Е. А. Митин,
заведующий кафедрой спортивных игр ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ — ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
На всех этапах общественного развития одной из первостепенных и не до конца решенных является проблема воспитания здорового подрастающего поколения и подготовка его к полноценной самостоятельной жизни. В контексте решения этой проблемы значение имеет тезис о том, что социальное воспитание и обучение здоровью должны быть направлены на формирование традиционной системы ценностей, здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности.
Новая социально-экономическая ситуация в нашей стране, большое количество стрессовых условий, повышенная интенсивность учебного процесса приводят к существенному снижению физических и психических возможностей школьников и студентов, переутомлению и заболеваниям. К тому же такое положение в условиях кризиса усугубляется рядом проблемных ситуаций.
1. Низкий уровень ценности здорового образа жизни в общественном сознании, в связи с чем у большинства граждан отсутствует понимание необходимости укрепления своего здоровья и заинтересованность в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Подтверждением этого являются цифры, приведенные в докладе на заседании президиума правительства РФ 22 июня 2009 г. «О проекте стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» министром спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталием Мутко: «...В настоящее время 85 процентов граждан Российской Федерации, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом».
2. Увеличение употребления среди детей, подростков и молодежи спиртных напитков, наркотических и токсических ве-
Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто.
Сократ
ществ, курение, интернет-аддикция, кибер-аддикция в последние годы вызывают серьезную озабоченность. Так, например, 62% опрошенных лиц начали употреблять наркотические вещества в школе.
Не меньшей проблемой сегодня являются такие негативные тенденции, как зависимость школьников от Интернета и компьютерных игр. Опрос школьников 9-11-х классов указывает, что из них 78% используют компьютер с целью развлечения, а 22% — для помощи в учебе. Интернет- и кибер-аддикция опасны значительным
стрессовым воздействием, сопряженным с финансовыми проблемами, социальными и образовательными трудностями, а также гиподинамией, приводящей к ухудшению физического здоровья.
Проблемой аддиктивного и девиантного поведения детей и подростков озабочены все слои общества — от родителей до представителей различных религиозных школ. По образному выражению митрополита Смоленского и Вяземского, «в борьбе с социальными болезнями нельзя решить проблему только изгнав “беса”, так как его место обязательно займет другой “бес”. В создавшейся ситуации социального развития страны необходимо подумать о том, какую альтернативу можно предложить самим образованием».
3. В настоящее время проблема формирования у школьников и студентов сознания, направленного на сохранение, укрепление и восстановление здоровья связана с отсутствием системы обучения здоровью, а именно «психологизации» медицинских и биологических знаний. Такая неопределенность педагогического сообщества в политике формирования здорового образа жизни инициирует незакрепленность нормы «результат формирования» на всех
ступенях существующих федеральных государственных образовательных стандартов.
В уставе Всемирной организации здравоохранения впервые на международном уровне провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительств за здоровье своих народов. Однако в современных условиях кризиса государству непросто заботиться о здоровье своих граждан.
В то же время, несмотря на кризисную ситуацию, президент России Дмитрий Медведев в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определил основные направления реформирования образования, ориентированные на минимизацию рисков для здоровья школьников в процессе обучения.
Обобщая направления президентской инициативы, можно говорить о ключевом положении в развитии системы образования, которое проявляется в новом взгляде на обновление образования и его миссию в обществе и выражается в новом подходе к пониманию «образа» педагога, отвечающего современным социальным ожиданиям. Это диктует необходимость принципиальных изменений всего характера подготовки педагога как с точки зрения психологопедагогической, так и с точки зрения социально-культурологической.
Сегодня усложняются запросы государства к качеству подготовки специалистов, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, к уровню их профессиональной компетентности. Это связано с возрастанием роли физической культуры как фактора совершенствования человека и общества, когда здоровый образ жизни может стать социальным «феноменом».
В настоящее время на основе «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 годы» на факультете физической культуры обозначены основные направления обеспечения качества подготовки специалистов по физической культуре на базе гуманитарных технологий. Представляется, что эту работу необходимо предусмотреть в
новой программе развития университета на 2011-2015 гг.
Использование гуманитарных технологий может открыть новые возможности формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. В связи с этим предлагается: 1) на всех факультетах ввести дисциплину или курс по выбору «Инновационные гуманитарные технологии в формировании культуры здоровья детей, подростков и молодежи»; 2) включить в программу педагогической практики задания, предусматривающие формирование у студентов умений в организации здорового образа жизни дошкольников, школьников, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта; 3) сформировать спектр образовательных программ в системе профессиональной переподготовки специалистов по физической культуре в целях более полного удовлетворения запросов рынка труда, а также получения дополнительных квалификаций к основным; 4) рассмотреть вопрос об организации спортивно-оздоровительного клуба университета, как организационно-методической основы структуры управления развитием физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, или организационно-методического отдела физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, входящего в структуру одного из управлений университета.
В результате повысится заинтересованность студентов в физическом развитии и укреплении своего здоровья. Это позволит: а) вовлечь большую часть студентов в занятия физкультурно-оздоровительной направленности, что увеличит их двигательную активность; б) обеспечить доступность информации по вопросам развития и перспективам применения инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.
У студентов сформируются новые компетенции в организации здорового образа жизни на основе гуманитарных технологий, что будет способствовать заинтересованному отношению к собственному здоровью.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
Повысится социальная защищенность,
профессиональная мобильность и конкурентоспособность выпускников университета на рынке труда.
В университете создадутся новые условия по профилактике социально-негативных явлений средствами физической культуры и спорта. Возникнут новые привлекательные формы, методы и средства организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности всех категорий студентов и сотрудников. Усовершенствуется уровень пропаганды физической культуры и спорта среди всех категорий студентов и сотрудников как составляющей части здорового образа жизни.
Будет действовать система мониторинга физического развития и физической подготовленности всех категорий студентов и сотрудников университета, которая позволит: 1) разработать и внедрить в систему организации здорового образа жизни сотрудников и студентов университета «паспортов» здоровья и двигательной активности, как основы полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья; 2) разработать и реализовать разновариантную программу физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий для студентов и сотрудников в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и уровнем подготовленности; 3) разработать и реализовать физкультурно-оздоровительные программы социальной направленности для сотрудников пенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и малоимущих сотрудников; 4) проводить ежегодный
смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди студентов и сотрудников университета.
В перспективе могут быть достигнуты следующие результаты: 1) снизится количество студентов и сотрудников, освобожденных от занятий физической культурой и лиц, отнесенных к специальным медицин-
ским группам и группам лечебной физической культуры; в режим рабочего дня будет введена производственная физическая культура; 2) на базе гуманитарных технологий будут внедрены новые научно-методические разработки и инновационные методики в области организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с разными категориями обучающихся и сотрудников; 3) объем оптимальной недельной двигательной активности для различных категорий студентов и сотрудников будет достигать не менее 6 часов; 4) вопросы развития физической культуры и спорта будут включены в Коллективный договор между профсоюзом и вузом; за счет средств вуза и профсоюза, предусмотренных коллективным договором, будет обеспечиваться финансирование физкультурно-оздоровительной работы, а также пропаганда здорового образа жизни.
Достижение таких результатов позволит:
1) освоить выпускникам современные компетентности, отвечающие общемировым требованиям к человеческому капиталу;
2) обеспечить консолидацию педагогического сообщества в решении приоритетных задач, направленных на формирование в общественном сознании ценности здорового образа жизни; 3) распространить опыт подготовки специалистов нового типа по физической культуре с использованием совокупности гуманитарных технологий, определяющих инновационную модель вуза в политике формирования здорового образа жизни.
В заключение необходимо сказать о том, что миссия Герценовского университета в контексте национальной государственной инициативы «Наша новая школа» заключается в подготовке специалиста компетентного не только в своей предметной области, но и в организации здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. Это будет являться не только условием благополучной жизнедеятельности выпускников, но и важным фактором повышения конкурентоспособности нашего вуза на рынке образовательных услуг.