★l
Парадигмы и процессы
УДК 322.22+ 261.7
СПОРТИВНЫЙ ДИСКУРС SOFT POWER В РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Корнеева Вера Александровна,
Уральский государственный педагогический университет,
Институт психологии,
кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, заведующая отделением конфликтологии и управления
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, аспирант кафедры теории и истории политической науки,
Екатеринбург, Россия,
E-mail: [email protected]
Волков Андрей Валерьевич,
технический директор,
ООО «ФОСТ»,
Екатеринбург, Россия,
E-mail: [email protected]
Аннотация
Говорить о политических возможностях спорта и целой палитре его ресурсов как инструментах «мягкой силы» в спектре региональных и национальных интересах уже поздно. Спорт переживает в последнее время яркую реполитизацию, а процесс политизации приближается к кульминации политиканства. Страны и регионы, задействующие спорт в качестве «мягкого влияния», получают активное и «жесткое» противодействие от своих контрагентов (бойкотирование игр, обвинения в коррупции, санкции, отстранения от должностей руководителей крупнейших организаций, попытки изменять географию крупных спортивных мероприятия и др.). Однако институт спорта продолжает оставаться бездонной «кладовой» для увеличения своего могущества, привлекательности и брендирования многих социальных практик помимо большой политической арены. В данном случае наша статья посвящена оценки роли и степени востребованности спорта в реализации религиозной политики современной России.
Ключевые слова:
спорт, спортивный дискурс, мягкая сила, религия, религиозная политика.
Структурно-функциональный анализ спорта позволяет выделять большой набор функций, который он выполняет в качестве самостоятельного социального института. Будучи изначально
«подручным» феноменом, спорт набирает все необходимые условия и признаки безотносительности, самобытности и автокефальности. Однако в XX веке неисчерпаемое содержание
82
Парадигмы и процессы
социоэмоционального, консолидирующего и нравственно-патриотического капитала не позволяет спорту оставаться незамеченным политическим актором. В своей способности воздействия на большую группу людей спорт обнаружил себя в арсенале политических инструментов. Именно процессы политизации и коммерциализации вывели спорт из разряда «чисто» культурологического явления.
Ранее в наших исследованиях мы ссылались на связь спорта с политикой, экономикой, констатируя процессы коммерциализации и политизации современного спорта, а в ряде работ выделяли целый спектр функций спорта в общественной жизни стран и регионов, отмечали его роль в трансформации региональной идентичности посредством брендирования ресурсов и субъектов спортивной деятельности [1]. В данной статье мы решили остановиться на такой проблеме как взаимодействие спорта с религией, где спорт, рассматривается в качестве инструмента религиозной мобильности, а религиозный фактор - как инструмент « мягкой силы».
С уверенностью можно заявить, что для спорта как социального института характерна религиозная терпимость. Спорт привязан к регионам, но не привязан к религии. Доказательством могут служить следующие факты, типичные для мирового и российского спорта: во-первых, отсутствие официальной и негласной политики отбора спортсменов с точки зрения их вероисповедания; во-вторых, возможность одеваться спортсменам в ту форму, которая допускается их религиозными канонами; в-третьих, предоставление возможности использования религиозной символики, если за последней не признается экстремистский характер. Данные моменты позволяют говорить о внерелигиозности современного спорта.
Вместе с тем, религиозная идеология и религиозные институты стремятся как можно глубже проникнуть в спортивную сферу и сделать верующих спортсменов своими конфессиональными брендами. Используется, в частности тот факт, что среди спортсменов мирового уровня немало мусульман: большое число мировых звёзд спорта пришли к Исламу
уже в зрелом возрасте, добившись успехов в спортивной карьере. Вот несколько имён самых знаменитых мусульман спортсменов: Мохамед Али, Зинедин Зидан, Майк Тайсон.
Спортивные клубы ряда стран становятся более внимательными к использованию религиозной символики. Так, учитывая мнение многомиллионной мусульманской уммы мира, испанский футбольный клуб «Реал-Мадрид» избавился от изображения креста: Президент «Реала» Флорентино Перес убрал с короны на официальном гербе клуба крест, чтобы избежать непонимания или неправильного толкования в регионах, где большинство населения составляют мусульмане. Ранее по просьбе мусульман из Катара от изображения креста на своем гербе также отказался известный испанский футбольный клуб «Барселона» [3].
На сегодняшний день мусульманские идеологи все больше находят в процессе толкования религиозных обрядов спортивную подоплеку и контекст.
В своих проповедях имамы ссылаются на фрагменты из жизни пророка Мухаммеда и его роль в физического воспитании людей. Мусульманская конфессия активно призывает мужское население к занятиям спорта. По мнению мусульманских проповедников, спорт, во-первых, является эффективным средством замещения интернет-среды и нивелирует в связи с этим угрозу актуализации виртуальной идентичности; во-вторых, защищает от обращения к радикальным формам и течениям исламизма. «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьей и обучения плаванию». (ат-Табарани) Также Пророк, мир ему и благословение, сказал в своём хадисе: «Сильный верующий любимее Аллаху, чем слабый. Хотя в обоих есть благо» [4]. Все виды спорта придают грациозность и силу человеку. Поэтому, «необходимо заниматься самому и воспитывать в спорте детей... Существуют различные виды спорта, которыми мусульмане могут заниматься в одиночку и коллективно. Спорт развивает
83
Парадигмы и процессы
быстроту, решительность, силу и бойцовские качества. Эти качества необходимы для поддержания здоровья и бодрого настроения» [4]. Кроме того, современные мусульманские традиции не запрещают и женщине заниматься спортом, в том числе и профессиональным.
Представители христианской церкви также в какой-то момент своей истории обратились к спортивной тематике. Однако мы помним, что церковь в течение веков восставала против занятий физическими упражнениями. И это объяснимо, поскольку благодаря занятиям физической культурой и спортом более осознанно утверждается материалистическое миропонимание, полнее раскрывается антинаучная сущность религиозных воззрений на человека как «раба божьего», «неполноценное и слабое существо». Физическая культура и спорт утверждают веру человека в счастье земного бытия [6].
Только в XIX и начале XX в. кардинально изменилось отношение церкви к спортивным состязаниям. Данный факт был обусловлен двумя явлениями: упадком влияния церкви в общественной жизни и бурным развитием спорта. Видя растущую популярность спорта и тягу молодежи к занятиям физическими упражнениями, церковь решила использовать это явление в своих интересах. Институционализация начавшихся процессов оформлялась в виде следующих спортивных организаций: Ассоциация молодых христиан, Международный союз католических организаций физической культуры, «Дойче Югендкрафт», «Эйхенкройц», Объединенное движение христианской молодежи, Международная спортивная федерация католического обучения и др. И сегодня создание специальных спортивных организаций - только один из путей, по которому идет церковь для усиления своего влияния на массовую культуру спорта.
Важно вспомнить, что спорт зародился как часть религиозного культа, а Олимпийские игры (ОИ) древней Греции - крупнейшие спортивные соревнования древности, которые проводились в Олимпии. ОИ были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия.
Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии - роща вдоль реки Алфей, недалеко от впадающего в нее ручья Кладей. В этом прекрасном городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Все происходящее связано с подвигами Олимпийских богов (Olympioi theoi): Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Афродита и др. Вся Олимпийская мифология проникнута торжеством мероприятия, культом духа и красоты, возвеличиванием человека, триумфом справедливости.
Величавость, божество, сверхъестественное, легендарное, непобедимое, власть, красота, гармония, доблесть, безупречность, священность - эпитеты, когниции, сопровождающие Олимпийские игры. Одновременно всё это и категории соблазна, инструменты «мягкой силы».
Связь ОИ с религией можно проследить и сегодня. Так, по требованию Международного олимпийского комитета (МОК), на территории олимпийских деревень в 2014 году должны открываться центры множественных вероисповеданий. По задумке это должны быть комплексные здания из нескольких молельных комнат для разных конфессий.
В настоящее время очевиден в большей степени односторонний характер взаимодействия спорта и религии в пользу активности последней. Религиозные лидеры и религиозные институты адаптируют к канонам своей веры спортивные правила, символику, традиции и ритуалы. Спорт и религия - пример не столько партнерских отношений, сколько регулирующе-контролирующих. Можно заключить, что спорт для религии в той же мере выступает ресурсом, в какой его задействует и политика.
Нам представляется, что на протяжении длительного исторического периода, когда шло противостояние церкви и государства за ведущую роль в управлении народом, произошла «приватизация» спортивного ресурса в пользу
84
Парадигмы и процессы
политической стороны. По сути, спорт стал исторической формой институционализации социально-экономических процессов.
В последние несколько лет спорт претерпевает вторичную политическую рекрутиза-цию. Спорт в позитивистско-функциональном ключе превратился в инструмент внешней и внутренней политики стран и выступает в качестве государственного механизма неадминистративного воздействия на массовое сознание и общественное мнение. Реализуя политическую и экономическую волю, спорт тем не менее находится в статусе уникального социального института и социальной практики. В этом контексте, интересными представляются размышления о том, что спорт превратился в своего рода новую религию («спорт — новейшая религия») [4].
Растущая популярность физической культуры и спорта, приобщение к ним молодежи, а также огромный приток зрителей на различные спортивные состязания таят в себе немалые возможности воспитания не только физических, но и духовных способностей людей. Физическая культура и спорт обладают большой силой воздействия на духовность человека. Например, Барабанова В. Б. утверждает: «Парадигмы исследования спорта как социального явления мы должны искать в социальной философии, поскольку для нее важны только те феномены, которые связаны с общественной жизнью, то есть, с общей материальной и духовной культурой человечества, поскольку спорт анализируется как специфически духовно реформированное движение и соревнование (поведение, основанное на соперничестве). Все явления, проявляющиеся в спорте: соревнование, состязание, соперничество, конкуренция - имеют определенное общее основание, некую связь, субстанцию, проявлением которой они становятся. Это свойственный им особый дух борьбы и стремление к победе. Подобная психологическая и ценностная ориентация присуща спорту» [1, с. 189-191]. Автор заключает, что институционализация спорта позволяет выявить потребность в развитии сущностных сил человека как целостной личности.
Утверждать, что церковь и спорт не демонстрируют транзакций, было бы неверно. Факты сотрудничества очевидны: политические и спортивные лидеры оказываются в религиозном пространстве, и наоборот, духовные лидеры - на платформах спортивной жизни.
При всех фактах скорее дистантного, непопуляризированнош взаимодействия религии, церкви и спорта, эти формы социального бытия обладают большими перспективами и выгодами сотрудничества в будущем. Пока спорт и религия «ходят друг к другу в гости», необходимо сделать это взаимодействие системным, идейным и просветительским.
Религиозное сопровождение спортивной жизни может развиваться в следующих направлениях:
Создание института «курирования» различных аспектов религиозной жизни спортивными субъектами. Например, церемонию привоза чудотворных икон и их торжественного пронесения по городу могут обеспечивать узнаваемые спортивные клубы региона/города.
Обеспечение сетевой интернет-коммуникации.
Наполнение религиозной символикой спортивного пространства. К религиозной семиотики можно отнести и религиозную сувенирную продукцию.
Традиционирование ряда совместных мероприятий территориальных религиозных объединений и спортивных сообществ; Формирование культуры взаимного двустороннего посещения религиозных обрядов, церемоний и спортивных праздников, торжеств.
Инициирование спортивного спонсорства и спортивного маркетинга в отношении религиозных практик. Интересным будет опыт личного и клубного спонсорства в адрес институтов, объединений и субъектов религии (добровольные пожертвования).
Отдельным направлением в инновационных способах взаимодействия спорта и религиозных акторов может выступать сетевая модель информационного сопровождения. К подобным перспективным прак-
85
Парадигмы и процессы
тикам взаимодействия с паствой, приходом присоединяются и религиозные деятели (см., например, сайт Георгия Кочеткова, Андрея Гупало, Митрополита Иллариона, а также интернет-проекты: YK «батюшка-онлайн», домен «Е-батюшка» и др.). Представители ислама также активно используют интернет-ресурс (сайт мечети г. Грозного имени Ахмат-Хаджи Кадырова «Сердце Чечни», сайт мечети «ИХЛАС» в г. Уфе и Московской соборной мечети и др.). Информационная мобильность посредством Интернет-ресурсов способна стать ведущей характеристикой во взаимодействии спорта и религии. Вероисповедание игроков, тренеров, владельцев спортивных клубов, а также история вхождения религии в их профессиональную и личную жизнь - все эти аспекты могут получать широкую сетевую поддержку.
Для современных отношений отечественного спорта и религии характерны следующие черты:
1. спорт пока еще в незначительной степени задействован в религиозной жизни страны;
2. взаимодействие спорта и религии максимальным образом ритуализировано;
3. религиозно-конфессиональная политика выполняет в определенной степени экспертную функцию в отношении спорта;
4. спортивные мероприятия и проекты настоящего, курируемые религиозными акторами, по сути, выполняют социализирующую функцию;
5. представители мусульманской конфессии в нашей стране активно агитируют и позитивно интерпретируют занятия спортом в качестве инструмента, замещающего радикальный исламизм как потенциальную угрозу для молодого поколения.
Идеологический вакуум, размытость ценностных ориентаций современного общества, разрушение аксиологической шкалы требуют усиления действия стабилизирующих и регулирующих социальных институтов. По нашему мнению, религию в ее многоконфессиональной форме можно рассматривать в качестве одного из стабилизаторов, возможно, даже интеграторов культурной и спортивной жизни российского социума.
1. Корнеева В. А. Виды и ресурсы спортивной мобильности как инструменты soft power в реализации интересов национальной и региональной политики стран // Дискурс-Пи: Научный журнал, 2015. № 2 (19). С. 64-71.
2. «Социум - культура - человек» в социальной практике спорта Барабанова В.Б. // Фундаментальные исследования [Электронный ресурс] - Электрон, портал. — 2014. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21247547.
3. Мир меняется - Ислам, спорт и политика! [Электронный ресурс]. - Электрон, портал. - 2006. - Режим доступа: http://www.mtss.ru/forum/viewtopic.php?t=5152&sid=2 b2bcl74877f528a8ac36d4d44bd95772b2bcl74877f528a8ac36 d4d44bd9577.
4. Официальный сайт Мечеть «Сердце Чечни» им. Ахмат-Хаджи Кадырова [Электронный ресурс]. - Электрон. портал. - 2015. - Режим доступа: http://serdce-chechni. ги/.
5. Политизация и коммерциализация спорта: социологический анализ Курбатова Л. Н. // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований [Электронный ресурс]. - Электрон, портал. - 2015. -Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24391905.
6. Спорт, спортсмен, религия: вместе или врозь в XXI век? [Электронный ресурс]. - Электрон, портал. - 2011. - Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/ religion/ООЗ05325_0. html. 1 2 3 4 5 6
1. Korneeva V. A. Vidy i resursy sportivnoj mobil'nosti kak instrumenty soft power v realizacii interesov nacional'noj i regional'noj politiki stran // Diskurs-Pi: Nauchnyj zhumal, 2015. №2 (19). S. 64-71.
2. «Socium - kul'tura - chelovek» v social'noj praktike sporta Barabanova V.B. // Fundamental'nye issledovaniya [E'lektronnyj resurs] - E'lektron. portal. - 2014. - Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/item.asp?id=21247547.
3. Mirmenyaetsya-Islam, sport ipolitika! [E'lektronnyj resurs], - E'lektron. portal. - 2006. - Rezhim dostupa: http:// www.mtss.ru/forum/viewtopic.php?t=5152&sid=2b2bcl74877f 528a8ac36d4d44bd95772b2bc 174877f528a8ac36d4d44bd9577.
4. Oficial'nyj sajt Mechet' «Serdce Chechni» im. Axmat-Xadzhi Kadyrova [E'lektronnyj resurs]. - E'lektron. portal. -2015. - Rezhim dostupa: http://serdce-chechni.ru/.
5. Politizaciya i kommercializaciya sporta: sociologicheskij analiz Kurbatova L.N. // Sovremennoe obshhestvo: voprosy teorii, metodologii, metody social'nyx issledovanij [E'lektronnyj resurs], - E'lektron. portal. -2015. -Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/item.asp?id=24391905.
6. Sport, sportsmen, religiya: vmeste ili vroz' v XXI vek? [E'lektronnyj resurs]. - E'lektron. portal. - 2011. - Rezhim dostupa: http://revolution.allbest.ru/religion/00305325_0.html.
86
Парадигмы и процессы
ИЩсЛи
UDC 322.22+ 261.7
SPORTS DISCOURSE OF SOFT POWER IN THE RELIGIOUS POLICY OF MODERN RUSSIA
Korneeva Vera Aleksandrovna,
Ural State Pedagogical University,
Institute of psychology,
The chair of social psychology, conflictology and management,
Head of the chair of conflictology and management Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, The post-graduate of chair of theory and history of political science, Ekaterinburg, Russia,
E-mail: [email protected]
Volkov Andrey Valer'yevich,
Technical Director?
LLC «FOST»,
Ekaterinburg, Russia,
E-mail: [email protected]
Annotation
It is to late to talk about political possibilities of sport and its resources as an instrument of «soft power» in the field of regional and national politics. Nowadays we can say that sport has entered a stage of new politicization. And this process of new politicization is approaching to a stage of extreme politicking. Countries and regions use sport as a «soft power» and face active and «hard» opposition of their counterparties (such opposition includes allegations of corruption, sanctions, dismissal heads of major organizations, attempts to change the geography of major sporting events, etc.). However, sport as a social institution still remains a huge undiscovered area, which has a huge potential of using to increase attractiveness of many social practices besides the big political arena. This article is devoted to the assessment of role and degree of relevance of sport in the implementation of religious policy of modern Russia.
Key words:
sport, sports discourse, soft power, religion, religious policy.
87