всех вузах страны был введен предмет «Физическое вос-

питание». Цель нововведения - усилить .«работу по подъему физической культуры и спорта с тем, чтобы занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом стали повседневной потребностью всех жителей страны» независимо от возраста и пола.

То, что этот призыв услышан населением страны, подтверждает сформулированный народный лозунг: «В труде и спорте за рекорды спорьте!» В этом единстве (трудовых процессов и ФКиС) во внимание принимаются не только уровень общей физической подготовки, но и закаленность человека, умение противостоять негативным воздействиям не только внешней среды, но и производственным, а также нервно-психическая устойчивость и высокая работоспособность.

Перспективным считается направление по изучению структурных, пространственных, временных и силовых параметров движений различных профессий для определения их вклада в труд, чтобы выявить возможные внутренние резервы и компенсировать недостаточную мышечную активность во время производственной деятельности, с целью своевременного улучшения прежних или освоения новых, более экономичных, профессиональных движений, действий, приемов.

Дневная выработка продукции не снизится, а, наоборот, повысится, если трудящимся систематически и сознательно выполнять производственную гимнастику, а по ходу работы с нетерпением ждать проведения физкультурной паузы и физкультурной минутки, выполняя в обеденный перерыв активный отдых вместо пассивного. Все это в целом благотворно отразится на здоровье людей, которые будут быстрее врабатываться в рабочий ритм, а высокая производительность труда отразится на увеличении зарплаты.

Факты подтверждают, что при должной пропаганде, поддержке профсоюзов и администрации, при поощрении людей за наличие крепкого здоровья (такая практика в стране имеет место быть!), развитии физической культуры и спорта производительность труда будет неуклонно расти (как и все компоненты, ее составляющие). При этом заметно сокращается количество больных людей, что позволяет высвободившиеся (из-за ненадобности оплаты больничных листов) бюджетные деньги перераспределить на другие статьи расходов. Здоровый человек дееспособен. Это позволяет повысить эффективность учебного процесса как со стороны преподавательского состава, так и со стороны студентов.

Занятия ФКиС показаны и полезны всем, больным и здоровым, молодым и людям преклонного возраста, мужчинам и женщинам. Психологи отмечают их положительное влияние на формирование благородных свойств и отличительных особенностей характера человека. Имеется в виду наличие желания и потребность выполнить любое поручение своевременно и в срок, чувство коллективизма, жажда победы всегда и во всем, уверенность, решительность, готовность взять на себя тяжелую ношу ответственности в трудную минуту спортивной борьбы и жизненной ситуации. Он совершенствуется не только физически, но что очень важно, обогащается духовно, становится уверенным, бодрым и жизнерадостным. Такой человек идёт на работу легко, уверенно, с прямой, грациозной фигурой, с открытой для всех душой, одухотворенным лицом и прекрасным настроением. Он привыкает жить и бороться на пределе двигательных и психических возможностей, и смотрит с оптимизмом в сегодняшний и завтрашний день.

Эффективность воздействия на человека ФКиС никем не отвергается, но люди не всегда вникают в смысл слов Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Но что надо сделать, чтобы изменить отношение взрослых (родителей и тех, кто по служебному положению обязан формировать здоровье) и детей к физической культуре и спорту:

- всегда ли обоснованно освобождают на длительное время от уроков физической культуры в школах и вузах и какие действенные шаги предпринимают родители и врачи для своевременного лечения хронических и приобретенных в процессе неразумного образа жизни заболеваний у детей и какова цель отлучения (преднамеренно или по незнанию) от регулярных занятий ФКиС подрастающую молодежь?

- непонимание или нежелание вникнуть в проблему систематического укрепления здоровья детей для будущей активной жизнедеятельности и высокопродуктивного труда;

- отсутствие опыта и практики использования ФКиС в повседневной жизни во многих семьях приводит к значительному ослаблению функций растущего организма и появлению обширного букета различных болезней, что в конце концов приводит к профессиональной непригодности или несоответствию занимаемой должности по состоянию здоровья;

- недостаточный объем знаний, умений и навыков об основах здорового образа жизни и

способах его осуществления на практике; неверие в возможности физических упражнений, лечебной физической культуры и физической реабилитации;

- незнание элементарных основ и методик применения утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз, физкультурных минуток, физической культуры и спорта в режиме повседневного распорядка, т.е. физкультурная и общая неграмотность;

- лень, безразличие, разбросанность желаний, безволие, отсутствие трудолюбия, некомпетентное выполнение своих гражданских обязанностей по сохранению и укреплению здоровья, отсутствие культуры физической и понимания красоты телесной.

Соответствие любого человека перечисленным и другим отрицательным (например, переедание, вредные привычки) воздействиям приводит к существенным изменениям деятельности всех функций человеческого организма, деградации личности до неузнаваемости и плохой демографической ситуации в стране.

Любые игры (а физическая культура является полезной игрой, нужной, востребованной и применимой в любой профессии) в том числе и спортивные, считаются наиболее зрелищными, эмоциональными и посещаемыми, где явственно отражаются нравственные устои отдельных членов общества.

В последние годы ждать от спорта (а его предназначением было формировать культуру бодрости, жизнедеятельности и оптимизма) абсолютной правды, честности, чистоты, истинного благородства (бывают редкие исключения) и непогрешимости не приходится. Нельзя сказать всё, но многое продается и покупается. Обман, подкуп, договорные игры, нечеткое судейство, допинг, информационный бум, даже политическая интрига и др. являются формальным поводом к проявлению спортсменами грубой физической силы, чрезмерной жестокости и агрессивности. В унисон с ними зрители (конечно, не все, а только оголтелые, подвыпившие и обкуренные наркотиками и спайсами) на весь стадион выкрикивают оскорбительные и унизительные слова в адрес судей и отдельных игроков, избивают их, освистывают, сквернословят, ведут себя по-хамски, устраивают побоища, ломают, взрывают, поджигают, выбегают, бросают, вывешивают фашистские лозунги и рисунки и др., за что многие команды были крупно оштрафованы и лишены права играть на своем стадионе несколько матчей российского чемпионата,

или на своем поле, но без присутствия зрителей. Подобные безобразия происходят в преддверии Чемпионата мира 2018 года по футболу даже на стадионах, где будут проводиться официальные групповые игры.

Дружеская предрасположенность перед игрой, улыбки, объятия, приветствие, рукопожатие, обмен вымпелами, клятва о честной и бескорыстной борьбе определяют современные спортивные отношения, которые распространяются и воспринимаются в качестве норм общения, поведения, общечеловеческих ценностей, где победители воплощают в себе нравственные ценности патриотизма, верности долгу и данному слову, чести и порядочности. Приходится считаться с тем, что современный спорт соответствует новым веяниям и спектрам общественных и индивидуальных потребностей, к которым старшее поколение еще не привыкло. Как говорится, новые времена, новые песни.

С тем, что канувший в историю XX век называли бурным, стремительным, революционным, веком научно-технического прогресса, никто не ставит под сомнение. Разве можно забыть, что мировая пресса когда-то во весь голос заявляла: «Спорт - феномен XX века». Но его воздействие привело к снижению физического, мышечного напряжения человека, а затраты энергии приблизились к нулю (академик А.И. Берг, 1964).

Эти нерациональные для человека изменения беспокоят современников, которые должны предугадать, к чему приведет в будущем подобное невольное отрешение от движений. Смеем напомнить через многие века слова великого греческого философа Аристотеля Ста-гирского (384-322 гг. до н.э.), который выразил свое отношение к здоровью так: .«Жизнь требует движения. Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Два профессора (Хаузер и Франсис) из университета Миннесота (США) представляют себе постепенно перерождающегося человека грядущих поколений с такими изменениями: из-за частого погружения в холодильник руки женщины покроются волосами, от нажимания различных кнопок удлинится указательный палец, а от доставания консервных банок и других продуктов руки станут длинными сами по себе. Конечно, это - мнения пессимистов-«теоретиков», переубеждать которых считается несерьезным делом.

Механизация, автоматизация, внедрение инновационных технологий и новейших разра-

боток в производственный процесс не нарушают, а скорее всего, способствуют более гармоничному, избирательному развитию человека, который становится сильнее духом, душевно и телесно красивым, трудолюбивым и коммуникабельным, целеустремленным и настойчивым, устойчивым к стрессам, достойным представителем своего времени. Подтверждением этого будет действенность народного лозунга «Спорт и труд рядом идут» и всемерное привлечение и использование еще не полностью раскрытых возможностей ФКиС на службу нашему поколению и человечеству новой формации.

Стадионы с беговыми дорожками, секторами для прыжков и метаний, футбольные поля с искусственным покрытием и зеленым травяным покровом, биатлонные комплексы, велотреки, стрельбища, специализированные манежи и залы для баскетболистов, волейболистов, штангистов, спортивной и художественной гимнастики, фехтовальщиков и борцов, боксеров и дзюдоистов, бобслеистов и саночников, и множество других спортивных объектов строятся не ради развлечений и забав, не ради самого сильного штангиста, талантливого дзюдоиста, перспективного борца, стремительно жалящего боксера, одаренного пловца, стабильного биатлониста или решительного бобслеиста и др. Их много по различным видам спорта. Но на «пятки» им наступают не менее талантливые, настойчивые и жаждущие побед на крупнейших международных соревнованиях быстро прогрессирующая и набирающая силы и опыта молодежь.

Каждый олимпийский цикл открывает новые имена, появляются звезды спорта первой величины. Это для них и их последователей воздвигаются по всей стране современные спортивно-оздоровительные комплексы, которые никогда не пустуют и притягивают детей и молодежь, отрывая от улицы, ничегонеделания и пустого времяпрепровождения.

Замечательно, что наши ведущие спортсмены в настоящее время имеют прекрасно оснащенные по последнему слову техники, комплексы для полноценных тренировок и соревнований, обеспечены всем необходимым для отдыха и восстановления. Их поддерживают материально и морально. За успешные выступления на крупнейших международных соревнованиях им присваивают спортивные звания, награждают правительственными орденами и медалями.

Стремление попасть в национальную команду послужит стимулом для студенческой

молодежи активно заниматься ФКиС, укреплять здоровье, заблаговременно готовить себя к высокопроизводительному профессиональному труду по окончании вуза, а перспективным спортсменам фанатично (в хорошем смысле слова) тренироваться и стремиться к лаврам победителя и параллельно продолжать учиться в родном вузе по индивидуальному плану.

Люди более старшего возраста, отмечая успешные выступления российских спортсменов на международных соревнованиях, (как, например, на зимних Олимпийских и Паралим-пийских играх в Сочи-2014), благодаря этим достижениям будут преисполнены гордостью и радостью за отечественный спорт, который вновь вышел на первое место в мире по развитию ФКиС. Такие достижения мотивируют сотни и сотни тысяч людей разного возраста для активных занятий ФКиС в спортивных залах, плавательных бассейнах, беговых дорожках стадионов и тропинках парка; многие сядут на велосипеды или проверят свое физическое состояние на трассе городского терренкура, или сознательно поменяют удобное кресло перед телевизором на свежий воздух красивого и ухоженного Атажукинского парка. Мы не только уверены, но убеждены в том, что гораздо полезнее для здоровья бегать по дорожкам стадиона и тропинкам парка под кронами деревьев, чем по пахучим коридорам поликлиники или лежать в больнице и смотреть в потолок.

В интересах всех жителей огромной страны обновляются старые заводы и фабрики, строятся спортивно-оздоровительные комплексы, новые электростанции и мосты, автомобильные дороги и железнодорожные пути, газифицируются новые населенные пункты, осваиваются новые месторождения газа и нефти, сносятся старые и возводятся новые дома, приступили к освоению малонаселенных территорий Сибири, Дальнего Востока и Приморья. Армия и Флот до 2020 года переоснастятся ультрасовременным вооружением во всех родах войск, что позволит одному солдату заменить пятерых военнослужащих. Обороноспособность страны на высочайшем уровне, о чем говорят проводимые во всех военных округах учения с одновременной переброской более 155 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов с полным вооружением на тысячу и более километров в незнакомые районы страны (например, учение «Восток-2014»). Это свидетельствует о высоком уровне военно-физической подготовки российских военнослужащих, где

каждый солдат и офицер является спортсменом или физкультурником-энтузиастом.

С момента появления на земле первого человека и по настоящее время люди всегда думали как выжить, как сохранить жизнь, как укрепить здоровье? Ответы всегда были одинаковыми. Движение - это жизнь. От наскальных рисунков и фресок, древних манускриптов и передаваемых из поколения в поколение народного опыта, рассказов, архивных подтверждений и по настоящее время все указывает на то, что взаимовлияние трудовой деятельности, физической культуры и спорта сформировали современного человека с его разнообразными умственными способностями и здоровьем, которое в иерархии человеческих ценностей занимает высшую ступень и позволяет значительно повысить активное долголетие наших современников.

Исходя из вышеизложенного, мы призываем всех сделать физическую культуру и спорт верным и надежным спутником жизни и, в первую очередь, в жизни детей, подростков, молодежи, т.е. в наше будущее. К этому призывает Герой Советского Союза генерал М.М. Громов: .«Если мы хотим, чтобы поколение, которое идет на смену, росло здоровым, до глубокой старости оставаясь неуязвимым для недугов, мы должны приобщать детей к физической культуре, затем к спорту с такой же настойчивостью, как к чтению, письму и арифметике». А академик В.А. Москаленко считает,

что «спорт и физическая культура - это необходимость, это обязательность для любого человека. Это гарантия от болезней и хорошая база для плодотворной и творческой деятельности».

Литература

1. Гарданов В.К., Мамбетов Г.Х. Хан-Гирей и его записки. «Записки о Черкесии» // Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. - Нальчик: Эльбрус, 1992. - С. 3-52.

2. Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. -Нальчик: Эль-фа, 1999. - 687 с.

3. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. - М., 1957. - 394 с.

4. Морган Л. Первобытное общество. - Л., 1935. - С. 26-30.

5. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. -М.: ФиС, 1970. - 247 с.

6. Стародубцев А.А. Из истории физических упражнений и игр у адыгов // Ученые записки Краснодарского пед. ин-та. - Вып. 2. -Краснодар, 1959. - С. 16-31.

7. Тайсаев К.У. Из истории физического воспитания женщин на Северном Кавказе. -Владикавказ, 1995. - 60 с.

8. Шанин Ю. От эллинов до наших дней. -М.: ФиС, 1975. - 142 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.011.3:37

ТРУДОВОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ГОРЦЕВ

Ансоков Х.К., кандидат педагогических наук, доцент Абдуллаев М.Р., студент

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова»

Черкесов Р.М., преподаватель Северо-Кавказский институт повышения квалификации Краснодарского университета МВД России

LABOR AND PHYSICAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF HIGHLANDERS 'PERSONALITY

Ansokov Kh.K., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Abdullayev M.R., Student

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov»

Cherkesov R.M., Teacher North-Caucasian Institute for Advanced Studies of the University of Krasnodar Russian Interior Ministry

Рассмотрено влияние трудового и физическо- жания на нравственное становление личности го воспитания с момента рождения и до возму- горцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.