Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ В МОСКОВСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ТРАНСПОРТА'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ В МОСКОВСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОЛЛЕДЖ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Алексей Алексеевич, Комарова Галина Леонидовна, Нигай Руслан Михайлович, Чехов Антон Павлович

В статье рассмотрено формирование студенческого спорта и физической культуры в Союзе Советских Социалистических Республик на примере Московского колледжа транспорта (РУТ-МИИТ) в период, начиная с 1922 года, с момента подписания Декларации об образовании СССР и Союзного Договора, до принятия Декларации о прекращении существования СССР в 1991 года. Проанализированы основные этапы развития транспортного образования в области физической культуры и спорта. Рассмотрено создание комплекса ГТО и ДСО Локомотив. Сделаны выводы, даны рекомендации по развитию физической культуры и спорта в отраслевых учебных заведениях. Подтверждено, что физическое воспитание в учебном заведении, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, направлено на укрепление здоровья учащихся, профилактику заболеваний и повышение уровня физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романов Алексей Алексеевич, Комарова Галина Леонидовна, Нигай Руслан Михайлович, Чехов Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS, PROSPECTS AND WAYS OF DEVELOPMENT AT THE MOSCOW COLLEGE OF TRANSPORT

The article examines the formation of student sports and physical culture in the Union of Soviet Socialist Republics on the example of the Moscow College of Transport (RUT-MUT) in the period from 1922, from the moment of signing the Declaration on the Formation of the USSR and the Union Treaty, until the adoption of the Declaration on the Termination of the USSR in 1991. The main stages of the development of transport education in the field of physical culture and sports were analyzed. The creation of the complex of RLD and DSO Locomotive is considered. Conclusions were drawn, recommendations were given on the development of physical culture and sports in branch educational institutions. It was confirmed that physical education in the educational institution, being an integral part of the educational process, is aimed at strengthening the health of students, preventing diseases and increasing the level of physical fitness.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ В МОСКОВСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ТРАНСПОРТА»

решении проблемных ситуаций, моделирующих кризисную обстановку.

Реализуется модель с помощью методики, инициирующей активность мотиваци-онной, рефлексивной, эвристической, и творческой сферы индивида.

Внедрение в учебно -тренировочный процесс метода ситуативного моделирования, заданий практико-ориентированной направленности (комплекс технико-тактических «приемов», имитирующих реальную проблемную ситуацию) и специализированных тестовых задач создаст предпосылки для формирования новых технико-тактических знаний и умений по бесконфликтному выходу спортсменов из проблемной ситуации.

Конструируя педагогическую модель и разрабатывая пул ситуативных задач, необходимо учитывать уровень спортивной подготовки, квалификацию атлета, специфику повторяемых имитационных упражнений, ряд типовых проблемных ситуаций, характерных для избранного вида спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Камалов Р.З. О закономерностях развития системы тактики спортивной борьбы / Р.З. Камалов // Вестник Казанского юридического института МВД РФ. - 2012. - № 3 (9). - С. 93-98.

2. Ленц А.Н. Некоторые особенности тактической подготовки борцов / А.Н. Ленц // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 9. - С. 58-61.

3. Никулин С.Г. Проектирование ситуативных задач для формирования личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД / С.Г. Никулин // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3 (140). - С. 173-179.

4. Орлов Ю.Л. Ситуационное моделирование боевых условий соревновательной деятельности в тренировке квалифицированных спортсменов-каратэистов / Ю.Л. Орлов, А.Ю. Орлова // Экстремальная деятельность человека. - 2022. - № 1 (63). - С. 67-73.

5. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса / А.В. Цыганов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И Герцена. -2010. - № 136. - С. 137-143.

REFERENCES

1. Kamalov, R.Z. (2012), "On the regularities of the development of the system of tactics of wrestling", Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No. 3 (9), pp. 93-98.

2. Lenz, A.N. (1971), "Some features of tactical training of wrestlers", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 58-61.

3. Nikulin, S. G. (2020), "Designing situational tasks for the formation of personal and professional qualities of police officers", Kazan Pedagogical Journal, No. 3 (140), pp. 173-179.

4. Orlov, Y.L. and Orlova A.Y. (2022), "Situational modeling of combat conditions of competitive activity in the training of qualified karate athletes", Extreme human activity, No. 1 (63), pp. 67-73.

5. Tsyganov, A.V. (2010), "Innovative approaches in modeling the educational process", Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, No. 136. - pp. 137-143.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2022

УДК 377.5

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ В МОСКОВСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ТРАНСПОРТА

Алексей Алексеевич Романов, кандидат педагогических наук, преподаватель, Галина Леонидовна Комарова, преподаватель, Руслан Михайлович Нигай, кандидат технических наук, доцент, Антон Павлович Чехов, кандидат технических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва

Аннотация

В статье рассмотрено формирование студенческого спорта и физической культуры в Союзе Советских Социалистических Республик на примере Московского колледжа транспорта (РУТ-МИИТ) в период, начиная с 1922 года, с момента подписания Декларации об образовании СССР и Союзного Договора, до принятия Декларации о прекращении существования СССР в 1991 года. Проанализированы основные этапы развития транспортного образования в области физической культуры и спорта. Рассмотрено создание комплекса ГТО и ДСО Локомотив. Сделаны выводы, даны рекомендации по развитию физической культуры и спорта в отраслевых учебных заведениях. Подтверждено, что физическое воспитание в учебном заведении, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, направлено на укрепление здоровья учащихся, профилактику заболеваний и повышение уровня физической подготовленности.

Ключевые слова: Советский Союз, транспортное образование, физическая культура, колледж, студенческий спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p469-474

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS, PROSPECTS AND WAYS OF DEVELOPMENT AT THE MOSCOW COLLEGE OF TRANSPORT

Alexey Alekseevich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Galina Le-onidovna Komarova, the teacher, Ruslan Mikhailovich Nigai, the candidate of technical sciences, docent, Anton Pavlovich Chekhov, the candidate of technical sciences, docent, Russian

University of Transport, Moscow

Abstract

The article examines the formation of student sports and physical culture in the Union of Soviet Socialist Republics on the example of the Moscow College of Transport (RUT-MIIT) in the period from 1922, from the moment of signing the Declaration on the Formation of the USSR and the Union Treaty, until the adoption of the Declaration on the Termination of the USSR in 1991. The main stages of the development of transport education in the field of physical culture and sports were analyzed. The creation of the complex of RLD and DSO Locomotive is considered. Conclusions were drawn, recommendations were given on the development of physical culture and sports in branch educational institutions. It was confirmed that physical education in the educational institution, being an integral part of the educational process, is aimed at strengthening the health of students, preventing diseases and increasing the level of physical fitness.

Keywords: Soviet Union, transport education, physical education, college, student sports.

Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик был принят 29 декабря 1922 года конференцией полномочных делегаций. Он юридически закрепил объединение в одно союзное государство четырёх советских социалистических республик - Российской СФСР, Украинской ССР, Белоруской ССР, Закавказской СФСР (Грузия, Азербайджан и Армения). 30 декабря 1922 года этот договор вместе с Декларацией об образовании СССР был утверждён I съездом Советов СССР. Наследие СССР ещё долгие годы учёные и исследователи будут разбирать на симпозиумах и конференциях, жарко спорить о плюсах и минусах советской власти.

В данной статье на примере Московского колледжа транспорта (РУТ-МИИТ) проанализировали развитие физической культуры и спорта в СССР. И дали рекомендации для популяризации физической культуры и спорта среди студенческой молодёжи.

Московский колледж транспорта (РУТ-МИИТ) имеет долгую и интересную историю. В 1872 году на Новой Басманной улице начало свою работу Дельвиговское железнодорожное училище, которое, вот уже 150 лет, является кузницей профессиональных кадров для транспортной отрасли.

Россия часто на протяжении своего исторического существования испытывала сложные времена. Путь любого учебного заведения тесно связана с историей страны. По-

этому после Великой Октябрьской социалистической революции как в жизни страны, так и в жизни училища наступили тяжёлые времена: гражданская война, разруха, голод. Но и в это трудное время училище железнодорожного транспорта продолжало свою работу: контингент обучающихся сокращён до минимума, проводится реорганизация училища, разрабатываются новый устав, учебные планы и рабочие программы, в том числе и по физической культуре.

В 1923 году в СССР создан Высший совет физической культуры (ВСФК) при Всероссийском центральном исполнительном комитете РСФСР, который позднее был переименован во Всесоюзный совет физической культуры при Правительстве СССР [2, C. 4547]. Приблизительно до 1925 года прослеживалось несколько направлений развития физической культуры. Например, А.В. Луначарский и Н.И. Подвойский выдвинули идею физической культуры для всех, которая поддерживалась Народным комиссариатом просвещения (НКП). Однако данная идея вызывала отторжение у ряда представителей Всероссийского учительского союза. В это непростое для страны время развиваются такие направления физического воспитания, как теафизкульт, пролеткульт, гигиеническое и ряд других [3, C. 77-79]. В этот период времени в стране организуются и проводятся различные спортивные соревнования, красные олимпиады, Всесоюзные летние праздники и многие другие мероприятия спортивной направленности. Так, в 1928 году в Москве прошла первая Всесоюзная спартакиада, в которой приняло участие более 4-х тысяч советских спортсменов и 600 иностранных (http://ttfr.ru/rus/news/10663-nemnogo-istorii.-vsesoyuznye-spartakiady/). Многочисленные массовые спортивные мероприятия, проводимые в Советском Союзе, доказывают серьёзность отношения партии и правительства к физической подготовленности различных групп населения страны.

Железнодорожная отрасль народного хозяйства, определяется высокой сложностью и насыщенностью трудовых процессов, значительной нагрузкой, психической и физиологической интенсивностью, предъявляла и предъявляет особые требования к физической подготовке и работоспособности работников транспорта. В железнодорожном училище студенческое спортивное движение начало свое развитие созданием коллектива физической культуры, организацией и проведением первых соревнований между учащимися.

Несмотря на то, что физической культуре и массовому спорту, в том числе студенческому, с первых дней советской власти уделялось повышенное внимание, в средних специальных учебных заведениях железнодорожного транспорта по-прежнему не было единой программы физического воспитания учащихся. Приведём лишь несколько названий программ по физической культуре того времени: Программа Государственного учёного совета (ГУС), «О ритмическом воспитании», «Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской культуры» и т.п. Но такое многообразие программ не помогало, а только мешало развитию физической культуре и спорту.

Переломным моментом в создании единой программы по физической культуре для средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта стало создание в 1931 году Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР», ставшего первой попыткой систематизации двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности разных групп населения нашей страны. У преподавателей по физической культуре появился инструмент для тестирования и выставления отметок на базе комплекса ГТО. В 30-е годы прошлого века выполнить программу физической и культурной подготовки на золотой значок «Готов к труду и обороне СССР» было престижно и почётно. Большинство мальчишек и девчонок, обучающихся в Московском техникуме железнодорожного транспорта имени А.А. Андреева, с гордостью носили на форменной одежде учащегося значок ГТО.

Вторым значимым событием, как для средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта, так и для всей отрасли, стало создание в 1935 году добровольного спортивного общества (ДСО) «Локомотив». Это позволило всем причастным к работе и учёбе в железнодорожной сфере получить свою развитую спортивную базу. Спортивные сооружения общества Локомотив работали как на оздоровление широких масс трудящихся, так и на вовлечение и дальнейшею специализацию талантливой спортивной молодёжи.

Результаты этих решений особенно отчётливо стали видны по прошествии десятилетий. Многие участники, герои Великой Отечественной войны, занимаясь в спортивных кружках и секциях совершенно бесплатно, успешно сдавали нормативы ГТО. Обретённые спортивные умения и навыки, физическая закалка и спорт помогали нашим бойцам успешно выполнять самые трудные боевые задания. Мы считаем, что включение в теоретическую и практическую часть подготовки по физической культуре в транспортном колледже понимания важности физических упражнений не только для развития и укрепления здоровья, но и для создания для каждой железнодорожной специальности ППФК, несомненно, поможет учитывать особенности и специфику производства. Безусловно, в начале Великой Отечественной войны на первый план выдвигалась задача мобилизации людей для защиты страны. Преподаватели, служащие и студенты техникума уходили в ряды Красной Армии, чтобы с оружием в руках отстаивать независимость Родины. Но уже в августе 1941 года начальник Управления боевой подготовки Красной Армии утвердил программу Наркомпроса РСФСР по допризывной военной подготовке юношей и девушек 8-10-х классов средней школы, которая действовала и в средних специальных учебных заведениях железнодорожного транспорта. А в 1942 году была принята Программа начальной военной подготовки учащихся 5-10-х классов неполных средних, средних школ и техникумов. Все усилия, в том числе, и занятия по физической культуре, направлены на решение одной задачи - победить врага. По опыту опыт СССР, возможно, настала необходимость в период проведения специальной военной операции на Украине обратиться к положительному опыту прошлых лет. Исходя из этого, мы предлагаем включить в программу по физической культуре в колледже военно-прикладные виды спорта. Полезна на наш взгляд и практика по тактической медицине. Занятия по этой теме на ОБЖ носят недостаточный и поверхностный характер. Думается, что можно расширить содержание программы по физической культуре в средних специальных учебных заведениях, сделав комплекс ГТО важным и популярным среди молодёжи.

В послевоенный период, вплоть до 1991 года, основными задачами физической культуры стали оздоровление населения, а также выход спортсменов нашей страны на международную спортивную арену.

Граждане России знают и гордятся своими спортивными героями. Достойный вклад в череду доблестных спортивных побед Отчизны внесли и спортсмены-железнодорожники: тяжелоатлет Николай Саксонов завоевал серебрянную медаль на первых для сборной СССР Олимпийских играх 1952 года; хоккеист Виктор Якушев, гордость общества Локомотив, единственный спортсмен, отыгравший в одном клубе 25 лет, стал пятикратным чемпион мира.

За весь период выступлений на Олимпийских играх спортсмены-железнодорожники завоевали 42 золотые, 28 серебряных и 12 бронзовых медалей. Это является несомненным успехом общества. Причём нужно отметить, что все занятия в спортивных кружках и секциях в СССР были бесплатными, что позволяло не только оздоравливать население, но и вовлекать в систему здорового образа жизни наибольшее количество населения страны. В Московском колледже транспорта (РУТ-МИИТ) практика олимпийского образования, особенно стала развиваться в годы пандемии. Работая в удаленном формате, появилось больше времени на пропаганду среди студентов, как здо-

рового образа жизни, так и олимпийских ценностей [4, 5]. К сожалению, в настоящее время «недостаточное развитие материально-технической базы», «расширение доли платных услуг в сегменте массового спорта», «слабый профессиональный уровень тренерских кадров» [1, С. 107] не позволяют обеспечить необходимый уровень вовлеченности молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Существует группа учащихся колледжа, которые не занимаются никакой другой спортивной активностью, кроме как на занятиях физической культурой. Стараясь вовлечь в спортивную жизнь большее число студентов, в Московском колледже транспорта (РУТ-МИИТ) организована работа бесплатных секций по мини-футболу, волейболу, настольному теннису работает тренажёрный зал; на протяжении учебного года проводятся студенческие соревнования различного уровня. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. Статистика, которую ведут преподаватели по физической культуре, показывает, что уровень физической подготовленности и физической работоспособности студентов Московского колледжа транспорта (РУТ-МИИТ) с каждым новым приёмом неуклонно снижается.

В заключении пришли к следующим выводам:

1. Популяризация физической культуры и спорта среди студенческой молодежи является актуальной комплексной задачей, которую возможно решить совместными усилиями образовательных учреждений, общественных организаций и государства.

2. Наследие СССР в области физической культуры и спорта нуждается во внимательном анализе с целью совершенствования программно-методического, организационного обеспечения физического воспитания; создания новой, учитывающей современные реалии, программы развития физической культуры и спорта в транспортных учебных заведениях и внедрения новых эффективных форм и методов организации спортивных занятий.

3. В программу колледжа транспорта по физической культуре необходимо включить теоретическую подготовку с целью формирования у учащихся понимания важности физических упражнений для работников транспорта и воспитания чувства патриотизма в процессе реализации таких проектов, как «Герои спорта» и «Спортсмены общества «Локомотив»».

4. Физическая культура в транспортном колледже является компонентом целостной профессиональной подготовки студентов. Учитывая опыт СССР, большую часть времени в программе физического воспитания предлагается уделить профессионально-прикладной физической культуре. Причём, для каждой железнодорожной специальности ППФК должна быть индивидуальной и учитывать особенности специальности и специфику производства.

5. Необходимо обсудить введение в программу военно-прикладных видов упражнений, основ физкультурного самоконтроля и оказания первой медицинской помощи.

6. Физическое воспитание в учебном заведении, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, направлено на укрепление здоровья учащихся, профилактику заболеваний, повышение уровня физической подготовленности. Для обеспечения высокой работоспособности, творческой активности и полноценной жизни процесс физического воспитания должен продолжаться и на производстве, сохраняя преемственность и непрерывность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болозин А. А. Механизм повышения доступности массового спорта для молодежи в современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2018. -№ 3 (51). - С. 107-111.

2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - Москва : Академия, 2008. - 20 с.

3. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта / Н.Ф. Кулинко. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 1997. -55 с.

4. Практика олимпийского образования в колледжах транспортного профиля / А.А. Романов, Р.М. Нигай, Г. Л. Комарова, Д.А. Нефедов // Среднее профессиональное образование. - 2021. -№ 11 (315). - С. 33-35.

5. Романов А.А. Дистанционное обучение по олимпийскому образованию в период глобальной пандемии в транспортном колледже / А.А. Романов, Р.М. Нигай, А.Ю. Савкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 379-382.

REFERENCES

1. Bolozin. A. A. (2018), "The mechanism of increasing the accessibility of mass sports for youth in modern Russia", Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, Nizhny Novgorod, pp. 107-111.

2. Goloshchapov, B.R. (2008), History of physical culture and sports, Academy, Moscow.

3. Kulinko, N.F. (1997), The history of physical culture and sports, Orenburg Book Publishing House, Orenburg.

4. Romanov, A.A. Nigai, R.M. Komarova, G.L. and Nefedov, D.A. (2021), "The practice of Olympic education in colleges of transport profile", Secondary vocational education, No. 11 pp. 33-35.

5. Romanov, A.A., Nigai, R.M. and Savkin, A.Yu. (2021). "Distance learning in Olympic education during the global pandemic in the transport college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 379-382.

Контактная информация: ruslan1010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 796.06

К ВОПРОСУ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЯХ ЗА РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Константин Валерьевич Романов, кандидат медицинских наук, начальник научно-

исследовательского отдела, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Евгений Анатольевич Иванов, кандидат психологических наук, доцент,

старший научный сотрудник, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Ольга Анатольевна Юсупова, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск; Наталья Григорьевна Дмитриева, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В статье обосновывается необходимость врачебно-педагогических наблюдений за военнослужащими при проведении различных форм физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этими формами являются: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физические тренировки в процессе учебно-боевой деятельности, а также спортивно-массовая работа и самостоятельные физические тренировки военнослужащих. Врачебно-педагогические наблюдения осуществляются специалистами физической подготовки и соответствующих медицинских служб.

Ключевые слова: физическая подготовка, врачебно-педагогические наблюдения, формы проведения физической подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p474-477

ON THE ISSUE OF MEDICAL AND PEDAGOGICAL OBSERVATIONS OF VARIOUS FORMS OF PHYSICAL TRAINING

Konstantin Valeryevich Romanov, the candidate of medical sciences, head of research department, Military Institute of Physical culture, St. Petersburg; Evgeny Anatolyevich Ivanov,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.