УДК 343.222:796
Г. Ю. Сокольский
Исторический аспект уголовной ответственности за нарушение правил спортивных состязаний
В статье рассматриваются вопросы уголовной ответственности относительно нарушения правил спортивных состязаний в истории физической культуры и спорта, анализируются законодательство и точки зрения ученых по данному вопросу.
The article considers the issues of criminal liability for violations of the rules of sports and competitions in the history of physical culture and sports, analyzed legislation and points of view of scientists on this issue.
Ключевые слова: уголовная ответственность, физическая культура, спорт, спортивные состязания.
Key words: criminal liability, physical culture, sport, sports competitions.
Физическая культура и спорт занимают особое место в жизни современного человека благодаря тому, что физическая культура является одной из самых древних видов культур, возникших ещё в первобытном обществе.
Возникновение физической культуры и спорта рассматривается с идеалистических (теория магии, теория войны, теория излишней энергии, теория игры, теория наблюдения за животным миром) и материалистических (теория труда) позиций, которые должны, на наш взгляд, не противоречить, а взаимодополнять друг друга. При этом следует заметить, что занятия физической культурой направлены на развитие двигательных умений и физических качеств, а физический труд ставит своей целью изготовление продукта. Также безусловна связь современных видов спорта с занятиями первобытных мужчин, потому феминизация спорта проходила постепенно, что говорит о возвышении идеалистических теорий над материалистическими.
Тем не менее, физическая культура связана с двигательной активностью человека, которая является основой физического упражнения. Так как в первобытном обществе воспитание было преимущественно физическим,
*© Сокольский Г. Ю., 2015
210
то физическое упражнение было главным его средством, а община выступала как совокупный воспитатель. Также в пользу идеалистических позиций происхождения физической культуры и спорта говорит, что физическое воспитание начинает выполнять функции подготовки не только к трудовой, но и к военной деятельности, необходимость в которой стала остро ощущаться в период развития родовой общины и появления частной собственности во времена первобытного общества.
Тогда же стали иметь большое значение инициации, которые проводились для посвящения молодежи во взрослую жизнь. Так как воспитание на этапах первобытного общества было преимущественно физическим, то и инициации носили состязательный, спортивный характер. Для их проведения собирались самые опытные члены племени или рода. Одни следили за правильностью проведения, другие готовили молодежь к инициациям, третьи применяли санкции к нарушившим правила или к непрошедшим испытания.
Все это, как в прообразе государства, регулировалось первыми социальными нормами. Благодаря стремлению человека к саморегуляции первые социальные нормы заключались в ритуалах, обычаях, мифах, а также в религиозных, моральных, этических нормах, которые образовывали мононорму. Нарушение правил инициации, а также проведения ритуалов, обрядов, обычаев, которые нередко носили состязательный, спортивный характер, наказывалось потестарной санкцией.
В данном случае прослеживается связь права, которое существовало в первобытном обществе, и физической культурой, так как те же, например, носящие соревновательный характер ритуалы, обряды, обычаи, равно как и инициации, в которые они входили, носили спортивный и нормативно-правовой характер одновременно. Все это осуществлялось благодаря тому, что физическая культура, как и право, которое было в те времена ещё «протоправом» и тем более не разделялось на отрасли, были важными структурными элементами первобытной социальной культуры. И взаимодействуя в системе первобытной социальной культуры, они пересекались и тем самым уже в те далекие времена право охраняло спорт и физическую культуру.
В древнем мире возникли первые государства, а предпосылкой к этому стали переход от присваивающей экономики к экономике производящей и образование классовых обществ. Это привело к образованию рабовладельческого строя, где рабы были полностью заняты физическим
211
трудом, а физические упражнения и игры использовались в целях военнофизической подготовки господствующего класса рабовладельцев.
Духовенство, в свою очередь, связывало физическую культуру, упражнения и игры с религией, и тем самым физическая культура сильно зависела от религиозных верований, а право того времени состояло из различных обычаев, мифов, а также религиозных, моральных и этических норм. Тем самым лицо, нарушая правила состязания, зачастую нарушало религиозные нормы, которые были основным источником права в древнем мире. За что следовало суровое наказание.
Например, это можно было наблюдать в ритуальных играх в честь бога Мардука в Древней Месопотамии. Также похожие состязания и игры были в Древнем Египте, Китае, Индии и даже в Мезоамерике.
Но самый яркий пример это античные Олимпийские игры в Древней Греции. Они максимально похожи на современный спорт в отличие от гладиаторских боев в Древнем Риме.
У каждой цивилизации существовали свои правила проведения состязаний, которые в основном диктовались религиозными нормами, а так как право того времени сильно зависело от этих религиозных норм, то нарушение правил этих состязаний и есть нарушение права. Причем наказание за такое нарушение было самым суровым, поскольку в древнем мире люди очень почитали своих богов, а любое неисполнение их воли считали преступлением.
Славянские племена, обитавшие на северо-востоке Европы до крещения были язычниками и имели развитой родовой строй. Это и повлияло на характер физической культуры.
Физическое воспитание осуществлялось всей общиной, и в 16 лет каждый юноша проходил посвящение в воины.
Под влиянием язычества у наших предков формировались различные народные игры, воспитывавшие ратные навыки. Из-за постоянных войн с соседними племенами каждый мужчина должен был владеть этими навыками.
Самым известным из способов физического воспитания ратных навыков у молодежи были кулачные бои. Упоминания о них относятся еще к XI в. (Летопись Нестора. Повесть временных лет (1068), Густынская летопись и др.).
Кулачные бои были трех видов. Поединок «сам на сам» (один на один) применялся в основном для решения спорных вопросов. Кулачные бои упоминаются в Псковской судной грамоте, которая и регламентирует их правила.
212
«Стенка на стенку» были самыми популярными боями на Руси и широко освещались рядом русских писателей (М.Ю. Лермонтов, С.Т. Аксаков, Н.Г. Помяловский). «Сцеплялка-схватка» - массовый вид кулачного боя, который перестал существовать очень давно.
Кулачные бои и другие народные игры и забавы регламентировались сводом неписаных правил, нарушать которые строго запрещалось.
За нарушение нередко применялась ответственность. Примеры этого приводятся в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и в незаконченном сочинении «Поречане» Н.Г. Помяловского.
Нарушение этих правил не только нарушало обычаи но и могло привести к причинению вреда жизни и здоровью. Охрана жизни и здоровья человека присутствовала в первых памятниках права Руси. Это были договоры Руси с Византией 911 и 944 гг.
В Русской Правде в ст. 6 уже устанавливается ответственность за убийство на пиру, а так как кулачные бои проходили в основном на праздниках, то можно предположить, что убийство в кулачном бою преследовалось именно этой статьей. Подобным образом такие действия регламентировались в Уставе князя Ярослава, Двинской уставной грамоте, Псковской судной грамоте и в Судебнике Ивана III.
Также с кулачными боями и другими народными играми и забавами боролась и Русская православная церковь. Отдельные главы «Стоглава» и «Домостроя» были прямо направлены против этих «еллинских беснований».
С постепенным влиянием церкви на государство вводится запрет на проведение кулачных боев. Так, указами царя Алексея Михайловича 1648 г., Николая I 1832 г., Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. кулачные бои считались проступками и преследовались по закону.
В науке уголовного права того времени ученые-юристы, такие как И.Я. Фоницкий, Н.С. Таганцев, исследовали неосторожное лишение жизни, которое происходило от действий не преступных по своей природе, например, от народных игр1.
1 См., например: Таганцев Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. СПб., 1892. С. 576-577; Курс уголовного права: Часть особенная: Посягательства на личность и имущество / под ред. И.Я. Фойницкого. СПб., 1901. С. 23; Таганцев Н.С. О преступлениях против жизни по русскому праву. СПб., 1870. С. 70-71.
213
В 60 гг. XIX в. в России появляется спорт в современном его понимании, но основным переломным моментом в истории уголовного права и спорта был 1917 г.
УК РСФСР 1922 и 1926 гг. прямо не рассматривали уголовную ответственность в спорте, однако УК РСФСР 1926 г. предусматривало аналогию уголовного закона, что представляло интерес для ученых-юристов.
В этот период вопросами уголовной ответственности за нарушения правил спортивных соревнований занимался М.Д. Шаргородский По его мнению, уголовная ответственность исключается, только если лицо придерживалось правил этих соревнований, и данный вид спорта не запрещен законом2. Но это касается только телесных повреждений. В случае смерти ответственность наступает на общих основаниях3 4. Также уголовная ответственность должна наступать, когда умышленно или по неосторожности нарушались правила соревнований, и наступали опасные последствия их
4
нарушения .
УК РСФСР 1960 г. отменил аналогию закона, что явилось новой основой для уголовной ответственности за общественно опасные деяния в сфере физической культуры и спорта. Она продолжала рассматриваться, как и в более ранний период, только наукой уголовного права такими учеными, как П.А. Дубовец, А.А. Пионтковский, А.Н. Красиков и др.
П.А. Дубовец пишет следующее: «Телесные повреждения причиняются и при таких спортивных состязаниях, как бокс, футбол и др. Если телесное повреждение причинено при спортивных состязаниях, не разрешенных законом, то деяние будет иметь противоправный характер, и в этих случаях уголовная ответственность не исключается. Уголовная ответственность может наступать и тогда, когда при дозволенных спортивных состязаниях спортсменом умышленно или по неосторожности нарушаются спортивные правила, в результате чего причиняется вред здоровью другого лица»5.
Однако в «Курсе уголовного права» под редакцией А.А. Пионтков-ского несколько иная точка зрения по данному вопросу: «Если причинение телесных повреждений не было связано с преднамеренным нарушением
2 См.: Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья. М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1948. С. 370-371.
3 Там же. С. 233-234.
4 Там же. С. 371.
5 Дубовец П.А. Ответственность за телесные повреждения по советскому уголовному праву. М.: Юрид. лит., 1964. С. 19.
214
существующих правил, а явилось результатом определенного риска, с которым связано соответствующее спортивное состязание, и поскольку такие спортивные состязания разрешены законом, а спортсмен добровольно, по собственному согласию принимает в них участие, то причиненное при этом телесное повреждение не может быть признано противоправным»6 7.
В монографии А.Н. Красикова «Сущность и значение согласия потерпевшего советском уголовном праве» глава IV «Пределы правомерности причинения вреда при занятиях спортом» посвящена согласию на занятие спортом как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность за вред, причиненный в процессе спортивных состязаний или учебно-тренировочных занятий. Так, по поводу неосторожного нарушения правил он писал следующее: «На наш взгляд, неосторожное нарушение правил соревнований, повлекшее телесное повреждение, не представляет той степени общественной опасности, за которую следует устанавливать уголовную ответственность, учитывая повышенную эмоциональность спортсменов и специфический динамизм в спорте. Исключение может составить причинение смерти в результате неосторожного нарушения спортивных правил. В этом случае ответственность должна наступать не за преступление против личности, а за неосторожное нарушение правил со-
7
стязаний, повлекшее смерть» .
С принятием нового УК РФ эта проблема также осталась нерешенной и продолжает развиваться в науке и теории уголовного права.
Проблема уголовной ответственности за общественно-опасные деяния в сфере физической культуры и спорта постепенно развивалась на протяжении всего периода их существования, но до сих пор остается не решенной.
Список литературы
1. Дубовец П.А. Ответственность за телесные повреждения по советскому уголовному праву. - М.: Юрид. лит., 1964.
2. Красиков А.Н. Сущность и значение согласия потерпевшего в советском уголовном праве. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1976. - С. 118-119.
6 Курс советского уголовного права: Преступления против личности, ее прав. Хозяйственные преступления: в 6 т. Часть особенная. Т. 5 / Кригер Г.Л., Пионтковский А.А., Ромашкин П.С. М.: Наука, 1971. С. 85.
7 Красиков А.Н. Сущность и значение согласия потерпевшего в советском уголовном праве. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1976. С. 118-119.
215
3. Курс советского уголовного права. Преступления против личности, ее прав. Хозяйственные преступления: в 6 т. Часть особенная. Т. 5 / Кригер Г.Л., Пи-онтковский А.А., Ромашкин П.С. - М.: Наука, 1971. - С. 85.
4. Курс уголовного права. Часть особенная: Посягательства на личность и имущество / под ред. И.Я. Фойницкого. - СПб., 1901.
5. Таганцев Н.С. О преступлениях против жизни по русскому праву. -СПб., 1870.
6. Таганцев Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. - СПб., 1892.
7. Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья. - М.: Юридическое изд-во Минюста СССР, 1948.
216