Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВУЗАХ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / физическая культура / личность / социализация / личностные качества / молодое поколение / sport / physical culture / individual / socialization / personal quality / young generation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Сергей Меркурьевич, Ягодкин Геннадий Анатольевич, Потапов Евгений Викторович

Статья рассматривает феномен влияния спорта на формирование личности молодых людей в процессе социализации. Ставится задача осмысления преимуществ занятия спортом для молодёжи. На первый план выходит рассмотрение ключевых особенностей становления личности, а также воздействие спорта как агента социализации на процесс развития индивида. В статье раскрываются понятие здоровья, спорт и физическая культура. Приводятся примеры исследований о физической культуре и о влиянии её на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и на опорно-двигательный аппарат. Кроме этого, изучаются вопросы о формах проявления физического воспитания. В статье направляется посыл на формирование здорового образа жизни у молодежи. Определяется как и чем формируется и достигается здоровый образ жизни у студентов. Направляются векторы формирования желания и заинтересованность в регулярных занятиях спортом и физической культурой. Делаются выводы о важнейшей значимости физической культуры и спорта в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Сергей Меркурьевич, Ягодкин Геннадий Анатольевич, Потапов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the phenomenon of the way the sport influences the personality formation in the process of socialization. The goal is to understand the benefits of sports for young people. The discussion of the key features of the personality formation, as well as the impact of sport as an agent of socialization on the process of individual development comes to the fore. The article reveals the concepts of "health, sport and physical culture". Examples of research in physical culture and its impact on the cardiovascular and respiratory systems and on the musculoskeletal system save given. In addition, questions about the forms of physical education are being studied. The article sends a message to the formation of a healthy lifestyle among young people. It is determined how and by what a healthy lifestyle is formed and achieved among students. They are directed to the vectors of formation of desire and interest in regular sports and physical education. Conclusions are drawn about the most important importance of physical culture and sports in universities.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВУЗАХ»

3. Олексюк, А.Э. Организация исследовательской деятельности с учащимися / А.Э. Олексюк // Вестник науки. -2023. - №6 (63). - Том 1. - С. 368-373. - Электронный ресурс: М1рз://№ж^вестник-науки.рф/агйс1е/8614 (дата обращения: 31.10.2023)

4. Рыжова, Н.И. Использование цифровых и межпредметных проектно-исследовательских технологий во внеурочной деятельности / Н.И.Рыжова, Н.Ю. Королева // Наука и школа. - 2022. - №4. - С. 211-224

5. Сотрудники ЧГПУ реализовали две образовательные программы в г. Баку // ЧГПУ. - URL: https://clck.ru/35zfxd (дата обращения: 12.09.2023)

6. Сулейманова, Т.Р. Педагогические условия формирования российской идентичности средствами этнокультурного просвещения / Т.Р. Сулейманова // МНКО. - 2022. - №3 (94). - С. 219-221

7. Хотинец, В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности/В.Ю. Хотинец//Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. -№5. - С. 43-47

Педагогика

УДК 796/799

кандидат педагогических наук, доцент Иванов Сергей Меркурьевич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха); кандидат педагогических наук, доцент Ягодкин Геннадий Анатольевич Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха); преподаватель кафедры физической подготовки Потапов Евгений Викторович Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В

ВУЗАХ

Аннотация. Статья рассматривает феномен влияния спорта на формирование личности молодых людей в процессе социализации. Ставится задача осмысления преимуществ занятия спортом для молодёжи. На первый план выходит рассмотрение ключевых особенностей становления личности, а также воздействие спорта как агента социализации на процесс развития индивида. В статье раскрываются понятие здоровья, спорт и физическая культура. Приводятся примеры исследований о физической культуре и о влиянии её на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и на опорно-двигательный аппарат. Кроме этого, изучаются вопросы о формах проявления физического воспитания. В статье направляется посыл на формирование здорового образа жизни у молодежи. Определяется как и чем формируется и достигается здоровый образ жизни у студентов. Направляются векторы формирования желания и заинтересованность в регулярных занятиях спортом и физической культурой. Делаются выводы о важнейшей значимости физической культуры и спорта в вузах.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, личность, социализация, личностные качества, молодое поколение.

Annotation. The article considers the phenomenon of the way the sport influences the personality formation in the process of socialization. The goal is to understand the benefits of sports for young people. The discussion of the key features of the personality formation, as well as the impact of sport as an agent of socialization on the process of individual development comes to the fore. The article reveals the concepts of "health, sport and physical culture". Examples of research in physical culture and its impact on the cardiovascular and respiratory systems and on the musculoskeletal system save given. In addition, questions about the forms of physical education are being studied. The article sends a message to the formation of a healthy lifestyle among young people. It is determined how and by what a healthy lifestyle is formed and achieved among students. They are directed to the vectors of formation of desire and interest in regular sports and physical education. Conclusions are drawn about the most important importance of physical culture and sports in universities.

Key words: sport, physical culture, individual, socialization, personal quality, young generation.

Введение. В нашей сегодняшней действительности физическая культура и спорт все реже находят себе место среди дел и планов граждан. К сожалению, обучающиеся в вузах не являются исключениями. Среди молодежи здоровый образ жизни не пользуется популярностью, что прямо влияет на длину и качество жизни молодых людей. При этом для всех студентов проблема спорта актуальная как никогда, потому что именно в этом возрасте происходит формирование здорового образа жизни,в то время как, физической культуре высших учебных заведениях выделена главная роль в одной из основ в процессе вышеназванного формирования.

Здоровье - самая важная составляющая любого живого организма. Оно влияет на отработку задач, выработку планов, принятия жизненных важных и рациональных решений, помогает преодолевать трудности и неприятности. Но главная проблема заключается в том, что многие, в том числе и студенты и аспиранты,(одним словом - молодежь), относятся легкомысленно и не воспринимают всерьез нормы здорового образа жизни. На молодежь, которая обучается по системе "бакалавр" или "специалитет", упражнения по физической культуре и спортивные мероприятия оказывают громадное влияние на их профессиональную деятельность околозримого ближайшего настоящего. Потому что в будущей деятельности молодого поколения физкультура и спорт будут глубоко воздействовать на них и тесно взаимодействовать с ними с их значительными психологическими перегрузками и перенапряжением зрения, внимания и интенсивной интеллектуальной деятельностью. В идеальном случае мы не должны забывать о спорте и физической культуре и жертвовать своим здоровьем ради карьеры, повышенных доходов и прочего, хотя многие в погоне за благополучием действительно готовы жертвовать собой. Кроме этого, с наступлением эпохи высоких технологий, многие люди ведут неподвижный или же малоподвижный(слабоактивный) образ жизни, что относится как подрастающему поколению, так и к людям в расцвете сил. Работа за компьютером, а с началом эпидемии COVID-19 еще и учеба с использованием дистанционных технологий, приводит к застою активности в развитии организма и уменьшении ценности спорта в укреплении здоровья. Малоподвижный образ жизни выльется в многочисленные неблагоприятные последствия для функционального состояния организма, как например: избыточный вес, проблемы со зрением, заболевание сердечно-сосудистой системы, гормональный

сбой [1, С. 21. А вместе с физическими проблемами, появляются и психические: информационные перегрузки, подавленное настроение, снижение самооценки - вот результат малой роли спорта и физической культуры в жизни молодого пополнения.

Изложение основного материала статьи. С научной точки зрения, и в практическом смысле слова под физической культурой приято понимать процесс воспитания физических качеств и освоения жизненно важных движений и (или) базовых движений. В теоретическом смысле слова физическая культура подразумевается как процесс только воспитания физических качеств. Учебная дисциплина «Физическая культура» в высших учебных заведениях страны представлена, в соответствии с государственным образовательным стандартом качества высшего образования, в качестве обязательного и не отьемлемого предмета образования, а также, как не отделимого элемента от общего понимания целостного развития личности.

Молодое поколение занимающиеся с повышенным увлечением, здоровым рвением и интересом к занятиям по физической культуре начинают вырабатывать и проявлять в себе повышенную стрессоустойчивость, выработанный из дня в день устойчивый определенный режим дня, уверенность в себе, а главное - повышается уровень здоровья. В вузах физическая культура выражена в определенных формах физического воспитания, а именно, в плановых учебно-тренировочных практических занятиях. Учебные занятия - это основная форма проявления физического воспитания и формирования здорового образа жизни;

Самостоятельные занятия под руководством преподавателя или без такого помогают самому обучаемому настроиться на регулярные выполнения физических упражнений, а также отшлифовать качество выполняемых им упражнений и выработать для себя оптимальную и рациональную нарастающую физическую нагрузку в соответствии с внутренним функциональным состоянием организма человека; Физическая культура в процессе повседневной деятельности дня способствует укреплению здоровья обучающихся в вузах и повышает умственную и физическую работоспособность; Спортивно-массовая работа, которая включает в себя: массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия, которые направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на формирование здорового образа жизни и крепления здоровья, совершенствование у них физического и психологического состояния организма. Все эти вышеназванные формы физического воспитания взаимосвязаны и являются дополнением друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Укрепление организма и иммунитет - прямой результат активного образа жизни и развитой спортивной культуры. Однако следует всегда помнить, что перегрузка в физической активности тоже не даст позитивных результатов, особенно в краткосрочной перспективе. Злоупотребление спортивными нагрузками даст только один результат - организм наверняка не справится, тем более с неожиданности, а значит, это будут гарантированные травмы с дальнейшими более серьезными последствиями [2, С. 31.

Как показывает статистика, освобожденных от занятий по физической культуре из числа обучающихся в вузах увеличивается ежегодно. И это динамика все время растёт и прогрессирует. Молодое поколение с трудом может выполнять простейшие или средней сложности физические упражнения и переносить щадящие нагрузки. Исходя из этого, комиссии по медицине в вузах определяют эту молодежь в специальные медицинские группы под усиленным наблюдением врачей, (так называемые СМГ) для того, чтобы на занятиях по физкультуре они имели лечебную оздоровительную направленность -ЛФК (лечебно-физическая культура). ЛФК в априори, является лечебно-профилактической, и направлена на адаптивное, восстановительное воздействие на организм человека после перенесенной болезни или полученной травмы. Помимо всего этого, ещё ЛФК выявляет и предупреждает появление или проявление хронических паталогий различных заболеваний.

Результаты исследования показывают, что более 30% молодых людей имеют проблемы с сердцем и опорно-двигательным аппаратом. Не всегда медицина дает возможность полностью вылечить эти недуги. Соответственно, лучше не допускать критических ситуаций. Человек должен следить за своим здоровьем, буквально каждый день поддерживать себя в тонусе. Но что насчет занятия спортом в домашних условиях? Во многом на нашу заинтересованность к спорту и возникающее желание активно заниматься физическими упражнениями или, проще говоря, физической активностью оказывает наше с вами окружение, а зачастую, это наши родители и близкие родственники. Если родители хотят видеть своих детей здоровыми и сознательными в физической культуре и в спорте, они обязаны должным образом свойственное родителям уделять внимание физическому развитию своих детей, показывать на своем примере,как стоит начинать и вести здоровый образ жизни ГЗ, С. 21. Теперь рассмотрим влияние здорового образа жизни на внутренние системы организма человека. Стоит начать с иммунитета. Не секрет, что спорт и физические упражнения повышают иммунитет перед лицом внешних воздействий, кроме того, улучшают метаболизм. Происходит улучшенная регуляция содержания сахара и прочих веществ в крови, в следствии чего происходит снижение веса Г4, С. 31. Рассмотрим дальше сердечно-сосудистую систему. У человека неспортивного сердцу тяжелее работать при нагрузках. Даже в обычное время сердце у человека не занимающегося физическими упражнениями делает больше сокращений в минуту, таким образом быстрее изнашиваясь. Физические нагрузки напрямую влияют на сердечно-сосудистую систему, повышается её выносливость, потому что во время нагрузок все органы работают в более интенсивном режиме [5, С. 51. Если говорить в общем о центральной нервной системе человека и его психическом здоровье в частности, то можно сделать выводы и сказать, что физические нагрузки положительно влияют на организм человека и снимают состояние стресса, повышают работоспособность и увеличивают жизнерадостность. Нервная система развивается и улучшается, так как наш мозг при нагрузках намного быстрее адаптируется к борьбе со стрессовыми ситуациями, учиться быстрее и более конструктивно принимать взвешенные решения, одновременно с этим мозг более спокойнее реагирует на раздражители [6, С. 4191. Спорт и физическая культура очень необходимы для развития опорно-двигательного аппарата у организма человека. Во время физических упражнений укрепляются мышцы, которые эффективно поддерживают скелет. Так как увеличивается мышечная масса, увеличивается и устойчивость костей. Благодаря влиянию физических упражнений в волокнах наших мышц повышается содержание энергетических веществ, синтезируются протеины. Также повышается минерализация костных тканей, содержания кальция Г5, С. 41. Не стоит забывать о благоприятном влиянии спорта на дыхательную систему. С проблемами в работе дыхательной системе связаны одышка, головные боли, увеличение частоты сердечных пульсаций и даже бессонница. Физические нагрузки станут спасением от проблем. Физические упражнения расширяют бронхи, увеличивается вентиляция легких Г7, С. 132].

Выводы. Подводя итоги необходимо подчеркнуть, что занятия спортом и физической культурой должны быть догмой в жизни молодых людей. Влияние экологии, неугомонный ритм современной городской жизни, постоянный контакт со смартфонами, компьютерами, нагрузка в университете, переутомление, стресс - все это постепенно подрывает наши силы и значительно ослабляет организм. Поэтому важно укреплять защитные механизмы. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. С учетом из всего вышесказанного, следует вывод о том, что физическая культура и спорт как важная составляющая здорового образа жизни в высших учебных заведениях является одной из главных основополагающих формирований в общей и профессиональной

деятельности будущего современного специалиста. Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на выработку потребности в здоровом образе жизни. Как учебная дисциплина, физическая культура является обязательной для всех программ подготовки специалистов, так как она представляет собой одно из средств, которое помогает сформироваться всесторонне развитой личности, оптимизировать физическое и психофизиологическое состояние студентов в процессе получения ими высшего образования. Комплексное использование всех форм физического воспитания должны обеспечить рациональность во включении регулярной и систематической физкультуры в здоровый образ жизни студентов. Хорошее самочувствие, каждодневная активность, бодрость духа и позитивное настроение достигается тем, что если заниматься спортом и физической культурой ежедневно, то это станет реальностью.

Литература:

1. Батакова, И.И. Малоподвижный образ жизни / И.И. Батакова // [Электронный ресурс], 2012. - URL: https://Pohudet.guru:cafiT про похудение, диеты и фитнес/pohudet.guru/zdorove/malopodvizhnyj-obraz-zhizni/ (дата обращения: 23.11.2023)

2. Влияние спорта на здоровье детей и подростков // [Электронный ресурс], 2012. - URL: https:// /cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/811/ (дата обращения: 23.11.2023)

3. Воздействие спорта на организм человека // [Электронный ресурс], 2012. - URL: https://My Pharm: сервис заказа neKapcTB/https://mypharm.uz/blog/vozdeystvie-sporta-na-organizm-cheloveka/ (дата обращения: 23.11.2023)

4. Как ускорить метаболизм для похудения // [Электронный ресурс], 2016. - URL: https:// Как правильно: Сайт практических советов для жизни/http://kakpravilino.com/kak-uskorit-metabolizm-dlya-poxudeniya/(дaтa обращения: 23.11.2023)

5. Марченко, А.Н. Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов / А.Н. Марченко // [Электронный ресурс], 2019. - URL: https:// ИНФОУРОК: ведущий образовательный портал России/ https://infourok.ru/user/4096482/blog/rol-fizicheskoy-kulturi-v-ukreplenii-zdorovya-studentov-133074.html/ (дата обращения: 23.11.2023)

6. Сысоева, Ю.В. Физическая культура в жизни студентов / Ю.В. Сысоева, A.B. Седнев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 419-420. - URL: https://moluch.ru/archive/232/53816/ (дата обращения: 23.11.2023)

7. Черных, З.Н. Физическая культура как средство профилактики заболеваний / З.Н. Черных, Т.М. Борисенко // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2(38). - С. 132-140

Педагогика

УДЮ378.2

кандидат педагогических наук, доцент Иванушкина Наталья Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье анализируется проблема формирования цифровой компетентности студентов вуза в условиях трансформации современного общества. Отмечается актуальность исследования, значимость цифровых умений, навыков, компетенций для будущих специалистов информационного общества. Множество трактовок понятия «цифровая компетентность» приводит к расширению спектра возможностей для каждого человека получать, перерабатывать, сохранять и использовать информацию. Ее объем определяет сам пользователь для своего профессионально-личностного развития, самообразования и самосовершенствования. Цифровая компетентность представляется как фактор профессионально-личностного развития обучающихся. В статье обосновываются педагогические условия ее формирования у студентов гуманитарного направления подготовки. Отмечается, что при организации такой работы необходимо учитывать психолого-возрастных особенностей обучающихся высших учебных заведений. В статье описываются средства формирования цифровой компетентности, как традиционные, так и инновационные. В качестве традиционных в исследовании представлены презентации, программы для работы с графическими изображениями, текстами, схемами, таблицами и диаграммами, видеоматериалы, программные комплексы для тестирования. Инновационные - цифровые следы студентов и их анализ, технология работы с кейсами. В исследовании описаны критерии оценки уровня сформированности цифровой компетентности студентов высшей школы, а также представлены результаты опытной работы по ее формированию.

Ключевые слова: трансформация образования, единая информационная образовательная экосистема, цифровая компетентность, профессиональное развитие, личностное развитие, саморазвитие, самообразование, студенты.

Annotation. The article analyzes the problem of developing digital competence of university students in the conditions of transformation of modern society. The relevance of the research, the importance of digital skills, abilities, and competencies for future specialists in the information society are noted. Many interpretations of the concept of "digital competence" lead to an expansion of the range of opportunities for each person to receive, process, save and use information. Its volume is determined by the user himself for his professional and personal development, self-education and self-improvement. Digital competence is presented as a factor in the professional and personal development of students. The article substantiates the pedagogical conditions for its formation among students of the humanities. It is noted that when organizing such work, it is necessary to take into account the psychological and age characteristics of students in higher educational institutions. The paper describes the means of developing digital competence, both traditional and innovative. The study presents traditional presentations, programs for working with graphic images, texts, diagrams, tables and diagrams, video materials, and software systems for testing. Innovative - digital traces of students and their analysis, technology for working with cases. The study describes the criteria for assessing the level of development of digital competence of higher school students, and also presents the results of experimental work on its formation.

Key words: transformation of education, unified information educational ecosystem, digital competence, professional development, personal development, self-development, self-education, students.

Введение. Образование в условиях трансформации современного общества приобретает новое качество благодаря наличию современных технических средств, информационных коммуникационных технологий и единой информационной образовательной экосистемы, выстроенной на основе закономерности взаимообусловленности условий трансформации информационного общества, этапов трансформации мирового информационного пространства и глобализации сознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.