УДК 304.2
СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ: ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОГО ПСЕВДОМОРФОЗА
Берсенева Татьяна Павловна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры общественных и гуманитарных дисциплин, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск, РФ). E-mail: [email protected]
Проводится мысль, что такие культурные феномены, как спорт и религия находились в постоянном взаимодействии на протяжении всей человеческой истории. Если для древнего человека физическая активность связывалась прежде всего с задачей выживания, то с течением времени к чисто прагматической цели занятий физической культурой добавилась религиозная составляющая. В современном массовом сознании древняя агонистика (публичное состязание) обычно понимается лишь как спортивное состязание, высшей целью которого является победа. Однако спортивные соревнования особенно в Античности рассматривались в широком религиозном контексте, они всегда были главным элементом религиозного празднества и культовым действием, а не только демонстрацией спортивного мастерства. Атлеты показывали свою преданность могучему и справедливому божеству, которому и посвящались победы. Если древние спортивные состязания имели сакральный смысл, то современные соревнования в процессе культурного псевдоморфоза, сохранив отдельные внешние черты религиозного культа, во многом утратили свое трансцендентное, сакральное содержание. В статье сделана попытка не просто рассмотреть проблему развития отношений религии с физической культурой и спортом, а поставить вопрос о таких изменениях в современном массовом сознании, которые, с точки зрения отдельных ученых, свидетельствуют о превращении некоторых явлений, связанных со спортом, в своего рода квазирелигию, современную светскую «спортивную» религию. Для достижения поставленной цели был использован общенаучный диалектический метод, позволивший рассмотреть спорт и религию как два противоположных, но в то же время взаимосвязанных явления. Использование диахронического метода позволило описать взаимодействие спорта и религии в хронологической последовательности. Методы сравнения и обобщения позволили выделить общее и особенное в таких культурных феноменах, как спорт и религия. Термин «псевдоморфоз» используется в статье в шпенглеровском понимании, когда культурные феномены, сохраняя традиционную форму, в определенных условиях наполняются новым содержанием.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, религия, культурный псевдоморфоз, квазирелигия.
MODERN SPORTS: THE PHENOMEN OF CULTURAL PSEUDOMORPHOSIS
Berseneva Tatyana Pavlovna, Dr of Culturology, Associate Professor, Professor of Department of Social and Humanitarian Disciplines, Siberian State University of Physical Culture and Sports (Omsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
It is thought that cultural phenomena such as sports and religion have been in constant interaction throughout human history. If for ancient people physical activity was associated primarily with the task of survival, then over time, religious component was added to the purely pragmatic goal of physical education. In modern mass consciousness, ancient agonistics (public competition) is usually understood only as a sports competition, the ultimate goal of which is victory. However, sports competitions, especially in antiquity, were considered in a wide religious context, they have always been the main element of a religious celebration
and a cult action, and not just a demonstration of sportsmanship. Athletes showed their devotion and faith in a powerful and objective deity, to whom victories were dedicated. If ancient sports competitions had a sacred meaning, then modern competitions in the process of cultural pseudomophosis, while retaining certain external features of a religious cult, have largely lost their transcendental, sacred content. The article makes an attempt not only to consider the problem of the development of relations between religion and physical culture and sports, but to raise the issue of such changes in modern mass consciousness, which, from the point of view of individual scientists, indicate the transformation of some phenomena related to sports into a kind of quasi-religion, the modern secular "sports" religion. To achieve this goal, the general scientific dialectical method was used, which made it possible to consider sports and religion as two opposite, but at the same time interrelated phenomena. The use of the diachronic method made it possible to describe the interaction of sport and religion in chronological order. Comparison and generalization methods made it possible to highlight the general and the special in such cultural phenomena as sports and religion. The term "pseudomorphosis" is used in the article in Spengler's understanding, when cultural phenomena, while retaining their traditional form, under certain conditions are filled with new content.
Keywords: physical culture, sports, religion, cultural pseudomorphism, quasi-religion.
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-62-69
Крылатая фраза: «Citius, Altius, Fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!»), ставшая девизом Олимпийских игр на многие годы, была произнесена священником Дидоном во время открытия спортивного праздника, на котором присутствовал основатель современных Игр Пьер де Кубер-тен, посчитавший, что именно эти слова отражают главную идею спортивного соревнования. Барон Кубертен был патриотом и гуманистом, поэтому ставил своей целью не только улучшить физические кондиции французов (основную причину поражения во Франко-Прусской войне 1870-1871 годов он видел в слабой физической подготовке французских солдат), но и внести посильный вклад в борьбу за установление мира на Земле. С его точки зрения, молодым людям лучше демонстрировать силу и выносливость не на полях сражений, а в спортивных залах и на стадионах. Для реализации своей цели Кубертен предложил возродить традицию древних Олимпиад, которые чествовали как красоту человеческого тела, так и силу духа спортсмена. Однако древние спортивные соревнования являлись не столько средством показать спортивное мастерство и физическое совершенство, сколько элементом религиозного праздника и определенным культовым действием, посвященным божеству. В возрождавшемся благодаря Кубертену Олимпийском движении была предпринята попытка поставить
во главу угла современных Игр идею мира, взаимопонимания между народами, идею честной спортивной игры, что в какой-то степени сохраняло в своих отдельных внешних проявлениях отголоски древнего религиозного культа. В принятой в 1894 году Олимпийской хартии, регулирующей правила проведения современных Олимпиад, были прописаны сопровождающие Игры ритуалы, по форме отдаленно напоминающие религиозные. Это - зажжение олимпийского огня во время торжественного открытия Олимпиады, произнесение ведущим спортсменом от имени всех участников клятвы вести честную борьбу, произнесение судьей от имени всех судей клятвы проводить честное и беспристрастное судейство, награждение победителей медалями, поднятие государственного флага и исполнение национального гимна в честь победителя.
Существует много работ по истории и спорта, и религии. В то же время недостаточно изучено взаимодействие этих двух культурных феноменов на современном этапе. Традиционно спорт и религия представляются как взаимоисключающие сферы бытия человека. В данной статье сделана попытка не просто рассмотреть проблему развития отношения религии к физической культуре и спорту, а поставить вопрос о таких изменениях в современном массовом сознании, которые, с точки зрения отдельных ученых, свидетельству-
ют о превращении некоторых явлений, связанных со спортом, в своего рода квазирелигию, современную «спортивную» религию.
Для решения поставленной проблемы был использован диалектический метод, позволивший рассмотреть спорт как развивающееся, внутренне противоречивое, многостороннее явление. Описание взаимоотношений спорта и религии в хронологической последовательности было осуществлено благодаря диахроническому методу. Исторический метод использовался для анализа предпосылок, процесса возникновения, этапов развития взаимоотношений спорта и религии.
История физической культуры началась в далекой древности, когда главной задачей человека было выживание. Возможность прокормиться давало ему занятие охотой, результат которой во многом зависел от физической формы охотника. Охота повлияла на физическое строение человека, сформировала многие его способности и двигательные навыки. Хорошую физическую подготовку необходимо было продемонстрировать не только во время охоты, но и во время обряда инициации, связанного с переходом молодых людей во взрослые члены общества. Главной идеей этого обряда была проверка юноши на его способность стойко и мужественно переносить физические страдания и лишения. Ритуал выбора вождя также был связан с обрядом инициации. Вождям приписывалась сверхъестественная сила, благодаря которой они якобы могли управлять природными явлениями. Отсюда возникло поверье, что вождем должен быть молодой, физически развитый и здоровый человек, так как старый и больной не сможет справиться со своими обязанностями. Исходя из этого, физическая подготовка и спортивные состязания стали совершенно естественным и необходимым элементом жизни древнего человека, что нашло отражение в древних эпических произведениях: в шумерском сказании о Гильгамеше, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в древнегерман-ской «Эдде», в ирландских сагах, в «Рамаяне» у индусов, в «Калевале» у финнов.
Наиболее подробно и красочно состязания описаны в гомеровском эпосе. В «Илиаде» в сцене похорон героя Троянской войны Патрокла сказано, что во время погребального ритуала соперники соревновались в беге, в езде на колесни-
це, в бою с оружием, кулачном бою, в стрельбе из лука, метании копья и метании диска. Из текста «Илиады» также следует, что у участников состязаний появляется и материальная заинтересованность в победе. В XXIII главе «Илиады» отмечается, что больше всего ценились состязания на колесницах, за победу в которых полагался самый высокий приз - котел и рабыня, по стоимости равная четырнадцати быкам. Победа в кулачном бою оценивалась чуть ниже: призом был мул. Борьба была третьим видом состязаний с точки зрения материального вознаграждения, в качестве которого был ценный сосуд. Победителю в беге вручалась финикийская чаша [5, с. 428-453].
В эпоху зарождения государств религия претерпела существенные изменения: став главной формой идеологии, она должна была оправдывать существующие порядки. Физическая культура в то время, продолжая играть роль одного из элементов религиозного культа, также обогатилась новыми чертами, отражающими сословное неравенство в обществе. Например, в Древнем Египте популярны были бои на лодках, во время которых надо было с помощью шеста сбросить противника в реку, а лодку утопить. Так вот привилегированным сословиям в этих состязаниях разрешалось взять более длинный шест. В Индии все социальные группы имели возможность заниматься физической культурой. Тем не менее принадлежность к определенной касте определяла, каким видом физической культуры мог заниматься человек. Например, военное дворянство могло заниматься йогой, верховой ездой, различными упражнениями с оружием. В то время как земледельцы и скотоводы увлекались танцами, самообороной без оружия, упражнениями с кубиками или обручами [6].
Особо надо сказать о физической культуре Древней Греции во время становления и развития полиса как особой формы социально-экономической и политической организации древнегреческого рабовладельческого общества. Это VIII-VI века до н. э. Сложившиеся к этому времени отношения социального неравенства нашли отражение в религии. Появился бог, «возглавляющий» пантеон и олицетворяющий силу и власть. У древних греков это был Зевс. Боги, как и явления неживой природы, наделялись человеческими каче-
ствами и внешними чертами. В религии Древней Греции антропоморфизм достиг высокого уровня развития: боги были как люди, только бессмертные и более могущественные. Культовые празднества во славу этих богов почти всегда включали спортивные состязания, демонстрирующие силу и ловкость атлетов.
Особый интерес вызывают мифы, рассказывающие о возникновении спортивных состязаний в Олимпии. В исследовании В. В. Григоревича, посвященного всеобщей истории физической культуры и спорта, отмечается: «По одной из легенд, игры были основаны Гераклом, когда он победил царя Элиды Авгия. Радуясь победе, Геракл устроил состязания в беге между четырьмя братьями и, поздравляя победителя, увенчал его оливковой ветвью. Геракл сам выбрал дорожку для бега и определил ее длину в 600 ступней, что составил 192 метра - один стадий (отсюда и название «стадион»). .. .Другая легенда рассказывает, как в начале IX века до н. э. по совету дельфийского оракула, чтобы прекратить внутренние междоусобные войны эллинских племен, цари Ифит из Элиды, Клеосфен из Пизы и Ликург из Спарты заключили договор о возобновлении празднеств в Олимпии, которую объявили священным местом, а месяц проведения состязаний - месяцем священной «экехерии» (перемирия)» [6]. И если в начале существования Игр соревнования проводились только в беге на один стадий, то с течением времени программа Игр становилась все более сложной и разнообразной, неизменным оставалось лишь одно: свои победы олимпионики (победители Олимпиад) посвящали богам.
С появлением и распространением христианства, провозгласившего идею строгого аскетизма, физическое воспитание в эллинских государствах стало постепенно приходить в упадок. В. В. Гри-горевич пишет, что «в связи с провозглашением христианства единственной религией всей Римской империей Олимпийские игры были запрещены, так как в них усматривали проявление языческих обрядов. Храмы Альтиды (священная роща в Олимпии - Т. Б.) были разорены, статуи богов и олимпиоников сброшены с пьедесталов, бронзовые скульптуры вывезены и переплавлены» [6]. Против языческих праздников и со-
стязаний были направлены выступления первых теоретиков христианства: Иоанна Златоуста, Ки-прина Карфагенского, Тертуллиана.
Тертуллиан писал в своем трактате «О зрелищах»: «Нельзя без срама смотреть на все, что происходит на стадионе: на кулачный бой, на попирание ногами, на пощечины и другие буйства, попирающие лицо человека, созданного по образу божию. Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега, бешеных движений, сопровождающих метание диска. Движения борцов - это вёртки, похожие на извивания адской змеи» [10].
Вполне объяснимо, что церковь осуждала спортивные состязания, связанные с поклонением языческим, в том числе олимпийским богам, и с принесением им жертвы. Также было категорическое неприятие римских гладиаторских боев, в результате которых погибало много людей. В христианском мире не было такого понятия, как «спорт». В какой-то степени к спортивным состязаниям можно было бы отнести популярные в западном католическом мире в течение пяти веков рыцарские турниры или русские кулачные бои, сопровождавшие народные гулянья. Церковь, недвусмысленно определяя свое отношение к ним, призывала к уменьшению проявления агрессии и злобы.
В Европе с оформлением привилегированного сословия рыцарства, а потом дворянства, отношение церкви к физическим упражнениям стало меняться. С одной стороны, проповедники говорили о греховности тела, с другой - церковь поддерживала физические упражнения рыцарей. «В Средние века сложилась система физического воспитания феодалов. Каждый рыцарь должен был уметь ездить верхом, плавать, владеть оружием, стрелять из лука, играть в мяч и танцевать. Церковь всячески поощряла эти занятия, так как рыцари составляли основную силу феодальной армии, способную подавлять народные волнения или вести захватнические войны. Именно этим можно объяснить снисходительное отношение католической церкви к рыцарским турнирам, которые проводились в Европе в течение пяти столетий» [6]. Поощряла церковь физическое воспитание и некоторой части своих служителей. Например, монашеский орден иезуитов имел свои
учебные заведения, в которых большое внимание уделялось физическим упражнениям и спортивным играм.
Также, несмотря на резко отрицательное отношение к народным праздникам и гуляньям, имеющим языческие корни, церковь вынуждена была с ними мириться. И хотя королевская власть в Англии под влиянием церкви запрещала игры в мяч, а на Руси в принятом на церковном соборе в 1551 году «Стоглаве» и написанном в 1580 году при непосредственном участии церкви «Домострое» осуждались любые народные игры и забавы, церковь вынуждена была пойти по пути их приспособления к христианским праздникам. Традиционные народные обряды приурочивались к дням церковного календаря. На Руси на протяжении многих веков проводы зимы -Масленица - сопровождаются народными гуляньями, катаниями на санях с гор, ездой на лошадях, кулачными боями «стенка на стенку». Таким образом, физическая культура и религия, существуя в качестве культурных феноменов с древнейших времен, взаимодействовали с самого начала своего существования. В языческие времена их взаимодействие проявилось в древнем синкретическом мировоззрении, объединявшем культ, искусство и физические состязания. С появлением христианства занятия физической культурой стали носить сословный характер. Церковь, с одной стороны, поощряла физические упражнения среди рыцарства и дворянства, с другой - пыталась запретить народные праздники и состязания.
Коренное изменение отношения церкви к физической культуре и спорту произошло в конце XIX века, что связано, на наш взгляд, с двумя факторами: бурным развитием физкультурно-спортивного движения и ослаблением церковного влияния в связи с усилением капиталистических отношений и мощным процессом секуляризации. В этот период Англия, благодаря снятию запрета на спортивные игры, стала той страной, откуда увлечение спортом стало распространяться по всему миру. Соревнования по конному спорту и стрельбе, велосипедные состязания, скоростной бег на коньках и лыжные гонки - все это начало стремительно развиваться в Европе, Соединенных Штатах и России.
Церковь, в течение веков восстававшая против занятий физическими упражнениями, в XIX
веке кардинально пересмотрела свои взгляды, так как пришла к убеждению, что распространить и укрепить веру среди молодежи можно посредством спорта и образования. Стали создаваться молодежные спортивные организации под эгидой церкви. Наиболее известная - Ассоциация молодых христиан, созданная в Англии в середине позапрошлого века. Эмблема этой Ассоциации -равносторонний красный треугольник, обозначающий единство духа, ума и тела. С середины прошлого века на территориях Олимпийских деревень стали строиться церкви, проповедь в которых во время богослужения переводилась на несколько языков, в том числе на русский. Церкви были построены к VIII зимней Олимпиаде в американском Скво-Вэлли, к IX зимней Олимпиаде в в Инсбруке. Часовня в честь Владимирской иконы Божьей Матери была освящена в культурном центре Олимпийской деревни во время проведения XXIII Олимпиады в Москве.
Церковь и сегодня признает важность и значение физической культуры и спорта как для отдельного человека, так и для общества в целом. Мало того, происходят события, о которых четверть века назад невозможно было не только говорить, но и думать. Например, в 2018 году начала активно работать утвержденная еще в 2015 году в рамках православной церкви уникальная, не имеющая прецедентов в церковной истории структура - Патриаршая комиссия по физической культуре и спорту. Председатель этой комиссии -глава Мурманской митрополии, митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин) в интервью телеканалу «Царьград» отмечал, что проявляется активный интерес к церкви со стороны спортивных федераций. У Олимпийской сборной есть свой духовник - протоиерей Андрей Алексеев. Много воцерковленных людей среди именитых спортсменов. Это - Владислав Третьяк, Федор Емельяненко, Светлана Журова, Елена Исинбаева и многие другие, глубоко верующие и понимающие важность духовно-нравственной работы [11]. С 2010 года ежегодно проводится Кубок на призы Патриарха Московского и всея Руси по хоккею с мячом. С 1993 года по особому соглашению с МОК проводятся Исламские женские игры для мусульманок со всего света. В современной католической церкви спорт также пользуется большим уважением. Глава католиков даже вы-
сказал мысль, что именно спорт, а не профессиональная деятельность, имеющая сугубо утилитарный характер, формирует дружеские связи [9].
Сам факт распространения физкультурно-спортивного движения и признания его важности церковью дал возможность отдельным философам и социологам говорить, что спорт сегодня, становясь мощным инструментом геополитики и способом управления массами, в отдельных своих проявлениях (особенно в фанатском движении) претендует на роль своеобразной «спортивной» религии. Как известно, в обществе религия существует в качестве религиозного комплекса, в котором выделяются следующие элементы: «...общность верующих, верования и мифы, ритуальное поведение, общие символы» [3].
Действительно, сегодня сложно не заметить, что в современном спорте и в близких к спорту структурах, особенно в футбольном фанатском движении, в модифицированном виде проявляются черты, свойственные религиозному комплексу. Формируется новый культ с новым, далеким от трансцендентного, объектом поклонения (спортсмен и его тело), появляется место поклонения (стадион, играющий роль храма), складываются определенные обряды и даже жреческое сословие (судьи и заслуженные спортсмены). Отдельные ученые отмечают, что спорт сегодня превращается в квазирелигию [8, с. 20], в современную светскую религию. На наш взгляд, стоит все же говорить не о спорте в целом, а об отдельных проявлениях физкультурно-спортивной деятельности, которые, сохранив внешнюю религиозную атрибутику, утратили внутреннее трансцендентное содержание, подверглись, следуя терминологии О. Шпенглера, культурному псевдоморфозу.
В прямом значении понятие псевдоморфоза обозначает геологический дефект, когда кристаллы минерала под влиянием внешних факторов вымываются из «родной» скальной породы, а образовавшуюся пустую форму занимает «чужая» раскаленная масса и затвердевает. Процесс заполнения «родной» формы внешним «чужим» содержанием, встречающийся в мире минералов, О. Шпенглер спроецировал на мир культуры и ввел в философию культуры понятие «культурный псевдоморфоз», приведя в качестве иллюстрации своей мысли петровские реформы [12, с. 26-27].
Экстраполяция выводов О. Шпенглера на состояние современного спорта позволяет говорить об отдельных проявлениях культурного псевдоморфоза, выражающегося в сильной тенденции к вытеснению внутреннего трансцендентного содержания из физкультурно-спортивной деятельности при одновременном стремлении сохранить внешнюю сакральную форму. Яркой иллюстрацией является отношение спортивных фанатов к своему кумиру, отождествляемому с божеством. В Соединенных Штатах Америки сакральную окраску приобрел американский футбол, что особенно заметно в день финальной игры за звание чемпиона Национальной лиги. В Европе, говоря о сакрализации спорта, тоже в основном подразумевается футбол. «Религиозный» характер этого вида спорта замечают не только ученые. В докладе Football Passions, подготовленным Центром изучения социальных проблем (SIRC), «60 % футбольных болельщиков говорят, что футбол стал для них аналогом религии. Такое мнение чаще всего высказывали португальцы (больше 70 %), поляки (30 %), бельгийцы, норвежцы, чехи и британцы» [9]. Наше семнадцатое место в этом списке в данном случае выглядит более чем достойно.
Футбольное фанатское движение - это своего рода закрытые клубы, членом которых можно стать, только пройдя своеобразный обряд посвящения: познакомиться с обычаями, способом поведения, выучить песни и «кричалки», приобрести символику, подтверждающую приверженность какому-либо клубу. Футбольный стадион также из простого спортивного объекта превращается в квазисобор, дающий возможность пережить высочайший накал эмоций и чувство единения и сопричастности с болельщиками той же команды. Это чувство стирает все социальные границы. «Когда забивают гол, у нас от счастья льются слезы, мы обнимаем других людей, все ликуют, - говорит один из болельщиков, который принимал участие в исследовании SIRC. -Ты обнимаешь совершенно посторонних людей и знаешь, что они чувствуют то же самое. Все празднуют вместе вне зависимости от принадлежности к социальной группе. Миллионеры и люди, сидящие на пособиях. ...Важен только футбол, все остальное теряет значение» [9]. Современный
исследователь философии физической культуры и спорта А. В. Кыласов отмечает, что «такая "религия атлетов" (разумеется, псевдорелигия) сулит мировому сообществу новую псевдодуховную форму единства» [7, с. 64-66].
Вне зависимости от отношения к религии (ее приятие или неприятие), ситуация культурного псевдоморфоза, царящая в отдельных сегментах современного спорта, заставляет задуматься о перспективах общественного развития. Здесь уместно сослаться на К. Ясперса, который, сравнивая спорт античный и современный, писал о том, что раньше «спорт был подобен косвенному сообщению о себе выдающегося человека в его божественном происхождении; теперь об этом не может быть и речи. Правда, современные люди также хотят представлять собой нечто, и спорт становится мировоззрением; люди стараются избавиться от судорожного напряжения и стремятся к чему-то, но связанная с трансцендентностью субстанция здесь отсутствует» [13, с. 70-71]. Необходимо признать, что доминирующая тенденция общественного развития в результате процессов секуляризации ведет к вытеснению трансцендентного из жизни человека, лишая сферу физической культуры сакрального измерения.
С другой стороны, необходимо также признать, что именно спорт дает возможность человеку пережить моменты наивысшего счастья, связанные с преодолением, с выходом за пределы своих возможностей. В одной из наших работ проводится мысль, что «спортивные победы своим источником имеют не только хорошо развитые физические качества и тренированное тело, но высокие нравственные принципы и идеалы, одухотворенность спортсмена также являются не менее важными факторами достижения спортивного успеха. История физической культуры и спорта знает немало случаев, когда победа была достигнута благодаря не столько физическому, сколько духовно-нравственному превосходству
над соперником. Достаточно вспомнить советских спортсменов, которые добивались победы, чувствуя свое духовное превосходство, так как сражались не только за свои собственные интересы, а во имя славы своего народа и своего Отечества» [1, с. 134]. Позволим себе утверждать, что высочайшие достижения современного спорта в основе своей во многом имеют духовные мотивы, в чем-то соотносимые с силой религиозной веры. По этому поводу американский культуролог К. Гирц писал: «В самом деле, можно сказать, что человек относится к игре в гольф как к "религии", но не тогда, когда он просто занимается им со страстью и играет в него по воскресениям, -а тогда, когда он находит в нем символ некой трансцендентной истины» [4, с. 116].
Спорт воспитывает волю, характер. Преданность одной команде часто становится основой для крепких внутрисемейных связей. Но общность, братство, дружба, присутствующие в поддержке любимой команды, - это хорошо только в том случае, если не перерастает, с одной стороны, в шовинизм и ненависть к другим людям, а с другой - в человекопоклонничество. Как справедливо отмечается в статье О. Ф. Гаврилова и Е. О. Гаврилова: «...погруженность только в посюстороннее и последовательное отрицание трансцендентного не позволит человеку приблизиться к осознанию смысла жизни, только если последнее не путать с жизненными целями, пусть даже они предельно грандиозны. Да и сам вопрос о смысле жизни, если существование личности ограничено только пределами земного бытия, оказывается надуманным, теряет право на постановку» [2, с. 48]. Представляется, что если спорт лишается своего трансцендентного основания, сохраняя лишь внешнюю форму некогда сакрального действа, то он постепенно превращается в квазирелигию, в простое соревнование физически развитых людей, приоритетами для которых становятся не высшие духовные ценности, а лишь слава и материальное благополучие.
Литература
1. Берсенева Т. П. Аскетизм в спорте: социально-философский аспект // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2019. - Вып. 2. - С. 130-137.
2. Гаврилов О. Ф., Гаврилов Е. О. Сакральное в светских символах // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2020. - № 52. - С. 44-51.
3. Гараджа В. И. Социология религии [Электронный ресурс]. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с. - URL: https://www. gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/gar/02.php (дата обращения: 06.01.2020).
4. Гирц К. Интерпретация культур. - М.: Рос. полит. энцикл., 2004. - 560 с.
5. Гомер. Илиада. - М.: Худож. лит., 1978. - 534 с.
6. Григоревич В. В. Всеобщая история физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. - М.: Совет. спорт, 2008. - 303 с. - URL: http://ebooks.grsu.by/ist_sporta/chast-2.htm (дата обращения: 06.01.2020).
7. Кыласов А. В. Идея олимпизма в контексте глобализации // Вестн. спортив. науки. - 2009. - № 8. - С. 64-66.
8. Кыласов А.В. Квазирелигиозность спорта // Культурное наследие России. - 2017. - № 1. - С. 20-24.
9. Марчин Енджейчак. Спорт как религия [Электронный ресурс]. - URL: https://inosmi.ru/sports/20160711/ 237134658.html (дата обращения: 06.01.2020).
10. Тертуллиан. О зрелищах [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tertullian.org/russian/de_spectaculis_rus.htm (дата обращения: 05.01.2020).
11. Тюренков М. Церковь, спорт и Русский мир: эксклюзивное интервью Телеканалу «Царьград» председателя Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту, главы Мурманской митрополии, митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана (Баданина) [Электронный ресурс]. - URL: https://tsargrad.tv/articles/ cerkov-sport-i-russkij-mir_223563 (дата обращения: 06.01.2020).
12. Шпенглер О. Закат Европы // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. - С. 23-68.
13. Ясперс К. Духовная ситуация времени // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. -527 с.
References
1. Berseneva T.P. Asketizm v sporte: sotsial'no-filosofskiy aspekt [Asceticism in sports: social and philosophical aspect]. Izvestiya Tul 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tula State Universitu. Humanitarian sciences], 2019, iss. 2, pp. 130-137. (In Russ.).
2. Gavrilov O.F., Gavrilov E.O. Sakral'noe v svetskikh simvolakh [The sacred in secular symbol]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 52, pp. 44-51. (In Russ.).
3. Garadzha V.I. Sotsiologiya religii [Sociology of religion]. (In Russ.). Available at: https://www.gumer.info/bogoslov_ Buks/Relig/gar/02.php (accessed 06.01.2020).
4. Girts K. Interpretatsiya kul'tur [Interpretation of cultures]. Moscow, Russian political encyclopedia Publ., 2004. 560 p. (In Russ.).
5. Gomer. Iliada [Iliad]. Moscow, Fiction Publ., 1978. 534 p. (In Russ.).
6. Grigorevich V. V Vseobshchaya istoriya fizicheskoy kul 'tury i sporta [General history of physical culture and sports]. (In Russ.). Available at: http://ebooks.grsu.by/ist_sporta/chast-2.htm (accessed 06.01.2020).
7. Kylasov A.V. Ideya olimpizma v kontekste globalizataii [The idea of Olimism in the context of globalization]. Vestnik sportivnoy nauki [Sports Science Bulletin], 2009, no. 8, pp. 64-66. (In Russ.).
8. Kylasov A.V Kvazireligioznost' sporta [Quasi-religious sport]. Kul'turnoe nasledie Rossii [Cultural heritage of Russia], 2017, no. 1, pp. 20-24. (In Russ.).
9. Marchin Endzheychak. Sport kak religiya [Sport as a religion]. (In Russ.). Available at: https://inosmi.ru/ sports/20160711/237134658.html (accessed 06.01.2020).
10. Tertullian. O zrelishchakh [About spectacles]. (In Russ.). Available at: http://www.tertullian.org/russian/de_spectacu-lis_rus.htm (accessed 05.01.2020).
11. Tyurenkov M. Tserkov', sport i Russkiy mir: eksklyuzivnoe interv'yu Telekanalu «Tsar'grad» predsedatelya Patri-arshey komissii po fizicheskoy kul'ture i sportu, glavy Murmanskoy mitropolii, mitropolita Murmanskogo i Mon-chegorskogo Mitrofana (Badanina) [Church, sport and the Russian world. Exclusive interview with the Tsargrad TV Channel of the chairman of the Patriarchal Commission on Physical Culture and Sports, the head of the Murmansk Metropolis, Metropolitan Mitrofan (Badanin) of Murmansk and Monchegorsk)]. (In Russ.). Available at: https:// tsargrad.tv/articles/cerkov-sport-i-russkij-mir_223563 (accessed 06.01.2020).
12. Shpengler O. Zakat Evropy [Sunset of Europe]. Samosoznanie evropeyskoy kul'tury XX veka [Self-awareness of European culture of the 22nd century]. Moscow, Politizdat Publ., 1991, pp. 23-68. (In Russ.).
13. Yaspers K. Dukhovnaya situatsiya vremeni [The spiritual situation of the time]. Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii [The meaning and purpose of history]. Moscow, Politizdat Publ., 1991. 527 p. (In Russ.).